Не Золиным единым

Петр Золин 2
Таблица С.П.Капицы не указывает на существовыание "бутылочных горлышек" в динамике  популяций. http://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_бутылочного_горлышка
http://www.bogoslov.ru/data/810/328/1234/clip_image002.jpg
и вероятное отсутствие преемственности между неандертальцами и кроманьонцами
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NATURE/06_01/YANK4.GIF
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NATURE/06_01/HUMGENE.HTM
Вместе с тем таблица даёт достаточно точную версию изменения численности населения планеты в обозримое для науки время.
О путанице понятий «этнос» - «народ» - «племя» см. Петрухин В.Я., Раевский Д.С
Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье (2004)
С.7 – 16. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1856527



Иногда мои запальчивые противники относят статьи Википедии по дорюриковской истории России к "креатуре Золина" (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/24706 ). Например,

"Есть такая вот тройка связанных друг с другом статей. Одна из них выставлялась на удаление (с формулировкой "креатура Золина"), но обсуждение на КУ не было создано. Qkowlew 14:50, 1 июля 2010 (UTC)
Предмет для всех трёх статей есть, но как обычно у Золина, каждую фразу надо перепроверять. --Chronicler 17:52, 8 июля 2010 (UTC)
А можно для непосвященных поподробнее претензии? --Ашер 18:38, 28 августа 2010 (UTC)
Эпитафии Фанагории
Частные сообщества Танаиса
Фиасы Боспора

Предложивший статью к удалению 28 мая не создал секцию на КУ. Qkowlew 14:50, 1 июля 2010 (UTC)Предварительный итог

Я перенесу все три в надежде, что сложится обсуждение. Если нет, видимо, придётся удалить--Yaroslav Blanter 18:29, 28 августа 2010 (UTC)
Очень похоже на копивио: стиль научно-популярных брошюр по истории. Правда, Боспор вне моих интересов, так что даже авторы источников не знакомы. --kosun 20:54, 28 августа 2010 (UTC)
Итог

Обсуждения не сложилось. Поскольку автор статей уже давно известен внесением оригинальных исследований, а никто из разбирающихся в вопросе участников не написал, что хотя бы какая-то из статей не требует полной переработки и/или не переработал сам, я все удаляю. По запросу текст будет выслан по почте/восстановлен в личное пространство.
--Blacklake 08:46, 12 октября 2010 (UTC)

В итоге важные для истории гражданского общества на землях России статьи исчезли, хотя - некоторые "википедиисты", понятно, не могут убить в Интернете источники сведений для таких статей. 

http://ancientrome.ru/publik/gabelko/gabelko02.htm; http://coins.ucoz.ru/load/7-1-0-75
и т.д.

Очевидна и общая проблема



Интернет переполнен реалиями истории земель и этносов России на глубину хотя бы в десятки тысячелетий. Академическая наука в рамках истории России упорно удерживает околорюриковские рубежи, которые даже многими учёными Запада давно оставлены.

Так и не могу понять, почему наши снобы игнорируют "Древнюю Русь" Г.В.Вернадского.
И упорно наше средневековье называют "древнерусским".
Хотя принципиальные точки последних тысячелетий отечественной истории чётко обозначены уже Г.В.Вернадским в середине ХХ века (хотя их не игнорировала и ответственная дореволюционная историография, начиная с В.Н.Татищева) . Ныне их необходимо лишь несколько корректировать,
дополняя подробности неолита и мезолита, гаплогрупп и ностратики, версии "скифы древнее
египтян"

Хронологическая таблица истории Древней Руси (по академику Г.В.Вернадскому)


* указывает на то, что дата приблизительна
До н.э.
Палеолит - мезолит Даны характеристики в книге без выделения дат
*3000 Зарождение неолитической культуры в России (ныне примерно с 8 тыс. до н.э.)
*2500 Культура Анау II Трипольская культура (трипольская с 5 тыс. до н.э.)
*2100 Майкопский курган (с вариантами от 23 в. До н.э.)
*2000 Культура Анау III Афанасьевская культура Кельтеминарская культура Фатьяновская неолитическая культура
*1800 Конец трипольской культуры (3 тыс. до н.э.)
*1500 Фатьяновская бронзовая культура Андроновская культура Тазбагатайская культура (около 17 в. до н.э.)
*1200 Бородинский клад (около 15 в. до н.э.)
*1100 Сейминская культура (18 – 16 вв. до н.э.)
*1000 Кобанская культура Карасукская культура Киммерийцы в Южной Руси
*900 Поздняя волосовская культура (волосовская – 2 тыс. до н.э.)
Ранние железные орудия в центральной России и на Украине
*900-500 Минусинская культура, первый этап
*700-200 Скифы в Южной Руси (по современным версиям – с 4 тыс. до н.э.; 1 тыс. – «молодые скифы»)
*700 Начало греческой колонизации северных берегов Черного моря
*647-646 Основан город Борисфениты (Ольвия)
*600-200 Ананьинская культура
*512 Кампания Дария против скифов (от Дуная до Дона и – возможно – Волги)
*500-300 Минусинская культура, второй этап
*500 Основана Пантикапея (Керчь)
434/3 Договор о дружбе между Боспорским царством и Афинами
*400 Основан Херсонес (Херсон)
335 Дунайская кампания Александра Великого (с вариантами до Танаиса-Дона)
330 Ольвия осаждена Зопирионом
329-328 Туркестанская кампания Александра Великого
291 Лисимах побежден гетами (в начале средних веков – славяне)
*284 Кельты в Западной Украине и Бессарабии
*250 Начало Бактрийского царства (созданного скифами Подонья)
*248 Образование Парфянского царства (созданного скифами Подонья)
202 до н.э. -9н.э. Ранняя династия Хань в Китае
*200 до н.э. -180 н.э. Преобладание сарматов в Южной Руси
177 Гунны вторгаются в Кан-Су
165 Гунны наносят поражение Ю-ши. Миграция Ю-ши в Джунгарию. Осуны в Джунгарии завоеваны Ю-ши. Ю-ши в Семиречье
140 Гунны вторгаются в Семиречье. Миграция Ю-ши в Фергану и Согдиану
*128 Народ ан-цай (анты) в Казахстане упоминается в китайских хрониках
108 Роксоланы разбиты войсками Митридата в Крыму .
Митридат становится царем Боспора
106 Херсонес присоединен к Боспорскому царству
62 Самоубийство Митридата
*50 Разграбление Ольвии гетами
24 Херсонес получает "Хартию вольности" от Рима
н.э.
25-220 Поздняя династия Хань в Китае
49-62 Котис, царь Боспора (Приазовье)
98 Венеды (западные славяне) упоминаются Тацитом
101 -102 Первый поход на Дакию императора Траяна
105 -106 Второй поход на Дакию императора Траяна
*125 Ан-цай отождествляются с аланами в китайских хрониках
*165 -180 Миграция готов на Украину
174 Вандалы допущены в Дакию Марком Аврелием
226-640 Династия Сасанидов в Иране
251 Император Деций разбит готами на Балканах
256 Набег боранов на кавказское побережье Черного моря
257 Бораны и остготы грабят Трапезунт
258 Набег визиготов на Босфор и Дарданеллы
262-264 Набег визиготов на побережье Фракии и Вифинии
267 Набег остготов и герулов на Афины и Коринф
268 Набег визиготов на Салоники Дакия оставлена римлянами
*350-370 Германарих, король остготов
*360 Аланы завоеваны гуннами
*362 Боспорское царство завоевано Германарихом
*365 Кампания Германариха против славян (венедов). Миграция словен из района среднего Днепра на север (в конечном счете, к озеру Ильмень)
*370 Остготы разбиты гуннами
*373-376 Алано-готская война в округе Приазовья
*374 Остготы побеждают антов (гуннов) и распинают их царя Боза
*375 Битва при Эраке: победа аланов над остготами
*376 Аланы в Дакии Визиготы вторгаются во Фракию
378 Битва при Адрианополе между римлянами и готами. Смерть императора Валента. Гунны пересекают Керченский пролив
379-395 Император Феодосии I
*380 Разрозненные отряды аланов (и гуннов) появляются в районе среднего Дуная
406 Аланы и вандалы вторгаются в Галлию
409 Аланы и вандалы вторгаются в Испанию
410 Разграбление Рима визиготами
418 Аланы разбиты визиготами в Испании. Остатки западной аланской орды смешиваются с вандалами
420 Гунны расселяются на среднем Дунае
427 Вандалы и аланы захватывают Карфаген в северной Африке (Тунис)
434-453 Аттила, «хан» (термин не применялся) гуннов
434 Мирный договор между Византийской империей и гуннами
448 Византийское посольство к хану Аттиле, описанное Приском
451 Аттила вторгается в Галлию; "Битва народов" с участием многих тысяч выходцев с территории будущей Руси
576 Итальянская кампания Аттилы
453 Смерть Аттилы
454 Распад Гуннской империи
468-469 Война на Дунае между византийцами и гуннами
491-518 Император Анастасий I
493 Набег "скифов" (возможно, славян) на Фракию
514-516 Восстание Виталиана (с базами у низовий Дуная и в Приазовье)
517 Набег славян на Македонию и Иллирию
527-565 Император Юстиниан I
534 Хилбуд, византийский военачальник, убит в битве со славянами на Дунае
*543 Псевдо-Хилбуд, антский претендент на должность Хилбуда (связывают с Кием)
*544 Анты вводят войска в Тир
*550 Три славянских народа-венеты, склавене и анты-упоминаются Иорданом
*555 Народ Хрос на Дону упоминается в сирийской хронике (ведут от библейского Роша – Роса; ныне обилие подтверждающих сведений)
558-559 Вторжение булгарского хана Забергана во Фракию
559 Авары на Северном Кавказе
561 Посланник антов Мезамер убит аварами
562 Авары в Добрудже
563 Появление первого тюркского посланника в Константинополе
568 Авары в Паннонии. Византийско-тюркский союз
576 Тюрки по обе стороны Керченского пролива. Ставка тюркского военачальника (Тьма тархана) организована на Таманском полуострове (отсюда название города Тмутаракань)
582-602 Правление императора Маврикия. Царь Добрент у дунайских славян.
584-642 «Хан» Великой Булгарии Курт (Кубрат)
592-597 Византийские кампании против славян
588 Распадение Тюркской империи на восточную часть (Монголию) и западную часть (Туркестан)
*600 Скандинавы в устье Западной Двины в восточной Прибалтике
610-641 Правление императора Ираклия
618-907 Династия Тань в Китае
622 Исход Мохаммеда из Мекки (Хиджра), с чего начинается эра Ислама
*625 Образование хазарского государства
626 Набег аваров на Константинополь. Поражение аваров. Византнйско-хазарский союз
632 Начало арабской экспансии
*643 Распадение (славяно-тюрской) Великой Булгарии с центром в Приазовье
*650 Миграция булгарской орды во главе с Аспарухом из Приазовья на нижний Дунай. Возникновение государства поволжских булгар. Миграция угров (мадьяр) с Северного Кавказа в район Дона и Донца. Экспансия скандинавов (шведов) в районе Западной Двины. Экспансия славян в районе верхней Волги и Оки. Город Малороса в Тамани, упомянутый в "Космографии" Равеннского Анонима
651-652 Набеги арабов на Северный Кавказ
658 Поход императора Констанса на македонских славян
661-749 Умайядская династия халифов
673 Поражение, нанесенное арабскому флоту у Константинополя при помощи "греческого огня"
679 Вторжение булгар во Фракию
681 -682 Появление христианской миссии из Армении на Северном Кавказе
683 Хазарский набег на Армению
685-695 Первое правление Юстиниана II
686 Тридцать тысяч македонских славян перемещены в Вифинию
692 Часть вифинских славян переходит с византийской на арабскую сторону: семь тысяч из них поселяются в Сирии
696-704 Юстиниан II в изгнании в Хазарии (в Крыму и Приазовье)
*700 Скандинавы (шведы) в районе верхней Волги и Оки
Мадьяры укрепляют свой контроль над районом верхнего Донца и Оскола
701 Смерть Аспаруха, первого хана дунайских болгар
705-711 Второе правление Юстиниана II
705 Юстиниан II отвоевывает Константинополь с помощью болгар. Болгарский хан Тервел провозглашен цезарем
711 Свержение и казнь Юстиниана II
712 Арабы завоевывают Хорезм в Туркестане
714-717 Война между арабами и хазарами на Кавказе
716 Мирный договор между византийцами и болгарами
717-741 Правление императора Льва III
717-718 Победа Льва III над арабами
726-732 Война между арабами и хазарами на Кавказе
*735 Шведы наносят поражение мадьярам в районе верхнего Донца-Оскола и захватывают Верхний Салтов. Мадьяры перемещаются из района Донца к Днепру
737-738 Арабы под командованием Марвана вторгаются в район Дона (или Волги): двадцать тысяч славян направляются в Сирию
739 Падение Западной Тюркской империи в Туркестане
741-775 Правление императора Константина V
749 -1258 Аббасидская династия халифов
*750 Шведы, в качестве вассалов хазарского кагана, устанавливают контроль над племенами асов и русов, со временем приняв название русов. Основан город Ас (Ас-Град), вероятно, в Приазовье, который упоминается в скандинавских сагах
750-760 Народ севордик (саварти, шведы?) в Закавказье
756-759 Война между Византией и болгарами
762 Двести тысяч славян из Фракии и Македонии перемещены в Вифинию
763 Битва при Анкиале между византийцами и болгарами
764 Хазарские войска под командованием рас (рус?)-тархана захватывают Тифлис и разоряют Армению
*770 Битва при Бравалле в Швеции, после которой некоторые из уцелевших, по-видимому, мигрируют в Россию
773 Кампания Константина V против болгар. Русские (или "красные") корабли присоединяются к византийскому флоту
*782 Св. Або из Тифлиса посещает Крым и Хазарию
*787 Город Дорас (Доры) в Крыму оккупирован хазарами
*790 Восстание в Дорасе и отступление хазар. Нападение русских на Сугдею (Сурож)
797-802 Императрица Ирина
800 Карл Великий коронован как император Священной Римской империи
*800 Родился Рюрик (Рорик), из клана Скьёлдунгов
803-805 Аварский каганат уничтожен совместными усилиями франков и болгар
805-814 Болгарский хан Крум
807-816 Война между византийцами и болгарами
813 Адрианополь сдается болгарам. Десять тысяч греческих семей перемещены из Адрианополя в Бессарабию
814-831 Болгарский хан Омортаг
814-816 Правление Чока и других бойлов в Болгарии
816 Болгаро-византийский мирный договор
821-823 Восстание Фомы Славянина в Византийской империи
*825 Освобождение русских от хазарского господства. Образование Русского каганата, предположительно, в Тмутаракани
826 Рюрик крещен в Ингельхейме (Франкония) вместе со своим старшим братом. Император Людовик дарует им в ленное владение Рустринген во Фрисланде
827-832 Война между болгарами и франками
833 Хазарские посланники просят у Византии помощи в строительстве крепости на Дону, по-видимому, против русских
*835 Византийскими инженерами построена для хазар крепость Саркел на Дону. Хазары начинают кампанию против русских племен на среднем Днепре и в районе Оки (Рюрик принимает крещение ?)
836-839 Осложнения между болгарами и византийцами
838 Русские посланники в Константинополе
*838 Адрианопольские греки, расселенные в Бессарабии, восстают против болгар и отбивают мадьярскую атаку
839 Русским посланникам препятствуют вернуться домой и посылают их из Константинополя в Ингель-хейм (Франкония)
*840 Нападение русских на Амастрис. Киев занят хазарами и мадьярами. Предводитель мадьяр Алмус (Олом) становится киевским воеводой
842-867 Правление императора Михаила III
843 Верденский договор. Рюрик лишен своего лена
845-850 Набеги Рюрика на Саксонию, Францию и Англию
846-870 Моравский князь Ростислав
850 Император Лотарь возвращает Рюрику Рустринген
*852 Набег датчан на Новгород
852-889 Болгарский хан Борис
854 Рюрик принужден уступить Рустринген, но вместо того ему дарована южная Ютландия
*856 Рюрик появляется на Руси и поселяется на Ладоге (основание этого города по археологическим данным отнесено примерно к 750 г.)
*858 Ргорик переезжает в Новгород. Аскольд и Дир исследуют днепровский речной путь и добираются до Киева, где устанавливают свое правление, по-видимому, в качестве заместителей Олома
(Официальная история придерживается 862 г.)
858-867 Фотий, патриарх Константинополя
860 Русский набег на Константинополь
*860-861 Миссия Константина Философа (Св. Кирилла) в Хазарию
*860 "Русские буквы", которые Константин изучает в Херсонесе
862 Константин и Мефодий посланы в Моравию миссионерами
*862 Изобретение славянского алфавита
864 Обращение болгарского хана Бориса в христианство
*865 Обращение хазар в иудаизм. Обращение (тмутараканских) русских в христианство
866 Болгарский хан Борис порывает отношения с византийским патриархом и отправляет посланников в Рим
867 Образование первого русского епископства, по-видимому, в Тмутаракани. Разрыв между патриархом Фотием и папой Николаем
867-886 Правление императора Василия I
867-878 Игнатий, патриарх Константинополя
869 Смерть Св. Кирилла (Константина Философа)
869-870 Восьмой Вселенский Собор (не признанный православными) провозглашает господство патриарха Константинополя над Болгарией
870 Рюрик встречается с королем Карлом Смелым в Нимвегене
870-894 Моравский князь Святополк
*873 Смерть Рюрика
*878 Захват Киева Олегом
885 Смерть св. Мефодня
886 Ученики Мефодия изгнаны из Моравии и находят убежище в Болгарии
893 Болгарское Народное Собрание признает славянский языком церкви
Хронология Древней Руси по Г.В.Вернадскому
http://www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv191.htm;
Новые подходы
http://ru.wikipedia.org/wiki/...D1%81%D0%B8%D0%B8;
http://www.traditio.ru/index.php/...B9%D1%82%D0%B8
http://annals.xlegio.ru/rus/goehrke.htm От появления в источниках до начала эпохи викингов (Попытка сведения событий и дат по всем доступным источникам: годы - события - примечания) составитель - pereswet@itar-tass.com // http://www.uniros.ru/hronos/rus01.php Исторические хроники мировых событий за последние десять тысячелетий // http://www.rojdenierus.ru/doc/hroniks/02.shtml Хронология России // http://www.history.ru/content/view/1894/87/ Хронология Византии // http://newhistory.narod.ru/viz.html Хронология средневековья // http://newhistory.narod.ru/viz.html ХРОНОЛОГИЯ ПРАВЛЕНИЯ // http://alexhistory.narod.ru/ Поисковые системы Интернета (включая картинки)


Осознание многомиллиардной по годам истории Вселенной и Земли,
многомиллионолетней истории человечества, представленной и на землях России
(обилием имён и событий последних тысячелетий) - это нормальный уровень образования и мировоззрения россиянина начала ХХ1 века. Жаль, что некоторая запальчивая молодёжь Википедии до этого уровня явно не доросла.
Или вовлечена в какую-то антироссийскую информационную политику ?!


Пока Интернет позволяет реанимировать удалённые статьи. Что и делаю по состоянию на момент удаления (редакция Википедии сохранена). Заинтересованные пользователи Интернета что-то полезное в них обязательно найдут.

ФИАСЫ БОСПОРА
 Фиасы   Боспора
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Связать? Эта статья предлагается к удалению.
Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/1 июля 2010.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения.

Подводящим итоги: {{subst:sdd|2010-07-01}}
Администраторам: ссылки сюда, история (последнее изменение), журналы, удалить.


 Фиасы  (греч. ;;;;;;:Thiasos, лат. Thiasus)  Боспора  — античные частные (корпоративные) территориальные объединения — имели разные названия: синоды, койноны, гитерии, союзы и т. п. Продолжали традиции многовековой общинной жизни (отчасти приходов), где выявляют корни и формирования гражданского общества. На землях Боспорского царства Приазовья документально фиксируются в основном с начала нашей эры. Для  фиасов  характерен достаточно высокий уровень образования.Обычно « фиас » (тиас) в Древней Греции — торжественное шествие в честь Диониса, участники которого (обычно юные) были увенчаны плющом и держали в руках тирсы. Так называались и религиозные общества для совместных жертвоприношений богам (культ которых сопровождался и оргиями), но и для совместного решения иных житейских вопросов . [1]
[править]
Письменность  фиасов

Деятельность  фиасов  во многом реконструируется с учётом оставленных ими памятников письменности, преимущественно на греческом языке (в средние века во многом от греческой письменности пошли и варианты славянского письма). Многие  фиасы , по сути, были храмовыми (приходскими) общинами, затем широко распространенными и в средневековье. Так известно постановление  фиаса  (почитателей) Афродиты Урании владычицы Апатура конца II до н. э. из Пантикапея(КБН, 75). Среди  фиасов  начала христианской эры обычно привлекает внимание исследователей община танаитов-варваров в Танаисе (низовья Дона), где усиливалось почитание Бога Высочайшего..

Наряду с надписями частных союзов Пантикапея и Танаиса, сохранились надписи таких союзов Фанагории, Гермонассы, средневековой Тмутаракани, Горгиппии, ныне Анапа (все на территории России). Классификация частных союзов по спискам членов правления указывает на глав союзов.. Это сравнительно низовые в городской иерархии «гимнасиархи» (руководители гимназий как комплексных образовательных учреждений) и «неанискархи» (воспитатели юношей). Греко-римские авторы эпохи поздней Римской империи обращали внимание на Боспорский регион преимущественно в двух случаях: когда он входил в непосредственное соприкосновение с Римом; при составлении географических описаний Северного Причерноморья (Страбон, Плиний, Птолемей) и периплов (Псевдо-Аппиан, Арриан). Среди этих трудов привлекает внимание сочинение Тацита «Анналы» (Тас. Ann., XX), где рассказывается о военно-политических событиях в истории  Боспора  в середине I в. Фрагменты труда Флегонта из Тралл, дошедшие до нас, содержат незначительного объема, но уникальные сведения, о династической и политической истории  Боспора  в первой половине II в. (FGH III, 607. 20 = FGH 257.17) [Braund. 2003. Р. 44 — 55]. Памятников письменности Приазовья, пусть иногда и небольших, десятки тысяч, в том числе и большие фрагменты[2] Пока опубликовано только до 200 документов частных союзов  Боспора , из них 35 связаны с архивом столицы царства Пантикапеем (Керчью). Например, надпись союза молодых никейцев, основателем и благодетелем которого выступил сам царь Савромат I Боспорский. Почитал этот союз Никею Вифинскую (Богиню Победы жителей Вифинии), что говорит об устойчивости связей населения Приазовья с Южным Причерноморьем.

Из небольших городков Боспорского государства происходят единичные находки памятников частных объединений. Это нередко надгробья, поставленные общиной. Например, надгробие фиасота Авенона, поставленное не ранее III в. (надпись КБН 1016; из ст. Ахтанизовская; Таманский полуостров).
[править]
Культ Бога Высочайшего

Документы частных союзов Танаиса во многом представлены надписями общества почитателей Бога высочайшего или Бога внемлющего [ИАК. 1874. С. 86 — 90; и др. ]. Ещё в XIX веке появилась версия, что «…изображения одного или двух орлов на некоторых надписях  фиасов  позволяют считать, что  фиасы  Танаиса почитали не общегреческого Зевса Олимпийского, а Зевса — божество, образ которого сложился путем синкретизма в первые века…» [Помяловский. 1886. Вып. 2. С. 25]. Было указано и на возможность влияния христианских идей на формирование культа Бога высочайшего.

В. В. Латышев полагал, что приверженцы культа Бога высочайшего почитали, по сути, под этим именем Сабазия. По версии Э. Шюрер, боспорские культовые объединения находились под сильнейшим влиянием иудейской религии. В том числе, и танаисские союзы были преимущественно почитателями иудаизма. В настоящее время эту версию активно развивает И. А. Левинская [Левинская. 2000].

Продуктивна гипотеза, что наиболее почитавшийся в частных союзах Приазовья Бог высочайший был синкретическим — с чертами Сабазия, Фракийского всадника — Героса, Зевса, Аполлона, Митры и иудейских божеств [Blavatsky, Koshelenko. 1966. P. 8 ff.]. В целом проблема ещё далека от окончательного решения.

М. И. Ростовцев рассматривал институт частных сообществ в рамках концепции о Боспорском государстве, организованным прежде всего для военной защиты и нападений: «…Во главе стоит царь, воитель и военачальник по преимуществу. Около него группируется население городов, их гражданство, с молодых лет подготовляющееся к защите государства под водительством царя. Гражданство это строго отделено от остальной массы населения и группируется прежде всего в особых, (подвластных) ему только и близким ему по общественному положению негражданским купцам, имеющим в своих руках морские силы, коллегиях военно-сакрального характера. Эти коллегии являются ячейками государственного войска и, вероятно, государственного флота.» [Ростовцев. 1989а. С. 128]. Связующим звеном всех сообществ становилсякульт Бога высочайшего, по крайней мере, со времен Ремиталка (131/2 — 153/4 гг.). Вместе с тем обильные памятники приазовской письменности указывают, «что главным богом коллегии каждой отдельной местности было верховное божество данного города, культ которого был официальным культом города» [Ростовцев. 1989. С. 199]. Ю. Б. Устинова, поддерживая Ростовцева, считает, что хотя в надписях звания гимнасиарха и неанискарха упоминаются [Ustinova. 1998. Р. 191], в греческом варианты палестры и гимнасии из жизни Боспорского царства уже исчезают. Не прослеживается существование гимнасия в полусарматском Танаисе [Ustinova. 1991. Р. 154; 1998. Р. 191][3].
[править]
Примечания
; Словарь античности. Ирмшер Й., Йоне Р. Н. В. Завойкина ЧАСТНЫЕ СООБЩЕСТВА ТАНАИСАѕ (104—244 гг. н. э.) http://coins.ucoz.ru/_ld/0/56___-104-244_-.-.pdf Завойкина Наталья Владимировна. Частные сообщества городов Боспорского царства в I — первой половине III вв. н. э. : 07.00.06 Завойкина, Наталья Владимировна Частные сообщества городов Боспорского царства в I — первой половине III вв. н. э. (по материалам эпиграфики) : дис. … канд. ист. наук : 07.00.06 Москва, 2006 285 с. РГБ ОД, 61:07-7/320 http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/151392.html#download Мирмекийская надпись  фиасов :к вопросу об организации боспорских религиозных союзов в первые века нашей эры Вахонеев Виктор Васильевич; Завойкина Н. В. (2003)Частные сообщества Пантикапея в первые века нашей эры // Древности  Боспора , вып. 6. М.. С. 120—137.; Корпус Боспорских надписей (1965) М. — Л.; Ломтадзе Н. В. (2000) К семантике изображений на надгробных рельефах фиасотов боспорских полисов // Античность: эпоха и люди. Казань. С. 62-68.: Новосадский Н. И. (1928) Боспорские  фиасы  // Труды секции археологии РАНИОН, вып. 3. С. 55-60.;Сапрыкин С. Ю., Чевелёв О. Д. (1996) Фрагмент греческой надписи из Пантикапея: к вопросу об организации боспорских религиозных союзов // Российская археология, № 2. С. 161—167.; Смирнова Н. В. (2001) Частные микросообщества  Боспора : полтора века исторического поиска // ПИФК, вып. Х. М. — Магнитогорск. С. 252—267.; лит. по работам Н. В. Завойкиной)
; Фанагорийские надписи http://www.gipanis.ru/?level=203&type=page&lid=176
; Частные сообщества городов Боспорского царства в I — первой половине III вв. н. э У этой статьи нет иллюстраций.
Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений).
Для поиска иллюстраций можно:
попробовать воспользоваться инструментом FIST — нажмите эту ссылку, чтобы начать поиск.
попытаться найти изображение на Викискладе;
просмотреть иноязычные варианты статьи (если они есть);
см. также Википедия:Источники изображений.

Это незавершённая статья по истории России. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её


ЧАСТНЫЕ СООБЩЕСТВА ТАНАИСА

Частные сообщества Танаиса
Связать? Эта статья предлагается к удалению.
Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Энциклопедия:К удалению/28 августа 2010.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения.

Подводящим итоги: {{subst:sdd|2010-08-28}}
Администраторам: ссылки сюда, история (последнее изменение), журналы, удалить.


Частные сообщества Танаиса позднеантичные объединения (фиасы, синоды, «возрастные союзы» и т.п.) инициативных граждан для совместной религиозной и иной деятельности в первые века нашей эры. Уже в Древней Греции подобные объединения создавались купцами и для всяких торжеств, взаимной выручки ссудами, страховки, обмена информацией. Первоначально фиасами назывались торжества в честь Диониса, которого за несколько веков до нашей эры славили в скифском городе Гелоне и других городах, где были и общины греков. Частные сообщества позднеантичного Танаиса (низовья Дона) в основном уже почитали полиэтничного Бога Высочайшего[1].Содержание
1 Почитатели возрождения Танаиса
2 Возрастные союзы
3 Союз усыновленных братьев
4 Виноградари Тамани
5 Примечания

[править]
Почитатели возрождения Танаиса

[2] ===

Деятельность обществ преимущественно представлена богатыми археологическими находками, включая памятники с барельефами. По сути, все памятники, связанные с деятельностью частных сообществ, являются памятниками письменности (на греческом языке, как разновидность греческого письма позже возникала и славянская письменность)[3].

Ю. Г. Виноградов доказал, что на рельефе в облике божества всадник на коне перед алтарем - изображен боспорский басилевс (царь) Савромат I, который санкционировал восстановление оборонительных сооружений Танаиса (стены и башни города)

Его поддержали Г. А. Кошеленко, В.А. Гаибов и Н.В. Завойкина. Этими исследователями признается, что всадник на коне всё же пока царь, а не Бог высочайший.

Список правления сообщества, поставишего памятник, указывает, что оно религиозной ассоциацией почитателей царя Савромата, справляющих праздник ежегодно в определенный день, когда Савромат I санкционировал возрождение Танаиса.

В надписи сохранилось упоминание «всправляющие 9-й (?) день Танаиса» (9-ю годовщину). Надпись датируется 104 г. н.э. Отсюда первый день Танаиса и великое деяние царя приходится на 96 г.н.э., третий год правления Савромата в качестве признанного Римом царя Боспора.

На одной из надписей единственный раз в боспорской эпиграфике упоминается солдат Валерий (16 стк.). Его римское имя выделяется на фоне греческих и смешанных греко-варварских имен остальных фиасотов.
[править]
Возрастные союзы

В состав микросообществ города входили свободные жители, граждане Танаиса, юноши и мужчины. Лишь часть фиасотов представлена выходцами из городской элиты. Но эта аристократия и поставляла кандидатов на замещение в низовых союзах руководящих должностей: жрец, синагог, филагат, или отец синода. Число взрослых мужчин, способных носить оружие и участвовать в политической жизни, составляло в позднем Танаисе 250300 человек. По сути, почти все свободные взрослые мужчины, жившие в Танаисе во второй четверти III в., входили в состав религиозных синодов, благодаря чему многие их имена и сохранились. На примере 18 имен граждан установлено, что члены возрастных союзов, как мужчины, так и юноши, могли переходить в союзы приемных братьев и наоборот, «братья» могли переходить в возрастные союзы. Определенной схемы перехода граждан из одного сообщества в другое в данном случае не прослеживается.

«Возрастные союзы» объединяли четыре синода, имеющие список правления из жреца, синагога, филагата, парафилагата, гимнасиарха, неанискарха, секретаря. В классическом виде гимнасий и палестра, видимо, не могли существовать в Танаисе, учитывая незначительные размеры города и плотность его застройки. Но окончательно вопрос не решен.

В надписи 220 г. (КБН, 1278) синод одного из союзов имеет список правления из жреца Хофразма, сына Форгобака, синагога (главы храма)Радомофурта, сына Трифона, филагата (главы прихода) Деметрия, сына Гераклида, парафилагата (помощника филагата ) Эвиема сына Родона, гимнасиарха Фиагарома, сына Антисфена, неанискарха Харитона, сына Макария. По списку правления, этот синод относится к возрастным союзам «мужчин».

Синагог созывал собрания и заведовал угощением членов общества после совершения жертвоприношений, возможно, содействовал денежным приношениям. Филагат и парафилагата (зная людей по жизни) должны были проверять моральные достоинства лиц, вступающих в религиозный союз. Низшими чинами религиозного объединения считались гимнасиарх (глава гимнасии) и неанискарх (воспитатель юношей). Но их присутствие в любом правлении указывает на то, что проблемами воспитания и образования подрастающих поколений занималась любая религиозная община.

В надписи (КБН, 1279) 225 г. частный союз возглавлял жрец Хофразм, сын Форгобака, синагогом был Эвпрен, сын Симфора, филагатом Антимах, сын Пасиона, парафилагатом Симфорон, сын Деметрия, гимнасиархом Балоид, сын Деметрия, неанискархом Саванон, сын Хофразма. Так Хофразм, сын Форгобака в 220 г. возглавлял в качестве жреца синод, поставивший посвятительную надпись КБН, 1278, пять лет спустя мы встречаем его уже во главе правления другого союза (КБН, 1279). Его сын Саванон состоял неанискархом в этом же союзе. Родные братья Симфорон и Балоид, сыновья Деметрия, занимали в союзе надписи КБН, 1279 два руководящих поста парафилагата и гимнасиарха.

Традиция вырезать на стеле имена родных братьев одно за другим или же в одной строке хорошо прослеживается в надписях Горгиппии (Анапа:КБН, 1134, 1179). По надписи КБН, 1280 частный союз возглавлял жрец Каллисфен, сын Паппа, синагогом был Психарион, сын Фидана, филагатом Асклепид, сын Валерия, парафилагатом Харакстон, сын Омрасмака, неанискархом Фанн, сын Фанна, гимнасиархом Гераклид, сын Гераклида. Имена отражают полиэтничный характер общин, где Хофразм, Форгобак, Харакстон, Омрасмак тяготеют к индоиранству. Трифон, Деметрий, Гераклид, Симфорон напоминают о греках.Эвием, Родон, Эвпрен, Симфор близки семитам. Харитон, Макарий, Валерий могут тяготеть и к римской ориентировке.
[править]
Союз усыновленных братьев

По надписи 228 г. (КБН 1282) синод почитателей Бога Высочайшего возглавляет жрец Деметрий, сын Аполлония, отцом синода является Ниблоборон, сын Димомоксарфа, синагогом Гераклид, сын Гераклидав, филагатом Эвсхемон, сын Менофила, парафилагатом Никострат, сын Арата, гимнасиархом Фадзинам, сын Фадзинама, неанискархом Афенодор, сын Фадинама . Деметрий, сын Аполлония известен и по надписи КБН 1277 (210211 гг.). В синоде, поставившем эту надпись, он занимал пост нианискарха. Спустя 1314 лет он возглавил, видимо, им же организованный культовый союз. Гераклид, сын Гераклида тремя годами раньше, в 225 г., исполнял обязанности гимнасиарха в синоде во главе с Богом Высочайшим (КБН 1280). Два брата Фадзинам и Афенодор, сыновья Фадзинама, исполr няют обязанности гимнасиарха и нианискарха в синоде надписи 228 г.

В целом известны четыре надписи союзов усыновленных братьев (КБН, 1281, 1283, 1285, 1286). Самая ранняя КБН, 1281 датируется годами правления Рескупорида II (211227 гг.). В верхней части плиты сохранилось изображение левого орла, часть венка и хвост правого орла. В этой надписи, в отличие от трех других, список братьев не возглавляет староста, звание которого могло появиться позднее. В правление Рескупорида II (211227 гг.) Фадзинам, сын Каллистиона входил в состав братства, почитающего Бога высочайшего (КБН, 1281). В правление Котиса III (227233 гг.) он уже состоял в возрастном союзе «юношей», где занимал пост гимнасиарха. А в 244 г. являлся гимнасиархом того же возрастного союза, судя по составу правления, но состоящего из граждан третьей возрастной категории «взрослые мужчины» (КБН, 1287). Психарион, сын Трифона в 211224 гг. состоял в братстве приемных братьев, а в 225 г. он упоминается уже среди членов возрастного союза «зрелых мужчин». Во главе союзов усыновленных братьев иногда могли стоять и несколько пресбютеров[4]
[править]
Виноградари Тамани

Танаис одним из первых пострадал при усилении готского влияния. Но традиции приазовских частных сообществ продолжались, к примеру, в Фанагории. К периоду 403 502 гг. н.э. здесь относится надпись фиаса: «Господи, помоги рабам виноградарям твоим семерым, помилуй их и поминай вместе со святыми. В году семьсотв в месяце Ксантике (месяц Моисея у иудеев; использована вифинская эра, принятая на Боспоре с III века). Сочлены же фиаса суть: Дуджагас (сын) Савагаска, Оримат Даппаейс, Трофим Омар, Салдих Мидах, Тобулгаейс Аттаейс, Малдаг Кандиджис, Алма(--)ксис Севраг. Аминь»

Здесь есть восточные гуннские имена (монгольские и тюрские). Омар семитское имя. Оримаг сарматское. Трофим греческое, перешедшее и русским[5]. Полиэтничная община отражала тот период времени, когда на базе синкретических античных божеств всё четче вырастали в округе Приазовья иудаизм, христианство и затем мусульманство.
[править]
Примечания
в‘ Геродот История 4 76 80; 108 http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/04.html http://yanko.lib.ru/books/hist/hist_old_greec-kuz-a.htm http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/IstEk/02.php http://www.5ballov.ru/referats/preview/75353/3 http://revolution.allbest.ru/history/00069003_0.html http://www.greekroman.ru/dionysos.htm; (греч. Thiasos, лат. Thiasus), торжеств, шествие в честь к.-л. бога, чаще всего Диониса. В Т. участвовали сатиры, силены и менады. Позже Т. стали называть различные культовые союзы и разнообразные объединения, а также торжеств, обеды и т. П Словарь античности. Ирмшер Й., Йоне Р. thiasus в ; m. (греч.)тиас, вакхический хоровод V, Ctl, Stв (Латинско-русский словарь) Фиас (Тиасос). Сатир, участник индийского похода Диониса (Вакха).
в‘ здесь и далее преимущественно факты из работы: Н.В. Завойкина ЧАСТНЫЕ СООБЩЕСТВА ТАНАИСАѕ (104244 гг. н.э.)ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И АРХЕОЛОГИЯ ГРЕЦИЯ И РИМ http://coins.ucoz.ru/_ld/0/56___-104-244_-.-.pdf; и указанных автором публикаций
в‘ Ранняя христианская надпись в Пантикапее http://lah.flybb.ru/topic2359.html; http://www.chronologia.org/xpon6/im/6n11-002.jpg
в‘ одна из первых христианских «должностей» - пресбютер. «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА». В 2-х томах Том 1http://www.sno.pro1.ru/lib/kultura_rima/42.htm
в‘ Византийский Временник. 48 (73). С.165.


Это незавершённая статья по истории России. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.


ЭПИТАФИИ ФАНАГОРИИ

  Эпитафии   Фанагории
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Эта статья предлагается к удалению.
Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/1 июля 2010.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения.

Номинатору: добавить секцию обсуждения
Подводящим итоги: {{subst:sdd|2010-07-01}}
Администраторам: ссылки сюда, история (последнее изменение), журналы, удалить.


 Эпитафии   Фанагории  — в основном позднеантичные и раннесредневековые эпиграфические памятники (письменности), связанные преимущественно с деятельностью фиасов (частных сообществ) и синодов (религиозных общин) первых веков нашей эры[1]. Известны по многообразной деятельности фиасов Боспора.Содержание [убрать]
1  Эпитафия  Омпсалака
2  Эпитафии  наёмникам и рабам
3 Оценка памятников
4 Примечания

[править]
 Эпитафия  Омпсалака

Это один из интересных фнагорийских античных памятников. В изображении всадника и коня [2] заметны статичность композиции, условность и схематизация в передаче сюжета.  Эпитафия  Омпсалака

Текст: Перевод: ; ;;;;;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;;;; ;;;<;>;;;;;; ;;;;;[;;];; [;;];;;; ;;;;;;. (Фиас (во главе со) жрецом Номением установил [изображение?] Омпсалака памяти ради.

Омпсалак — предположительно царь скифов Крыма в I в. до н. э. — начале I в. н. э. Но такое имя было достаточно распространено. Надпись представляет известный в  Фанагории  и Пантикапее первых веков н. э. тип надгробий, поставленных членами частного объединения — фиаса — своему усопшему товарищу. «Стела Омпсалака» стоит в одном ряду с немногими надписями фиасов (КБН. 77, 137, 1016, 1134, 1136) по сравнению с многочисленной когортой синодов. Возможно, фиас, в состав которого входил Омпсалак, имел крайне упрощенную внутреннюю структуру (текст  эпитафии  — одна из наиболее кратких надписей из числа близких по содержанию) и его члены могли быть неполноправными или бесправными лицами, может быть, вольноотпущенниками или рабами (на что косвенно указывают особенности языка  эпитафии ). Они намеревались использовать при погребении своего сотоварища стелу, уже содержащую рельеф, а также поврежденную в некоторых местах: более дорогой памятник, видимо, был им недоступен. Это не позволяет отождествлять Омпсалака надписи с изображенным под ней вооруженным всадником. Отсюда слова «стела Омпсалака» обычно берут в кавычки.
[править]
 Эпитафии  наёмникам и рабам

Помимо «стела Омпсалака», из  Фанагории  происходит еще три надгробия фиасотов. Есть предположения, что упоминаемый в надписи 179 г. (КБН. 1000) Агафус сын Сакла идентичен жрецу Агафусу одной из надписей, а упоминаемый Ортик — являлся дедом Агафуса, названного в надгробии КБН. 100034. Вместе с тем палеографическая дата документа примерно на 100 лет старше надгробия КБН. 1000. Отмечают и высокое качество и мастерство исполнения рельефов на стеле Агафуса, знатного и видного деятеля Боспорского царства второй половины II в., резко контрастирующее с вторичным использованием плиты КБН. 987.[3]

Погребенные именуются в  эпитафии  ;;;;;; ;;;;;; — «доблестные мужи» (издатели КБН весьма удачно подобрали перевод этого словосочетания). Такого рода характеристику обычно не относили к рабам, даже если это словосочетание — свидетельство о моральных и этических качествах погребенных (LSJ. s. v. ;;;;;;). Есть аналог в эпиграфике Фасоса. Здесь воины, героические сражавшиеся и погибшие на войне, именуются ;; ;;;;;;. Отсутствие отчеств иногда встречается в среде греческого наёмничества в эллинистическую эпоху, а также имеются примеры организации наемниками религиозных сообществ. Отсюда в  эпитафии  КБН. 987 конца I в. могут упоминаться фанагорийские наемники, бывшие членами религиозного фиаса . Не исключено, что наемники могли принимать участие Боспора с варварами времён Савромата 1.

Интересно надгробие фиасота Пала (Пал - имя одного из эпических царей скифов), сына Николаса, которое датируется по характеру письма кон. II — нач. III в. н. э. Надгробие поставил синод, при этом упомянутая здесь должность секретаря (грамматевса) встречается только в актах боспорских сообществ лишь при обозначении их словом ;;;;;;;. Список членов правления представлен жрецом, гиеромастором, филагатом, секретарем. Должность гиеромастора известна только в надписях из  Фанагории , ее окрестностей и Гермонассы (КБН. 988, 1016, 1054). Примечательно, что после жреца, вместо должности синагога, упоминается именно гиеромастор. Гиеромастор, по мнению В. В. Латышева, означает «изыскатель, исследователь священнодействий», следовательно, он был тем должностным лицом, которое — как и синодарх (синогог) — отвечало за организацию празднеств, устройство общих встреч членов синода, совершение жертвоприношений.

Синод надписи КБН. 988 во главе со жрецом Зопиром (Зопирионом именовался один из полководцев Александра Македонского) и гиеромастором Гермесом поставил стелу своему сочлену, но имя погребенного фиасота не сохранилось. По характеру письма надпись датируется IV в. нашей эры. Сама  эпитафия  вырезана очень грубо по неровным линейкам на антропоморфном надгробии. Дешевый вид стелы, небрежно сделанная надпись и отсутствие отчеств у жреца и гиеромастора синода наводят на предположение, что в это частное сообщество входили лица низкого социального статуса (даже рабы).

Четыре надгробия членов частных сообществ свидетельствуют, что в  Фанагории  — второй столице Боспорского государства — существовали в I—IV вв. устойчивые частные сообщества. Членов каждого из известных сообществ объединяло, видимо, почитание культа какого-то божества и, как следствие этого, совместное времяпрепровождение. Два надгробия, по всей видимости, поставлены религиозными товариществами рабов и/или вольноотпущенников («Стела Омпсалака» и КБН. 988). Выходцы из низов общества и неполноправное население городов стремилось в такого рода сообществах найти не только сотоварищей и некое подобие коллектива, их привлекала также возможность быть достойно погребенными. Фиас надписи КБН. 987 мог быть организован наемниками Наемники относились к неполноправной части населения города-полиса, а то религиозных ассоциациях они могли обрести, как и рабы, круг общения людей, объединенных общими интересами.  Эпитафия  Пала сына Николаса позволяет сделать вывод, что члены синода (религиозного товарищества), членом которого он являлся при жизни, были гражданами  Фанагории  (члены правления имеют полные имена: имя и отчество).

Обращает на себя внимание, что документы религиозных сообществ неполноправных жителей Боспорского государства встречаются, главным образом, в боспорских столицах Приазовья — Пантикапее и  Фанагории , причем в  Фанагории  отмечена пока деятельность только религиозных ассоциаций. В Танаисе, Гермонассе, Феодосии и Горгиппии такого рода объединения до сих пор неизвестны. В боспорских столицах (Европы и Азии) с многотысячным населением происходили приблизительно такие же социальные процессы, как и в большинстве крупных греческих городов в римских провинциях. Размывание гражданского коллектива и поступательный процесс отчуждения человека от его традиционного окружения и активной гражданской жизни вынуждали представителей низов боспорских полисов искать общества духовно и социально близких им людей в религиозных объединениях типа фиасов (общих) или синодов (устойчиво религиозных общин)[4].
[править]
Оценка памятников

Эти памятники включаются в число свидетельств о рождении христианства на землях будущей России. Ныне всё больше находок подкрепляют сведения письменных источников о существовании среди других епископских кафедр, находившихся в ведении Константинопольского патриарха и расположенных по берегам Дуная и в Крыму позднеантичных и раннесредневековых Скифской, Херсонской, Готской, Сурожской, Фулльской и Боспорской епархий[5].
[править]
Примечания
; ; http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberXIX.htm; http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberXIX.htm; Изображение античных коней и всадников Причерноморья http://chronologia.org/dcforum/DCForumID2/12189.html; http://bse.sci-lib.com/pictures/18/06/293871178.jpg;
; http://elar.usu.ru/bitstream/1234.56789/2636/1/adsv-04-07.pdf http://www-history.univer.kharkov.ua/book/Gringof%20S..pdf
; Габелко О. Л., Завойкина Н. В., Шавырина Т. Г. «СТЕЛА ОМПСАЛАКА» И ФИАСЫ  ФАНАГОРИИ  В ПЕРВЫЕ ВЕКА Н. Э.* Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 12. Саратов, 2006. http://ancientrome.ru/publik/gabelko/gabelko02.htm
; Амелькин А. О. Некоторые вещественные свидетельства распространения христианства в Южной России в I—IV веках. В кн.: Исторический вестник. Научный журнал. № 1 (12), 2001 http://rusarch.ru/amelkin2.htm; Габелко О. Л., Завойкина Н. В., Шавырина Т. Г. «СТЕЛА ОМПСАЛАКА» И ФИАСЫ  ФАНАГОРИИ  В ПЕРВЫЕ ВЕКА Н. Э.* Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 12. Саратов, 2006. http://ancientrome.ru/publik/gabelko/gabelko02.htm
Связать? На эту статью не ссылаются другие статьи Википедии.
Пожалуйста, воспользуйтесь подсказкой и установите ссылки в соответствии с принятыми рекомендациями.

Категории: Археологические артефакты | Боспорское государство


Чего с запальчивых требовать ?!
Элементарной истории не знают и знать россиянам мешают.
А Золин - лишь малая (мизерная, объективности ради) частица тех исследовательских усилий,
которые возвращают России её реальное многотысячелетнее прошлое,
великую драгоценность всего человечества.