Гуси-лебеди

Таня Белова
А давно ли вы слушали сказку? Нет, не про Гарри Поттера или Фредди Крюгера и, конечно же, не ту, что звучит ежедневно с политических трибун, а нашу старую, добрую, русскую народную сказку.

Так получилось, что целое поколение крымчан выросло на Диснеевских мультиках. Родителям было проще: усадить детей на диван, включить телевизор или видеомагнитофон и заняться своими делами. А дети… Они даже не подозревают о многовековых традициях своего народа, не знают народных песен, обрядов, сказок… Дети не знают своих истоков.

И каким откровением для симферопольских малышей и их родителей стала сказка «Гуси-лебеди», поставленная заслуженным деятелем искусств Украины Борисом Азаровым в Крымском академическом театре кукол.

Пьеса Елены Благининой написана по сказке, относящейся к, так называемым, «запретным сказкам». Герои в этих сказках нарушали чей-либо запрет, и неминуемо случалась беда. Так в одной из них Иванушка не послушал сестрицу Алёнушку – выпил водицы из лужицы и превратился в козлёночка. И сколько потом нужно было пройти испытаний, чтобы исправить его ошибку.

Запретные сказки учили детей послушанию; охраняли их от всевозможных бед; учили ценить родителей, родительское слово; беречь младших братьев и сестёр.

В Крымском кукольном «Гуси-лебеди» - моноспектакль. Актриса в нём: и сказочница, и главная героиня Ульянушка, и все остальные персонажи… 

В театре две актрисы играющих в этом спектакле: Антонина Азарова и Юлия Полохач. Я смотрела сказку с Юлией и была поражена её обаянием, щедрой улыбкой и гармоничностью.
Сказка начинается с инсценировки песни «Кострома» в исполнении ансамбля «Иван Купала». Она создаёт удивительную атмосферу в зале. Атмосферу деревенской старины. Это и особый костромской говор, и звонкий рожок, и незамысловатая, но такая родная мелодия…

Театр погружает зрителей в то удивительное время, когда дома не имели запоров, а люди – доверяли друг другу и не жалели сил, выручая друг друга из беды…

Художник театра Людмила Рестенко сделала всё возможное, чтобы воссоздать дух русской сказки: это: и костюм сказочницы; и тряпичные куклы, которыми играли в детстве наши пра-прабабушки. Сколько приложено фантазии и изобретательности всеми создателями спектакля, чтобы сделать декорации удобными и для исполнительницы, и для кукол, и для восприятия зрителями. Каких только приспособлений нет в этом спектакле! Всё трансформируется и преобразуется, давая возможность сказке развиваться, перемещать героев во времени и в пространстве.

Есть в реквизите и деревянные игрушки, которыми играли наши предки, и вертушки – стаи кружащихся над деревней гусей, и карусели – хороводы девушек. И со всем этим обилием и разнообразием справляется всего одна актриса и делает это динамично, как говорится, «на одном дыхании», ни на миг не прерывая повествования.

А завершается сказка «Калядой» в исполнении того же ансамбля «Иван Купала». Под неприхотливые слова песни актриса выходит на поклон, зрители аплодируют, дети вручают цветы… А родители стирают тайком слезу от счастья, от ностальгии по детству, от возвращения к своим истокам, от такой прекрасной возможности приобщения своих детей к русскому фольклору, к нашим исконным корням, к нашей почти что утраченной культуре.

Есть в театрах «хорошие спектакли», есть «очень хорошие», но есть и особые, те, которые нельзя пропустить. «Гуси-лебеди» относятся именно к тем, которые нужно увидеть обязательно!