Не буду описывать свои впечатления от посещения музея-мастерской Зураба Церетели в Москве и не буду навязывать свое мнение о его творчестве.
Мнения, как я заметила, у всех посетителей разные: кто-то восторгается и умиляется, подолгу простаивая около экспонатов, а кто-то вслух возмущается и шепчет, мол, пОшло все, напыщенно, бездарно и безвкусно.
«Церетели...» - мы слышали с телеэкранов каждый день сразу после отставки мэра Москвы - Лужкова. Тогда ни один выпуск новостей не обходился без телерепортажей о переносе памятника «Петра I» в Москве. Имя мэтра стало популярно в те дни, как никогда.
Удивительно, г-н Ресин, проработав почти 20 лет заместителем Юрия Михайловича, в первый же день после вынужденной отставки своего начальника выходит с инициативой убрать "Петра" из Москвы. Столько лет терпел...
Давайте представим, что мы сейчас в музее-мастерской г-на Церетели в Москве. Предлагаю Вам сделать небольшую остановку около скульптуры премьер-министра В.В.Путина.
Не буду отнимать у Вас время, обращу Ваше внимание лишь на один объект, который меня, лично, не оставил равнодушной. Речь пойдет о бронзовом истукане, который спрятался на задворках музея – во внутреннем дворике музея-мастерской (см.иллюстрацию).
Итак,
Скульптор увидел и изобразил нашего премьера, как мне кажется, эдаким крестьянским мужиком: плотным и коренастым, весьма упитанным, с широкой бычьей шеей. Первое, что приходит в голову, глядя на такие неожиданные пропорции: хотел польстить премьеру? Мастер, по моему, несколько перестарался и мы не сразу узнали В.В. в этом железном богатыре-громиле.
Следующее, что поражает - выражение лица премьера, так сказать "отсутствие всякого присутствия". Глаза здорово выпучены, а грустно-отрешенный взгляд устремлен далеко-далеко...
Теперь посмотрим, как стоит Владимир Владимирович, на его позу –
ноги широко расставлены, руки на бедрах, а точнее, частично на ягодицах.
Почему он застыл именно в такой позе? Непонятно.
Путин одет в форму дзюдоиста – кимоно, и, следовательно, он сейчас не в Зале заседаний правительства, не на пресс-конференции и не в чистом поле, а на борцовском ковре – татами. А коли так, есть в этой позе какая-то фальшь и неестественность. Не представляю, чтобы Путин на ковре - просто стоял, положив руки на свой зад, задумавшись, видимо, о судьбе России ... На ковре, насколько я успела заметить, так не стоят. По идее, руки борца либо опущены вдоль тела и слегка согнуты в локтях, либо он держит руки перед собой, готовый к захвату противника.
Еще наблюдение:
кимоно не может струиться такими обвисшими складками, ведь оно шьется из плотного материала. А здесь такое ощущение, что форма Путина сшита из марлевки, да к тому же еще и намокшей. Низ куртки кимоно, благодаря своим нежным и волнообразным складкам, смотрится трогательно, почти как юбочка.
И вот еще:
обращаем внимание на пояс! Пояс традиционно изготавливается из х/б ткани повышенной плотности и жесткости, он не может так мягко и плавно изгибаться во все стороны, он жесткий, как канат. Концы пояса, обычно, торчат (простите) в разные стороны.
Не случайно, я так подробно остановилась на одежде бронзового истукана. Скульптор, явно перестаравшись, добавляет неожиданный штрих к форме борца – излишнюю плавность линий. Что удивительно, подобными слащавыми деталями одежды он добавляет и новые черты к внешнему образу нашего премьера - кокетство и женственность. Что значит этот прием: досадный промах, ляп или наоборот - намек на несерьезность власти?
Общее впечатление от скульптуры: УДИВЛЕНИЕ И НЕДОУМЕНИЕ.
Возможно, скульптура неплохо бы смотрелась, в качестве надгробного памятника и размер её очень даже подходящий – внушительная, примерно в два человеческих роста.
Да простит и меня г-н Церетели за этот «разбор полетов» , а так как в последнее время его все критикуют, кому не лень, вот и я тоже не удержалась.
Что-то даже жалко его стало… Пожилой, все-таки, дядька. А тут все накинулись на него …