Встреча

Нина Сухорученкова
               
                Здравствуйте,  драгоценные мои     слушатели.               
я вернулась из жаркого Крыма  и спешу поделиться с
вами своими впечатлениями. 
 
          Начну с того, что мы с дочерью- Олей в июне приехали в  домик в Евпатории,  по улице Садовой. Освободив калитку от замка, распахнулись ворота и навстречу нам открылось  яркое полыхание цветущих маков. Первой шла дочь приминая траву, я  следовала за ней. Добравшись в свои жилые владения, сварили кофе, угостившись,  поспешили на  Черное море.  Безусловно, это счастье.
               Прошло немного дней, и  при нашем  старании  садовый  участок разрисовался на множество угольников и клумб. Что удивительно и прекрасно, природа  вознаграждает за любовный уход.  И  в знойный июль, наша усадьба  уже была   увитый  пышными  лианами из  цветов и винограда. Время спешит своим чередом.
       Живя в Крыму в летние месяца,я посетила Храмы-великие
места. Порой спешила на изобильный рынок. С тяжёлыми покупками  добиралась до остановки и садилась на скамеечку, в ожидании автобуса, и любовалась проходящим народом. Чувство радости  не покидали  меня.   Однажды, я  опять  спешила с поклажей к автобусу. Время было за полдень. В природе держался жаркий август.
       Добравшись до нужной  остановки,  слегка огорчилась, свободных мест  на скамье не было.  Но, одно просматривалось, его заслоняла, стоявшая   рядом  старушка.             Мое внимание привлек ее образ; Худенькая, женщина  пониже среднего роста,   не заметная,  на первый взгляд. Головушку её обрамляли белые кудряшки. Усматривался своеобразный,утончённый стиль одежды.   Весь костюм ее,  состоял из  длинной  юбки до пят.   И приталенная с выточками кофта
 с длинным рукавом.
                Спокойный цвет  рисунка  на ее  материале,   гляделся  малахитом, 
 размытой акварели. Почти тусклые с переливом, зеленые бусы,   смотрелись украшением на  ее шее. Ко всему,  на ее груди  слева  была заколота с каменьями изящная,  крупная брошь,  в том же тоне. - Боже,   подумать я хотела, нельзя все сразу нацеплять.
                Но,  всплыло в памяти моей,  родная мама  так носить любила.
Я  поближе  подошла,  и старушка  обратилась ко мне: « Приустали, садитесь» 
 Сколько участия  в  обращении.    Доброта светилась в ее лице. Казалось, она мне  хранила место на скамье. Спасибо, ответила  я  и  удобно села на предложенное  место. А она,  присоединилась ко мне,  рядышком.    
                На вид, этой старой даме, при ветхости ее, можно определить возраст, в девяносто лет.  Боже, мой!  Уютное спокойствие, вдруг  овеяло меня тогда.
 Так  в детстве бывает,  только рядом с мамой. Как не странно, но порой  в нашей памяти                всплывает тепло родителей. Хотя,  их давно нет в этом мире. Конечно, подсознательно скучаем.
                Мы ютились с незнакомкой  на одной части скамьи, и как будто  вокруг нас больше ничего не существовало. Возможно,  со стороны прохожего  виделось; Встретились  через большие расстояния, родственные души. А  она, продолжала  вести беседу. Светлая старушка,   тихо говорила, вслушиваясь,  я улавливала,  ее вопросы ко мне, почти  считывала,  взглядом:  « Как, ты? » и молчание,- ожидание ответа.
 « Да,  я довольна своей судьбой.  «Все прошло » А хотелось сказать больше, посетовать.  Но, чувствовалось, у нас ограничено время. И тогда, я продолжила о главном.  « Мне было спокойно  по жизни. - Благодаря  родителям,- Маме, это дар от БОГА »
Сколько терпения, мудрости  и добра, несла  она.  И в мир красивой  песни, вела  нас,  тоже мама. Чуть  помолчали. 

                Незаметно для себя,  углубилась я  воспоминания  свои,  подробней. Частенько, в свободные вечера, мы усаживались в нашей комнате и пели. Первой, запевала  всегда  мама, старинную песню. Пела она,  словно музыка. Раздолье лилось и поднималось высь.
 Мы с братом вступали  в ритм  хора. Наше исполнение можно было бы сравнить;
 С всплеском горного водопада.
  Когда он  грациозно  журчит,  разливаясь   по скалистым  порогам,   
   сливаясь в единую гамму, сверкая,  струится. 

                Милая странница,   поманила меня знаком, и я склонила голову, к собеседнице, и  услышала:  « Я вам, спою »  «Как,  сейчас? »В моей душе, вспыхнуло ликование. Какая раскованность. Вот это, да подумала я. –А, в слух сказала: « Это мир искусства»
              -  «Я слушаю ВАС »  Не сразу она, запела. По ее лицу, пробежала темная вола  грусти,  или еще чего - та.  Мне хотелось успокоить ее. Но, эта  почтенная,  почти не земная - женщина, исполнила, тогда  в полголоса, прекрасную песню:
            - « Ямщик,  не гони лошадей » Мне некуда больше спешить, Мне некого больше любить.- Ямщик, не гони лошадей. -
               За этой песней, последовали  и другие  романсы. - Все исполнялось для меня. -
  И я решила поблагодарить ее, словами. «Спасибо Вам, за прекрасный  музыкальный подарок » - Вы  замечательная, красивая, даже сейчас.- Такие встречи  я считаю, счастьем. -«Благодарю,  Вас» - 
              -Конечно, была я молода, продолжила она и хороша собой. Пела  на больших сценах театра. Успех был великий;- Цветы подносили, и летели с галерок букеты. -
            - « Миг тишины,  воцарился  меж нами »-
И  не откладывая  на потом,  я  поспешая,  дивную старушку,  стала  в гости приглашать. Торопясь, диктую  свой  короткий адрес.  Обещаю,  блинчиками и чаем угощать.
- « Желаю видеть Вас  у себя  в доме» -
              -  Но  по лицу  ее,   пробежала волна  в  чуть заметной,  прощальной улыбке. И почувствовала я, свиделись, в последний раз, быть может.
                « Человек полагает, а, Бог располагает »
 Внимательно посмотрела  на меня, тихая старушка, и ответила  просьбой  на увещание мое. « Спой песню для меня, не громко,  старинную »-  И кто я,  по гороскопу? Спросила.               
             -  «  Козерог, говорю »  И  исполнила  ей,  три  куплета  из песни; « Окрасился месяц багрянцем »  Прослушав, мое исполнение, как на просмотре. Оценила,  отметив, природный, свободный голос у тебя,  -ты  земная  и замолчала Она.
 Мелькнуло, в мыслях моих,  что ж, на земле живу. А Она  повторила   иначе:  «Ты настоящая, от самой природы »
                - О чудо.  На миг, восторг в душе моей.   Потому, что  теплые слова, произносились  для  меня.- Еще,  спросить ее,  успела я: « Куда, сейчас вы? »   
Она  указала неопределенно вдаль. Коротко сказала: « К Высшему начальству » 
                « Смутно  и печально  на душе моей  стало »
  Странно, но мне хотелось, остановить,  изменить ход времени. Удержать, но как?
Я взглянула на дорогу,  чтоб увидеть ее путь. Но к  нашей  остановке,  приехал   перегруженный 15 автобус. Он  так редко ходит.   
                Виновато улыбаясь, говорю своей незнакомке: « Уезжаю я, пришел мой автобус » Жду вас, в гости. - До свидание.  И поспешила на посадку.
 К нему побежали все ожидающие  не дружной толпой и образовали пробку у входных дверей.
                Светлая Женщина, сколько любви и стремления, она была рядом со мной, и своей легкой рукой  помогла мне,  и я оказалась первой. Уже стою в автобусе, смотрю в открытое окно. Вижу, она машет мне рукою. Господи, такие родные, прощальные движения, размашистые. Как крестом благословляет, увещая:  « Живите в мире, ходите в церковь,  в Божьем покровительстве оставайтесь » - Я глядела и боялась потерять ее из вида. Но  безуспешно,  автобус спешил по своему маршруту.
                О мгновение. Подобно звезде ночной,  чиркнет  по небу и не успеешь,  загадать желание. Так  и  жизнь.
                Возможно, природа, как большая книга. Записывая, листает, листья на ветру.
И все идет по кругу, циклу своему.

                Встреча с этой, Милой Женщиной,   навела   воспоминания  и увела в прошлое, в нелегкое детство мое.  Тогда, в стране, бушевал после военный голод. Шел 1946год. 
 Многострадальная,  мама- вдова  осталась  без всякой помощи, с двумя детьми.
                « Как говориться, раз в году и палка стреляет » Или вернее сказать, где тонко, там и рвется.  Подобие тому  и  случилось в нашей семье.


                В  1945году, я заболела, открытой формой,  костного туберкулеза, коленного сустава. С трудом  в то время, меня устроили на лечение, в детский  санаторий.
 Здание,  в котором  я  оказалась, было длинное, одноэтажное. Отапливалось дровами.
                Зимы в ту пору,  были лютые и снежные. В палате держался холод.
  Моя койка, стояла третьей от входных дверей,  по коридору.
 Эта палата была девочек,  от 8 и 10 лет. Посетительских дней не было.
 В этом большом помещении было одно окно, говорили, что оно выходит на дорогу, домой.  Стекла у этого окошка были мерзлые, покрытые белым инеем.
 Я очень тосковала по маме,  и жалела брата, знала, что они голодают.
                Однажды, в приоткрытую нашу дверь сказали, чтобы я подошла  к подоконнику  окна.   Там  на улице,  через высокие сугробы пробирается, твоя  мама, увидеться. 
  Все девочки торопили меня, кто подсказывал,  дуй на стекло и царапай.
О счастье, я увидела  мамочку, через очищенный кусочек.
                Мама, ползком, взбиралась и тонула  в ворохе снежном. Вот, на коленях стоит, Родная,  вся в снегу,   и широко улыбается,  мне. Вдруг распахнулась дверь, вошли медики,   шум и суета, за моей спиной.  Мне  строго велят,  вернуться  к кровати.
                « Но, внимание мое, только через окно, вместе с мамой родною стояло »
  А потом, пришла весна, с теплыми дождями. Как бы  смывая печали житейские. Заиграло солнце  и образовало, зеленые лужайки, с белыми цветами, в память о зиме.
                Прошло еще немного время,  к моей кровати подошла в белом халатике мама.
               « Вот это, восторг. Я домой?  Нет »- сказала мама.
  Я буду работать  няней, в младшей палате. Улучив минутку, буду заходить к тебе.             О  счастье!  Но, так было не долго. 
                Болезнь моя затянулась; - Обещание на выздоровление не подтвердилось.
 Боли держались. Однажды,  участливо  подошла ко мне мама. Она такая красивая.
 С  надеждой  я   к ней  обратилась: « Скажи мне, мамочка,  когда я поправлюсь? »
                И села Она,  возле меня,  посмотрела печально, и пропела куплет.
 Наверное,  что бы смягчить ответ.- Заживет твоя ноженька, проживешь  как  ни будь.

                Время  тянулось,  своим  чередом.  Я всегда ждала маминого прихода.  Вот, уже две недели  прошли, а от нее  ни каких известий.  А, на дворе уже  осенью потянуло.   Туманы белесым,   воздушным киселем, ложились на поля.
                В одну,  из  ночей, тогда  приснился сон мне. Как наяву, вижу свою палату.

               «  Сон. »
 Тишина ночная, все спят. Я лежу на своей койке. За окном, остервенело, лают собаки. Будь то, ветер стучится в окно, и молнии летают. Тревожно.
 Ну, это ж, за окном. С оглушительной силой и звоном, распахнулись створки окна.
  И возле меня, согнувшись  в беленьком, легким платье, мама шепчет мне: « Спрячь меня, скорее  в пастель и укрой »  И она  легла со мною рядом. Все произошло в одно мгновение.
               Только, смотрю, а в ногах моей кровати, стоит светящий столб.  Им женщина оказалась, высокая,  изящная.  Громадные серые, красивые глаза ее, смотрели  не мигая,  хладнокровно. Она молчала, а слышалось: -Вставай и  мама встала,   и пошла к дверям.
 Во  мне стоял протест.  Остановить, но не подвластно. 
 Не успела мама  дойти до дверей. Я дернулась за ней, и очнулась ото сна.
                Утром, я рассказала сон няне. Выслушав, она  сказала,  что сон хороший.
В действительности, твоя мама  болела и лежала в больнице.   
- Но, слава Богу, уже она дома, и скоро придет к тебе.  Хорошо, что в твоем сне
твоя мама,   не пересекла порог, на ту сторону.













               



                ЯБЛОЧНЫЙ  СПАС
               

                Хочу признаться вам, чем старше
                становлюсь я, тем чаще моя душа,                .                оглядывается назад, в прошлое моё.

               
                Мне хотелось бы рассказать Вам, о религиозном празднике, - яблочный спас
                в Евпатории. Однажды, в жаркий, августовский день, я поливала цветы во дворе  и думала, завтра 19 число,  праздник. День спаса. В церквях,  светят святою водою, яблоки и меда.  С утра и пойду, решила я. И не заметила,  как  подошла  ко мне  с  приветствием  и   яблоками в руках,  соседка Лидия.
                Прими яблоки мои;   Я не иду в церковь завтра, освети все,  а одно верни мне.
Рано утром, испекла я блинов,  поспешила на утреню, в храм Ильи - Пророка.-  Путь не близкий,   на автобусе  и трамваем  ехать по Евпатории. Недалеко  у моря   стоял  тот храм. Возле  церкви,  во дворе  расположились со своими кошелками с фруктами, медами, верующие миряне.  В ожидании причастия и освящения, принесенных ими даров.

                В праздничном ритме, звонили  колокола  с перезвоном. Исполнялись гимны, удаляющие в небо. Как,  из врат  Рая спускалась по широким,  лестничным ступенькам, церковная миссия. Во главе  церемонии вышагивал Поп, освещая  дорогу, густо дымящим, кадилом. -  За ним  в белых одеждах  расшитой парчи не отставал  крупный мужчина-  Священник. Он  нес перед собой  увесистый, золотистый сосуд, со святою водою.
 И обильно  обмакивал кисть,  опрыскивал  брызгами вод,  ликую толпу с их дарами.
                Протиснулась я  через толпу  и примкнула в  хвосте, к  торжественно идущим-
церковному хору.
                Хоралы поют и  колокола бьют  в общей мелодии церковного ритма.
Иду и думаю, сейчас подпою.  Но, старец  с укладистой бородой  и белой одежде, приостановил меня: «Вы из хора? »- Нет.
-  Так что вы, тут идете?  В сторону,  в ряды. У стены храма   встала я,  как все, прихожане.  Положила яблоки с угощениями в пакете на землю. Смотрю и  в слух  говорю: 
-А к нам подойдут? А себе думаю,  опоздала. Но, услышала я: « Обязательно » - Мне ответила  женщина, -  она рядом со мною  стояла.   Вот,  ряды обойдут  и к нам  повернут,             святою водою окропят,  и нас благо славят.   Спасибо, спасибо - ответила я. Действительно, так и было. Всему, свое время.
               Только я еще  увидела того старца. Он нес с гривнами поднос, и я не осталась в стороне, положила деньгу.  А тем временем, процессия вернулась в храм,  Ильи, Батюшки, Пророка. За ними  и народ, в том  числе и я. И еще в самом храме праздничную службу отстояла.  Возвращалась домой  не спеша. Свободно и  легко на душе,  как будто юной  молодости прибавилось мне. 
                Передо мною открылся вид  набережной.   В нарядных одеждах гуляли люди.
  Повсюду,  стояли   киоски  и бары  со  всякой   вкуснятиной. А  изобилие спелых фруктов  привело меня, просто восторг.  Я не удержалась, но  купила для себя малюсенькие хрустящие бублики   в красивом пакетике. И желанная,  газированная вода,  в пол литровой бутылке, все это было для меня. Подумалось,  куда бы примоститься?  Домой не надо торопиться. Вижу  пляж  морской с  людьми,  далеко  внизу, у его  причала   с национальными флагами, стояли большие  корабли и гудели.
 
               От моря,  ту набережную отделял  высокий  барьер. Он достаточно удобен, как лежанка, на нем загорали  молодые и  иные  люди.   Хочу подметить,  что  храм  Батюшки Ильи, Пророка   недалеко от набережной, той. А пройти  в сторону   не много  и перед тобой   будет стоять  витой сказочный мостик.  Изящный, он круто возвышался,  соединяя две стороны   не большого пространства земли.  Под ним с подсветкой  струилась вода.  Тот  беленький мостик, я уже прошла. И направилась  к кафе, который уютно стоял в стороне. Чтобы  присесть, отдыхая, выпить воду свою. Но  из открытых  дверей   летнего кофе  громкое  пенье  неслось  и звучало. Исполнялся гимн,  Иисусу Христу  церковным  хором,  мужских голосов.
            До чего же  хороша мелодия, она  плыла и растворялась  в торжественном перезвоне, колоколов  на храме. Заинтересовавшись, я  ближе подошла.             Неожиданно из кафе  вышли  веселой толпой  поющие,   в санах мужчины. Все  служители  храма, в белых  одеждах парчи.  Они, с благим пеньем  вернулись во двор  храма. Полюбовавшись и порадовавшись, на все увиденное, я отправилась домой,  когда уже  чуть  завечерело.   
                Еще  продолжая думать « О Мужском Хоре »

              Знаете, как я люблю мужские хоралы?  – И вновь припомнилось мне  детство, о  нем  я уже немного писала. В рассказе, \\Тяжелоя доля родителей!!

                \\Так вы со мной?  Задержимся. 
 Тогда,  война бушевала в 1941 году. \\И как большая буря, судьбы  иных  людей,  обидно изменяла. - Начну с того, как мама узнала о гибели отца на войне, так  сразу нас с братиком собрала, и уехали мы из города в деревню к бабушке. Но не учла, не знала она,
что  и там будет не нужна.  И после скитаний мама временно оставила меня в детском доме.  Поселили меня в девичью палату  от семи до 11лет.  Необычным красивым казалось все, что окружило меня. Впервые в палате   детского  дома,  я увидела зеркало- трюмо.
                Жили мы с мамой, как помню себя, в комнатке маленькой с печуркой у двери. – Иногда  мама усаживала меня  напротив себя за столом, и  рассказывала о песне и учила правильно петь. Впервые,  я услышала – хор, состоявший из нескольких голосов в  приюте. – Пели мальчики.
                Тогда мне  было,  6 лет. Не расскажешь, какая горючая печаль слышалась в хоре том,  при  слаженности мелодии высокой, в  едином горе.
Тогда, я  проходила мимо  и  не знала, что здесь находится дверь, ведущая в палату подростков.  Она находилась в тупике  коридора, в нем   всегда было темно. Лишь одна лампочка иногда,  тускло светила на потолке.
                Не шелохнувшись,  я стояла у их черной двери.
            – А  песня, как гром с дождем рыдала:  Ты за чем меня мать,  уродила.  И за чем, меня на свет родила?  Лучше в море меня утопила, чем приютскую жизнь мне дала.
Вот  сижу  на  приютской  по стеле. –  Поминаю, родимую, милую мать, а уж слезы, так льются и льются, так и льются  рекой.   Песня утихла, а я все стояла.
               Ко мне тихо подошла девочка  и сказала: - Не уходи, они еще споют. Видно, им очень тяжело сейчас. Голодные,  а работают много.
               Действительно,  наверно эти мальчики утерли слезы с глаз своих,  и исполнили еще одну, печальную песню. « Там в саду при долине »
                Я не буду ее повторять сейчас.  Лишь одно припишу, что навсегда остались  в памяти моей, те юные чистые голоса печали. Ушедшие в былые времена.

                – Не долго я   жила в детском доме, тогда.  Моя мама нашла работу в том, городке и забрала меня.
 
                И так вернемся  на Черное  море, 2007 года. Туда, где поют гимны, о мире и  жизни.                \\Мужской хор.

      
Примечание

                ОКЕАН, МОРЕЙ

                - \\Конечно.  - Это мечта, это жизнь. Великое счастье видеть Черное море и купаться  в нем.  Население  в Крыму,  по усмотрению моему, мягче и добрее.
   Они еще не утратили и почитают традиции отцов своих.
  Вся набережная в тот яблочный спас -  пестрела, многолюдным гулянием.
 -  И такие у них славные,  добрые лица,  любо посмотреть.   Казалось  тогда,  что  праздный народ,  только любовью живет. Но это не так.
 - Правда в том;   - Море так увлекает, оно разное бывает; - ТО с грозной силой волнами громадными несется и внезапно раза льется;
  На берег пеною шипя. То,   заиграет,  гладью лучезарной,
 Зовущей,-  вдали  и мечты.- И забываешь тогда,  сколько тебе  лет.
  И уже ликуешь в жемчужных брызгах, морских вод.
И   в  то, же  время  порой  я страдаю.- Желаю видеть детей моих  со мной. чтоб радость жизни разделили.  На солнце южном совместно  мы побыли. Глотнули воздуха его.