Рассказ ДЕНЬ СЕЛА

Любовь Кабардинская
День села, это один из самых любимых праздников в маленьких поселках, селах и деревеньках. Проводится обязательно в самый теплый, солнечный, летний день, в чем заключается его особая прелесть. Почти все население  поселения в этот день выезжают на природу к объявленному месту проведения праздника. Культработники заранее готовят «поляну»  к приезду селян, как все это имело место быть в нашем селе Горонослинкино. Удачно выбрали безветренный солнечный, теплый , выпавший на воскресенье, летний день. Протянули электропровода, врыли столбы, натянули волейбольную сетку, между ними, и прекрасная зеленая лужайка на мысу реки Иртыш готова к встрече всех желающих отдохнуть в «День села» на природе.
     К часу дня проведены все протокольные мероприятия: выступил Глава села, гости из района, старожилы поселения , участники Великой Отечественной Войны, спели несколько песен местный фольклерный ансамбль, и участники проведения  «Дня села» отправились в свободное, индивидуальное празднование. Дымились мангалы, часть населения купались в реке, молодежь играли в волейбол, молодые мамочки развлекали своих чад надувными мячиками и погремушками. К празднику горнослинкинцев присоединились и жители села с  другого берега Иртыша, деревни «Луговая», которые приплыли к мысу на катере «Скиф». После многочисленных возлияний спиртных напитков и горновцами и луговскими, как то сам собой, возник спор – чья деревня лучше? Горновцы гордились техническим прогрессом села, то бишь  - интернет, сотовая связь, асфальтированная дорога и, выезд на  основную сибирскую трассу Тюмень – Сургут – Нижневартовск. Луговским оставалось гордиться нетронутостью природы вокруг них, прекрасной охотой, рыбалкой, обилием ягод, красотою мест. А еще  горячим источником минеральных вод, который находился недалеко от деревни. Причем ключ горячей воды выбивался из недр земли на два метра вверх и разливался по болоту. В советские времена этому термальному источнику был присвоен статус  лечебного, его вода была признана очень полезной для лечения заболеваний костей, даже собирались строить санаторий, но… не успели, а теперь те времена канули в лету. Источник труднодоступный, развитие подъезда к нему дорого, да еще и река, ближайший паром за семдесят километров. Жители села сами, как смогли, обустроили себе лечебницу: соорудили лестницу, очистили дно у источника и даже  сделали небольшой бассейн, выстланный досками, для купания детей. Конечно все селяне Горнослинкино знали об источнике и большая половина их грели там косточки, особенно осенью, а самые смелые и зимой в сорокаградусный мороз засиживались в незамерзающем термическом источнике. В пылу спора о преимуществах деревень, кто-то смело кинул  клич: «А чем хуже наш источник для проведения «Дня села»? Милости просим всех желающих в такой чудесный, солнечный и теплый день на нашу здравницу!» Идею дружно поддержали отдыхающие, набралось много желающих немедленно отправится к источнику. Так, как на катере всем места не хватило, капитан судна Михаил Селенга, обещал вернуться к мысу с паромом. Паром приплыл буквально через пол часа и перевез на другую сторону Иртыша еще человек восемдесят желающих даром подлечиться в термальной источнике. Семья Кабардинских, мать Любовь, ее сын с невесткой, два старших внука, подростки до 16 лет, и дочь Луиза с годовалым сыном и мужем Антоном, тоже не упустили возможности покупаться в источнике. Были среди прибывших в Луговую и высокопоставленные гости из Тобольска,  приехавшие на праздник по приглашению местной администрации, был и сам глава села с семьей, услужливо находясь возле начальства.
     Прекрасно прошел праздник. День двигался к своему завершению. Все накупались в лечебной воде, подзагорели, слегка устали от обилия съеденного и выпитого, к тому же похолодало и глава села Горнослинкино приказал капитану катера доставить  горновских  обратно на мыс, к другому берегу Иртыша, куда пришел автобус, чтобы забрать жителей села и развезти их по домам.
Судно набилось  людьми до отказа, мамочки с колясочками, шумящая молодежь, но всюду веселые и счастливые лица. Паром отчалил от берега и, набирая скорость, поплыл через Иртыш. Все шло своим чередом, солнышко опускалось к горизонту, катер с паромом атаковали комары и мошки. Люди на судне отбивались от гнуса и смотрели, как приближается берег. Но вдруг, прямо на середине реки, катер, вместе с паромом, сделал резкий толчок – стоп… , а затем странный пируэт, и начал вращаться по кругу, оставаясь на середине Иртыша. Люди на пароме всполощились и с тревогой спрашивали друг у друга: «Что случилось?»
    Прошло  двадцать минут, катер мог бы у же достичь противоположного берега, но по прежнему продолжал крутиться на середине реки, сносимый при этом по течению в сторону Сургута. На север. Встревожились и Любовь и вся ее семья. Владимир с остальными мужчинами толкался у закрытой рубки капитана судна, пытаясь понять, что произошло? На все крики и распросы к капитану им отвечала тишина. Володя снял с пожарного щита парома топор и пробрался с ним к рубке. С молчаливого согласия, присутствуюшего здесь же главы администрации Горнослинкино, стал ломать железную дверь, в чем ломиком ему помогал и сам глава. Еще семь минут и дверь открылась. Перед ними всем телом навалившись на штурвал, спал  Михаил Селенга, капитан. На приборной панели  стояла недопитая бутылка коньяка. В рубку тут же набилось много мужчин, так, что было кому сдернуть капитана со штурвала, но на вопрос главы, кто сможет управлять судном, ответила глубокомысленная тишина, к тому же, оказалось, что руль заклинило в одном положении, а как довести все до нормы, никто из присутствующих не знал. Попытка привести в чувство капитана, ничем полезным не закончилась, кроме драки со стороны капитана, участника афганской войны, порывавшегося всех выкинуть за борт. Оставался один единственный выход, связаться по телефону с любым капитаном похожего судна в районе и следовать его указаниям. Вовчик встал у штурвала, глава села позвонил  начальнику дорожного участка района, раздобыл телефон самого известного капитана города Уват, кстати, к которому уще и подплывал каруселью  катер с паромом, и начались попытки разблокировать руль. Со стороны пирса Увата к парому плыла моторная лодка с капитаном и штурманом, вызванная в свою очередь, высокопоставленными гостями из Тобольска, тоже не на шутку встревоженными сложившейся ситуацией. Только с третьей попытки прибывшим спасателям удалось попасть на судно. А на пароме все это время, люди пытались приспособиться к движению по карусели. У Любови уже давно выпрыгнул из желудка шашлык на корм рыбкам, а река требовала все новых и новых жертв. Молодежь не унывала, играли в салочки, рассказывали анекдоты и смеялись, совсем маленькие дети спали на руках мам или в колясочках. Даже намека на панику не было, все были уверены, что ситуация вот вот изменится в лучшую сторону. Прибывшим капитану и штурману удалось таки разблокировать штурвал. Катер с паромом на минуту замерли, на пароме закричали все :»Ура….Ура!» и судно поплыло обратно, против течения к мысу. Глубоко за полночь окончилось экстремальное плавание жителей Горнослинкино, соблазнившихся халявным купанием в целебном источнике соседней деревни.  Прошедший «День села» наверняка на долго останется в памяти его  отдыхающих, но как говорится: «Хорошо все то, что хорошо кончается!».