Первая поездка в США, 1993год

Гертруда Рыбакова
Думала ли я, что когда-нибудь поеду в далекую, мало известную нам страну  США? Самые яркие впечатления об Америке у меня были после прочтения книги журналистов  «Комсомольской правды» В.Пескова и Б. Стрельникова, которые в 1973 году написали замечательные  очерки о своем путешествии по США «Земля за океаном».   Многое изменилось в мире и в нашей стране  в 90-е годы ХХ столетия. Не стало могучего Советского Союза, жизнь в России в те годы была трудной, непредсказуемой, много наших людей, особенно молодежи, покинули  страну. Уехал в США и наш младший сын Владимир с женой.
Это сейчас об Америке, а правильнее сказать,  о Соединенных Штатах Америки, не знает только совсем ленивый. Но чуть больше двадцати лет назад эта страна была для большинства  наших людей загадочной и недостижимой, как обратная сторона Луны. Одна моя знакомая так и сказала мне, когда я вернулась  после первой поездки в США:  «Полететь в Америку советскому человеку – это  все равно, что слетать на Луну»! (а мы еще долго, после развала СССР, считали себя советскими людьми).  За  прошедшие годы поездки в США стали для меня делом привычным, по полгода, а иногда и дольше я живу там. Вот захотелось обобщить свои личные  впечатления  о «земле за океаном» в цикле очерков. Я подчеркиваю, что это личные, субъективные впечатления, а они, как известно, у всех разные.
   Итак, о моей первой поездке на другой конец света, в западное полушарие.

Получение визы и билеты.

После отъезда младшего сына в США прошло полтора года. Мы очень тосковали  по семье сына,  а они возвращаться назад не собирались.  Осенью 1992 года у них родился сын, жизнь  потихоньку налаживалась, хотя поначалу  молодым пришлось довольно трудно в чужой стране. Поселились они в штате Огайо, в городе Цинциннати. Теперь звали нас приехать, увидеть маленького внука, посмотреть Соединенные Штаты.   Поехать вдвоем с мужем  мы, естественно, не могли – кто бы нас туда пустил? Визу в США и сейчас получить не так просто, а в то время было невероятно трудно.  Муж еще работал,  я же была уже пенсионеркой, потому, посоветовавшись, решили, что поеду я, на три месяца.

 В конце декабря 1992 года я занялась оформлением визовых документов. Желающих уехать из России  тогда было огромное  количество. У здания американского консульства в Ленинграде занимали очередь с шести часов утра, хотя прием документов начинался в 10  часов.  21 декабря в начале седьмого утра я уже стояла в очереди вместе  с толпой других  претендентов на отъезд. Чтоб получить желанную визу, надо было иметь приглашение от американца, и при беседе с консулом или его заместителем  доказать, что ты  не собираешься оставаться в США насовсем, что у тебя веские причины для поездки, и т.п. Приглашение  мне было прислано священником русской православной церкви в Цинциннати, отцом Габриэлом, который тогда опекал семью сына, и во многом помогал им.

 Сын прислал  подробное письмо с инструкцией, как вести себя на интервью, что говорить.  Удивительно, но вопросы в консульстве почти дословно совпали с тем, что написал в письме сын, и отвечать мне было легко. В тот же день  мне оформили визу, с правом пребывания в США в течение полугода. Радостная, счастливая, с паспортом в руках, вышла я из консульства. Теперь надо было заказать билет, обменять доллары на рубли, так как в кассе «Аэрофлота»  оплату принимали только в рублях. И вот тут со мной случилось несчастье, о котором я никогда не забуду. И урок я получила на всю оставшуюся жизнь. Вышло вот что. Пока я стояла, ожидая приема в консульство, познакомилась с дамой, примерно моего возраста,  стоявшей в очереди сразу за мной. Ехала она в гости к дочери, не помню уже в какой город Америки, то есть у нас были общие проблемы, много общих разговоров. Мы договорились вместе идти за билетами. Касса  «Аэрофлота», в которой продавали тогда билеты на заграничные рейсы, находилась на улице Дзержинского, нынешней Гороховой, недалеко  от Садовой. Билеты мы забронировали, нам сказали, что желательно выкупить их сегодня же. Осталось обменять валюту. Теперь с этим нет никаких проблем, меняй, сколько хочешь. А тогда обменных пунктов было очень мало, курс обмена у них был заниженный.  Но зато, на каждом углу, особенно в местах скопления людей, стояли «менялы», предлагая быстро, по хорошему курсу поменять деньги. Мы с новой знакомой  подходили к двум или  трем обменным пунктам, везде было закрыто, и дама предложила пойти к магазинам «Апраксина двора», где стоят предприимчивые менялы. И вот здесь нас с ней «кинули», как теперь говорят, самым жестоким образом. Я была в состоянии эйфории после удачи в консульстве, а может, еще  из-за  того, что устала, ведь пришлось очень рано встать утром. Словом, бдительности мы не проявили никакой, ни она, ни я.  И нам вместо причитающейся суммы денег в крупных купюрах  всунули  «куклу» из десяток. Тогда было время жесточайшей инфляции, цены в рублях исчислялись  четырех – пятизначными цифрами. Словом, денег у нас не оказалось  совсем, так, немного мелочи.  А меняли мы по 180 долларов каждая, столько тогда стоил билет до Нью-Йорка туда и обратно на самолетах «Аэрофлота». Кстати сказать, теперь он стоит  в шесть-восемь раз  дороже.  О том, что со мной происходило после этого, я и теперь вспоминаю с содроганием. Сначала – истерика. Что делать? Как теперь осуществить поездку, о которой я столько мечтала? И как сообщить мужу, что меня обокрали самым наглым образом? Мы и эти-то деньги собрали с трудом.

 В самом ужасном настроении, в слезах, я  поехала к друзьям - сыну своей университетской  подруги, который тогда ходил в море на рыболовецких судах, недавно вернулся из рейса, и я знала, что у него есть деньги.  Рассказала обо всем случившемся. Саша стал меня успокаивать, сказал, что, несмотря на утраченную сумму, нельзя впадать в отчаяние, на этом жизнь не кончается, деньги всегда можно заработать.  Он сердцем понял мою беду. Сказал, что он располагает такой суммой долларов, одолжит их мне до моего возвращения из Америки. И что мы сейчас же поедем к его приятелю, спокойно обменяем деньги, купим билет, и все будет хорошо. Да хранит Господь всегда Сашу! Я никогда не забываю о том, что он сделал для меня.
Мы с Сашей тут же поехали на Московский проспект, в район Благодатной улицы, он обменял валюту на рубли у своего знакомого, и буквально за полчаса до закрытия кассы «Аэрофлота» мы выкупили билет на рейс Ленинград – Нью-Йорк, на 30 января.  Я   пообещала, что обязательно заработаю в США нужную сумму и верну все  по приезду. В общем,  желанная американская виза и билет  были у  меня в кармане! Но  на душе «скребли кошки», радости не было, очень переживала, как смогу рассчитаться с Сашей, смогу ли поработать в штатах. Сейчас сумма в 180 долларов уже не кажется такой огромной, а в то время это были очень большие деньги для нас. Несколько дней не находила себе места.  До отлета в Штаты оставалось еще больше месяца. Можно было хорошо подготовиться к поездке.
 Наша семья тогда еще жила в Клайпеде, в Литве( мы переехали  в Ленинград-Петербург  летом 1993 года). Поэтому я  вернулась в Клайпеду. Там мы с помощью друзей сделали семейный  видеофильм, минут на двадцать, для наших американских детей,они ведь очень скучали по всем нам. А в конце января  прилетела в Ленинград – тогда еще было непривычно называть его Петербургом.

 Вылет – перелет – прилет.

 Рейс Пулково – Нью-Йорк  назначен на 6 часов утра 30 января.  Так как регистрация на такие дальние рейсы начиналась за четыре часа, то есть в два часа ночи, то приехать в аэропорт пришлось с вечера 29-го января.  Провожала меня приятельница, с ней мы в компании «с термосом с горячим кофе» скоротали время до начала регистрации.   Аэропорт  «Пулково-2» был в то время ужасно не комфортным, его только начали перестраивать. В два часа ночи началась регистрация.   Багаж мой был не слишком тяжелым, но объемным, по просьбе  сына я везла много всего,  что оставалось у них в Ленинграде. Таможню  и паспортный пограничный  контроль прошла без проблем. В начале шестого нас провели в самолет, и в 6-15 мы взлетели.
 Место у меня, оказалось очень хорошее, хотя и не у окна, но у аварийного выхода, то есть, было очень просторно сидеть. После нескольких объявлений сразу накормили обильным и вкусным завтраком.  Потом  я уснула, удобно устроившись в кресле и укрывшись предложенным стюардессой пледом.  Ведь перед этим я не спала почти двое суток! Я впервые летела за границу самолетом, все мне нравилось, и обслуживание, и то, что самолет не трясло и не качало. В аэропорту «Шеннон», в Ирландии, была посадка для дозаправки. Нас выпустили в здание аэровокзала, мы там провели полтора часа. Погуляли, здание очень красивое, современное, везде чистота, порядок. Умылась в дамской комнате, сразу прошло сонное состояние, и уже до самого Нью-Йорка не спала.

 В 10 часов вечера по московскому времени, то есть в 14 часов дня по нью-йоркскому, наш самолет совершил посадку в международном аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке! Всего  14 часов перелета и я  в Америке!
 В самолете перед посадкой заполнили иммиграционные листки, и больше нигде никакой регистрации проходить не надо было, ни в первый раз, ни в мои последующие поездки.  Таможенного досмотра, по сути дела, тоже не было, меня, во всяком случае, не смотрели, только спросили на плохом русском языке, не везу ли я колбасу с собой, так как продукты, кроме консервов, запрещено ввозить.  Хотя сейчас, после трагических террористических актов 11 сентября 2001 года, досмотр стал очень тщательным. В Америку я прилетела с одним долларом в кармане, больше денег у меня не было. Это  знакомая, летавшая в США за полгода до этого предупредила, что  один доллар надо будет заплатить за пользование грузовой тележкой для своего багажа. Но после ее поездки прошло около полугода, цены выросли, оказалось, что тележка стоит уже полтора доллара. Кстати, сейчас тележки, по крайней мере в Техасе, бесплатны.  Я  думаю  иногда, как же это я оказалась такой непредусмотрительной, в чужую страну поехала с 1 долларом в кармане? Это авантюризм уже какой-то.  А если бы  что-то случилось в пути, или Володя не смог бы встретить, где-то задержался?  Хорошо, что идти оказалось не далеко.  Вещей у меня было три места: чемодан, сумка и еще Володина подставка для синтезатора в длинной коробке. Какая-то молодая девушка немного помогла мне  поднести чемодан.

 А  сын уже ждал меня у выхода! Какой же радостной была наша  встреча! Володя приехал в аэропорт один.  Но в Нью-Йорк  из Цинциннати  приехал вместе со своим знакомым,бывшим ленинградцем, у которого были идела в Нью-Йорке.  Они на двоих взяли в аренду новую машину.  Оказывается, в Америке так выгоднее делать, чем ехать на  своей старой. Если в дороге что-то случится со своей машиной, ремонт обойдется очень дорого, а если берешь  «в рент», как они там все говорят, то все  проблемы решает фирма. И хотя путь от Нью-Йорка до Цинциннати не близкий, ехать на машине намного дешевле и удобнее, чем автобусом или самолетом.

Пока мы после встречи добрались до машины на стоянке, и перекусили  привезенной сыном домашней едой,  стали сгущаться сумерки.   Володя, сказал, что ночевать мы будем в соседнем штате Нью-Джерси, в маленьком городке  Форт Ли, там жили знакомые, эмигранты из Белоруссии. Около  половины пятого вечера мы с сыном отъехали от аэропорта, немного покружив по  близлежащим улицам, выехали на  «хай вей» - скоростную дорогу, которая поднята над землей примерно на два этажа, метров этак на 6-7.   Сын сказал, что нам надо сначала попасть на дорогу под № 295, потом она перейдет в федеральную трассу с № 95, по ней переедем через реку Гудзон по мосту Джорджа Вашингтона в штат  Нью-Джерси. Володя получил водительские права всего с полгода назад, но это были права профессионального водителя, и   он  довольно уверенно вел машину.  Но, может оттого, что он впервые ехал по этому огромному городу  вечером  (хотя и днем он тоже был здесь за рулем первый раз), мы никак не могли попасть на нужную нам дорогу. По хай вею с огромными скоростями в несколько рядов мчались сотни машин, мелькали указатели, но нигде нельзя было остановиться, да, собственно и спросить было не у кого. У меня было странное ощущение, что мы попали в гигантский лабиринт и никогда уже оттуда не выберемся.  Раза два попадали на платные участки дороги, в воротах приходилось оплачивать проезд, Володя пытался у сидящих в будках кассиров  спросить, как же нам выехать на 295 трассу, но там только качали головами.  Кружили мы по скоростной дороге часа полтора – два,  и честно говоря мне было страшновато, но, в конце концов,  выбрались на нужную нам  под номером 295! А дальше уже все оказалось не сложно. Пересекли район Бронкса, северную часть Манхеттена, наконец, проехали по мосту Вашингтона и оказались в соседнем штате, Нью Джерси. К дому Володиных  знакомых в Форт Ли мы прибыли только  в 9 часов вечера.  Там нас ждали и даже начали волноваться.  А мы были так вымотаны, настолько устали, что после небольшого ужина, буквально упали спать! 

Нью-Йорк.

 На следующий день, 31 января, после завтрака,    сын решил немного показать мне  Нью-Йорк, ехать решили на автобусе, так проще и легче. Они с другом договорились, что обратно в Цинциннати выедем  вечером.
Так как у наших гостеприимных друзей  Бориса с Аней был выходной, да к тому же последний день месяца, они отдали нам свои проездные автобусные карточки. А вообще-то проезд в общественном транспорте стоит довольно  дорого.  На автобусе мы  быстро доехали до автобусного терминала (Port Authority Terminal) в центре Манхеттена, расположенного на углу 41 улицы и 8 авеню. В Манхеттене более короткие, узкие улицы, идущие почти с запада на восток, называются стрит.   Длинные, широкие, авеню, по-нашему проспекты, тянутся через весь остров с севера на юг.  Вокзал поразил меня своими грандиозными размерами.  Несколько этажей, сотни маршрутов, тысячи автобусов по всем направлениям!  С вокзала отправились пешком осматривать город.  Погода была довольно прохладная, ветреная, даже иногда накрапывал мелкий дождь.  Сначала пошли в сторону Центрального парка, погуляли там,  потом вышли на знаменитый Бродвей, прошли по Пятой Авеню, где располагаются многочисленные банки и деловые центры. Однако не могу сказать, что Нью-Йорк  мне  понравился. Большинство зданий какие-то мрачные, темные, очень высокие, напоминают однообразные коробки. У входов в «подземку» (метро) кучи мусора, стоят мешки с каким-то тряпьем, в них роются  нищие, хотя,  кроме Нью-Йорка, я в ту поездку нищих  больше не видела нигде.

Но зато, какое потрясающее впечатление  произвели знаменитые башни – близнецы, небоскребы  в 110 этажей Центра Международной Торговли (ЦМТ)! Сначала мы обошли их со всех сторон, а потом вошли внутрь. Вова купил билеты на экскурсию, по 8 долларов каждый, и мы вместе с другими туристами на скоростных лифтах (примерно после 30 или 35 этажа переходили в другой лифт) за полторы минуты поднялись на смотровую площадку 107 этажа!  Незабываемое зрелище! Хотя погода была тусклая, не солнечная, но все равно было  видно большую часть гигантского города, Статую Свободы на острове, летящие ниже нас вертолеты, обрывки облаков. Эти башни – небоскребы были символом  Америки и Нью-Йорка. Их высота составляла  415 метров, в различных офисах и учреждениях работало от 40 до 50 тысяч человек, и ежедневно их посещало  до 150 тысяч туристов.  Здания международного Торгового Центра были построены всего за 6 лет,  в 1973 году сданы в эксплуатацию. Мне до сих пор страшно вспомнить события  11 сентября 2001 года, когда самолеты международных террористов врезались в эти небоскребы, разрушили их полностью. День 11 сентября стал черным днем не только в истории Америки, но и всего мира. 11 сентября в 8 часов 45 минут по Нью-йоркскому времени самолет «Боинг» с пассажирами на борту врезался в Северную башню ЦМТ, а через 18 минут второй самолет протаранил южную башню. Начались пожары, взрывы, всеобщая паника. И через  час с небольшим, с интервалом в 20 минут, обе башни рухнули, как карточные  домики, погребя под развалинами тысячи людей.   Все эти события транслировались по телевидению напрямую. У нас как раз шел выпуск новостей, вдруг показали, как один самолет протаранил первую башню. Я решила, что это новый фантастический фильм, но тут пошли титры на экране, и диктор сообщил, что там атака на Нью-Йорк. Вдруг появился второй самолет, он тут же врезался во второй небоскреб!  Было ощущение, что начинается третья мировая война! Во всем этом было что-то жуткое, нереальное.
 
А  тогда, в 1993 году, рассматривая  Нью-Йорк с высоты птичьего полета, я была  восхищена всем увиденным. У нас тогда был только старенький фотоаппарат «Смена», мы сделали снимки, и хотя они получились некачественные, я храню их вместе с купленными открытками, как память, ибо этих зданий уже нельзя увидеть воочию. Посетив ЦМТ, мы еще прогулялись в китайский квартал, Чайна-Таун. Он напомнил  чем-то  район нашего  питерского  рынка, та же торговля с лотков, только чище и ассортимент богаче. Особенно много разнообразной рыбы и морепродуктов.Но пора было возвращаться в Форт Ли, чтоб продолжить путь в Цинциннати.

 В Цинциннати.

 В половине десятого  вечера мы  отъехали от дома друзей, опять минут сорок «колесили» по окрестностям, пока выехали на нужную нам магистраль №95. Володя, несмотря на усталость и недосыпание, всю ночь вел машину сам, так как его «компаньон» водил плохо. Большая часть пути шла по штату Пенсильвания. Погода до утра, пока не въехали в штат Огайо, была скверная – пурга, ветер, мокрый снег. Так что ехали не быстро, со скоростью 40-50 миль в час, особенно, если дорога петляла или шла под уклон, ведь мы пересекали Аппалачи. Я сидела рядом с сыном, мы все время разговаривали. Пару раз останавливались на бензоколонках, которые очень понравились уровнем обслуживания. Теперь уже и у нас появились на трассах такие комфортные заправочные станции, а тогда они мне были  в диковинку. В туалетах горячая и холодная вода, а на некоторых  станциях даже можно помыться в душе, обязательно магазин с товарами первой необходимости, и либо бар, либо  ресторанчик. Так как у нас еды было достаточно с собой,  мы брали только кофе или кипяток в термос.
 
Утром, с рассветом,  въехали в штат Огайо.  Взошло солнце, стало тепло, местность  вокруг напоминает среднюю часть Литвы.   Было очень интересно рассматривать  мелькавшие небольшие городки, поля, фермы. Ближе к полудню, наконец, добрались до дома, где нас уже с нетерпением ждала жена сына, Ольга. Дорога заняла около 13 часов, от Нью-Йорка до Цинциннати расстояние 690 миль, примерно 1300 километров.  Меня встречали огромным блюдом разнообразных фруктов – бананы, апельсины, лимоны, яблоки, виноград и даже ананас! И это среди зимы. А у нас в России ничего этого мы тогда не видели, все продукты были по талонам

Несколько дней у меня ушло на акклиматизацию, трудно было перестроиться на  новый режим сна и бодрствования, ведь разница во времени составляет восемь часов. Петербург ложится спать, а в  Цинциннати разгар рабочего дня!   Не сразу, но привыкла, хотя иногда страшно хотелось спать днем. Володя работал тогда на школьном автобусе «School bus», вставал очень рано.  Занятия в школах  в Цинциннати начинаются в 7 часов утра, в  шесть часов пять минут автобус должен начать собирать детей, то есть подъехать к первому дому.  Так что сын выезжал из дома в 5-15 утра. В половине девятого, иногда в девять, возвращался домой, перерыв в работе до часу дня. Потом снова на работу,  забирать детей из школы и развозить по домам. Около пяти часов вечера возвращался домой.
 По вечерам иногда  ездил  подрабатывать – развозил по домам пиццу, здесь  многие пользуются такой услугой – заказывают еду на дом из  кафе или ресторанов.

     Улица Квин Сити, где жили дети, в основном  застроена двух и трех  этажными домами, где снимают квартиры небогатые люди. Это типичный «спальный район», без предприятий, и даже без магазинов, так как магазины все размещаются в одном месте, на торговой площади – «Шопинг молл». Недалеко от нее, всего в 10 минутах ходьбы, есть несколько небольших улиц,  застроенных  красивыми особняками, коттеджами в один или два этажа.   Многие дома напомнили мне немецкие постройки в Прибалтике и в Германии. Как оказалось, в Цинциннати  в недалеком прошлом жило много немцев, эмигрантов из Германии после Первой мировой войны.  Около домов ухоженные газоны, красивые деревья, вечнозеленые кустарники,  везде чистота, просто одно удовольствие гулять. У некоторых домов на флагштоках поднят американский флаг. Поразило полное безлюдье. По утрам жители уезжают на работу на машинах, вечером возвращаются, а днем на улице ни души. Если изредка встречается пешеход, то он обязательно приветствует тебя: «Хай!», что означает – «Привет!». Совсем, как у нас в деревнях.

Приехала я в Цинциннати зимой,   а она отличается от нашей северной.   Хотя город расположен  на 40 градусе северной широты, как Баку и Бухара, даже южнее Ташкента, но в январе и феврале тут довольно холодно и бывают обильные снегопады. Снег  редко держится больше недели, но когда его выпадает очень много, то для американцев это стихийное бедствие.  Cнег убирают только на главных улицах, а боковые улочки и переулки становятся непроезжими. В такое время не работает общественный транспорт, прекращают занятия в школах, закрыты многие учреждения. Володя в то время работал на школьном автобусе водителем, так из-за плохой погоды, то есть снегопадов, у них в январе-феврале набралось 12 нерабочих дней, а за вынужденные простои здесь зарплату не платят, дают только мизерное пособие. В снежные дни становится совсем пусто на улицах, все предпочитают сидеть дома. Но когда появляется солнце, множество людей едет в парки, где играют в снежки, лепят фигурки из снега, катаются на санках и лыжах, словом, ничем не отличаются от нас. К середине марта становится довольно тепло,зеленеет травка, под деревьями появляются первые цветы.  В  это время я часто ходила с внуком гулять  по тихим  соседним улицам.   Ему шел четвертый месяц, он очень хорошо спал  в коляске во время прогулок на свежем воздухе.

Когда у  сына было свободное время, выезжали смотреть  город. Несколько раз  ездили в местный зоопарк.  Он замечательный, большой, для  зверей и птиц созданы прекрасные условия - огромные вольеры, островки, отделенные рвами с водой, все приближено к естественным условиям.   Мне раньше не приходилось видеть такого разнообразия  животных и зверей. Особенно многочисленны  виды обезьян и птиц.  В конце весны, когда распустились разные цветы – тюльпаны, гиацинты, нарциссы,  и листья на деревьях,  там было необыкновенно красиво, празднично! В апреле мы даже сняли на видеопленку посещение зоопарка.

 Понравился деловой центр города, «Даунтаун». В каждом американском городе есть  «Даунтаун», где стоят высотные здания, небоскребы, располагаются гостиницы, банки, всевозможные учреждения, магазины.   Чем больше город, тем выше небоскребы  даунтауна. В Цинциннати, с населением больше миллиона человек, Даунтаун внушителен. Здесь дома в 40 и более этажей, огромный крытый стадион, шикарные отели, много разных дорогих магазинов.   В центре  города  очень  красивый фонтан, на  котором  сделана  надпись:   « Жителям города Цинциннати».  Конечно, в ту первую поездку, меня поразили американские магазины. И своими размерами и разнообразием товаров. Особенно широкий ассортимент в продовольственных  супермаркетах!   После наших пустых прилавков в начале 90-х, изобилие было фантастическим. Я просто могла гулять по таким торговым центрам, даже если ничего не надо было покупать. В феврале и марте в промтоварных магазинах идут грандиозные сезонные распродажи. Одежду, обувь можно купить в несколько раз дешевле, чем обычно. И люди, далеко не всегда бедные, едут  на эти распродажи и загружаются вещами впрок в огромном количестве.  Мы тоже ездили, но денег у нас было мало (у меня-то вообще не было), поэтому и покупок делали немного.

Работа в кафе.
 
Все было хорошо в гостях у детей, но меня мучили мысли, как и где заработать деньги, ведь я должна вернуть долг!  Мы с Володей постоянно просматривали газеты, чтоб найти какую-то работу для меня. Но без знания языка, и  имея лишь гостевую визу, было трудно на что-то рассчитывать. Время шло,  а я сидела  без дела, нервничала. Наконец, сын все же нашел мне работу! Рядом с  автобусным парком, где он работал, было кафе с баром «Боусвел Аллея».  Володе посоветовала обратиться туда диспетчер автопарка,  сказав, что там  частенько  берут на работу «на кеш» - на кассу,  то есть неофициально. В США обычно зарплату выплачивают чеками через банк, а  если  «на кеш», то работник получает в конвертике  деньги раз в неделю или ежедневно. Конечно, при этом хозяин рискует получить штраф или иные санкции от налоговой службы. Но  и выгода ему тоже не малая: не надо оформлять медицинскую страховку работнику, оплачивать отпуск. Словом, многие владельцы небольших кафе, ремонтных мастерских, и тому подобное,  нанимают на работу людей, не имеющих разрешения, нелегально.

 Меня после беседы с менеджером, а по нашему с шеф-поваром, взяли на работу  кухонной рабочей, попросту, посудомойкой. Английский язык я знала очень плохо, особенно не понимала, когда говорили быстро, лучше, если мне писали на бумаге, тогда я переводила нормально (так уж нас учили языку в школе и в ВУЗе). Но у меня был свой «переводчик».  Менеджер объяснил мне через Володю   мои несложные обязанности, когда приходить на работу, как пробивать на таймере рабочую карточку. Показал, где что находится. Вначале меня взяли всего на два дня в неделю, по  4 - 4,5 часа в день, с оплатой 4 доллара в час. Я была несказанно рада! 2 марта  первый раз вышла на работу. Конечно, работа оказалась  тяжелая. Посуды, особенно во время ленча, набиралось много. В США в таких недорогих кафе и ресторанах пользуются очень тяжелой посудой, тарелки больших размеров, после мытья их надо поднимать высоко на полку у раздаточного окна. Так что первые дни у меня сильно болели руки. Еще в мои обязанности входило чистить кастрюли, котлы, сковородки и т.д. Кухня   в кафе была очень грязная, у нас, по крайней мере, в советское время, при такой антисанитарии на кухне санэпидстанция сразу бы закрыла предприятие общественного питания. И пол, и стены, и трубы покрыты толстым слоем грязи. На второй день работы, когда после ленча с посудой закончила, решила вымыть стены, хотя бы  у своего рабочего места, и разные трубы.  Видимо, менеджеру моя работа понравилась. Я не бегала курить на улицу, не вела разговоров с коллегами по работе – по причине незнания языка, мыла, терла, и при этом распевала наши песни, как я обычно делаю дома, занимаясь кухонными делами. Через пару дней Марк предложил мне работать 4 дня в неделю, а еще через неделю я стала приходить каждый день, кроме выходных. Работа начиналась в 10 утра, заканчивалась в 3 или 3-30  дня, в зависимомти от объема работы.Через некоторое время и зарплату мне повысили, стали платить 4,5 доллара в час.  Кроме того, работникам полагался бесплатный ленч, ешь все, что  хочешь, любое, даже порционное блюдо. И любые напитки: соки, кока-колу, лимонад, кофе, чай,  все, кроме алкоголя и пива, можно пить без ограничения.
 
На работу  и обратно меня отвозил  сын.    Работала я с удовольствием. Постепенно стала осваивать  язык,  начала понимать, о чем разговаривают  официантки  и буфетчица. Одна из помощниц повара, молоденькая женщина  Кетти (Катерина), но у них звучало как Кейси, старалась для меня говорить фразы медленно, и ее понимала хорошо, так что мы, если позволяло время, разговаривали о нашей жизни. В начале рабочего дня я накрывала столы – ставила чистые приборы,  салфетки, досыпала соль и перец, и  т.п. Еще надо было  в бар принести  пару ведер пищевого льда.  Американцы употребляют очень много льда, со всеми напитками, кроме пива, даже с чаем. И в течение дня приходилось еще раза два – три приносить ведра со льдом. Оказывается, это должна делать барменша. А когда я  выполняла эту работу, и еще помогала официанткам убирать со столов, то девочки (а там работали только молоденькие девочки официантки и барменши),  в конце дня давали мне 1-2, иногда и 3 доллара со своих чаевых. В США, по крайней мере, в Цинциннати, как мне говорили, барменам и официантам платят за час в два раза меньше, чем посудомойкам, поэтому, большую часть оплаты они получают в  виде чаевых. Каждый клиент оставляет не меньше доллара, иногда два или даже три. По пятницам я получала зарплату в конвертике.  Какая это была радость! За неделю у меня получалось около ста долларов, иногда больше.  Как жаль, что эту работу мы нашли поздно. Я проработала полтора месяца, до 16 апреля. Подходило время уезжать. Марк и хозяин кафе стали меня уговаривать остаться, даже обещали визу продлить на полгода за свой счет. Но меня ждали дома. Когда наступил последний день моей работы в кафе, все работники  собрались, устроили прощальный ленч, подарили мне торт с надписью: «Мы будем скучать по тебе, Гертруда» -  “ We’ll  miss  you, Gertruda”, красивую футболку и бейсбольную кепочку, открытку, на которой все расписались и оставили свои адреса.  Марк сказал, что бы я непременно приезжала еще, что меня всегда будут рады взять на работу снова. Так приятно было слышать это, я чувствовала такое уважительное отношение к себе!    В кафе за полтора месяца я заработала больше, чем мой муж, капитан, за  шкстимесячный рейс в море! Сын как-то, в самом начале моей работы в кафе спросил, не смущает ли меня, что я, имея два высших образования, мою посуду в кафе.  Нет, меня это нисколько не смущало, ибо труд хорошо (по нашим меркам) оплачивался. Теперь я знала, что смогу рассчитаться с долгом, да и на подарки домой хватало денег.

Впечатления от пребывания.

Поездка в США  была для меня  очень познавательной.  С наступлением весны,  со второй половины марта,  мы стали больше ездить на прогулки и экскурсии в выходные дни. Недалеко от Цинциннати, примерно в часе езды, находится небольшой город Дейтон. Там еще подписывались какие-то Российско-Американские соглашения по разоружению. В Дейтоне есть потрясающий музей авиации и космонавтики, «The United States Air Force Museum». Ездили туда на целый день, всей семьей. Вообще, американцы в музеи ездят с детьми, даже очень маленьких берут с собой, носят либо в «рюкзачках», либо в коляске катают.  В музее находится оригинал первого самолета братьев Райт, представлена вся история авиации, вплоть до самолетов-невидимок и космических аппаратов. Часть экспонатов размещается под открытым небом, стоят боевые самолеты времен Второй Мировой войны и современные, принимавшие участие в операции «Буря в пустыне», а также ракеты.  Но большая часть экспозиции  находится в огромных ангарах. Еще в музее есть кинотеатр  с панорамным экраном.

            На другом берегу реки Огайо, напротив Цинциннати, находятся два небольших города штата Кентукки – Ковингтон и Ньюпорт.  Они очень уютные, зеленые.  Оттуда открывается прекрасный вид на Цинциннати. Удивило вот что. В штате Огайо очень пуританские, строгие законы. Здесь большие ограничения на продажу алкогольных напитков и табачных изделий. Алкоголь и табак  продают лицам не моложе 21 года, причем, никто не посмеет нарушить это правило. Спиртными напитками торгуют только с 11 часов дня до 7 часов вечера, а в праздничные дни совсем не торгуют (как и у нас было во времена Советской власти). К тому же, в магазинах водка в основном бывает лишь 20 градусная, 40 градусную надо еще поискать, она редкость. И, наверное, потому, я не видела  сильно пьяных людей в Цинциннати. Но стоит переехать мост через реку Огайо, попадаешь в штат с другими законами, более либеральными. Тут алкоголем торгуют без ограничений,  спиртные напитки и табак намного дешевле, чем в  штате Огайо. Здесь продается 90 градусный спирт, огромный ассортимент водки, в том числе и русской.  Потому, мы сразу, как въехали в Ковингтон, увидели несколько очень пьяных граждан.

 В одном из пригородов Цинциннати, местечке  Блю Аш – Blue Ash, находится русская православная  церковь – Orthodox church. Настоятелем церкви там был в то время  отец  Габриэл, делавший мне приглашение.  Мы посещали церковь несколько раз, были на всенощной службе в канун Пасхи.  Церковь  небольшая, но очень уютная, ходят туда не только русские, но и православные американцы.   Cвященники - американцы, но стараются часть службы провести на старославянском языке.  После службы прихожане не расходятся сразу, а вместе пьют чай, кофе, и общаются. На Рождество, Масленицу и Пасху вообще устраиваются большие коллективные праздники с застольем и подарками для детей.  Нам это очень нравилось, все такие приветливые и дружелюбные.  Ездили два раза и в православный монастырь  Преподобного Серафима Саровского, который давал свой приют многим приезжим из СССР в то время, и  где Володя с женой прожили  около девяти месяцев. Там  так красиво,  территория  ухоженная, большой дом, в нем церковь и жилые комнаты.  Отец Габриэл и второй батюшка, отец  Дэвид, очень радушно принимали нас, все показали, рассказали о своем бытие. В церкви Володя познакомил меня с  американцами  русского происхождения, Анной и Вячеславом Бокач, и с Лидией и Павлом Драгиными. Эти люди  с похожей судьбой. Во время второй мировой войны фашисты угнали их в трудовые лагеря в Германию. А в конце войны они оказались в американской зоне оккупации. В Союз возвращаться боялись, до них доходили слухи, что всех, кто побывал в плену или в немецких лагерях отправляют в Сибирь.  И в 1949-1950 годах они выехали в США на постоянное жительство. Лидия и Павел Драгины были со Смоленщины.  Вячеслав и Анна с Белоруссии.  Об их судьбе можно написать отдельную книгу, столь интересна она.  Словом, я подружилась с этими семейными парами.  Они очень много помогали нашим детям, когда родился Антоша. Часто ездили к ним в гости, всегда это были радостные встречи.

           В одно из воскресений мы побывали в музейном центре Цинциннати, который размещается в здании бывшего железнодорожного вокзала. Как известно, в США железнодорожный транспорт давно утратил свое главенствующее положение, основные перевозки  осуществляются  автомобилями. Поэтому многие железнодорожные вокзалы используются для других целей, а в Цинциннати это – прекрасный музейный центр.  В нем разместились Музей естественной истории, Исторический музей, Картинная галерея, Детский художественный центр, кафе, ресторан. А  еще там есть замечательный кинотеатр – “Family Omnimax Theater”, это даже не панорамный зал, а нечто более высокого уровня. Теперь это называют 3D,  так ведь почти 20 лет назад он уже был в Цинциннати. Раньше такого кинотеатра я нигде не встречала.  Экран имеет форму полукруга  очень большого диаметра, зрители сидят  в амфитеатре.  Множество динамиков обеспечивают необыкновенно чистый звук, он идет со всех сторон. Когда смотришь  фильм, то создается впечатление, что ты сам находишься внутри действия – летишь в самолете, проваливаешься в трещину и т.д. Нам повезло, показывали фильм об Антарктиде, ее природе и научных исследованиях.  Незабываемое зрелище!

Многое из того, что я увидела в свою первую поездку, сохранилось на видеокассете. Конечно, у Володи не было своей видеокамеры, она была слишком дорогим удовольствием. Но, наши русские люди очень быстро узнают хорошие американские правила и законы, и пользуются ими с пользой для себя. Так, в США существует закон, по которому покупатель в течение месяца может вернуть любую приобретенную в магазине вещь обратно, не объясняя при этом причину возврата – просто  раздумал покупать, не нравится, и т.п., и стоимость покупки возвращается полностью!   Вот и решили, в конце моего пребывания там, купить видеокамеру, использовать ее  для съемки три недели и вернуть обратно в магазин. Правда, в США используют видеосистему другого стандарта – NTSC, а не ПАЛ СЕКАМ, как у нас. И чтобы посмотреть видеофильм, который я привезла для детей с Клайпеды, пришлось его отдавать на перекодировку. Даже в США это было тогда сделать непросто, так как требовалось специальное оборудование. Как все-таки шагнула вперед техника за эти годы! Теперешние цифровые камеры не нуждаются в перекодировке. Но  тогда через знакомых удалось найти  человека, который  занимался перекодировкой, и я увозила с собой любительский фильм о своей поездке.
  22 апреля проехали с видеокамерой последний раз  по улице Квин Сити,  по моей любимой улочке Вест Брук, сняли  торговую площадь, где находятся  десятки  разных магазинов. И Володя сдал видеокамеру в магазин.

Обратный билет у меня был на 24 апреля. Рано утром 23  апреля мы выехали из Цинциннати в Нью-Йорк.  Опять машину взяли напрокат. Это была совершенно новая белая машина, красивая, удобная внутри, и очень легкая для управления.  Ехать днем  замечательно!  В штате Огайо уже распустились листья и цвели цветы, было тепло. Потом въехали в Пенсильванию, дорога постепенно поднималась в горы, мы снова пересекали Аппалачи, и картина изменилась.  Когда выходили из машины немного размять ноги, то было холодно, дул  сильный, пронизывающий  ветер.  Вечером  приехали в Форт  Ли, к Борису с Аней, где и переночевали.  Утром 24-го поехали на машине в Нью-Йорк.  До самолета было достаточно времени,  и мы отправились посмотреть район Брайтон Бич,где живет  много эмигрантов из бывшего Союза.

Район Брайтон Бич очень густо застроен, дома стоят вплотную, улицы узкие.  С трудом удалось припарковать  машину, чтоб походить  по магазинам, погулять по деревянному тротуару, идущему вдоль берега моря. На Брайтон Бич много  «русских» магазинов, даже некоторые вывески написаны по-русски.  На  входных дверях некоторых кафе и магазинчиков висят, написанные от руки, бумажки: «говорим по-русски».  В русских магазинах действительно можно купить продукты из России или из бывших советских республик – конфеты, копченые колбасы, шпроты, даже черный хлеб, по отсутствию которого многие русские там скучают. Очень многолюдно. Идут старушки с тележками, ну совсем, как у нас. Шумно. Над улицей проходит  эстакада, по которой с грохотом мчатся поезда Нью-йоркского метро. В общем,  там  мне не понравилось. С  Брайтон Бич  мы поехали в аэропорт Кеннеди.  Когда я прилетела в Штаты, то не рассмотрела, насколько этот аэропорт огромен! Тогда не до того было. А сейчас он произвел на меня большое впечатление  своими размерами,  чистотой, комфортом.  Володя проводил меня к стойке регистрации, сдали багаж. На душе было грустно, я не знала тогда, что через полгода снова прилечу в США, уже вместе с мужем. А пока, прощай Америка!