В гостях у опального скульптора

Татьяна Пономарева
Не буду описывать свои впечатления от посещения музея-мастерской Зураба Церетели в Москве и не буду навязывать свое мнение о его творчестве. 

Мнения, как я заметила, у всех посетителей разные: кто-то восторгается и умиляется, подолгу простаивая около экспонатов,  а кто-то  вслух возмущается и  шепчет,  мол,  пОшло все, напыщенно, бездарно и безвкусно.
«Церетели...» -  мы слышали с телеэкранов каждый день сразу после отставки мэра Москвы - Лужкова. Тогда ни один выпуск новостей не обходился без телерепортажей о переносе памятника «Петра I» в Москве. Имя мэтра стало популярно в те дни, как никогда.

Удивительно, г-н Ресин, проработав почти 20 лет заместителем Юрия Михайловича, в первый же день после вынужденной отставки своего начальника выходит с инициативой убрать "Петра" из Москвы. Столько лет терпел... 



Давайте представим, что мы сейчас в музее-мастерской г-на Церетели в Москве. Предлагаю Вам сделать небольшую остановку около скульптуры премьер-министра В.В.Путина.
Не буду отнимать у Вас время, обращу Ваше внимание лишь на один объект, который меня, лично, не оставил равнодушной. Речь пойдет о бронзовом  истукане, который спрятался на задворках  музея – во внутреннем дворике музея-мастерской (см.иллюстрацию).

Итак,
Скульптор увидел и изобразил нашего премьера, как мне кажется,  эдаким крестьянским мужиком: плотным и коренастым, весьма упитанным, с широкой бычьей шеей. Первое, что приходит в голову, глядя на такие неожиданные пропорции: хотел польстить премьеру?   Мастер, по моему, несколько перестарался и мы не сразу узнали В.В. в  этом железном богатыре-громиле.

Следующее, что поражает - выражение лица премьера, так сказать "отсутствие всякого присутствия". Глаза здорово  выпучены, а грустно-отрешенный взгляд устремлен далеко-далеко...

Теперь посмотрим, как стоит Владимир Владимирович, на его позу  –
ноги широко расставлены, руки на бедрах, а точнее, частично на ягодицах.
Почему он застыл именно в такой позе?  Непонятно.

Путин одет в форму дзюдоиста – кимоно, и, следовательно, он  сейчас не в Зале заседаний правительства, не на пресс-конференции и не в чистом поле, а на борцовском ковре – татами. А коли так, есть в этой позе какая-то фальшь и неестественность. Не представляю, чтобы Путин на ковре - просто стоял, положив руки на свой зад, задумавшись, видимо, о судьбе России ... На ковре, насколько я успела заметить, так не стоят. По идее, руки борца  либо опущены вдоль тела и слегка согнуты в локтях, либо он держит руки  перед собой, готовый к захвату противника. 

Еще наблюдение:
кимоно не может струиться такими обвисшими складками, ведь оно шьется из плотного материала.  А здесь такое ощущение, что форма Путина сшита из марлевки, да к тому же еще и намокшей. Низ куртки кимоно, благодаря своим нежным и волнообразным складкам, смотрится трогательно, почти как юбочка.

И вот еще:
обращаем внимание на пояс! Пояс традиционно изготавливается из х/б ткани повышенной плотности и жесткости, он не может так мягко и плавно изгибаться во все стороны, он  жесткий, как канат. Концы пояса, обычно,  торчат (простите)  в разные стороны.

Не случайно, я так подробно остановилась на одежде бронзового истукана. Скульптор, явно перестаравшись, добавляет неожиданный штрих к форме борца – излишнюю плавность линий. Что удивительно, подобными слащавыми деталями одежды он добавляет и новые черты к внешнему образу нашего премьера - кокетство и женственность. Что значит этот прием: досадный промах, ляп или наоборот - намек на несерьезность власти?

Общее впечатление от скульптуры: УДИВЛЕНИЕ И НЕДОУМЕНИЕ.

Возможно, скульптура неплохо бы смотрелась, в качестве надгробного памятника и размер её очень даже подходящий – внушительная, примерно в два человеческих роста.

Да простит и меня г-н Церетели за этот «разбор полетов» , а так как в последнее время его все критикуют, кому не лень, вот и я тоже не удержалась.

Что-то даже жалко его стало… Пожилой, все-таки, дядька.  А тут все накинулись на него …