О тургеневской девушке или

Маг Рун
                о положительном герое в современной русской литературе...


                "...Мне не нравится томность
                ваших скрещенных рук,
                и пугливая скромность,
                и стыдливый испуг.
               
                Героиня романов Тургенева,
                вы наивны, чисты и милы
                В вас так много безбурно-осеннего
                от аллеи, где кружат листы..."     Н.С. Гумилев


                Интересная вещь-жизнь. Можно, конечно, предложение и переставить частями, ведь это не математика, но суть ощущения от этого не изменится. Вот это выражение " тургеневская девушка" у меня в зубах завязло со школьных времен, и надо сказать, что тургеневская девушка тургеневской девушке рознь, как в моем понимании, так и по сути.

                Хотел начать фразу.., и вспомнил Шарикова...
                - С кем же вы несогласны, с Энгельсом или с Каутским..?!
                - А...с обоими несогласен.
               
                Вот и я уловил свое несогласие и с Н.С. Гумилевым-почитаемым мной поэтом, и с И.С. Тургеневым...

                Далее Гумилев пишет:

                "...Никогда никуда не пойдете,
                коль на карте путей не найдете,
                никогда никому не поверите,
                прежде ченм не сочтете, не смерите.

                И вам чужд тот безумный охотник,
                что , взойдя на нагую скалу,
                в бурном счастье, в тоске безотчетной
                прямо в солнце пускает стрелу..."

                Нет. " Тургеневские девушки " не ищут легких путей, не считают и не меряют, и охотник им этот не чужд...Боюсь, что им чужды молодые и не очень мужчины, которые их окружают-дворяне. Не всем чужды, но ведь речь идет о тургеневских девушках, а представить себе Анну Ахматову, Зинаиду Гиппиус.., и всю эту толщу дворянского бабья..-тургеневскими девушками ..?!
                Тургенев - замечательный писатель, однако,  что мы видим? Все тургеневские девушки несчастны, все влюбленные в них кавалеры тоже...Я понимаю,Полина Виардо, того стоила, но нельзя же быть столь эгоистичным, можно же было хоть одну пару оставить вместе.., хотя бы на время...Оставить конец без обязательной мертвечины или слез...И, вроде бы, вот-вот, Инсаров и Елена уедут вместе, и роман хорош..., но тут, на радостях, Ивану Сергеевичу вздумалось послать записку Виардо, а та не принимает, в расстроенных чувствах великий писатель поворачивается к столу и ...Инсаров почил в бозе.

                Прежде, чем утомлять вас своими гупостями дальше, позвольте ,  вкратце, затронуть иную тему. Вкратце. Долго не буду, поскольку мое мнение может вызвать оскомину, да и потом писать долго не хочется, хотя тема обширная. Не хочется потому, что у меня имеется и самостоятельное мнение, а не мнение в догонку...

                В " Отцах и детях " все осталось, как и при коммунистах. Как и при коммунистах Базаров гибнет, как, впрочем, и во времена Тургенева, но, разумеется , причина не столь однозначна, как это рисуется белым и.., мне, красному...
                Конечно, гибель Базарова впрямую не связана с дворянами , с мерзопакостным строем.., а с другой стороны..?! Был бы скальпель туп, если бы уездный врач пользовал бы людей, а не крестьян? Мог бы быть, но возможностей для этого было бы меньше. И  потом, а что собственно говоря случилось? Разве Базаров стал более терпимым к Павлу Петровичу со сменой строя, а тот со своей стороны совсем озверел? Кто-то отменил их дуэль?
                Для меня главными героями этого романа являются родители Базарова. Их беззаветная, нерассуждающая любовь-вот мой главный герой.Да, как коммунист, я непоследователен, может быть, но коммуниста без человеческих чувств не бывает. На вопрос, с захлебом, с пеной у рта:
                - А как же мол эти..?! Да как же ты..?!
                Ответ:
                - А это приспособленцы, любители удобно пожить. Какие же из них коммунисты?!
                Коммунизм-он и есть-беззаветная, нерассуждающая любовь минус приспособленчество. Если бы меня кто-то так любил, я бы оставил все и жил бы, наслаждался. Разумеется, все имеет свои минусы, но жертвовать надо ради главного, а не наоборот. Я так думаю! Что еще Базарову надо было?! В этом отношении Базаров напоминает Душечку, потерявшую Дымова, но та хоть чуть-чуть осознает свою потерю, а этот?!

                Вернемся к тургеневским девушкам.

                А кто такие тургеневские девушки? Откуда они взялись?
                Это простые вопросы. А вот посложнее: А почему возникло такое определение? Где были раньше тургеневские девушки? Понятно, что появился писатель Тургенев, стал писать о девушках и женщинах, о их чувствах, жизни, но любезный или не очень писатель, писал о современности, о современницах...
                Интересно, раньше что, девушек не было?!
                Я знаю ответ подходящий для философа-сухаря, и тот , который, меня интересует.

                Да на дворе, только не на царском, гулял ветер перемен...Только, наверное, впервые появился писатель, который писал так много о чувствах женщин того времени. Время в этом помогло, или писатель, наоборот, помог ему..?!
                Я полагаю, более того уверен, что тургеневские девушки были очень многим обязаны Ивану Сергеевичу.
                Наверное, не одна нынешняя дама, впитавшая мифологию нынешних и прошлых времен, встрепенется после следующего предложения,но если подумать..?!
               
                Каково было положение женщин "благородного сословия" в те времена? А я уверен, самым бесправным в чувствах и мыслях, менее, в имущественном положении. Что уж говорить о чувствах. Петерналистская концепция не терпит имущественных прав женщин, хотя они были оговорены в законах Российской империи, говорить в таких условиях о какой-то любви бессмысленно...
                Представить себе женщину рассуждающую, политически активную дворянину сложно, как никому другому. Его европейская закалка отторгает равноправие женщин, как нечто немыслимое...
                Если права были равными, то не будете ли столь любезны, назвать хоть одну предводительницу дворянства, не предводителя, с этим все было тип-топ...

                Не нужно иронически усмехаться или соглашаться, успеете. Отделять женщин и мужчин "благородного сословия" друг от друга бессмысленно, отделять плоть от плоти просто верх глупости , и тем не менее...Абсолютное большинство женщин было в полном и безусловном подчинении своих "благородных" мужей. Их "благородство" известно...
                Тем не менее, Тургенев, вовсе не писатель дам того времени...Он писатель девушек и женщин, наиболее искренних, чувственных, желающих взаимной любви-тургеневских девушек. Как понятно, таких было меньшинство. Почему их писатель победил? Да потому, что "идеалы благородных дам" были настолько отвратительны, что время отсеяло их, как превалирующие.

                "Фауст". " Ася ".
                Ну не любил Тургенев счастливцев в любви и семейной жизни. А может любовь была нечастой гостьей в помещичьих усадьбах? Вам виднее, я же лишь выскажу свою точку зрения.
                " Рудин ", " Дворянское гнездо", "Накануне","Отцы и дети".
                Madames et Mademoiselles, видел я недавно  героиню Киры Найтли замужем за герцогом Девонширским. Там сценарист и режиссер так облизали эту трагическую реальную историю, что спорить не хочется, хотелось бы узнать только, а где же ее счастье затерялось, и за что ее наказали, хотите бог, хотите люди..?!
               
                "Первая любовь", "Несчастная", "Вешние воды", "Дым", "Новь".
                Когда прочитываешь, перечитываешь все эти произведения вместе, то возникает щемящее, печальное чувство. А было ли счастье в помещичьиих вигвамах, дымилась ли , вообще, там трубка мира? Конечно. Как редкий, и вряд ли желательный гость...
                Я поясню. " Отцы и дети".
                С кем нашел счастье Николай Петрович? Разве с ровней? По людским и божьим законам? Нелегально.
                "Фауст". Столкнулась живая душа, с чувствами...и где оказалась?!
                "Ася". Кто мешал герою жениться, быть счастливым. Никто, кроме него самого. Какие движения души в том были виновны? А счастье было так близко, так возможно...Оно бы закончилось рано или поздно..?! А до того? Может вообще плюнуть на счастье, или не получится, ведь счастье так желанно?
                Еще один Базаров. Его любят, а он в строну. Прелестно, просто прелестно...
                "Рудин". Неприятно видеть похожего на меня человека, но факт: я тоже болтун, на манер Рудина...Одного не могу понять...Наверное, понятно чего..
                Этим людям нужно все, что угодно, кроме любви...И ведь не требуют того же от Рудина объстоятельства...Просто любит тургеневская девушка и все ...
                И вот этой чувствующей, чуткой Наталье Алексеевне, на ее любовь эта.., даже не знаю как назвать...mauvais ton

                "Дворянское гнездо"-это мерзейшая мерзость. Главный герой не в силах ничего разорвать, Лиза уходит в монастырь...
                Прямо "Юнона и Авось". Любви восторг, прелестное начало ...оканчивается монашеским клобуком... Нет никаких препятствий для взаимной любви. Ежели есть, то может вы не любили?! Может не знаете, что такое любовь? Любите, как верите? Знаете, что такое вера? Вера есть, но веры нет. И , вроде, была любовь...

                Я не буду рассматривать все.
                "Вешние воды" меня просто потрясли. Что еще нужно было?! Избранница
Санина, Джемма, девушка потрясающей красоты, редкой, изумительной...Она любит. Лю-ю-ю-би-и-ит!!!! И любовь, вроде бы, взаимна...Каким чудовищем надо быть, или не уметь любить, чтобы поменять все что было на заурядный адюльтер. И с кем..?! С животным женского вида, понимающей любовь, лишь, как движение гормонов...Вероятно, Санин любовь понимал также?!
                "Дым". Существо дворянского рода, женского пола, устраивает свою жизнь таким образом, чтобы приобрести имущество: Дом, чашки, ложки, стулья, стол, ночной горшок.., а затем, получив чашки, ложки, исподнее белье и ночной горшок, она хочет чувств...Этот mauvais ton мог бы вызвать смех, кабы не главный герой. Он, вероятно, считает эту причину, в какой-то мере оправдывающим объстоятельством...
                Хотелось бы задать простые вопросы на все эти сложности уже не только героям романа, но и самому Тургеневу. Писатель тщательно выписывает сюжет, и он интересен, пока, не утыкаюсь в простые вопросы: Разведется ли героиня со своим блестящим мужем-аристократом? Боюсь, что нет. К чему приведет эта любовь, если это можно так назвать?! К пустоте. К пустоте духовной, и к пустоте в детской героя...
                Тургенев был другом дома, у него не было детей...и у героя тоже самое...Зато пресловутое имущество будет в целости, и даже преумножится...
                Новая ли это тема, ушедшая ли?! Ни в коей мере.
                У Джека Лондона есть анологичный рассказ. Только там герой не бросает свою индейскую скво, видимо, потому, что вырос не в российской дворянской усадьбе...
                Хотелось, как лучше, получилось , как всегда! То ли дворяне не умели любить, то ли тургеневские девушки любили не тех..?! Хотелось поговорить о Любви, но не как о бабочке...Она обнимет  девичье сердце своими крылами, вспыхнет ярко, ярко и гаснет...Ей, чтобы пылать подольше, нужны двое...
                Можно, как угодно объяснять почему не срослось, почему не получилось, только , даже Тургеневу -мастеру психологического романа , это не по силам...
               
        Имманенс * Маг Рун *, в миру Шурховецкий Петр.