Власть - для творчества дана. Часть 4

Владислав Стадольник
      Много раз сказано о дисциплине воли и о приказе сознания. Давно установлена бодрость ответственности. Теперь мы должны направить зоркость на искоренение узости сектантства и суеверия. Сектант мечтает забрать власть для подчинения всего своему негибкому сознанию. Суевер больше всего боится, как бы случайным движением не напомнить чужое знамение, и очень много думает о себе. Суеверие и сектантство являются признаком очень низкого сознания, ибо потенциал творчества ничтожен у тех, кому чужд принцип вмещения.
      Необходимо всячески обнаруживать суеверие и сектантство. Не стесняйтесь останавливаться на этих вопросах, тем самым будете уничтожать ложь и страх.
Община есть вместилище всех возможностей и всех накоплений. Каждый умаляющий границы и мощь общины становится предателем. Община – чаша солнечной радости!
   Учение Живой Этики: Община, из 237

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Даже дня одного без Владыки пробыть невозможно тому, кто установил с Ним каждодневный контакт. Без Него тьма. Не беда, коли есть недостатки. Не беда, если изжито не все. Лишь бы не отрываться от Него в сознании. В постоянном стремлении к Близости перемелется подлежащее очищению. Но все неизжитое усиливается тысячекратно при отдалении от Него. С Ним можно все победить, все преодолеть. Когда с Ним, замолкают голоса прошлого и утрачивают прелесть свою и власть над сознанием. Но когда без Него, даже малое становится большим и кажется непреодолимым.
   Грани Агни Йоги, 1965 г. 561


                ВЛАСТЬ – ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ДАНА (4)
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Восхождение последовательное – по ступеням. Всего не достичь в одночасье. Потребуется не одна жизнь, но зато и достижение превосходит все, что может дать человеку земное благополучие, слава, богатство и власть земная. Все они преходящи, все преходящи блага земные, но достижения Адепта – его вечное достояние. Благо земное можно удержать в лучшем случае только на одну жизнь, достижение Адепта можно удерживать постоянно и навсегда. Единственная обязанность, которая будет сопутствовать ему во всех его жизнях, – это обязательство восходить и продвигаться дальше. Остановиться нельзя и нельзя идти вспять; только вперед, всегда, вечно вперед к еще большим высотам. Конца восхождению нет. В эволюционном движении вперед весь Космос. Это движение остановиться не может, разве что в период Пралайи. Но и тогда Венец Космического Разума находится в состоянии процесса сознательного Бытия. Достижение ступени Адепта – величайшее на Земле.

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Если все свои действия примерять к будущему, и особенно к будущему далекому, захватывающему цепь будущих воплощений, то они приобретут совершенно иную окраску. И тогда каждое действие, творимое сознательно, явится намеренно и планомерно закладываемой причиной будущих следствий. Для Владык все будущее – лишь следствие Ими творимых причин. Им подражая и следуя Их же путем, можем и мы в корне переродить природу своих действий. Действиям рефлекторным, действиям бессознательным, действиям необузданным, импульсивным места уже не будет. И тогда можно еще более приблизиться к ступени овладения своими оболочками. Ведь для сознательного проявления и деятельности в них, на соответствующих им планах, нужна над ними полная власть и полное подчинение их воле. Это овладение не может прийти в одночасье. И желание не есть еще овладение, но прийти к нему все же возможно. Тот, Кто Ведет, путь Намечает и возможности Дает, но их, не отбросив, принять и использовать полностью можно лишь только своими собственными усилиями и своими действиями, направленными неуклонно и без колебаний все к той же единой цели. Цель эта поставлена четко – Архат. Много силы, упорства и несломимой настойчивости надо явить, чтобы цели этой достигнуть.
 
      Пятый принцип может проявляться во всех остальных низших, в любом каждодневно. Физическое сознание касается тела и внешнего мира через пять чувств. Астрал и ментал проявляются так на физическом плане. При выходе астрала сознание проявляется в теле, но уже не физическом, но тонком. Всякое переживание идет связью с какой-либо из своих оболочек или с их сочетанием. Ту или иную оболочку из сознания можно исключать. Например, жить яро можно только эмоциями, или только менталом, или желудком (полностью их разъединить, пока в физическом теле, невозможно). Непосредственно действует мысль на любую, если целеустремлена с определенным заданием. Мысли бродячие, мысли случайные не эффективны. Целеустремленная мысль всегда дает следствие. Мысль – орудие, рабочий инструмент, рабочая энергия. Рычагом мысли можно поднять большие дела.

      Мысль нуждается в контроле над нею, точно так же, как любой инструмент – в руках, чтобы его держать и им орудовать. Но люди этого не понимают и имеют обыкновение отдавать себя во власть мыслям. Мысль, порожденная сознанием и волей, допускается к власти над своим творцом и породителем. Порождение овладевает тем, кто его породил, овладевает по невежеству своего породителя, то есть своего создателя и господина. Положение неестественное, ибо хозяин мысли – ее творец и создатель, то есть мыслитель, то есть сам человек, владыка своего мира мыслей. Жалобы и ожесточение! На что? Ведь все они – только мысли, наши мысли, созданные и допущенные нами. Мы лелеяли их и носились с ними, подчиняясь им и пресмыкаясь перед ними, когда находились в их власти, в то время как весь Свет, и все счастье, и вся радость дерзновения открыты для нас, и когда дары духа ждут и ждет наследство Отца, но ждут за Порогом. Сторож их Майя. Отбросьте ее, отгоните все тени. Свет впереди.

      В Мире Надземном ведет мысль, как, впрочем, и в мире земном. Но там особенно свободно и особенно резко выявляется ее сила. Долго можно думать и упорно на Земле, но дома с места не сдвинуть и мыслью одной дом не построить, но в Мире Тонком это возможно, ибо все, что творится там мыслью, выливается в реальные формы, видимые столь же отчетливо и ясно, как видимы на Земле предметы материального мира. И эти формы становятся очевидностью того плана. Там мысль творит непосредственно, здесь мысль творит, то есть осуществляется через посредство чисто материальных факторов, без которых не обойтись. Эту разницу в действии мысли на планах различных следует хорошо усвоить. Там, где все движимо мыслью, господствует и властвует мысль, но если не ее творец и владыка, то есть сам человек, там ею владеет, то она овладевает им, и подчиняет его себе, и захватывает его, поглощая собою его существо. Так человек в состоянии сильного аффекта, совершивший тяжкое преступление и перешедший в Мир Тонкий, будет находиться во власти мысленных вихрей астральных, всецело и полностью поглощенный их буйным водоворотом. Потому овладение мыслью еще на Земле является залогом свободы духа и в Мире Надземном.

      Освобождение от всех видов рабства может прийти только через мысль. Земной властелин или правитель, наделенный людьми высшей властью земною, может быть жалким рабом своих мыслей, в то время как самый простой человек, не наделенный властью земною, быть может владыкой себя и свободным свободою духа. Надо пересмотреть эти понятия в корне. Свобода может быть только лишь в духе. Деньги ее не дадут. Миллионеры – рабы своей собственности и условий, в которые ставят их деньги. Истинная свобода может быть лишь у того, кто не имеет никакой собственности или, имея ее, отказался от нее в духе. Рабы условий земных рабами уходят в Мир Тонкий и в рабстве у мыслей своих и вожделений своих там пребывают. Как может раб сказать порождениям своим, стерегущим его у Порога, что он их не боится, когда он их раб, во власти их находившийся на Земле и не сбросивший в теле их ига? Думать можно всегда и о чем угодно, но при условии санкции воли на данную мысль, принять или отбросить которую воля может в любое мгновение. Мысль есть орудие воли, но не ее властелин. Правда, порожденная мысль будет при своем породителе, но и купленный инструмент остается у покупателя и остается его инструментом, но не хозяином своего владельца. Даже неудачная или навязчивая мысль или идея остается при всех условиях собственностью своего создателя, который имеет полную власть распорядиться ею так, как он хочет, и даже предать сожжению в своем огненном устремлении к Свету. Через ступень овладения мыслью надо пройти.

      Сын Мой, незнающие и неделающие осуждения не имеют, но знающие и неделающие несут на себе всю тягость следствий. Не Имеем Запретов, но лишь для тех, кто владеет собою и своими поступками. Тот, кто имеет над поступками власть, над тем поступки власти не имеют, и следствия их не являются результатом рабства и подчинения обстоятельствам. Можно быть в нищете и нужде, но в духе свободным, и можно быть в богатстве и благополучии, но в духе рабом и людей, и мыслей людских, и условий окружающих. Мы Утверждаем свободу духа от всех внешних воздействий и власть духа над всеми его оболочками. Начнем с физической. Тело подчинить себе сразу нельзя – нужно время. Но каждая попытка или усилие овладеть своим телом, недугами его, слабостями и работой его органов – победа над плотью. Одно можно сказать, что каждое усилие в этом направлении есть зерно, закладываемое в сфере своего микрокосма, которое в свое время, но непреложно и неизбежно даст свой плод, свои результаты, то есть приведет к овладению телом. А рано или поздно овладеть им придется, как сознательными, так и подсознательными его функциями. Руку волею каждый здоровый человек может поднять, заставить более энергично функционировать почки, или печень, или кишечник может лишь тот, кто приложил к тому время, и силы, и знание, как это делать.

      Подчеркивается здесь то, что каким бы трудным и недостижимым ни казалось овладение телом, оно достижимо, но требует времени в зависимости от способностей духа. Остановить кровь при порезе волею очень легко, надо лишь знать, что это возможно и что кровь подчиняется действию воли весьма охотно и быстро. Упражняться можно на всем и всегда и, особенно, при различных заболеваниях всякого рода. Нельзя лечить внушением заразные болезни, но, посылая в пораженные органы волны психической энергии и вызывая прилив крови в заболевшие ткани, можно помочь. Помогать можно и себе и другим. Только в случае других следует помнить, что необходимо применять соизмеримость и целесообразность. Количество выдаваемой психической энергии не должно превышать законного расходования, иначе не избежать собственного неуравновесия. Не следует забывать, что Рамакришна был растерзан психически. Своя батарея всегда должна быть заряжена позитивно. Опустошить сокровищницу очень легко тому, кто знает, как отдавать, но восстановить сверхзаконную выдачу трудно необычайно. Мудрая отдача указуется целесообразностью.

      (М.А.Й.). Усилия и попытки овладеть астральной оболочкой и подчинить ее воле повторяются бессчетное количество раз, несмотря ни на какие временные уступки, повторяются до тех пор, пока власть над нею не утвердится окончательно и бесповоротно. Очень важно понять, куда влечет человека своеволие этого проводника. Ведь проводник – это инструмент или орудие воли, но отнюдь не наоборот. Загляните в сумасшедшие дома, в притоны картежников, наркоманов и пьяниц, в ночлежки погибших людей и поймете, куда устремляет астрал свои жертвы. Много несчастий, и сверх этих всех, он порождает много трагедий, насилий, убийств, скандалов и ссор. Причина несчастий людских в неуемном астрале. И самая страшная трагедия человечества, одержание, вызывается им же, ибо одержатели действуют всегда на астрал и через астрал. Овладение им – ступень, через которую надо пройти, победу свою утвердив.

      Одна из тайн Надземного Мира заключает в себе понимание того, что в этом мире всем движет мысль, и все создает мысль, и все зависит от мысли. Астральное тело движимо мыслью, и все желания его зажигает и поддерживает или угашает мысль. Не так ли и в мире земном, ведь и в нем желание или вожделение можно разжечь или погасить мыслью. Но там вдобавок к этому передвижение в пространстве совершает тоже мысль. Та же энергия уявляется и в мире ментальном. Освобожденная знанием от невежества, мысль свободно творит то, что ей доступно по уровню ее развития. Мысль поэта, художника и композитора, мысль писателя по своему творческому размаху сильно отличается от мысли базарного менялы, ибо каждый из них живет в сфере своих мыслей. Куда пойдет меняла от своей лавки и кубышки с золотом? Мысль – или освободительница, или тюремщик. Создает мысль человек, ее творец и породитель, но, созданная им, она становится его властелином. И даже знающие о возможности власти над мыслью и ее порождениями не всегда могут проявлять эту власть. Кроме знания, необходим еще опыт овладения мыслью. Наркоман, пьяница и курильщик отлично знают о вреде наркотиков, вина и никотина и, зная, все же остаются рабами своих привычек, когда-то допущенных к рождению мыслью. Только применение в жизни явления власти над мыслью освобождает от рабства у мыслей своих.

      Большинство людей – рабы своих мыслей, рабы порождений своих. Сперва породили, а потом пошли в кабалу, сперва добровольную, а затем в подневольную. Как может быть свободным дух в Мире Надземном и распоряжаться своими мыслями, если здесь, на Земле, он находился во власти и подчинении своих мыслей? Но есть мысли, дающие свободу, например, мысль о том, что ее энергией передвигается в пространстве и летает тонкое тело; и есть мысли, кующие цепи, например, мысль о том, что человек умирает со смертью физического тела, лишающая его возможности быть там живым, а не неподвижным чурбаном или каменным истуканом; отрицающий жизнь и движение там в мыслях своих – их не имеет, утверждающий мыслью – живет. Надо лишь только понять, что верховным фактором жизни духа является мысль, но мысль, озаренная знанием высших законов и вооруженная опытом применения их на практике, – сперва на Земле, а потом и в Надземном. Только мысль, примененная в жизни, дает силу ею творить. Человек властен создать причину тем или иным поступком, но уже не властен уничтожить ее следствия. Человек властен создать мысль, но не властен нейтрализовать ее следствия до тех пор, пока не будет создана мысль другая, ей противоположная и большего потенциала. Ввиду этого обстоятельства приходится быть очень разборчивым в том, какие мысли приглашаются и допускаются в сферу своего сознания, ибо каждая или возвышает или устремляет вниз; освобождает или накладывает цепи; осветляет ауру или отемняет ее, ибо каждая от тьмы или Света. Но от самой мысли никуда не уйти.

      (М.А.Й.). Отрешение от чего-либо состоит не в том, чтобы его не иметь, но в том, чтобы не быть привязанным к нему и не быть им связанным. Все, что совершает человек, совершается им или в свободе, или рабстве у совершаемого. Можно представить себе игрока за столом, совершенно спокойного, бесстрастного и безразличного к тому, выиграет ли он или проиграет, теоретически – можно. Это и будет свободой от того, что делает человек. И тогда он владыка своих поступков и действий. Одинаковость в удаче и неудаче, в радости и горе, в здоровье и болезни и во всех обстоятельствах жизни будет ступенью достижения равновесия духа, высшего огненного качества, дающего власть над полюсностью противоположных явлений. Никак не реагировать астрально на волны внешних воздействий означает подчинение астрала воле и овладение им. Достижение – из редчайших.
 
       (М.А.Й.). Все настоящие сказки, самые чудесные, самые фантастические – это попытки выразить земным языком чудесность Надземного Мира. Да! Да! Есть в пространстве такая область, где человек, как волшебник, как маг, вызывает к существованию все, что позволяют ему творить его мысль и воображение. Часто в мечтах думают люди о том, что было бы, если бы они имели власть, чтобы каждое их желание исполнялось. Тонкий Мир, где все движется мыслью, и есть эта чудесная область исполнения всех желаний. Только подумать – осуществляется все, в ярких законченных формах, если мысль достаточно сильна и достаточно полно оформлена. Вызывая мыслью и воображением ряд образов, человек окружается ими и в них пребывает, и они составляют для него тот мир или то окружение, в котором он и живет то или иное время. Можно понять, насколько важно при этом, если мысли насыщены Красотою. Ибо что же можно создавать на безобразии? А творчество всяким бывает. Темные тоже творят. Низшие слои полны самых отталкивающих и отвратительных форм, и в них утопают создатели этих уродств. Светлые духи строят на Красоте и Красотою. Хорошо тем, кто любит цветы, кто любит природу, кто к звездам стремится, кто в звуках прекрасных хочет себя позабыть. Служение Красоте, начатое здесь, продолжается там. Но что же сказать о содержателях публичных домов и притонов? Что же сказать о породителях всех безобразий? Где же они пребывают и что же творят в этом мире, где все созидается мыслью? Мысль Красотой соблюдите, если Свету хотите служить.
 
      Подготовка сознания к послесмертному состоянию очень полезна. Когда человек заранее знает, что он будет делать и что он хочет делать и что может, это облегчает его положение и освобождает от неосмысленного и бесцельного блуждания. Там слишком много возможностей и каналов активности, и незнающий и нерешивший отдается во власть случайных течений – полная аналогия с ладьею без руля и ветрил. Тот, кто имеет цель и осознает возможности надземного пребывания, знает, что ему делать, куда идти и как. Растерянность сопутствует незнающим и не имеющим направления. Там, где все движется мыслью, мысль руководит, но если четкости мышления нет и сознание мыслью не овладело, то несут его мысли, куда хотят, а не наоборот. А мысли бывают разные, и унести они могут куда угодно. Поэтому целеустремленность мыслей нужна, как явление, ведущее к тем условиям тонкого существования, которых хочет дух. Можно и в жизни земной прозябать на планете бесцельно. Можно бесцельно бродить по улицам города, не зная, чего хочет воля. Много бесцельно шатающихся в Мире Надземном.

      Собранность воли и собранность мыслей нужны. Нужны они, впрочем, и здесь, на Земле. Хорошо себя прямо спросить: а что буду я делать, когда освобожусь от тела, вещей и всех прочих ограничений плотного существования? Ведь не нужно будет ничего из того, что сейчас окружает, ничего. Также окажутся излишними потребности тела в еде и питье и всем прочем. Но ведь и там продолжают курить, правда, призрачно. Следовательно, призрачно продолжают, по невежеству, делать все то, что привыкли делать на Земле. Получается туман или одурь призрачного существования под гнетом утвержденных и вросших привычек. Освобождение от них лежит в духе, но отделить все, что нужно и необходимо на Земле, от того, что не нужно в Мире Надземном, надо уже на Земле. Иначе не вырваться из окружения призраков земных пережитков. Именно хорошо представить себя уже совершенно не нуждающимся в предметах земных. Также полезно понять разницу между одеждой земной и надземной. Надземная одежда одна, запасы ее совершенно излишни, и создается она воображением, и облекает ею себя человек при помощи мысли. Путем яркого представления себя в ней. Голым, даже в Мире Незримом, ходить неприятно. Земные, обычные земные одежды порою смешны, например, фрак с крахмальной сорочкой или пышный придворный мундир, корсет и все прочие крайности моды.

      Красота облачения духа оправдана и в условиях Тонкого Мира. Но красота сочетается с простотою. Толпы астрального плана одеты по сознанию и народности, времени и эпохе. Но есть одеяния универсальные, годные для всех времен и цивилизаций. Облачения Духов Высоких красивы и просты необычайно. Прообраз имеете их на Земле. Жилище не нужно – везде дом. В низших слоях тесно и душно, как и в больших городах. Кто любит природу, с ней и пребудет. Кто – тесноту рукотворных строений и толпы, будет в них и с ними. Кто – притоны – в притонах. Словом, кто чего хочет и стремится к чему или к кому, пребудет в желаемом окружении. Отсюда и потемки низших слоев, и райские сады и красоты Надземного Мира. Все по слоям и по устремлению к ним. И на Земле те же пределы, но редко кто сопоставит красоту гор или рек или морей с городскими трущобами, притонами и прочими условиями земной жизни. По сознанию и окружение. Но на Земле – не всегда. Там же – это закон.

      Конечно, все в духе. Состояние постоянного продвижения в духе становится свойством сознания. Двигаться, то есть расширять сознание и учиться, можно всегда. Всегда можно упражнять свою волю над овладением своими оболочками, всеми вообще и телом физическим в частности. Можно наблюдать на разных людях, как различна власть их над телом. Одному постоянно подчиняется тело, и он хозяин его, у другого – наоборот. Особенно в немощах и болезнях проявляется власть духа над телом. Архат – властелин своего тела, тело – его послушный слуга. Веками утверждалась власть эта. На всем, на всех мелочах в жизни обычной можно себя упражнять над овладением телом. Это не хатха-йога, препятствующая духовному развитию, но сознательное установление власти духа и приоритета его над всеми отправлениями и состояниями тела. Ни одной болезни, ни одному недомоганию, ни одному расстройству или разновесию поддаваться нельзя, не приложив всех усилий к тому, чтобы восстановить равновесие волей.

      Первейший фактор для восстановления равновесия – это мысль. Следует различать при этом внушение от творческой мощи воображения. Заразные болезни не поддаются внушению, но мощь творческой мысли не знает ограничений. Казалось бы, это одно и то же, ибо и тут и там действует мысль, но эта схожесть – кажущаяся. Психическая энергия, творящий огонь, вызывающий к проявлению жизненную энергию организма, действует мощно, не зная ограничений. Внушение – это только как бы ограниченная сфера деятельности силы творческого воображения духа. Лечение лучами относится к этой области безграничных возможностей духа. Для начала отметим, что лучей семь: семь основных и пять дополнительных. К примеру, можно сказать, что синий луч понижает температуру, и окружение себя синим светом тушит всякие ненормальные, повышенные термические процессы и воспаления в теле. Лучетерапия – это наука будущего.

      Цветотерапия применяется, хотя и немного, и сейчас, но здесь имеется в виду воздействие на организм цветными лучами психической энергии и изменение цветового излучения ауры. Когда снимки ауры будут допущены и приняты официальной наукой, дверь в эту область будет открыта. Пока же придется ограничиться утверждением, что каждая болезнь вызывает нарушение цветовой гаммы ауры, внося в нее дымные, темные, серые, коричневые или грязно-красноватые оттенки или пятна. Замена в пораженном органе или во всем организме такого излучения светлым, чистым или густым, но тоже чистого оттенка, подавляет очаг заболевания в его корне. Подобное усиливается подобным и нейтрализуется противоположным. Но цвет луча, каков бы он ни был, должен быть чистым. Здоровая аура характеризуется чистотою цветовых излучений. Искусство и умение применения лучетерапии вырабатывается долгим опытом жизни и постоянной практикой. Даже психические явления можно лечить этим путем – например, уныние, беспокойство, страх и все прочие нездоровые эмоции человека, каждое из которых сопровождается цветовым излучением, характерным для данного чувства. Область лучетерапии очень обширна, и нужно много старания, чтобы исчерпать ее. Пусть все сказанное послужит отправным пунктом для мышления, желающего углубиться в нее.

      Выгнанный из двери, он залезет в окно; изгнанный через окно, заползет через щель, даже самую малую. Таковы действия астрала, импульсы которого, пресеченные в одном направлении, проникают в другом и под совершенно новой окраской. Отрубленные головы змия вырастают вновь. Стремление его – провибрировать во что бы то ни стало и любою ценой. В этом его жизнь. А так как вибрации его ведут сознание вспять, то и меры пресечения их должны быть соответствующими. Астрал питается эмоциями разного порядка: эти эмоции возникают из ощущений тела через его чувства. Если воля закрывает один из каналов, астрал прорывается через другой, наиболее слабый. Он может броситься сразу во все чувственные излишества: объедение, пьянство, курение и так далее. Если все их остановить, он выберет наиболее доступное; если остановить его под каким-либо предлогом, он что-то и как-то отыщет, чтобы так или иначе себя проявить. Потому борьба с ним требует очень большой осмотрительности. Осложняется она и усугубляется постоянным вмешательством темных, которые пользуются каждой возможностью и каждой щелью, чтобы раздуть маломалейшее вожделение, каково бы оно ни было.

      Итак, с одной стороны, страстное, упорное и цепкое желание астрала переживать, с другой, недреманные старания темных поддержать и раздуть это желание. Подобно тому, как обычные люди жадно хватаются за жизнь и часто очень боятся смерти, так и астрал жадно хватается за все, что дает ему возможность жить, то есть переживать, то есть выявляться в движениях своей оболочки. Но ее надо подчинить, но ей овладеть надо, но надо понять, что без обуздания чувств дальнейшее продвижение невозможно. Вложим сознательное его понимание в каждое движение астрала. Ему хочется беспокоиться, волноваться, опасаться, тревожиться и так далее и далее, уже не говоря о чувствах еще более отрицательного порядка. Но не нужны эти чувства, как не нужны все привычки, склонности, страсти и недостатки этой неуемной оболочки. Вопрос ставится так: кто – кого. Или он побеждает, или побеждается он. Нет середины. Он может, не будучи поражен, казаться побежденным, чтобы самым неожиданным образом вдруг уявить свою силу. Враг древний, и очень искусный, и изощренный в борьбе. Он ненасытен. Его нельзя удовлетворить потворством. Каждая поблажка лишь увеличивает аппетит. Конца нет. Так наркоман, увеличивая дозы яда, доводит себя до гибели. И пьяница – тоже. Чудовища похоти и других вожделений вырастают из этих потворств. Беспощадной должна быть борьба со всеми попытками астрала утвердить свою власть над человеком. Враг страшный, упорный и хитрый, усиливаемый постоянно злоухищрениями мохнатых шептунов, он должен быть побежден.

      Трудно сочетать своеволие астрала с устремлением к Высшему Облику. Одно исключает другое. И все же ритм устремления нельзя нарушать. Томление духа необходимо для преодоления того, что томит. Конечной победы придется добиваться любою ценой, ибо, когда закончится жизнь в теле, невозможно даже подумать о том, чтобы отдать себя во власть произволу астрального начала. Освобожденный от тела, он устремится к удовлетворению всех своих ненужных желаний, и если они невысоки, то духу высот не достичь. Обуздание астрала утверждается в теле земном.
 
      Много печали о том, что ее не заслуживает, и много забот об усовершенствовании того, что не может быть совершенным, и много напрасных трудов. Ото всех дел, которые были прежде, от забот и печалей остался лишь опыт, а кроме него – ничего, что бы взять можно было дальше с собою. Смена жизненных условий очень полезна и именно тем, что показывает всю их быстротекучесть, а также и то, что отдавать им во власть свое сознание нецелесообразно ввиду именно этой причины. Незыблема лишь Иерархия Света. На ней утвердившийся не знает этой тягостной зависимости от внешнего мира, ибо внутренне он свободен. Право, стоит претерпеть самые тяжкие испытания, лишь бы только достичь этой внутренней свободы духа. Зачем же привязывать сознание к тому, что столь непрочно и неустойчиво и непременно подлежит изменениям?

      Цель этой переменчивости и быстротечности внешних условий – научить устойчивости и осознанию, что все, на что можно опереться, сосредоточено внутри, ибо внешнее, изменяясь, уходит, а внутреннее остается всегда с нами. И не только внутреннее остается, которое движется перед духовным оком созерцателя, но сам Смотрящий, ибо движение происходит в оболочках, тоже меняющихся постоянно. В какой бы то ни было форме, но это основание внутри надо найти. Без него нет устоя, нет опоры, нет фундамента, на котором можно было бы возводить дом духа. На песке строят все, но рушатся построения эти. Смерть тела служит свидетельством такого рушения у большинства воплощенных. Следовательно, дом духа должен строиться на фундаменте более прочном и длительности непреходящей. Этим фундаментом будет Беспредельность, в сферы которой устремляются и притягиваются энергии человеческого микрокосма. Строительство ведется для вечности и навсегда. В оболочках нет и не могут откладываться элементы непреходящего. Собираться могут, но отложения накапливаются лишь в Чаше – вечном хранилище всех накоплений. Именно оболочками и через посредство оболочек собираются эти накопления, причем оболочки являются только орудиями процесса.

      Очень нужно понять временность оболочек и постоянство того, кто в них пребывает и проявляется через них. Вечен он, но не его оболочки. Этот «он» и есть «Я» в человеке, его высшее «Я», то есть он сам. Отделить «Я» от оболочек, его облекающих, будет задачей путь свой нашедшего духа. Жизнь земная дает много к тому возможностей, ибо постоянно изобилует множеством явлений, текущих мимо сознания. Не отождествляя с ним своего «Я», можно их отделить от себя и смотреть на них со стороны, как в театре на сцене смотрит зритель на игру актеров, проходящую перед его глазами, или даже – как сам актер, хороший актер, смотрит на самого себя, исполняющего роль, выпавшую на его долю. Жизнь – это сцена, а Сутратма – актер, и роль его, какова бы она ни была, – временна, но сам исполняющий – вечен.
 
      (М.А.Й.). Минуты близости в духе с Теми, Кого почитаем и любим, имеют огромное значение для будущего. Ведь это ступени сближения, кующие связь навсегда. Презреть расстояния, презреть все преграды, и даже смерть, будет победою духа над очевидностью плотного мира. Конечно, побеждает сердце, ибо устремляется сердце и помнит сердце. Нет любви – нет и памяти о нелюбимых. Правда, есть память ненависти, но это память от тьмы. Светлые нити к Свету ведут и со Светом соединяют. Мы чуем эти устремления духа и реагируем на них. Так, смерть побеждается сердцем и чувствами его, которые не умирают во времени. У большинства они умирают еще при жизни. Не велика длительность таких чувств. Но чувства тех, кто Нам близок и кому Мы близки по духу, протянуты в бесконечности будущего. Перед лицом смерти разрушают они ее кажущуюся власть над человеком. Любите, любите, любите; любите тех, кто позвал вас к Владыке и открыл возможности пути в Беспредельность.

      Контроль над сознанием требует допущения только тех мыслей и чувств и эмоций, которые соизмеримы с раз принятым устремлением к Свету. Во внутреннем мире своем, где высшее «Я» – владыка, ему и принадлежит высшая власть над всем, что там происходит. Энергии восходящего движения не могут постоянно гаситься энергиями, тянущими сознание вниз. Это бесплодная и лишенная целесообразности борьба между притяжениями к полюсу Света и тьмы должна прекратиться, закончившись полной победой Света. Неразумно, зная значение каждой мысли, порождать мысли, влекущие вниз. Овладение мыслью предполагает уничтожение половинчатости и двойственности мышления. Осознание значения нейтрализующей энергии Света мысли дает духу силу яро и огненно утверждать в себе светоносную мысль. Победа нужна для будущего, когда порождения свои станут перед Порогом, преграждая дальнейший путь, и когда придется делать выбор последний между устремлениями к Свету и порождениями низшего «я». Контроль над мыслью приводит к овладению ею. Власть над мыслью открывает Врата.

      Сын Мой, то, что когда-то посеяно было в сознании, должно дать свой плод. И когда плоды эти созреют, хорошие вместе с плохими, плохие можно будет изъять. От времени до времени из памяти будут выплывать когда-то прочувствованные мысли и желания для того, чтобы получить на себя печать утверждения или отрицания. И процесс изживания прошлых нежелательных накоплений будет состоять в том, чтобы их отбрасывать за несоответствие с достигнутой ступенью. То, что не будет отброшено, останется в сознании, чтобы жить и расти; то, что будет отброшено за ненадобностью, постепенно умрет за неимением питания. Образы прошлого питаются мыслью и питанием этим живут. Одного желания освободиться от них недостаточно, ибо они очень прилипчивы и живучи. Кроме желания, нужны дозор и контроль над мышлением. Освободиться от наслоений прошлых недопустимых мыслей нелегко и непросто. Они выбирают моменты слабости и неустойчивости и ослабления контроля, чтобы предъявить свой счет на право существования в сознании. Но тот, кто создал мысль и допустил ее в сознание, тот создатель ее и господин. Правда, следствий своего порождения не избежать, но и следствия эти в виде возвращающихся временами мыслей можно принять или отвергнуть. Если сознание их принимает, зная их недоброкачественность, значит, они еще не изжиты и имеют над сознанием власть, данную им их породителем. Не будем смущаться ничем, что выплывает из прошлого. Все подлежит очищению и упорядочению. И хорошо, когда они возникают в сознании, чтобы там легче их было отбросить, наложив на них печать окончательного решения духа.
 
      Каждый отрезок Пути надо пройти достойно, чтобы не устыдиться потом ни поступками, ни мыслями. Разные переходы бывают, но все временны и имеют конец. И хорошо, если терпение длиннее очередного отрезка дороги в будущее. Ведь настоящее – это только момент движения в будущее, определяющий его формы. Освобождение от власти настоящего над сознанием дает крылья. Настоящее ценно лишь тем опытом, которое оно даст для строительства будущего. Очень важно понять, что воля не властна ни над прошедшим, ни над настоящим, и только будущее пластично в ее руках. И когда настоящее рассматривается как момент, оформляющий будущее, момент сознательно устремленной активности и созидания, тогда цепи настоящего распадаются и власть его над сознанием приходит к концу. Поэтому жить в будущем – значит утверждать свободу воли от Майи текущего часа и подниматься над нею в сферы, в которых куется проекция эволюции духа.

      Друг Мой, осознать цепи материального мира можно, только почувствовав всю их тягость и невозможность, даже их сбросив, освободиться от всех условий плотного мира. Пока в теле, живем в нем, в этом мире, и вынуждены нести на себе его ограничения и особенности. А чувствительность, между тем, возрастает, и обостряются чувства. Удерживать равновесие трудно необычайно, но нужно, ибо как же иначе охранить сознание. Те, кто не удерживается, отпадают и уходят туда, откуда пришли. За примером ходить далеко не приходится. Печаловаться слишком не будем. Наша забота о том, как бы не подпасть под магнитную власть настоящего. Ведь есть понимание преходимости текущего часа, а изоляции сознания от воздействий его нет. Отрешение от себя заключает в себе еще и способность отрешаться от вибраций среды окружающей. Ее сопротивление свету, горящему в сердце, настолько сильно, что порой угашает свет сердца или, вернее, закрывает его. Но знает пловец, что, хотя и далек берег, он доплывет, и волны, скрывающие его за своими гребнями, все же преградой не станут, чтобы достичь. Пловец доплывет.
 
      Мысль, обличенная в форму, становится мыслеобразом и пульсирует энергией породившего ее сознания. Порождение таких мыслей-причин во власти человека. Но как только причина оформлена и закончена, становится она следствием, уже не подвластным породившей ее воле, ибо что же может уничтожить мысль. А мысли живут, воздействуя на своего породителя и на окружающих людей, животных, растения и всю природу невидимого и видимого мира. Мыслеобраз, выпущенный с конвейера сознания, начинает свое независимое самодовлеющее существование. Много людей являются жертвами своих неудачных мыслей. На примерах психических неуравновесий видите крайность этого воздействия мысленных форм на сознание. Уничтожить мысль нельзя, но подавить ее силу мыслью, более сильной и упорной, возможно. Власть мыслей, кристаллизованных длительными привычками, настолько сильна, что освободиться от них многие находят совершенно невозможным. Мы Полагаем, что для растущей психической энергии невозможного нет, ибо именно ростом этой энергии обуславливается и растущая сила вновь создаваемых мыслеобразов, которые оказываются сильнее прежних, порожденных энергией более слабого потенциала. Победителем называем того, чья огненная мощь все время растет, преодолевая упорно и постоянно свои собственные порождения прошлого. Осознание этого дает ощущение силы и уверенности в победе. Победитель сужденный знает, что, несмотря ни на что, в конечном итоге, он победит. Называем победителем того, кто не побеждаем своими порождениями.
 
      (М.А.Й.). Подняться над жизнью обычной – не значит ли это войти в сферы необычности, которые окружают человека со всех сторон, стоит только устремить внимание поверх обыденности. Жизнь сопровождается смертью, а смерть – только новая фаза жизни. В незримости сущего – главная и большая часть жизни, хотя и не видима она глазу земному, как невидима большая часть айсберга. В невидимости сущего – главное основание жизни. Даже близкое и далекое прошлое человека уходит туда же, даже вчерашний день. Так устремим взоры свои на невидимое, чтобы в видимости найти тот смысл, которого без невидимого не существует. Как же можно охватить сутки, отрицая ночь, или понять один полюс явления, отвергая другой, его обуславливающий. Непрерывность протяженности линии, идущей от одного полюса к другому и связывающей оба в одно нераздельное целое, надо духом понять, чтобы в двойственности не видимых глазу явлений не потеряться и не упустить сияющей нити действительности. Овладев пониманием явлений обоих полюсов, можно встать в точке их уравновешивания, чтобы утвердить свою власть над ними. Только охватывая явление в целом в его двойственности, можно его постигать. Постижение, понимание и овладение – только ступени лестницы могущества духа.

     Много чутких духов погибает из-за того, что сил не хватает противостать воздействиям, идущим со всех сторон. Сопротивление среды – это сила, с которой приходится считаться каждому носителю Света. Или она побеждает и делает человека одним из толпы, или он – победитель. Если бы представить себе тонкое окружение этой среды, можно было бы увидеть окаменевших гигантов традиций, суеверий, обычаев, привычек и многие наслоения мыслей и чувств бесчисленных поколений. Этим особенно опасны старые города. Не подпасть под власть этих нагромождений возможно лишь при яром устремлении к Иерархии Света. Сильны и наслоения настоящего и недавние нагромождения мыслей живущих людей. Все это давит на сознание и стремится его утопить в своих эманациях. Иерархия – якорь спасения от поглощения внешнею тьмою. Надо притянуться к нему изо всех сил и, притянувшись, крепко держаться. Пространственное неблагополучие очень усложняет задачу. Планета больна, и судороги планетного организма действуют на состояние духа, вызывая неуравновесие, бороться с которым нелегко. Трудное время. Темное время. Уходящая тьма пытается задушить каждую искорку Света.
 
      (М.А.Й.). Есть два вида поступков, вернее, проступков человеческих: одни совершаются по воле человека, другие против нее или помимо. Вторые осуждены безусловно, ибо разрушают волю – огненное сокровище человека, в то время как проступки, допускаемые с соизволения воли, могут в любой момент быть пресечены этой же волей, ибо тогда человек не является безвольным рабом того, что он совершает. Это различие между волевыми и безвольными действиями следует точно усвоить, чтобы не допускать ни одного действия совершаться против или вопреки воле. Безвольный человек – это ничто. Опускать бразды правления воли в своем микрокосме – это значит отдать себя во власть случайностям жизни и всевозможным влияниям и воздействиям, идущим отовсюду, а главное, из низших слоев Тонкого Мира. Воля должна охранять микрокосм человека, как страж верный. Воля на недреманном дозоре должна пребывать и никогда, ни при каких обстоятельствах не выпускать руля из своих рук при плавании по бурному житейскому морю.
 
      (Гуру – Н.К.Рерих). Решение правильное: печать собственной воли накладывается на все свои действия. Нет действий безвольных. Лунное наследие уявляется в безволии действий. Лунное наследие проявляется в медиумизме, когда воля своя отдается во власть неизвестных влияний. Медиумизм – высшая степень разрушительного безволия. Делайте все, что считаете нужным, но по воле своей. Сильную волю можно всегда обратить на добро, но на что обратить можно жалкое безволие: не годится оно никуда и ни на что. Тепленькие, то есть безвольные, будут извергнуты из жизни за непригодностью. Как Сказано: Извергну тебя из уст Моих, ибо не был ты ни холоден, ни горяч, а только тепел.
 
      Горб, наследие Кармы, уничтожить нельзя, но устремление к Свету можно пронести неугасимым через всю жизнь даже и в теле горбатом. Это и будет победой над Кармой. Таким образом, победа заключается не в уничтожении внешних кармических следствий, которые неуничтожаемы, но в преодолении того, что мешает внутри, и это будет победою над собою. И только тогда, когда эта победа достигнута и завершена в духе, внешние кармические условия теряют свою власть над сознанием. Ничто не властно над духом, который себя победил. И когда это достигнуто, то обычно уходят те внешние обстоятельства, которые казались неодолимыми. Конечно, горб не уйдет, но люди и обстоятельства уходят или изменяются в корне. Так острие воли духа направляется не вовне, но внутрь, ибо только тот все побеждает, кто самого себя сумеет победить.
 
      Сознание есть фокус преломления всех энергий, поступающих в него отовсюду. Энергии эти могут быть весьма разнообразны, но окончательная оценка их дается сознанием. Нет энергий хороших или плохих, таковыми их делает воспринимающий фокус. И часто бывает, что темная отрицательная энергия вызывает в сознании реакцию, противоположную ее природе, и служит человеку во благо. Во благо многое служит и кажущееся сознанию неприятным или тяжелым. Но в данном случае имеется в виду то условие, когда одно и то же обстоятельство на двух людей производит впечатление прямо противоположное. Это показывает, что определителем реакции является не само обстоятельство, но сознание, его воспринимающее. Зная это, можно учиться управлять реакциями сознания на внешние воздействия и подчинять их своей воле, то есть подчинять воле не внешние обстоятельства, но реакцию на них сознания. Кармические обстоятельства не в воле человека, но отношение к ним в его власти, ибо затрагивает оно не самые обстоятельства, но лишь свою собственную реакцию на них. В этом, и только в этом, заключается достижение власти над миром. Дело все в том, что когда эта власть над реакциями собственного сознания достигнута, тогда и внешние обстоятельства начинают гнуться под молотом воли. Таким образом, власть над всем, что вовне, утверждается только через победу над собою и через умение управлять процессами, происходящими в сознании. Факты жизни говорят о людях, которые волею определяли не только свою личную жизнь, но и влияли на судьбы целых народов. Конечно, в этом случае действовала огненная, или психическая, энергия, накопленная за целый ряд существований. Есть духи, сужденные сроком, и, пока сроки еще не наступили, никакие усилия воли не в состоянии приблизить желаемые духу условия. Пока же запомним, что в своем микрокосме владыка – сам человек. А не что-либо, находящееся вне его.

      Правильно понимание того, что рост психической энергии идет независимо и вопреки кажущимся и временным уступкам лукавым рукам. Дух становится сильнее своих собственных недостатков и слабостей, которые постепенно и незаметно утрачивают свою прежнюю привычную власть над сознанием. Подтверждается положение, что все совершаемое с соизволения воли не имеет над человеком такой власти, как то, что допускается ей вопреки, тем умаляя и ослабляя ее. Поэтому два одинаковых поступка, один, допущенный волей, а другой – поборовший и подавивший ее, имеют значение разное. Дозволено все только тогда, когда воля господствует над всеми действиями человека: и хорошими и плохими, – и когда и те и другие получают санкцию воли. Нет ничего более разрушительного, нежели то, что делается человеком вопреки его воле, подавляя и обессиливая ее и превращая его в безвольную игрушку людей, обстоятельств и темных злоделателей.
 
      Способность воспринимать мысли Учителя и стройно записывать их нельзя приобрести в одночасье. На все требуется время и условия длительного контакта. И, конечно, одной и даже нескольких жизней недостаточно. Связь установленная продолжается в этом мире и в том. Она важнее лицезрения Учителя в физическом теле, ибо многие, видевшие Учителя в теле, духовной Близости не имели. Близость в духе важнее. Удерживать трудно ее в условиях плотных. Но если ее пронести через жизнь на Земле, в Надземном, где исчезнут земные преграды, Близость эта станет видимой реальностью. Многие устремления, не осуществимые на Земле, осуществляются в Мире Надземном. Это следует помнить и знать, что устремления, как хорошие, так и плохие, с телом не умирают. Наоборот, обостряются они, и даже в значительной степени, ибо мысль приобретает там особую силу. Если здесь научиться обуздывать мысль, питающую недостойные устремления, то будут они связаны и там и власти над духом не возымеют. Этим обстоятельством усугубляется значение земного существования, ибо, в нем пребывая, многое можно свершить для утверждения того направления, по которому устремится дух, освобожденный от тела. Свободная воля может направить его в любые сферы, и велика трагедия духа, если сферы эти окажутся низшими. И здесь, на Земле, сознание человека тяготеет к сферам, созвучным его настроенности. Но настроенность сознания зависит от его мыслей и чувств, а они могут быть контролируемы волей. Каждое маломалейшее усилие в этом направлении не без последствий. Каждое указует, что при наличии сердечного желания контроль над мыслью возможен. В своем внутреннем мире владыка – сам человек, и очень печально, когда власть эта осуществляется в созвучии с тьмою.

      Свет и тьма борются в сознании человека за преобладание, и часто тьма побеждает. Тот, кто коснулся основ, знает, как губительна каждая уступка тьме, каждая слабость, каждое попустительство, ибо если они не преодолены здесь, то как же преодолеть их там, в Мире Тонком, где обостряется все и борьба может стать непосильной. Проще и легче здесь утвердить направление мыслей к Свету и никогда уже от него не отклоняться. Учитель поможет его удержать, если собственное решение твердо.

      Сын Мой, ничего не поздно начать здесь, поздно там, где все продолжается и где начинать очень трудно, то есть в Мире Надземном. Почему? Пластичность тонкого окружения устанавливает созвучие с утвержденными стремлениями духа, с энергиями его, входящими в состав его сущности. Изменить их непросто. Заменить новыми нелегко. Звучать продолжает его микрокосм на знакомые и привычные токи. И соседи, и окружение, и мысли, и чувства – все идет по созвучию с тем, что было когда-то при жизни, только мощь созвучия приобретает особую силу осуществлять мыслью устремления духа. На Земле надо суметь завершить процесс освобождения от всего того, что в Надземном уже не должно иметь места. Например, победа над вожделением к пище даст там свободу от позывов к ней, и пиры одурения не будут возможны. То же самое с курением или пьянством, со всеми привычками плотного существования. Освобождение от привычек весьма нужная вещь. Хороши также опыты с победой над нежелательными ощущениями холода, жара и прочими чувствованиями. Не холод или жар побеждаются, но реакция на них сознания, то есть не самый голод побеждается, но – власть его над психикой человека.

      Нужно помнить, что в Мире Надземном все движется мыслью. И если, живя на Земле в теле плотном, человек образовал свою мысль и возвысил свои устремления и одухотворил их, освободив их от специфических земных элементов, то тем самым там, где царствует мысль, она и поставит границы возможностям духа. Там совершается великая жатва на мысленные посевы, совершенные сознательно или бессознательно на Земле. Отдать отчет за каждое помышление – это значит пожать от каждой мысли плоды ее роста и осуществления в Мире Надземном. Вот почему столь нужен постоянный над мыслью контроль. Человек не возьмет с собою за пазуху в путь скорпионов или ядовитых змей, но ядовитые и вредные мысли берет. Мысли же эти могут жалить и кусать не хуже змей и скорпионов, ибо там зерна ядовитых мыслей дадут свои всходы и придется их пожать, то есть принять на себя воздействие мысли осуществленной и ставшей видимой реальностью для своего породителя. Потому так Настаиваю на очищении сознания от негодных и ненужных мыслей. Мантрам часто дается для пресечения потока таких мыслей. Повторение Имени также весьма помогает. Мыслью надо овладеть здесь, чтобы там быть владыкою своей мощи. Огонь – очиститель. Когда огни сердца пылают, как негодная ветошь, отваливаются вредные мысли и наслоения прошлого утрачивают над сознанием власть. И накопления светлых энергий вступают в правление. Самая главная задача – удержать сердца огни от угашения дыханием ветхого мира. Но огни поддерживаются единением с Иерархией Света. Приходим к тому же: серебряную нить сердца священно, бережно и неустанно хранить от поражения ее тьмою. Это возможно, ибо Я с вами всегда, даже тогда, когда отемненное сознание не чует спасительной Близости.

      Итак, Тонкий Мир реализуется по сознанию и по созвучию элементов, накопленных внутри, с родственными элементами этого мира. В нем есть все, что творится волею, мыслями и чувствами человека, и, кроме того, есть то, что является его естественным состоянием, то есть что создано природой. Сочетание творений природы и рук человеческих мы всюду можем наблюдать на Земле. То же происходит и в Тонком Мире, только там возможности человека творить много шире, ибо творит мысль. Велика радость и свобода человека, не связанного земными вожделениями и чувством собственности, в этом чудесном мире. Ведь там в той или иной мере осуществляется всякое стремление, и когда оно лишено перегара земного, то устремление лишается ощущения неудовлетворенности, которая порождается кажущимся и призрачным осуществлением устремлений земных. Последние до известной степени удовлетворяются тоже, но голода не насыщают – отсюда символ о муках Тантала. Кроме того, не побежденные волею на Земле, чувства земные поднимают свою голову там, требуя удовлетворения. А так как воображение легко создает желаемые формы, то сознание вступает с ними в сочетания, порождая призрачные, острые, но не удовлетворимые, благодаря отсутствию тела, ощущения. Ненасытные страсти порождают и ненасытные устремления и призрачные, но не приносящие удовлетворения переживания.

      Много людей на Земле, которые находятся во власти своих вожделений и живут под их гнетом. Гнет остается и там, и обостряется и утяжеляется в своей силе, в то время как возможностей удовлетворить эти устремления уже не существует. Не трудно представить себе этих мучающихся духов, палимых огнями своих не могущих быть удовлетворенными страстей. Мудрый стремится освободить свой дух от всех земных желаний. Они могут и оставаться, но власти над ним уже никакой не имея. Поэтому тот, кто победил чувство голода на Земле, от приступов вожделений к земной пище страдать уже больше не будет. Этим очень важны победы духа над телесными состояниями во всех формах и видах. Земная жизнь дает бесконечные возможности себя упражнять и утверждаться во власти воли над всеми телесными ощущениями.

      В распоряжении человека чудесная сила психической энергии, которой он и может действовать при всех своих опытах над собою. Ею побеждаются все ощущения, и она же есть та сила, которая действует, делая из человеческого организма лабораторию для всех ощущений. Если от представления воображаемого лимона, сок которого капает в рот, во рту делается кисло и начинает выделяться слюна, то точно так же вызывают соответствующие реакции в организме человека и многие другие представления или образы. В этом власть мысли над сознанием и телом, но мысль управляется волей, и при контроле над мыслью, установленном на Земле, в Мире Тонком человек делается владыкою своей мощи, ибо там мыслью движется все и все мыслью творится. Люди стремятся к власти, конечно, – к власти земной, и часто, достигая ее, власти над мыслью своей не имеют, и часто из властителей земных, при переходе в Мир Тонкий, превращаются в безвольных жертв своих собственных мыслей и мыслей чужих, но им сродственных тоже. Власть земная непрочная, временная и не дающая никаких достижений в Мире Надземном, если не была на Земле утверждена власть над собою. Собиратель истинных ценностей жизни знает, что настоящее достояние человека заключается в накоплениях Чаши, в отложениях в ней кристаллических образований огненной энергии, которые будут служить ему жизнью и пищей в Незримых Мирах. Себя преодолевший, победителем светлым входит в тот мир, где царствует мощь светоносной мысли.

      Беспредельность охватывает собою все пространство, которое есть, всю необъятность Космоса, все прошедшее, настоящее, будущее, все время, все достижения человеческого духа, осуществленные в прошлом и возможные в будущем, всю эволюцию сущего, все миры, невидимые и видимые, все, что есть, было и будет. Живем в Беспредельности и касаемся ее каждым дыханием или мыслью. Каждую мысль можно взять, углубить и расширить беспредельно, если это крылатая мысль. Есть мысли ползучие, гадам подобные, могут и они размножаться, но не могут летать, сфер высших касаясь, и не могут расти бесконечно, ибо ограничены сферою своего проявления. В этом разница зла и добра. Добро может расти беспредельно, но предельно и ограничено зло. Это ручательством служит победы Света над тьмою, ибо конечна и ограничена тьма. Можно брать любую мысль Света и наблюдать, как начинает она расти и расширяться и касаться орбитой своей сфер беспредельного Света. На Земле люди могут летать, но нужны им самолеты или другие летательные аппараты. Но нужно представить себе, что в пространствах Надземного Мира дух может летать на крыльях мысли и быть фактически там, где мысль, где может мысль пролететь. Там бытие заключается в мысли и сознание мыслью живет и ограничено ею. Всякие мысли бывают, и летности разной. О летных свойствах мысли думают мало. Но есть и темные мысли. Гирям чугунным подобны они на крылышках духа. Не крылатые, тяжкие мысли влекут духов вниз. Часто приковывают они человека к низшим слоям Тонкого Мира, лишая его возможности не только подняться, но даже и двигаться. Когда Говорю о мысли. Имею в виду ее летные свойства и способности устремлять человеческий дух в Высшие Сферы. Невежество не занимается мыслью. Но мысль надо изучать по существу.

      Не дивно ли получается? Люди думают все. Есть даже наука, называемая психологией, но сама мысль, эта мощная реальная сила, не изучается. Не изучается мысль по существу, не изучается сущность и энергия мысли. Люди проходят стороною от этого первонасущнейшего фактора жизни. Ведь мыслями, облеченными в форму, заполнены огромные книгохранилища. Целые леса и рощи идут ежедневно на бумагу, чтобы заполнить образами мысли страницы тысяч газет, выпускаемых миллионами экземпляров. И все же, несмотря на все это, мысль, как таковая, не изучается. Мы Живем будущим и в будущем. В будущем время придет, когда этому невежественному небрежению будет положен конец. Мысль будет изучаться научно. Создадут аппаратуру, фотографирующую и регистрирующую мысль. Будут определять вибрационную мощь мысли отдельного человека. Будут изучать ее свойства, качества, светоносность и эффективность воздействия на людей, растения, животных, предметы, окружающее пространство. Будут исследовать взаимодействие мысли с энергиями подземного и пространственного огня. Воздадут должное мысли и явно увидят, какая неизреченная мощь дана во власть человеку. Пока же он, подобно ребенку в лаборатории со взрывчатыми веществами, слепо играет этой энергией мощной, не понимая того, что потрясает ею миры. Поражаемся чудовищным ураганам, стихийным бедствиям, наводнениям, землетрясениям, небывалому холоду или жару, не понимая, что сила объединенной, но хаотической мысли сотен миллионов людей нарушает стихийное равновесие планеты и вызывает на себя тяжкий обратный удар. Спешно надо знакомить людей с основами жизни. И первой из них будет мысль.
 
      (М.А.Й.). Если каждый предмет имеет свой тонкий и астральный двойник, то некоторые слои Незримого Мира должны быть очень схожи с земными. Оно так и есть в действительности. Так же и обитатели их, сбросив плотное тело, не становятся лучше. Надо быть готовым ко всему разнообразию тонких условий, чтобы ничем не поразиться, то есть не парализовать активность сознания. При этом надо убить в себе чувство робости, неуверенности и преклонения перед астралом. Даже Иерархия Света Говорит о почитании, но не рабском преклонении, страхе или низкопоклонничестве. Потому ученик, вооруженный знанием тонких условий, заранее искореняет все неподобающие чувства. Не бедный родственник, ожидающий милости и подачек со стола тех, кто имеет, но полноправный член Незримого Мира, обладающий знанием того, о чем большинство его обитателей не имеет ни малейшего представления. Как дух, власть имущий, входит он в Надземное Царство и ведет себя так, как подобает духу, осознавшему свое достоинство. Достоинство духа есть качество, неотъемлемое от ученика, сознательно поднимающегося по Лестнице Света. Упражнять его можно и в жизни земной, никогда и ни при каких условиях им не поступаясь. Можно ли ради кого или чего им поступиться? Не утвержденное здесь, как может оно там уявиться? Как могут уважать того, кто сам себя не уважает? Самоуважение – не напыщенность, не гордость, не заносчивость, но продукт целого ряда действий достойных, действий, быть может, никогда и никем не замеченных, но тем не менее творящих качество духа. Выпишем страницу о достоинстве духа, как о качестве, насущно необходимом для Надземного пребывания. Уже говорилось, что качества духа не столько нужны для Земли, как нужны они выше, ибо со смертью тела земное значение качеств для самого человека исчерпывается, надземное же их назначение, наоборот, обостряется и приобретает особый смысл и ценность. Упражнять себя в утверждении качеств будем считать задачей наинужнейшей.

      Друг Мой, сотрудничество поймем как созвучие, любовь взаимную – тоже. Круг объединенных сознаний мощен созвучием. Оно не может быть установлено сразу, нужно время. Иной раз для сживания требуется целая жизнь. Углы расхождения сглаживаются годами. Если же созвучие устанавливается сразу, значит, оно было уже достигнуто в прошлом. Настоящее и прошлое лучше всего рассматривать как ступени в будущее. Тогда каждая из них приобретает смысл и значение целеустремленности. Ведь каждое слово и действие можно сделать целеустремленными, и каждую мысль. Это тройное созвучие дела, слова и мысли мощно продвинет вперед и приблизит ко Мне. Отметить необходимо, что желание и устремление подойти еще ближе часто не гармонируют с мыслями и делами – язык продолжает болтать, а мысль отемняет пространство. Это несоответствие должно быть изжито. Все существо человека, подобно летящей стреле, устремляется созвучно в полете. Это и будет полнотой устремления. Тогда можно говорить о монолите действия.

      Монолит действия явлен, когда все оболочки вибрируют в однотональном ключе. Если какая-либо из них пытается звучать на свой лад, этот лад перестраивается на желаемой волне. Ведь микрокосм человека создан так, чтобы подчиняться воле ведущей. Человек в нем владыка. Прежде чем осознать власть над всякою плотию и ее утвердить, надо ее осознать и утвердить над своим собственным аппаратом, полным чудеснейших возможностей. Но, к сожалению, возможности эти, даже достигнутые, так часто упускаются вследствие небрежения или неумения их удержать. Идти полнострунно – значит яро стремиться удерживать и укреплять каждое достижение. Если хотите преуспеть, используя все возможности духа, огненно напрягайте все свое существо к достижению поставленной цели. Куда и насколько продвинетесь, если одною ногой сделаете шаг вперед, а другою назад. Не продвинет и топтание на месте. Как очаги восстания против верховного решения воли двигаться к Свету, вспыхивают внутри узлы сопротивления гармонии устремленного движения. Вот вспыхивает дымный огонь недовольства или раздражения, вот начинают чадить вспышки сомнения, уныния, страха, суетливости и всех прочих изживаемых отрицательных качеств, которые продолжают омрачать путь и задерживать продвижение к Свету.

      В своем внутреннем мире, где владыка сам человек, допускаются восстания и сопротивления оболочек, не желающих подчиниться воле. Хочет выйти из-под власти астрал, бунтует ум, не подчинивший себе своеволия мыслей. И тело восстает, как раб непослушный против своего владыки. Но все три должны быть подчинены безусловно и должны капитулировать безоговорочно. Ведь недаром же и не без причины носили власяницы и истязали непослушную плоть те, кто этими неуклюжими методами стремился утвердить власть над своими оболочками. Им подражать не будем. Но крепко запомним, что противодействие и сопротивление оболочек надо преодолеть, и достичь этого можно постоянным и неустанным упражнением и применением верховной власти духа над ними, власти, которая дана человеку в своем потенциале от начала времен. В этом нужнейшем делании не преутомимся, ибо перед человеком лежат два пути: путь поражения и путь победы.