ДСУ как лаборатория социализации личности

Георгий Георгиевич Ларин
Одним из основных и достаточно эффективных путей социализации личности, практической подготовки «хороших граждан» в современной школе является, на наш взгляд, ученическое самоуправление. От «хорошего гражданина» требуется не только знание и понимание, но и действие. Организация и деятельность ученического самоуправления предоставляет школьному воспитателю (заместителю директора по воспитательной работе, организатору детского и молодёжного движения, классному руководителю) необходимые педагогические средства, с помощью которых учащиеся могут практиковаться в делах, выполняемых «хорошим гражданином».

Самоуправление имеет целью привлечь школьников (прежде всего, старшеклассников) к управлению школой, к организации ряда школьных дел. Эта цель реализуется через систему органов и лиц, избираемых учащимися.

Проблемой ученического самоуправления мы занимаемся более пятнадцати лет. Условно нашу работу в этой универсальной лаборатории воспитания «хороших граждан» можно разделить на два периода: экспериментальный (10 лет, 1994-2004 годы) и презентационный (6 лет, 2004-2010 годы).

В ходе экспериментального периода, в рамках общешкольного педагогического эксперимента, нами был накоплен конкретный практический опыт воспитания «хороших граждан» в системе ученического самоуправления – на базе муниципальной средней общеобразовательной школы № 31 г. Шахты Ростовской области. Наша инновационная работа включала две стадии: констатирующий эксперимент (6-12 месяцев) и формирующий эксперимент (9-9,5 лет), состоящий из четырёх этапов (первые три этапа учредительно-институционального характера – продолжительностью от 1,5 до 2-х лет каждый; четвёртый этап корректирующе-оптимизирующего характера – продолжительностью от 3-х до 5-ти лет).

На стадии констатирующего эксперимента (0,5-1 год), позволяющего регистрировать выявленные факты, подвергать их инвентаризации, систематизации, обобщению (теоретический аспект), мы осуществили тотальную инвентаризацию всех имеющихся на момент начала педагогического эксперимента школьных ресурсов – финансово-экономических, материально-технических, методико-дидактических, человеческих (кадровых). Во-первых, нами было выявлено недостаточное финансирование системы дополнительного образования детей (кружки, секции, клубы, объединения по интересам велись, в основном, неподготовленными педагогами фактически бесплатно или по минимальному тарифу, что приводило к значительной формализации воспитательной работы). Во-вторых, у учащихся не было отдельного помещения для организации работы ученического самоуправления на непрерывной (постоянной) основе. В-третьих,  в школе отсутствовала какая-либо минимальная база методических и дидактических материалов и пособий, необходимых не только для организации качественного воспитания «хороших граждан», но и для проведения качественной воспитательной работы с детьми и подростками вообще. В-четвёртых, в школе было зафиксировано менее 1 % инициативных, творчески работающих педагогов, что не позволяло педагогическому коллективу достигать соответствующего оптимального уровня эффективности и результативности воспитательного процесса.

На стадии формирующего эксперимента, позволяющего через создание специальных ситуаций (и институциональных структур) раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития исследуемых процессов и явлений,  а также поведенческих контуров изучаемого объекта (прикладной аспект), мы осуществили поэтапную работу по созданию гибкой, реально действующей, неформальной системы ученического самоуправления. На первом этапе (1,5-2 года) мы сформировали и институционализировали ученические самоуправляющиеся объединения социального типа (по возрастному цензу): объединение младших школьников «Орлята» (1-4 классы), объединение средних школьников «Бригантина» (5-8 классы), объединение старших школьников «Новое поколение» (9-11 классы). На втором этапе (1,5-2 года) нами были созданы несколько ученических автономных объединений клубного типа (по интересам): литературное объединение «Власовские копи», экологическое объединение «Комитет защиты Грушевки», детско-юношескую радиостанцию «Парус». На третьем этапе были введены выборные институты президента школы и школьной думы и организованы ежегодные выборы главы ученического самоуправления и депутатов ученического парламента; кроме того, нами была разработана и внедрена структура школьного кабинета министров, школьных министерств (просвещения; культуры; труда и спорта; по делам детского и молодёжного самоуправления). На четвёртом этапе (3-5 лет) проводились необходимые структурные и процессуальные корректировки: во-первых, все учащиеся школы были объединены в школьную молодёжную республику «Новое поколение» с ежегодно избирающимися президентом школы и школьной думой; во-вторых, все объединения клубного типа были отнесены к ведению школьного министерства культуры, а объединения социального типа (объединение младших школьников «Орлята» и объединение средних школьников «Бригантина») –  к ведению школьного министерства по делам детского и молодёжного самоуправления; функции объединения старших школьников «Новое поколение» закономерно перешли к школьной молодёжной республике, где из числа старшеклассников избирается президент школы, который затем производит соответствующие назначения – также из числа старшеклассников – на ключевые посты в ученическом самоуправлении (премьер-министр, секретарь, министры).

В ходе презентационного периода, в рамках популяризации и тиражирования накопленного нами опыта экспериментальной педагогической деятельности по воспитанию «хороших граждан» в системе ученического самоуправления, мы разработали комплексную целевую воспитательную программу (КЦВП) «СТИМУЛ», в названии которой отражены базовые структурные компоненты нашей модели личности современного школьника: самостоятельность – творчество – инициатива – мыследеятельность – успешность – лидерство. Кратко охарактеризуем эту инновационную программу.   

Цель программы: создание оптимальных условий для самоопределения, саморазвития и самореализации учащихся в открытом социально-педагогическом комплексе гражданского и патриотического обучения, воспитания, развития и педагогической поддержки личности.

Задачи программы: 1)организация социального партнёрства, взаимодействия и сотрудничества школы с различными ведомствами, учреждениями, организациями; 2) реорганизация и оптимизация структуры детского и молодёжного самоуправления (ДиМСУ) в рамках усиления гражданского и патриотического воспитания и национально-регионального компонента содержания школьной образовательной политики; 3) разработка парадигмы интегрального обучения, воспитания, развития и педагогической поддержки детей, подростков, юношества, школьной молодёжи, то есть такой образовательно-воспитательной системы, которая интегрирует наиболее оптимальные (традиционные и инновационные) приёмы, формы, методы, технологии индивидуального, группового, коллективного формирования подрастающих поколений и способствует повышению эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса.

Основные направления (разделы) программы: 1) воспитание гражданских и патриотических чувств у школьников (организация деятельности военно-патриотического клуба «Прометей»); 2) организация здорового образа жизни, формирование культуры поведения, развитие навыков самообслуживания у школьников; охрана жизни и здоровья детей; 3) социальная адаптация школьников, воспитание подрастающих поколений на общечеловеческих гуманитарно-нравственных ценностях; 4) формирование и развитие творческого потенциала, экологической культуры школьников (организация деятельности объединений ДиМСУ клубного типа); 5) организация работы с одарёнными детьми, развитие интеллектуальных способностей и культурно-эстетических чувств у школьников; 6) формирование лидерских качеств личности, развитие социально-гражданской активности и инициативы у школьников (организация деятельности объединений ДиМСУ социального типа: «Орлята», 1-4 классы; «Бригантина», 5-8 классы; «Новое поколение», 9-11 классы).

Тип программы: по критерию продолжительности: долгосрочная, рассчитанная в перспективе на 6 лет и представляющая программу развития школьного детского и молодёжного движения; по критерию направленности: комплексная, сочетающая различные направления воспитания и развития детей, подростков, юношества в специфических условиях детско-молодёжного движения и его разноплановой деятельности.

Принципы программы: открытость (участником программы и её конкретных направлений может быть любое заинтересованное не только физическое, но также и юридическое лицо); демократизация (каждый участник выбирает тот раздел, который удовлетворяет его интересы, склонности, потребности, мотивацию); гибкость и вариативность (возможность корректировки программных структуры и содержания); непрерывность и комплексность (взаимосвязь всех направлений; интеграция различных форм, приёмов, средств, методов, технологий обучения, воспитания, развития и педагогической поддержки детей, подростков, юношества); развитие (деятельность каждого участника программы в зависимости от его индивидуальных особенностей и ожиданий); дифференциация и индивидуализация (обеспечение развития каждого участника программы в зависимости от его индивидуальных особенностей и ожиданий); гуманизация (направленность на личность школьников, их развитие и приобретение ими нового социального и гуманитарного опыта); взаимодействие (обеспечение тесных интеграционных связей в работе по программным направлениям, а также между участниками, исполнителями и соисполнителями программы).

Критерии (свойства) программы: актуальность (нацеленность, ориентированность программы на решение наиболее важных воспитательно-образовательных целей, задач, проблем; преемственность (систематизация, обобщение и творческое развитие предшествующего опыта социально-педагогической деятельности школы, школьного детского и молодёжного движения); целостность (объединение, интеграция в единую систему всех действий – от целеполагания до системно-процессуального описания промежуточных результатов предполагаемых итогов образовательно-воспитательной деятельности школы); логичность (совокупность, комплексность логических форм, отношений и связей между всеми разделами программы, её участниками, исполнителями и соисполнителями); реальность (выполнимость, оптимальность реализации для потенциала школы, школьного детского и молодёжного движения, сложившейся в школьном коллективе системы воспитания и развития учащихся); прогностичность (перспективность реализации программы, отражение в целях и задачах, в планируемых действиях не только того, что существует сегодня, но и предполагаемых изменений, новых требований к деятельности школы и школьного ДиМСУ); оригинальность (качество программы отражать специфику сложившейся в школе воспитательной системы, а также школьных объединений ДиМСУ социального и клубного типов; качество и способность программы отражать своеобразие структуры, содержания, направлений, форм, методов, технологий воспитательного процесса в школе, а также нетрадиционность, инновационный характер решения поставленных проблем).

Этапы реализации программы:

• Организационно-апробационный этап (1,5 года). На данном этапе осуществляется апробация программы, выстраивается система взаимодействий и взаимоотношений между координаторами (исполнителями и соисполнителями) и участниками программы, происходит составление банка заданий по основным программным разделам.

• Развивающее-деятельностный этап (1,5 года). На данном этапе происходит основная реализация деятельности по всем направлениям программы, усложняются программные задания, развиваются и совершенствуются умения, навыки, компетенции участников, их личностные (в том числе лидерские) качества.

• Деятельностно-демонстрационный этап (1,5 года). На данном этапе осуществляется дифференциация программных заданий, которые приобретают более разноплановый и усложнённый характер. Это обусловливает их избирательное (а не тотальное, как на предыдущих этапах программы) выполнение участниками, в зависимости от индивидуальных особенностей и мотивов. Деятельность участников носит не только исполнительный характер, но параллельно идет процесс реализации приобретённых умений, навыков, компетенций.

• Итогово-перспективный этап  (1,5 года). На данном этапе участники программы не только выполняют предложенные задания,  но и сами инициируют процесс составления заданий подпрограммного характера. Координаторы совместно с участниками программы анализируют деятельность по основным программным направлениям, выявляют позитивные и негативные (малоэффективные) моменты, готовят предложения по структуре и содержанию новой редакции программы и её разделов.

Эффективность и результативность инновационной деятельности школы в рамках реализации программы подтверждается многочисленными дипломами и грамотами, победами и призовыми местами, занятыми учащимися в фестивалях, конкурсах, смотрах муниципального, регионального, федерального уровней в период с 2004 года по настоящее время. Кроме того, программа была отмечена в числе лучших и награждена двумя дипломами II степени Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию – по результатам Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» (г. Москва, 2006 г.).