***

Иозас Ботирюс
Вавилонская башня.
Теперь, когда мы знаем, почему у евреев появилась ненависть к Вавилону, можно вернутся к разделу Библии с описанием вавилонской башни.

«Бытие гл.11» «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока. Они нашли в земле Сеннар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотой с небес; и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они оттого, что задумали делать. Сойдем и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и от туда рассеял их Господь по всей земле».

И здесь Господь Бог не угадал. Не смотря на все свои старания, сделать он ничего не смог, башня была построена и неоднократно. И не в честь Яхве, а в честь Бога Мардука. А сам город Вавилон был самым большим городом. Обратимся к книге К.Керама «Боги гробницы ученые». Он пишет: «Если сегодня черная кошка перебежит дорогу, и мы повернем назад (ох уж эти суеверия!), вспомним ли мы в этот момент о древних вавилонянах? Вспоминаем ли мы об этом древнем народе, когда бросаем взгляд на циферблат наших часов, имеющий двенадцать делении, или покупаем дюжину носовых платков? Но ведь мы как будто привыкли  к десятичной системе счета? Помним ли мы о вавилонянах, когда говорим, что такой-то или такая-то родились под счастливой звездой? А следовало бы вспомнить – ведь наше мышление, наше восприятие мира в известной степени сложилось в Вавилоне.

Тщательное изучение  истории человечества позволяет почувствовать, в какой то момент дыхание вечности. В такие минуты убеждаешься, что из пяти-тысячелетней истории человечества не все утеряно безвозвратно: многое из того, что когда-то считалось верным, мы сейчас отрицаем, но независимо от того, правильны были представления древних или нет, приняты они нашим сознанием или не находят себе в нем места, они продолжают жить. Этот момент наступает неожиданно, тогда внезапно начинаешь понимать, какой груз мыслей и представлении предшествующих поколении тяготеет над человеком; как вечное наследие вошли они в наше сознание, в большинстве случаев мы даже не отдаем себе отчета в величине и значении этого наследия, даже не умеем его должным образом использовать.

Во время раскопок в Вавилоне археологи, как это ни было неожиданно, буквально с каждым взмахом заступа убеждались в том, что многие из мыслей и представлении этого народа живут в нашем сознании и подсознании, оказывая влияние на наши чувства и восприятие окружающего мира. Но еще более неожиданным явилось то открытие, что вавилонская мудрость была унаследованной – доказательства тому становились все многочисленнее – и что своим происхождением она обязана народу еще более древнему, чем семиты-вавилоняне и даже египтяне.   

Подобной гипотезе можно было отказать в чем угодно, только не в смелости. И тем не менее с течением времени ученые так уверовали в свою правоту, что даже дали этому народу имя, хотя существование его еще не было доказано и упоминания о нем не сохранилось ни в одной надписи. Некоторые ученые называли этот народ аккадцами, а немецко-французский ученый Жюль Опперт назвал его шумерами, и это название привилось: оно было взято из титула наиболее древних правителей южной части Двуречья, которые именовали себя царями Шумера и Аккада.

И точно так же, как было когда-то предсказано местоположение планеты, как были открыты недостающие элементы в таблице Менделеева и найден питекантроп, так в один прекрасный день были обнаружены и первые следы неведомого до тех пор народа, который дал письменность вавилонянам и ассирийцам. Только ли письменность? Прошло еще немного времени, и можно было с уверенностью сказать: почти все, что относится к культуре Вавилона и Ниневии, следует отнести за счет предшествовавшей ей культуре таинственных шумеров.

Счастье сопутствовало де Сарзеку: едва приступив к раскопкам, которые он вел еще по-дилетантски, он нашел у подножия одного их холмов статую, не похожую на все до сих пор найденное. Он стал копать дальше, и, как оказалось, успешно: нашел надписи и первые осязаемые следы «предсказанного» народа – шумеров.
Статуя местного правителя, князя или царя-жреца Гудеа, сделанная из диорита и великолепно отполированная, была самой драгоценной из тех великолепных скульптур, которые были погружены на корабли и отправлены в Лувр. Какое волнение вызвали они среди ученых! Даже самые рассудительные и отнюдь не склонные к манипуляциям с датами ассирологи вынуждены были, принимая во внимание эти находки и данные, почерпнутые из найденных тогда же надписей, прийти к заключению, что некоторые из обнаруженных памятников и фрагментов относятся к эпохе третьего-четвертого тысячелетия до н.э., то есть к цивилизации еще более древней, чем египетская.    

В результате раскопок были найдены большие сооружения – ступенчатые пирамиды-зиккураты, без которых, казалось, тамошние города  было так же трудно себе представить, как, скажем, мечеть без минарета или церковь без колокольни, были найдены и надписи, позволившие проследить историю месопотамского мира далеко в глубь веков. Для истории Месопотамии это было открытие, по меньшей мере, такого же значения, как для истории Греции открытие крито-микенской культуры.

История Месопотамии не является столь же однородной, как, скажем, история Египта. При знакомстве с ней поневоле приходит на ум сравнение с начальным периодом греко-римской культуры. Когда-то в район Тиринфа и Микен пришел неизвестно откуда взявшийся чужой, неведомый народ и создал здесь центры своей цивилизации; а затем сюда вторглись с севера ахейцы и дорийцы. Смешиваясь и переплавляясь в течение многих веков, культура этих народов стала той культурой, которую мы сейчас называем эллинистической. Точно так же пришлый народ заселил дельту Тигра и Евфрата, принеся с собой сложившуюся культуру, письменность и законы; в конце концов, он был на протяжении немногих столетий уничтожен варварскими племенами, но на удобренной им почве культуры выросла наследница царства Шумера и Аккада – Вавилония.

В Библии говорится о смешении языков при постройке Вавилонской башни. Действительно, в Вавилоне существовало два государственных языка – шумерский и семитский (с течением времени шумерский язык стал языком жрецов и юристов); кроме того, в страну привносили свой диалекты амориты, амореи, эламиты, касситы и другие вторгшиеся в этот район племена, а в Ассирию – лулубеи, хурриты, хеты.

Первым местным царем, которому удалось объединить под своей властью обширную территорию – весь район от Элама до Тавра,- был Саргон I (2684-2630 годы до н.э.).

По сравнению с Библией на счет смешения языков, все происходит с точностью на оборот. Народы не рассеиваются, а концентрируются.

Самими подробными описаниями древнего Вавилона мы обязаны греческому путешественнику Геродоту и лейб-медику Артаксеркса II – Ктесию. Больше всего поразила их воображение городская стена. О ее размерах Геродот сообщает такие данные, что на протяжении двух тысячелетии относили на счет присущей путешественникам склонности к преувеличению: по его словам, стена была такой широкой, что на ней могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей! Колдевей обнаружил эту стену, едва приступив к раскопкам, однако, дальше дело продвигалось медленно: это были, пожалуй, самые трудоемкие раскопки на свете.

Колдевей раскопал стену из сырцового кирпича шириной семь метров. На расстоянии примерно двенадцати метров от нее возвышалась другая стена, на этот раз из обоженного кирпича, шириной семь метров восемьдесят сантиметров, а за ней третья стена, в свое время, очевидно опоясывавшая ров, который заполнялся водой, если городу угрожала опасность. Эта стена имела в ширину три метра тридцать сантиметров.

Через каждые пятьдесят метров вдоль стены стояли сторожевые башни. Кольдевей определил, что на внутренней стене их было 360, на внешней Ктесий насчитывал 250 башен, и, судя по всему, что нам известно, эта цифра вполне правдоподобна. Найдя эту стену, Колдевей раскопал самое грандиозное из всех, когда-либо существовавших на свете, городских укреплений. Стена свидетельствовала о том, что Вавилон был самым крупным городом на Востоке, более крупным, чем даже Ниневия. А если считать как в период средневековья, что город – это обнесенное стеной поселение, то Вавилон был и остается самим большим городом, существовавшим когда-либо на свете. 

Навуходоносор писал:
«Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и скрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе  не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские валы водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвигнул на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил Вавилон в крепость».

Это должна была быть, по тем временам, поистине неприступная крепость! И все-таки разве Вавилон не был взят врагами? Здесь можно предполагать только одно: вероятно, он был захвачен изнутри. Ведь часто, когда неприятель стоит у ворот, в городе находится партии, которые в одних случаях справедливо, в других  - ошибочно видят в своих врагах освободителей. Возможно, так же пала и эта крепость. 

Кроме крепостных стен Кольдевей обнаружил легендарные сады Семирамиды, считавшиеся одним из семи чудес света. Что касается Вавилонской башни, то Колдевей обнаружил гигантский фундамент. В надписях же речь шла о башнях; та башня, о которой говорится в Библии (она, очевидно, действительно существовала), была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи, на смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Сохранились следующие слова Набопаласара: «К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее, установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье».

А сын его Навуходоносор добавил: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Э-темен-анки так чтобы поспорить она могла с небом».

Вавилонская башня поднималась гигантскими террасами; Геродот говорит, что ее составляли восемь башен поставленных друг на друга; чем выше, тем размер башни был меньше. На самом верху, высоко над землей, был расположен храм. (В действительности башен было не восемь, а семь.) 
       
Башня стояла на равнине Сахн, буквальный перевод этого названия - «сковорода». «Наша Сахн, однако, - пишет Кольдевей, - Не что иное, как форма древнего священного округа, в котором находился зиккурат Э-темен-анки – Храм краеугольного камня неба и земли, Вавилонская башня, окруженная со всех сторон стеной, к которой примыкали всякого рода здания, связанные с культом».

Основание башни было шириной девяносто метров; столько же метров она имела и в высоту. Из этих девяноста метров тридцать три приходились на первый этаж, восемнадцать – на второй и по шесть метров на остальные четыре. Самый верхний этаж высотой в пятнадцать метров был занят храмом Бога Мардука. Покрытый золотом, облицованный глазурованным кирпичом, он был виден из далека, и как бы приветствовал путников. «Но что значит все описания по сравнению с тем представлением о храме, которое дают его руины!.. Колоссальный массив башни, которая была для евреев времен Ветхого Завета воплощением человеческой заносчивости, возвышался посреди горделивых храмов-дворцов, огромных складов, бесчисленных помещении; ее белые стены, бронзовые ворота, грозная крепостная стена с порталами и целым лесом башен – все это должно было производить впечатление мощи, величия, богатства; ибо во всем огромном вавилонском царстве трудно было встретить что-либо подобное».

Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней. На ее строительство ушло восемьдесят пять миллионов кирпичей; колоссальной громадой возвышалась она над всей округой. Так же как и египетские пирамиды, Вавилонскую башню воздвигали рабы не без участия бичей надсмотрщиков. Но между ними есть различие: пирамиду строил один правитель на протяжении своей нередко короткой жизни; он сроил ее для себя одного, для своей мумии, для своего «К», а Вавилонскую башню строили целые поколения правителей: то, что начинал дед, продолжали внуки. Если египетская пирамида разрушалась или ее разоряли грабители, ни кто не занимался ее восстановлением, не говоря уж о наполнении ее новыми сокровищами. Вавилонский же зиккурат был разрушен не однократно, и каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Это понятно: правители, сооружавшие зиккураты, строили их не для себя, а для всех. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному Божеству Мардуку. Картина была, вероятно, необычайно красочна: вот толпа народа выходят из Нижнего храма, где перед статуей Мардука совершалось жертвоприношение. (По словам Геродота, эта статуя, отлитая из чистого золота, весила вместе с троном, скамеечкой для ног и столом 800 талантов. В покоях храма находился своего рода эталон таланта: каменная утка, «истинный талант», как гласила начертанная на ней надпись. Ее вес равнялся 29,68 кг. Таким образом, если верить Геродоту, статуя Мардука – а она была из чистого золота – весила более 23700 кг.) Потом народ поднимался по гигантским каменным ступеням лестницы на второй этаж, расположенный на высоте тридцати метров над землей, а жрецы тем временем спешили по внутренним лестницам на третий этаж, а оттуда проникали потайными ходами в святилище Мардука, находившееся на самой вершине башни. Голубовато-лиловым  цветом отсвечивали глазурованные кирпичи, покрывавшие стены Верхнего храма. Геродот видел это святилище в 458 году до н.э., то есть примерно через полтораста лет после сооружения зиккурата; в ту пору оно еще, несомненно, было в хорошем состоянии. В отличие от Нижнего храма здесь не было статуй, здесь вообще ни чего не было, если не считать ложа и позолоченного стола (как известно, все знатные люди на Востоке, а так же греческая и римская знать возлежали во время принятия пищи). В это святилище народ не имел доступа – здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный  не мог лицезреть его безнаказанно для себя. Только одна избранная женщина проводила здесь ночь за ночью, готовая разделить с Мардуком ложе. «Они так же утверждают, - пишет Геродот,- будто сам Бог посещает этот храм и отдыхает на этом ложе, но мне это представляется весьма сомнительным».

     Напрасно Геродот сомневался. Если люди сделали Богу такой храм то, естественно, что и приманку, то есть женщину могли подобрать соответственно такую, что ни один Бог не устоит. И само собой, что там имелось и соответствующее угощение для Бога, до того как, и после того как.

Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб и Ашшурбанапал штурмом овладевали Вавилоном и разрушали святилище Мардука.
Вавилонскую башню. Набопаласар и Навуходоносор отстраивали ее заново. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город не разрушенным, Его поразили масштабы Э-темен-анки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой вавилонской башни.

И все-таки башня была снова разрушена, Ксеркс, персидский царь, оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский; его тоже поразили гигантские руины  он тоже стоял перед ними как завороженный. По его приказу десять тысяч человек, а затем и все его войско на протяжении двух месяцев убирало мусор; Страбон упоминает в связи с этим о 600 000 поденных выплат.

Двадцать два столетия спустя на том же месте стоял один западноевропейский ученый, Он искал не славы, а знании, и в его распоряжении было не десять тысяч человек, а всего лишь двести пятьдесят. В течение одиннадцати лет он выдал 800 000 поденных заработков. И в результате выяснил, каким было это не имевшее себе равных сооружение!

Висячие сады еще в древности были отнесены к числу семи чудес света. А вавилонская башня и поныне является символом людской заносчивости. Однако Кольдевей разыскал не только эти сооружения, он раскопал один из районов города, и, хотя об этом районе упоминали надписи, известен он был далеко не всем.

Собственно говоря, это был даже не район, а всего лишь улица, но, когда Колдевей откопал ее, перед ним предстала, пожалуй, самая великолепная дорога на свете, великолепнее дорог древних римлян и даже дорог Нового Света, если только не связывать с понятием «великолепная» ее протяженность. Улица была сооружена не для перевозок и передвижения, это была дорога процессий – по ней шествовал великий господин Мардук, которому поклонялись и служили в Вавилоне все, не исключая и Навуходоносора.
 
Навуходоносор, который строил в течение всех сорока трех лет своего правления, оставил подробное сообщение об этой дороге: «Айбур-Шабу, улица в Вавилоне, я для процессии великого господина Мардука снабдил высокой насыпью и с помощью камней из Турминабада и Шаду сделал Айбур-Шабу от ворот Иллу до Иштар-сакипат-тебиша пригодной для процессий его общества; соединил ее с той частью, которую построил мой отец, и сделал дорогу великолепной».

И так это была дорога процессий в честь Бога Мардука, но одновременно она являлась и составной частью городского укрепления. Эта улица напоминала ущелье: слева и справа на всем протяжении ее возвышались семиметровые крепостные стены, поскольку она вела от фольварка до Ворот Иштар, за которыми только и начинался собственно город. А так как другого пути не было, любому неприятелю приходилось, прежде чем попасть в город проследовать по этой дороге тогда она становилась дорогой смерти.

Тревожное ощущение, охватывающее в этом каменном мешке любого врага, несомненно, усугублялось тем, что со стен улицы глядели сто двадцать львов с развевающимися желто-красными гривами, с оскаленными клыкастыми пастями. Они стояли в угрожающих позах чуть ли не через каждые два метра – их желто-белые рельефы на темно-голубом или светло-голубом фоне, выложенные из глазурованного кирпича, украшали обе стороны улицы. Ширина улица равнялась двадцати трем метрам.

Вымощена улица была огромными квадратными известковыми плитами; они лежали на кирпичном настиле, покрытом слоем асфальта. Каждая сторона плиты имела более метра в длину, края плит украшала инкрустация из красной брекчии. Все стыки и зазоры между плитами были залиты асфальтом, а на внутренней стороне каждого камня была высечена надпись: «Я – Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую улицу замостил я для процессии великого господина Мардука каменными плитами из Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь».

Однако на воротах не было изображения львов – зверей Богини Иштар. Их украшали изображения быков, священного животного Раммана (его называли и Ададом), Бога погоды, и Сирруша – дракона, змея-грифона, которому покровительствовал  Бог Мардук; это был фантастический зверь с головой змеи, с высунутым из пасти раздвоенным языком, с рогом на плоском черепе. Все тело его было покрыто чешуей, а на задних ногах, таких же высоких, как и  передние, были когти, как у птицы. Это был знаменитый Вавилонский дракон.

И снова рациональное зерно библейского рассказа освобождалось от наносной шелухи легенд. Даниил, который здесь сидел во рву с семью львами, познал могущество Яхве и доказал, что дракон бессилен против его Бога, которому суждено было стать Богом последующих тысячелетий.

 «Можно предположить, - говорит Кольдевей, - что жрецы Эсагилы действительно держали в там какое-нибудь пресмыкающееся, может быть, встречающегося в здешних местах арвала, выдавая его в полутьме храма за живого  Сирруша. В таком случае вряд ли стоит удивляться тому, что дракон, сожрав преподнесенную ему пророком Даниилом коврижку из смолы, жира и волос, тут же протянул ноги».

Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в октябре 331г. до н.э. в Вавилон, где он «короновался», принес жертвы Мардуку, и отдал распоряжение восстановить древние храмы, По замыслу Александар Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи; в Вавилоне он и умер, вернувшись из восточного похода. Нужно заметить, что Александру удалось завоевать столько государств не без помощи Богов. Дело в том, что он не разрушал и не грабил храмы и поклонялся всем Богам чем, несомненно, вызывал симпатию жителей тех стран, которые он завоевывал. Так же, в отличие от многих завоевателей, он не убивал мирных жителей.

Но цивилизация Месопотамии пала не от завоевателей или тем более, по воле Богов. Обожженный кирпич тоже сыграл свою роковую роль. Для обжига такого количества кирпича требовалось громадное количество дров, следовательно, вырубались леса, что вело к обмелению рек, смыву почвы и всем остальным неприятностям. И некогда цветущий край люди сами превратили в пустыню. Подобные явления мы наблюдаем и в наш просвещенный век. Разница в том, что древние делали все это просто, а мы делаем по науке, экология называется. За один импортный легковой автомобиль мы отправляем. Как минимум 10 вагонов леса. Только Иркутская область отправляет на экспорт 1000 вагонов леса в сутки. Самое смешное в том, что отправляем лес даже в Канаду. Канаде это выгодно, поскольку канадский лесоруб не станет бегать по тайге по пояс в снегу за 100 долларов в месяц, а наш бегает. Дело в том, что автомобиль через 10 лет пойдет на свалку, а тайга будет отрастать лет 200. Так что мы не очень умно выглядим даже по сравнению с древними вавилонянами.

Больше всего поражает знания древних жителей Вавилона их астрономические познания. На этом основании Алан Ф. Элфорд в своей книге «Боги нового тысячелетия делает выводы, что человека создали Боги из плоти и крови, прилетевшие на землю из космоса. Они даже враждовали между собой, и устраивали войны.  Элфорд считает, что знания по астрономии люди почерпнули от Богов, к ним он относит и Бога Мардука. Он пишет: «Тысячи лет назад древние астрономы разделили звездное небо на двенадцать секторов и придумали им имена и символы, под которыми они известны и поныне. Греки дали  каждой такой группе звезд название «зодиак». В наше время для того, чтобы определить характер человека и составить полный гороскоп, смотрят, под какой звездой он родился, и какого было относительное положение солнца и земли в день его рождения. Такого рода развлечения ныне очень широко распространены и весьма занимательны, но, в сущности, они не имеют ни малейшего отношения к науке. Астрологии пришлось проделать долгий путь.

Возвращаясь назад, ко времени древнего Шумера и Египта, мы видим, что понятие зодиака применялось тогда в совсем других областях. Ибо не подлежит сомнению, что в этих древних цивилизациях знаками зодиака пользовались на научном уровне. Теперь уже широко признано, как это ни казалось невероятным. Что древним был известен цикл прецессии в 25 920 лет».

К деятельности Богов Элфорд относит и строительство знаменитой обсерватории Стоунхенджа, строительство которой ученые датируют 2965 г. до н. э. Кроме того, Элфорд считает, что те же боги построили и Мачу-Пикчу, он пишет: «На первый взгляд может показаться, что Мачу-Пикчу – место, находящееся в горах Анд, имеет мало общего со Стоунхенджем, расположенным на плоской равнине Южной Англии. Но как мы сейчас увидим, оба эти места выполняли совершенно аналогичные функции.

В Стоунхендже скорость изменения прецессии измерялась путем наблюдения за восходом звезд над далеким горизонтом, а Аллея длиной в 2 мили обеспечивала точность этих наблюдений. В Мачу-Пикчу никакой аллеи не требовалось, так как сама мать-природа позаботилась о том, чтобы ряд зубчатых горных вершин служил готовым идеальным ориентиром для наблюдений за звездами».

Такие выводы делает Элфорд на основе того, что люди в разных странах и континентах вели наблюдения за звездным небом. Поражает то, что Боги, овладевшие техникой межзвездных перелетов,  пользовались примитивной техникой, для постройки своих обсерваторий.

 На счет пришельцев из космоса существует очень много литературы, но ни одного научного факта присутствия на земле инопланетян не обнаружено. Элфорд считает, что Боги покинули землю, на какое то время, но они вернутся. По этому поводу наши ученые заметили: «Были бы верующие, Боги прилетят». Евреи ждут мессию, христиане ждут второе пришествие Христа. И те, и другие ждут конца света. Нм ни чего другого не остается, как только ждать и надеяться, что это случится не очень скоро.


РЕКЛАМА
Народ не роскошь - а средство обогащения.
Всемирная история. Банк империал.

АНЕКДОТЫ
     Рабиновича  исключили из партии.  Ему приснился  сон:  Израиль объявил  войну  Советскому Союзу и победил.  Моше Даян  стоит  на трибуне  мавзолея,  а  перед ним проходит демонстрация  советских евреев. Они скандируют:
     - Восстановите Рабиновича! Восстановите Рабиновича!

         На еврейском  кладбище стоит красивый большой памятник На памятнике  выгравировано: "Абрам! Спи спокойно - факты не подтвердились".