Армянские этюды или нетипичная командировка. Ч. I

Федоров Александр Георгиевич
 

Тому, кто не застал Союз, это слово мало, что говорит.
    Да и в описываемые времена, Армения была сравнительно малопосещаемая – уж больно далека была от центра... Добраться поездом туда можно было либо через Азербайджан, либо через Грузию  Но лучше всего и быстрее можно было добраться самолетом, напрямую.
  А страна интересная, я бы даже сказал , удивительная. Достаточно упомянуть тот факт, что, как  писали в тогдашних наших учебниках, на территории нынешней Армении располагалось первое христианское государство в границах  СССР.
  В четвертом веке от Р.Х. Армения стала первым  государством, в котором христианство стало государственной религией. Это произошло даже раньше, чем в Риме.

Вот уже несколько часов  я сижу  в маленьком двадцатисемиместном ЯК-40, который летит в  Ереван. Внизу подо мной появились заоблачные вершины Кавказа. Это не просто заезженный литературный стереотип, именно так выглядят горы с самолета – пелена белых облаков, освещенных солнцем, которую пронзают темные пики гор.

    Самолет плюхнулся на маленький аэродром для местных авиалиний в Араратской долине, в окружении гор.  А на горизонте, занимая половину насыщенного ярчайшей лазурью неба, совершенно неправдоподобно высился величественный снежный массив горы Арарат. Зрелище для неподготовленного человека просто фантастическое. Ничего подобного я до сих пор не видел. Понятно, почему в Библии, в рассказе о всемирном потопе, именно эта гора была выбрана в качестве первой пристани среди океана потопной воды.

День первый.

    Итак, я на окраине  Еревана. Дело в том, что я толком не знал, где будет происходить регистрация участников и сама конференция. Это потом выяснилось, что это два разных места. Но время уже было обеденное, надо было торопиться.

    Расспросив тамошних жителей, как добраться до ЦахНадзора (который потом оказался Цахкадзором), я на троллейбусе покатил к местной автостанции, с любопытством рассматривая мелькавшие в окне виды.
 А они очень отличались от привычных мне городских. Улицы были застроены, правда,  типовыми пятиэтажками. Но зато все они  отделывались разноцветным туфом. Жаль, что на улице стояла сухая и пыльная погода и поэтому, туф был неярким, сероватого оттенка.
   На верхних этажах домов, прямо через улицу, как где-нибудь в Сицилии, были протянуты веревки, на которых болталось белье. Явно ощущался южный и азиатский мотив. Мы проехали через какую-то гигантскую насыпь, которая пересекала громадное ущелье, окруженное высоченными, почти отвесными скалами. А внизу, на дне ущелья, тоже жили люди в небольших древних и ветхих на вид, домишках. Низ этой насыпи был завален слоем городского мусора, который тянулся у ее подножия на несколько метров. Азия древняя…
  Потом я узнал, что Ереван на 30 лет старше Рима.
 
   А вот и автобусная станция на небольшом насыпном пятачке в том же ущелье. Сажусь на ПАЗик и двигаюсь по асфальтированной горной дороге в Раздан. Мелькает бетонная  чаша стадиона, пристроенная над обрывом, как я потом узнал, тоже носящая имя Раздан. Там у меня пересадка на Цахкадзор.
    Горы голые, нигде ни травинки,  ни деревьев. Прохладно, ведь уже конец октября, на  невысоких вершинах гор слева от дороги, врезанной в склон горы, виден свежевыпавший снежок.
   Да и чувствуется высота, все-таки около тысячи метров над уровнем моря.

    Вот и город Раздан, точнее автостанция на окраине.  Незадача – автобус на Цахкадзор будет только через несколько часов.
   В поисках транспорта наткнулся на симпатичную блондинку явно славянского происхождения, тоже ищущую тот же транспорт. Оказалось, что у нас сходные проблемы, она москвичка, и тоже прибыла на конференцию.

  Двое – уже легче. Сторговали по сходной цене такси (время не терпит) и отправились искать месторасположение нашего симпозиума. До Цахкадзора добрались быстро, он лежал в живописной горной чаше из пологих гор, склоны которых были покрыты зеленовато-желтыми, а частично и  еще зелеными дубовыми лесами. Водитель оказался отзывчивым, и мы с ним проехали несколько роскошных по тем временам пансионатов,  где, по его словам, обычно проходили подобного рода сборища.

  Никто ничего не знал.

  Мы расплатились с водителем и дальше поиски продолжили пешком, благо солнечная тихая погода располагала. Снова ничего…

  У москвички оказались сведения, что регистрация участников происходит в самом Ереване, в Доме науки и техники. Решили пробиваться туда. Как и чем, правда, непонятно.
   Вдалеке, на дороге к Раздану, появилось одинокая машина. Мы вместе замахали ей руками, не надеясь, что нас заметят и откликнуться на наши отчаянные сигналы. Но машина неожиданно повернула к нам, это оказалось наше  же такси!
   Нас поразил и другой поступок водителя – он не взял с нас деньги за обратную дорогу, объяснив, что мы уже потратились без результата, а впереди и так много трат. Как-то мы привыкли к тому, что встречающиеся у нас жители этой солнечной страны, обычно на рынке, не отличались такими благородными свойствами. Потом, из жизненного опыта, я понял, что простые люди везде одинаково добры, особенно к чужестранцам.
   
   И вот я снова в Ереване, в Республиканском Доме науки т техники. Здесь вовсю шла регистрация пребывающих участников. Организатором конференций был ВНИИФТРИ, метрологический институт из ближнего Подмосковья, поэтому я с радостью увидел профессора Гузера и к.т.н. Клименко, которых мы хорошо знали по совместной работе по аттестации наших аэрозольных и счетчиков частиц в жидких средах. Но моя радость, как и радость другого нашего сотрудника Серебренко, пребывшего уже из Москвы, оказалась преждевременной. На нас эти москвичи не обращали внимания, а узнав, что у нас не оплачено проживание в гостинице и питание, вообще от нас отвернулись, предложив подождать.
 С утра голодные мы так просидели несколько часов. Поток «законных» участников не убывал, и нам  оставалось только ждать и ждать.
  За это время мы сходили в ближайшее кофе, где нам выдали настоящий густой крепчайший  ароматный кофе, приготовленный в джезве на песке и разлитый в крохотные чашечки, величиной с большой наперсток. Попросив что-то из выпечки, мы в ответ получили недоуменный взгляд и какой-то черствый национальный хлебный продукт, величина которого была приблизительно эквивалентна количеству кофе. Не принято на востоке пить кофе с чем-то, за столиком сидели модно одетые местные молодые люди, потягивали одну за другой чашечки кофе и о чем-то жарко беседовали, бурно жестикулируя. Надо отметить, что в Ереване ароматы кофе витали везде и всюду.
  Но кофе  нас приободрил, и мы решили плюнуть на конференцию и отправиться домой. Но ближайшие даты вылета домой как раз совпадали с датой окончания конференции. С зубовным скрежетом мы взяли их, решив, что синица в руках лучше журавля в небе, и снова началось ожидание.
   Ближе  к вечеру поток жаждущих участия иссяк. Тогда вспомнили и о нас. Мы безропотно заплатили какие-то сумасшедшие деньги за размещение в пансионате Совмина, нас погрузили в видавший виды автобус и мы снова двинулись в Цахкадзор. Было холодно, к тому же машина вся продувалась горным холодом. Как раз, как мы узнали, вчера в горах выпал снег.
  Прибыли на место уже а к полночи, усталые и обозленные. Наскоро разместившись в комнатах Пансионата Совмина человек на пять, мы уснули, как убитые.

  Продолжение http://www.proza.ru/2010/11/04/1143