Методика сакубун

Георгий Георгиевич Ларин
Детская душа – это целый мир, интересный и своеобразный. Она очень ранима и нежна. И чем детская душа нежнее, тем  она ранимее, тем прочнее и ожесточённее закрывается перед грубым нажимом или нежеланием её понять. Особенно ранимы души эмоционально неустойчивых детей и подростков. Вот почему педагогу важно заглянуть в эти души, своевременно диагностируя и корректируя возможные эмоциональные «взрывы» у ЭНУ-учащихся.

Как показывает многолетний опыт нашей коррекционно-педагогической работы с «трудными» (в том числе эмоционально неуравновешенными) детьми и подростками, достаточно эффективным педагогическим приёмом – как на этапе диагностики, так и на этапе коррекции – является написание школьниками мини-сочинений о себе, о своей жизни. Подобный вид работы получил у нас название методики «сакубун».

Следует сказать, что «сакубун» практикуется в Японии, где в каждой школе издаются даже сборники детских сочинений о самих себе [Буяльский Б.А. Курс на мастерство. Начала методики изучения литературы. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Киев: Радянська школа, 1972; Дружинин В. В нашем квадрате тайфун. – М.: Географгиз, 1962].

Методика «сакубун» вот уже более двадцати лет системно внедряется и апробируется нами в  образовательном и социокультурном пространстве г. Шахты Ростовской области:

• в системе внеклассной воспитательной работы – на базе литературного товарищества «Ренессанс» муниципальной средней общеобразовательной школы № 23 (1988-1992) и литературного общества «Пирамида» негосударственной средней общеобразовательной школы «Дон-Текс-Центр» (1992-1993; реализация проекта «сакубун» осуществлялась под научным руководством директора частной школы, доктора философских наук, профессора В.А.Чуланова);

• в системе внешкольной воспитательной и клубной работы – на базе литературно-творческого кружка районного дома культуры им. О.Мешковой (1990-1992) и литературно-творческого объединения городского дворца культуры (2002-2010);

• в системе городских общественных творческих объединений – на базе литературного объединения «Антрацит» (1990-1996), детско-юношеской ассоциации «Творчество» (1992-2010), культурного центра «Ковчег» (1996-2010);

• в системе городских средств массовой информации и коммуникации – на базе редколлегии выпускавшегося нами в течение двух лет детского журнала «Если звёзды зажигают» (1991-1992) и совета модераторов инфо-блога «Формула успеха», разрабатывающегося культурным центром «Ковчег» (адрес нашего блога в Интернете: http://blogs.mail.ru/mail/gkc-kovcheg-ru61/; 2009-2010).

Накопленный нами большой опыт практического использования методики «сакубун»  показывает, что не все темы, предлагаемые педагогом для написания мини-сочинений о самих себе, будут восприниматься детьми и подростками адекватно. В частности, широкие, обобщающие темы типа «Наша семья» не совсем удачны для «сакубун», поскольку ребята часто ограничиваются сухими информационными справками, написанными в официально-деловом стиле, о том, где  работает отец, чем занимается мать и т.п. Менее широкие, конкретизирующие темы типа «Дружна ли наша семья?» могут, в принципе, вызвать интерес у детей дошкольного и младшего школьного возрастов, а вот подросткам и юношам такие темы могут показаться назойливо испытующими, и тогда они либо отделаются общими фразами, речевыми клише и журналистскими штампами, либо выдумают нечто несусветное.

Мы рекомендуем давать для «сакубун» более узкие темы, отражающие какой-либо конкретный момент детской жизни, какие-либо яркие переживания и чувства (например, радость, печаль, гнев, раздражение, удивление, восторг), непосредственно вызванные реальной жизнью или произведением искусства, возникшие во время занимательного путешествия или в процессе активного общения (в том числе посредством SMS, MMS, ICQ  и других современных интерактивных средств коммуникации), просмотра незапрещённых для несовершеннолетних Интернет-сайтов и т.д. 

Работая с детьми и подростками по методике «сакубун», мы исходим из предпосылки, что чем больше человек говорит лично о себе письменно, тем больше он задумывается над вопросом о смысле бытия, о своём жизненном предназначении, проникается чувством ответственности за свои слова, эмоции, поступки, учится контролировать своё поведение. Иными словами, благодаря «сакубун», осуществляется латентная самокоррекция личности.

Педагог, работающий с детьми и подростками по методике «сакубун», получает дополнительные возможности не только для оперативной диагностики отклонений и нарушений в эмоциональной сфере личности, но и для своевременной педагогической коррекции выявленных симптомов и признаков эмоциональной неуравновешенности школьников.