Духовность

Николай Мурашев
               
    В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, издательство «Русский язык», Москва, 1983 г., этот термин трактуется как умственная деятельность. Границы понятия тут настолько широко раскрыты, что уходят за пределы здравого смысла. Видами умственной деятельности являются: размышление, раздумье, рассуждение, воображение, фантазирование, ложь. Разве мы применяем термин духовность, чтобы заменить им все остальные, предполагающие любой вид умственной деятельности? Думаю, что нет.  Умственная деятельность – это мышление, как основа всяческой деятельности человека, если только она не рефлекторная. Например, в результате умственной деятельности мы получаем четыре, умножив  два на два. Но разве такую умственную деятельность мы понимаем под словом духовность?  Уверен, что нет. Далеко не каждое проявление мышления мы готовы называть духовностью.
    В «Новом словаре русского языка. Толково-словообразовательном» Т.Ф.Ефремовой, издательство «Русский язык», Москва, 2000 г., термин духовность имеет следующее определение: это духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая физической, телесной сущности, стремление к совершенствованию духа, к высоте духа.
    Определение явно перегружено терминами, отчего сущность выражаемого понятия размыта. В «сухом остатке» оно имеет следующий вид – это духовная сущность человека и стремление к совершенствованию духа. Но, что скрывается за терминами дух и духовный? Словарь Т.Ф. Ефремовой  показывает, что в обществе существует множество понятий, кодируемых термином дух. Это может быть невещественное начало Мира, сознание, ум, мышление, психические способности, душа, состояние души, моральная сила, готовность к действию, мироощущение, мировоззрение, сущность или характерные черты чего-то. Это же множество понятий свидетельствует о неопределённости термина и о несовершенстве языка.
    Этот вывод можно подтвердить, используя метод подстановки толкований термина дух в определение термина духовность. Мы получим несколько вариантов определений. Вариант 1. Духовность – это духовная сущность человека и стремление к совершенствованию готовности к действию. Вариант 2. Духовность – это духовная сущность человека и совершенствование характерных черт чего-то. Заменяя в определении прилагательное духовная на возможные интерпретации, получим вариант 3. Духовность – это мыслительная сущность человека и стремление к совершенствованию сознания или моральной силы. Вариант 4. Духовность – это мировоззренческая сущность человека и стремление к совершенствованию мироощущений. Четвёртым вариантом не исчерпывается всё множество возможных комбинаций формируемых понятий. С учётом этого хочу обратить внимание читателя на бесполезность многовариантных толкований терминов для взаимопонимания людей. Когда в диалоге один из собеседников применит термин духовность, вкладывая своё представление о нём, вероятнее всего его визави истолкует его по-своему. При этом нет уверенности в том, что первый из собеседников, употребив во время диалога этот термин вторично, будет представлять его в том же смысле. Если при передаче словесной информации одинаковое толкование терминов, как передающей, так и принимающей стороной не является целью, то  такое занятие вызывает недоумение.
    Информационно-интеллектуальная система человека состоит из рассудка, разума, памяти и психической подсистемы. Рассудок формирует образы и признаки реального мира и передаёт их разуму. Разум обрабатывает данные, полученные от рассудка, кодирует их, представляет психической подсистеме и размещает в памяти как понятия. Психическая подсистема, реагируя на поступившую информацию, создаёт чувства и эмоции.  Разум осуществляет кибернетические функции. Результаты мышления объективирует в виде мысли. При необходимости, он передаёт эти результаты биоинформационной системе для отражения во внешнюю среду. Иного алгоритма  нет.
    Но где здесь духовность? Представленный алгоритм свойственен любому человеку, однако, в нашей речи не каждого человека мы называем духовным и порой употребляем термин бездуховный. Эти оценки не учитывают физиологические достоинства или недостатки человека. Они относятся к его мышлению, а ещё конкретнее, являются оценками его интеллекта. 
    Но, что такое духовный интеллект, и какой интеллект мы оцениваем как бездуховный?  Мышление как кибернетический процесс – материальное, энергозатратное явление.  Интеллект или ум – это качество мышления, обусловленное развитыми способностями разума и сущностью информации, хранимой памятью. У человека, знающего символику дорожных знаков, но не владеющего способами их применения, интеллект уступает интеллекту другого человека, умеющему управлять транспортным средством в соответствии правилам дорожного движения. Чем больше знает и умеет человек, тем выше его интеллект. Однако, это заключение не является универсальным и не может быть использовано безоглядно для сравнительных оценок интеллектов разных людей, из-за их различной и не сопоставимой специализации: один человек – интеллектуал в области медицины, другой – в картографии, третий – в музыке, четвёртый – в живописи и т.д. И всё-таки в общественной жизни сравнения интеллектов людей не являются редкостью. Они происходят на основе устанавливаемых в их сообществах норм познаний и умений. В области медицины отличаются друг от друга врачи, в музыке – композиторы и исполнители, в области права – юристы и т.д.. Но, это различение основывается не на духовности людей, а на их профессионализме.  Духовность – особая категория. Её проявление не зависит от  мастерства человека, оттого среди профессионалов могут быть интеллекты, обладающие  признаками духовности, так и лишенные этих признаков. 
    Возможно, кто-то скажет, что духовность – это качество психики, формируемое на основе её потребностей. Это не так. Качество психики определяется её реакциями на поступившую информацию. Вне информации психика «дремлет». Информация в психическую подсистему поступает от биологической системы и от разума интеллектуальной системы. Чувства и эмоции являются реакциями психики на эту информацию. Слушая музыку, читая прозу или поэзию, рассматривая произведения живописи, наша психика реагирует на информацию, порождая комплекс чувств. Желание повтора этих ощущений (это – реакция разума) опять и опять приводит нас в среду, являющуюся их источником. Став очевидцем чего-то ужасного, мы стараемся скорее о нём забыть, то есть наш разум формирует такую информацию, на которую психическая подсистема реагирует спокойнее. Но следует ли это считать духовностью? Наверно нет, потому что качество реакций психики на интеллектуальную информацию зависит от её настроек, осуществлённых ранее разумом в процессе мышления. Если одному человеку нравится классическая музыка  в мажорной композиции (так реагирует его психика), а другому – в  минорной (так реагирует его психика), то это не даёт основания одного из них считать духовным, а другого нет.  Реакции психики не являются духовностью.
    Возможно, кто-то выскажет предположение, что внутренняя культура человека является его духовностью.
    Безусловно, между понятиями, скрытыми за этими терминами, есть взаимосвязь. Однако, считать, что два термина кодируют одно понятие неверно. Термин культура  человека в словарях определяется как уровень развития его творческих сил и способностей. Но поскольку «творческие силы и способности» – это  проявления мышления, которые  целиком и полностью зависят от развитых способностей разума и качества информации, находящейся в памяти, то есть от интеллекта, можно утверждать, что термин культура является синонимом термина интеллект. Поскольку интеллект – это качество мышления, то и культура также является качеством мышления. Культура (интеллект) строго индивидуальна и духовностью она не является. Об этом говорилось ранее.
    Духовность – это характерный признак культуры (интеллекта) или качества мышления человека. Оттого мы в речи, оценивая интеллекты или культуру людей, употребляем термины духовный и бездуховный. При этом духовным  считаем того, кто проявляет устремлённость (признак) к интеллектуальному возвышению.
    Духовность – это свойство разума: в качестве приоритетных задач мышления выделять задачи по самосовершенствованию.
    Духовность не ощущается человеком и не становится целью бытия. Она становится его сущностью, возникая, словно из тумана, в течение лет в процессе воспитания или самосовершенствования. Духовность всегда проявляется при оценке или самооценке области интеллектуальных интересов и культуры человека. Здесь важно понимать, что оценка всегда зависит от интеллекта оценщика, а потому она очень субъективна по своей сути. Степень же этого субъективизма тем больше, чем меньше ясность и чёткость определения (толкования) термина духовность в обществе.
    Исходя из выше сказанного, предлагаю следующее определение духовности:
    ДУХОВНОСТЬ – это широта интеллектуальных интересов человека, обусловленная  потребностью интеллектуального возвышения в процессах познания, творчества и общения, обогащающих его мировоззрение, жизненные ценности и поведенческий кодекс.
    Термин духовность базируется на слове  дух и его понятие связано с понятием, которое кодируется термином дух. 
    Какое это понятие?
    Термины: автономия, автоматика, автомобиль в основе своих понятий содержат понятие самостоятельности функций (авто).   Дух как словообразующий термин в словах духовность, духовный  должен кодировать такое понятие, которое могло бы быть их источником.
В словаре Т.Ф. Ефремовой, повторяюсь, термин дух кодирует множество понятий: ум, сознание, мировоззрение, психические способности и другие. Но!
    Ум – это интеллект: качество мышления, обусловленное развитыми способностями разума и содержанием памяти. Духом он не является. Сознание – это состояние разума, при котором он выполняет кибернетические функции, что духом также не является. Отнесение мировоззрения к духу так же неверно, поскольку оно есть обобщённое представление знаний о Мире. Психические способности  (например: сдержанность, быстрота реакций), являясь производными психики от кибернетических способностей разума, духом  также не являются. Считать дух душой не представляется обоснованным суждением, поскольку термин душа в словарях не имеет чёткого определения. Если же предположить, что эти два кода (термина) относятся к одному понятию, то в этом можно усмотреть излишество.
    Ранее мы рассмотрели термины культура (интеллект) и установили, что  – это качество мышления, в котором духовность является его характерным признаком. Термин духовный, являясь прилагательным, не может быть чем-то иным как характерным признаком духа, отнесённым к человеку, а именно к его разуму, поскольку, согласно И. Канту, в нас нет ничего выше разума, для обработки созерцательной информации и подведения её под высшее единство мышления. Термин мышление – это код понятия кибернетического процесса, осуществляемого разумом. Возможно представить, что в давние времена, когда процесс, порождающий появление и отражение мысли, не имел современных представлений, он кодировался термином дух.
    Мышление – это процесс последовательного формирования разумом мыслительных категорий: совокупности импульсов информации от активированных разумом нейронов памяти. Мышление – это свойство разума.
    Из выше приведенных толкований термина дух только термин мышление может быть принят в качестве его синонима. Дух, как и мышление, – это свойство разума.
    Результатами мышления (проявлениями духа) являются: мироощущение, моральная сила, готовность к действию. С учётом этого словосочетания: сильный духом, собравшись с духом, «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», духовный наставник и другие, приобретают чёткую определённость. Сильный духом, то есть сильный мышлением  – значит человек с развитыми способностями и возможностями разума.  Собравшись с духом  -  значит в нашей речи размышление с нахождением необходимых решений. Духовный наставник – это воспитатель, то есть человек, «настраивающий» разум воспитуемого человека на осуществление мышления с необходимым ему качеством, т.е. по своему образу и подобию он лепит (настраивает) мышление воспитанника.