Цирк на Фонтанке

Роберт Тальсон
В 1724 году все петербургские почтовые станции получили высочайшее распоряжение, подписанное Петром Первым – «В город прибывает иноземец с танцующей лошадью. Лошадь накормить, препятствий иноземцу не чинить». С этого момента началась история Санкт-Петербургского цирка.
Временные деревянные здания для показа цирковых представлений возникали и исчезали на протяжении более ста лет. Говорящие собаки, бородатые женщины  и фокусники, приезжающие на гастроли из Европы, пользовались популярностью, но аншлаги собирали только итальянские наездники. Они восхищали питерскую публику красотой и ловкостью. Газета "Северная пчела" рассыпалась в комплиментах итальянским красавицам-наездницам.
В середине 19 века в Петербурге существовали три более-менее постоянных  цирка. Это были незамысловатые, плохо отапливаемые сооружения. Один цирк находился посереди нынешней Манежной площади, рядом с Невским проспектом. Другой - за Аничковым дворцом. Третий располагался там, где стоит сейчас знаменитый Мариинский театр. Этой цирковой труппой руководил стареющий маэстро Гуэрро. В те времена тут было довольно жуткое место. Рядом имелись сразу две тюрьмы и масса игорных домов.
Не справляясь с административными вопросами, Гуэрро призвал из Италии свою дочь, звезду итальянского цирка Вильгельмину. Она приехала вместе с детьми и мужем, знаменитым наездником Гаэтано Чинизелли. Благодаря этому человеку петербургский цирк вышел на совершенно другой уровень.
Чинизелли быстро принял у своего свекра руководство труппой и занялся осуществлением проекта, который казался по тем временам невозможным. Чинизелли мечтал построить каменный цирк, цирк на века.
Он обратился в Городскую думу с предложением облагородить площадь перед Манежем на свои деньги, лишь бы получить вожделенное место для своего цирка.
Дума согласилась, и до наших дней дошли оба проекта Чинизелли – фонтан на манежной площади и цирк на Фонтанке.
Архитектором здания цирка выступил профессор академии художеств Василий Кеннель. Он придумал украсить здание многочисленными скульптурами, большинство из которых не сохранилось до нашего времени. Но самым выдающимся достижением Кенеля был проект циркового купола без колонн и подпорок. Впервые в России было построено здание, полностью соответствующее потребностям циркового искусства, и, к тому же, одно из самых красивейших в Европе.
Цирк был рассчитан на 5000 посетителей. Он был разделен специальными перегородками, отделяющими дешевые места от дорогих. Также состоятельные посетители цирка имели возможность осмотреть образцово-показательную цирковую конюшню с дрессированными лошадьми. Им предоставлялся шанс купить специально вымытые морковки для кормления животных. Пол конюшни был застелен персидскими коврами, а в стенах встроены аквариумы с экзотическими рыбами.
Цирк пользовался безумной популярностью среди всех слоев, от бедноты до представителей царской семьи. Писатели Куприн и Блок не пропускали ни одной премьеры.Чинизелли продумал рекламную политику, которой могли бы поучиться современные продюссеры.
В 1919 году цирк, как и все зрелищные мероприятия, был национализирован. В то время его владельцем был средний сын Гаэтано Чинизелли, Сципионе.
Ему пришлось уехать в Германию, где он и умер в ужасающей нищете.
Цирк Чинизелли пережил все исторические перипетии и многочисленные реконструкции. Он по прежнему является любимым местом отдыха для петербуржцев и гостей города.