Тест на человечность

Гиперион-25
От автора:
Идея появилась десять лет назад. Она "вылежалась" и была облечена в рассказ. Тогда я переносил свои идеи и мысли в тетрадку. После переписки рассказа в третий раз, я понял - так дальше нельзя, и тихо его забросил.
Рассказ посвящается Рею Бредбери и его "Марсианским хроникам", которому 22 августа 2010 года "стукнуло" ровно 90 лет!
***



Солнце висело почти в зените. Было сухо и пыльно. Впрочем, как всегда в это время года. Деление на времена года, на нашей планете – условное. Этот ритуал завели на Марсе самые первые колонисты. Он, как ни странно для чужого мира - прижился. Видимо скрытая тоска и оторванность от Земли - даёт себя всё – таки знать. А может, хочется крикнуть этим земным пижонам -  у нас тоже есть зима и своё лето!
Но меня такие пустяки, как жаркая погода, ни сколько не тревожили. Во-первых, мой марсобот функционировал нормально. А значит, кондишен справится с любым пеклом с наружи кабины. Во-вторых - я наконец вышел на финишную прямую - мне осталось посетить одну, самую последнюю ферму под номером 536, а это значит - закончить тестовое задание.
 
Задание было как у всех претендентов - посетить на выбор десять марсианских ферм - номера ферм определял компьютер, с генерацией случайных чисел. Мне повезло - как видно Боги Марса мне улыбались – фермы были относительно близко расположены. Это сокращало время моего передвижения и уменьшало различные непредвиденные ситуации на пыльных дорогах Марса.
Эта игра «стоила свеч» - концерн «Роботекс юнит» являлся лидером кибернетической индустрии Марса и выпускает до трёхсот пятидесяти различных устройств. Место в её рядах - почётно и выгодно. Про все возможные бонусы - я умолчу, и так все слышали.
Задание из года в год меняется, по слухам к последнему приложила «руку» сама мисс Паркинсон – глава и первая леди нашего концерна. Тест сводился к тому, что бы подписать со всеми фермерами – контракты. Любые и как можно больше: на установку новейшей техники, на поставку новых и замену старых андроидов, на доставку запчастей для любых механизмов работающих на этих удалённых «островах» цивилизации. И не забыть про батареи и аккумуляторы! Утилизация старых энергоносителей и поставка – новых, более усовершенствованных.

Настроение у меня - было замечательное. Путь лежал на последнюю ферму, плюс - козырь в «моём рукаве». При посещении четвёртой по счёту ферме, я наткнулся на горе - археологов с Земли. Эти Земляне -  такие беспечные! Ошиблись при подсчёте запасных батарей и сидели почти с разряженными аккумуляторами. Хозяйственник у них жуткий скряга, но я и с ним сумел подписать контракт о доставке энергоносителей! Думаю дополнительный контракт, при подсчёте очков моего задания - мне обязательно зачтётся! Правда, при подписании контракта, в качестве бонуса – я часть своего энергозапаса, отдал им сразу.

Вторым моим заданием – дополнительным, но от того не менее главным, являлась подробная перепись всех андроидов на фермах. Как действующих, так и не работающих. Приходилось под любыми предлогами «совать свой нос» в любые, самые скрытые закоулки ферм, выискивая неучтённых роботов.
Перепись являлась прямым исполнением постановления Руководства Экономического Благосостояния Марса. И там чётко было прописано, о количестве рабочих кибер устройств на отдельно взятую семью. Оно составляло одного андроида на двух человек. На фермах это число разрешалось увеличивать до двух единиц.
Такие жёсткие нормы потребовались после того, как на Земле признали независимость красной планеты. Сразу же подскочили цены на весь импорт с Земли. Немного лучше обстояли дела с лунными товарами, но их было мало и они «не делали погоды».
Особенно стал дорог ввоз последних технических новинок Земли и поставка металлосодержащих руд. Земляне устраивали нам экономическую блокаду, доказывая, что бывшей колонии не следовало показывать свой норов и становиться самостоятельной.

Так как у нас железных руд найдено мало и мы серьёзно нуждаемся в импорте редкоземельных металлов, то естественным решением Комиссии по Ресурсам и Энергетике стал серьёзный лимит товаров и частично услуг, для всего населения планеты. Это коснулось и незаменимых помощников колонистов – андроидов.
Конечно, многим не по нраву такое решение – но закон есть закон. И мне предстоит претворять его в жизнь.
Компания старается выкупать старых роботов. На их изготовление пошло много железа, что полезно для экономики Марса в целом. Новые роботы, состоящие из прогрессивного пластика с заданными свойствами и армированной керамики, позволили снизить процент содержания металла до минимума.

Бот шустро катился по бескрайним бурым просторам планеты. Показания приборов были в норме. Энергозапас машины был истрачен только на половину – сказалось недавнее знакомство с археологами, так что беспокоиться пока было не о чем. Аварийные сигнализаторы спали беспробудным сном. Меня охватило умиротворение.

Марсобот - так же был сделан по последним предписаниям Комиссии и содержал в основном пластик и керамику. Единственной металлической вещью в моей машине была - я готов был в этом поклясться – наборная секционная антенна, взметнувшаяся вверх над корпусом на добрых три метра. Связь на планете была плохой -  статическое электричество давало себя знать, по - этому проще, чем металл, пока ещё ничего не придумали. Хотя, опять же, металлическим блеском она сияла снаружи, а вот внутри… Я не был уверен, что мастера из «Роботекс юнит» не засунули внутрь какую - нибудь керамику.

Иногда я останавливался и сверялся с навигатором. Меня сразу окружала пыль, жара и пение марсианских цикад. Очень лёгкий ветерок, почти не приносящий свежесть. В этом - весь Марс.
Цикады, завезённые с Земли – прижились и дали потомство. Правда, им немного подправили ДНК наши инженеры- генетики. Как уверяют - в лучшую сторону. Цикады теперь по размерам больше чем на Земле и их можно без опаски есть. Не все их пробовали, конечно, но многим путешественникам на Марсе, попавшим в серьёзную переделку, они спасли жизнь.
Появлению и распространению людей и насекомых на Марсе способствуют в первую очередь климатические машины построенные первопроходцами. Я видел их по ТиВи -  они просто огромны!
Сейчас готовится обще планетный проект, при котором эти машины первого поколения, заменят на более экономичные и не такие огромные. И энергии  будет уходить на их обслуживание меньше, и освободится так необходимый всем нам металл. Машины поставленные на полюсах - работают не давно. Но успехи у нас уже есть - мы растопили, частично правда, полярные льды Марса. Иногда идёт дождик, мелкий и непродолжительный. Он тут же высыхает. Земля Марса ловит его растрескавшимися губами. До настоящих луж на Марсе - ой как далеко!

Повернув за очередной бархан, я увидел незнакомца. Увидев меня, он поднял в приветствии руку. Подъехав поближе я удивился – тот, кого я принял поначалу за парня -  оказался девушкой. Довольно симпатичной и загорелой. На ней была широкополая шляпа - у нас в таких старатели ходят, шорты армейского образца с большими карманами и выгоревшая на солнце блуза защитного цвета,которая красиво подчёркивала её талию. Ноги её украшали марсианские мокасины -  лёгкие и прочные. Девушка, на лице которой играло смущение, посмотрела  мне в глаза  и весело спросила:
- Не подбросите?
Девушка? В такой глуши? Одна?
- А нам по пути? – произнёс я.
- Вообще то – да! Мне всё равно куда ехать, но желательно в любой ближайший город.
- Тогда по пути. А вы одна прогуливаетесь по Марсу?
- А разве не видно?- задорно ответила девушка и поправила свою шляпу.
Вот так – палец ей в рот не клади.
Раз так получилось – я решил немного подкорректировать свой маршрут. Загляну в ближайший городок, пополню энергозапас бота, ну и попутчицу подвезу. Вежливость и взаимовыручка на Марсе – первое дело.
- Меня зовут Курт Адамс – я из Нью - Лондона – продолжил я беседу.
«Коммивояжёр – старьёвщик» вовсе не звучало при первом знакомстве. Поэтому я выбрал укороченный и более благозвучный вариант своей профессии – «коммивояжёр».
- А вы? – я не оставлял попыток познакомиться.
- А? – Ой, извините, задумалась - я?- подающий большие надежды будущий археолог. Специалист по третьей культуре Марса. Скраблерческой культуре. Кира Данилян – представилась она.
Она вновь посмотрела на меня. Её взгляд теперь сказал мне всё - и что я профан в этой её третьей Скраблерческой культуре и что я очень далёк от всей археологии Марса и Солнечной системы вместе взятых. Но я не подавал вида и держался молодцом. Ещё посмотрим!
- Да? И что же интересного вы узнали в последнее время об этой - как вы говорите?- Третьей культуре кажется? 
- Скраблерческой. К этой далёкой эпохе относятся и пирамиды Марса.
- Понятно, так бы и сказали.
Вот оно что. Девчонка забила свои юные мозги книжками о таинственных пирамидах Марса. Еще, наверное, и фантастику, из классиков в детстве читала и… вперёд к пирамидам. С лопатой наперевес. Я вдруг представил её бегущей, с лопатой, в штыковую атаку на древние пирамиды. Мне стало весело.
- А лопата где?  Марсиане забрали?
- Нет, отдыхает. Зря смеётесь. Лопатой как раз приходится работать меньше всего.
- А … ну да. Мы же на Марсе, здесь полно пыли. Вы орудуете метлой. Новые технологии. А лопата – уже устарела. Понимаю.
Мы рассмеялись.

Неловкость от первого знакомства ушла и мы всю дорогу до Марстауна, болтали и рассказывали забавные истории и старые легенды первопроходцев Марса.

Кира была из той, неудачной партии археологов, которых я повстречал по дороге. Девушка была с амбициями и большим упрямством. Эти качества и сыграли на Марсе с ней злую шутку.
С Земным легкомыслием, она пообещала начальнику базы привезти как можно быстрее недостающие батареи и необходимые материалы. Она почти налегке отправилась в путь. Встречающиеся боты, как назло были гружёными фермерскими машинами и двигались от ближайших городов, увозя её все дальше и дальше от базового лагеря. Вернутся ни с чем, её не устраивало, и когда она поняла, что удалилась достаточно далеко, решила не ждать попутных машин, а пешком выйти к любому городу. Довольно самонадеянное решение, скажу я вам.

Ей повезло – встречающиеся перед этим марсоботы – наполнили её фляги водой и снабдили довольно точными ориентирами. Что бы сократить расстояние, она решила срезать расстояние через Пятую Юго - Восточную дорогу. Но она не учла, что в её планы вмешалась Марсианская пустошь.

Про пустошь ходило немало легенд. Каждый рассказчик, излагая очередную страшилку - про то как он забрёл в неё, добавлял что-то от себя. При этом страшно выпучивал глаза и понижал голос до шепота.
Кира, наоборот – рассказывала монотонным, ровным голосом, не стараясь произвести на слушателя впечатления.

Марсианская пустошь не имеет чётких границ. Она как амёба, всегда меняет свои очертания и как движущие пески в пустынях - никогда не стоит на месте. Сегодня это спокойные трассы, а завтра приходит пустошь и никакие компасы и ориентиры уже не работают. Мы могли в это поверить - отклонение магнитной стрелки компаса, затухание радиосигналов – Кира говорила спокойно, видимо вспоминая те моменты, которые она пережила в пустоши – всё это встречается и на Земле. На Марсе всё то - же самое и немного по-другому. Здесь, как говорят на Марсе, к этому всему примешивается немного «аромат миндаля».
Рассказчики легенд, как один уверяли, что ощущали привкус миндаля, находясь в пустоши. Некоторые  ощущали даже запах цветков миндального дерева, хотя ни разу не были на земле и понятие не имели, как те пахнут.
- Странно – продолжала она – но каждый упоминал миндаль. Мы собирали и систематизировали хранившиеся в ваших архивах и библиотеках, легенды и истории связанные с Марсом. Про пустошь, мы собрали рассказов, на несколько томов.
- Не знала, что и я стану одним из таких очевидцев – задумчиво произнесла девушка.

Взобравшись на очередной бархан, я решила заночевать. Есть не хотелось – только пить.
Было тепло и очень тихо. На Марсе нет животных и змей – так что я никого не боялась. Только цикады тихонько пели свои скрипучие, монотонные песни.
И вдруг они смолкли. Вдали, над песками летел оранжевый шар. Очень трудно было определить его размеры, он мог быть и с большое колесо марсохода и как спортивное поле.
Он замедлил своё плавное движение и завис над песками. Постепенно он начал менять свой цвет, из оранжево – жёлтого, превращаясь в светло – голубой. Играя яркими неоновыми огнями на своих боках. Он то - разгорался, то немного тускнел – это повторялось довольно часто. Пульсирующий свет надолго приковал моё внимание.
- Мне показалось, что он кого - то звал или сигналил кому - то – продолжала археолог. Не знаю, сколько это продолжалось - мне казалось время застыло.
И вдруг послышалась музыка. Она неслась со всех сторон. Казалось, что это пел весь окружающий меня песок, каждая песчинка несла определённый ритм и звучание. И цикады -  словно опомнившись, заскрипели свои мотивы. Но случилось волшебство – то, что раньше воспринималось как нудный скрежет сухих крыльев насекомых,  вдруг превратилось в чарующую мелодию. Песок и насекомые создали невероятный мотив в безлюдных барханах Марсианской пустоши.
Когда я очнулась от музыки- всё уже стихло и слабо пахло миндальным печеньем, знаете – круглым таким, его иногда пекла моя бабушка. Шар пропал, как будто его и не было. Я завернулась в спальный мешок и проспала до рассвета.
Самое удивительное, утром я не беспокоилась ни о чём, как будто знала, что моё затянувшееся путешествие подходит к концу.  Вспоминая прошедшую ночь, я только жалела, что не включила диктофон, который таскаю с собой постоянно. А через пару часов – встретила Вас – закончила свой рассказ Кира.

Я остановил марсобот для последней корректировки направления. Ещё немного и нас встретит Марстаун – второй появившийся город на планете.
- А знаете Кира, пустошь не каждому делает такие царские подарки. Видимо Вы ей чем – то понравились. На моей памяти только троим, кроме Вас разумеется, удалось оставить о пустоши приятные воспоминания. Покажите примерно, Вашу точку входа на Пятую Юго - Восточную дорогу – надо сообщить диспетчерам, о смене границ пустоши – я ждал и одновременно боялся мелькнувшей у меня догадки.
Кира, немного подумав, нашла ориентир на моей карте.
- Вот здесь, там не далеко указатель был «Пятая Юго - Восточную дорога, 750-тый  километр».
- Поздравляю, Кира. Можете в этот день отмечать Ваш второй день рождения. В тех местах Вы бы точно погибли. И запасов Вашей воды не хватило бы – я снова посмотрел на неё - это так же точно, как и то, что мы сейчас находимся в сорока километрах от Марстауна. Мой палец пересёк почти пол карты от указанной девушкой точки и указал на наше нынешнее местонахождение. Расстояние составило около пятисот километров.

***
Попрощавшись с Кирой возле Пункта Экстренной Помощи Марса, я отправился пополнять энергозапас своего бота. После, передал диспечерам в координационный центр о изменении границ пустоши, естественно опустив при передаче мистическую составляющую Кириного рассказа. Не забыл конечно передать и сведения обо всех посещённых ферм и хозяйств, а также мой «козырь в рукаве» - контракт на поставку партии энергоресурсов, незадачливым археологам.
К обеду я управился со всеми своими делами и выехал на ферму под номером 536.

Моя поездка состоялась в самое «пекло». Наружный термометр показывал +67, но в кабине бота, было прохладно. Я проложил маршрут, включил бортовой автопилот и лёг на жёсткие сиденья. Всегда любил вздремнуть в Марсианскую сиесту.
Автобот мерно покачивался на марсианских дюнах, тихонько поскрипывали пружины кресел, на которых я так удобно расположился, снаружи моим пружинам подпевали, несмотря на сильную жару неутомимые цикады. Закрыв глаза, я тотчас провалился в сон. Мне даже не пришлось считать овец.

***
Мне показалась, что в мою кабину пробралась и затянула одну из своих нескончаемых песен крупная, размером с джойстик управления бота – цикада. Её песнь проникала буквально в мой мозг.
Я открыл глаза. Машина стояла на месте. Из колонок бота звучал зудящий сигнал – электронный мозг столкнулся с неординарной ситуацией и требовал внимания человека. За стёклами машины начинало темнеть. Интересно, что на этот раз?
Дисплей навигатора выдавал чудовищно лживую информацию. Как будто мы находимся на Деймосе и до ближайшего населённого пункта несколько тысяч километров. Мало того, вокруг, по уверению того же дисплея – танцуют электрические вихри и кружатся магнитные пятна.
Я снова посмотрел за окно. Красновато - багровое солнце медленно садилось в янтарно жёлтые пески. Ослепительный красный закат подсвечивал своими красками начинающее темнеть по краям горизонта ультрамариновое небо. И ни звука вокруг. Даже цикады не «пели». Видимо, при всей умиротворённости царящей вокруг, электрическая буря всё-таки реально существовала, хотя и не была видна моим глазам.
Это на Земле – тучи, ветер, дождь – буря идёт! На Марсе все ураганы происходят тихо. Ну или почти тихо.
 
Выключив противно звучащий сигнал, я вылез из бота и осмотрелся. Вдалеке виднелся какой- то указатель. Подойдя поближе, я сумел прочитать на потёртой металлической табличке «Марсианская пустошь. Ферма Лопатиных. Добро пожаловать!». Далековато эти Лопатины забрались. Решили попытать своего счастья. Я вспомнил как в одной из сводок про пустошь, столкнулся с отчётом о «Ферме Лопатиных».
Эти русские решили, что им всё нипочём, и решили как следует изучить сердце пустоши – основали в ней базу и даже прожили около года. Потом сигнал с ними был потерян, а высланная поисковая экспедиция, прибывшая точно по координатам на место их дислокации, ничего не обнаружила.  Раза - два или три ферму видели случайные путешественники и подвыпившие фермеры. Но указать точное место их встречи – ни кто не мог – у одних барахлил навигатор, другой, просто не поверил своим глазам, а третий, вернее третья -  так ударила «по газам», что даже когда она прибыла в Нью – Лондон, ещё три дня ходила как шальная и вздрагивала после каждого шороха. В отчётах говорилось, что её лечили, потом, кажется от заикания.
Эта ферма, стала эдаким «летучим голландцем» Марсианской пустоши. 
Так что, при прочтении на указателе - «Ферма Лопатиных»- в душе у меня неприятно похолодело.

Поднявшись на очередной бархан – я увидел, наконец, ферму. Ферма была обнесена высоким металлическим забором и лежала в маленькой песчаной долине, как на ладони.  Было тихо, только иногда то - там, то – тут, тихо с барханов осыпался песок.
Солнце ещё не совсем скрылось за горизонтом. День медленно догорал, уступая место первым ярким звёздам.

Используя последние лучи светила, мне захотелось лучше рассмотреть ферму. Подъезжать к ней в полной темноте, мне почему- то не хотелось. 
Радостно фыркнув, мотор бота увеличил обороты и я начал спуск в долину. Двигаясь на достаточном удалении от фермы Лопатиных, я начал описывать на значительном расстоянии вокруг неё, полный круг. Не знаю, почему я не поехал к ферме сразу -  а захотел сначала осмотреть её из далека. А может, я просто привыкал к своему страху, внезапно появившемуся у меня. На ферме не работал радиоприёмник, не горел свет. Отсутствовал и шум от двигающихся механизмов.
Где-то внутри, протяжно скрипя на несмазанных ржавых петлях, хлопала на сквозняке дверь. Только этот звук и мерное урчание мотора нарушали абсолютную тишину вокруг. Таинственность обстановки была такая, что временами мне казалось  - я слышу стук собственного сердца, опускающегося всё ниже и ниже в пятки.


Заглушив мотор бота и захватив фонарик, я стал подходить к ржавому забору фермы. Рифленый металлический забор был сделан на совесть. Даже изъеденный ржавчиной, он внушал к себе уважение. Я пытался светить фонариком вниз, пытаясь отыскать на песке около забора хоть какие – то следы. Тщетно, Я плюнул на пески Марса и пошёл к воротам.

Подойдя к воротам, я тихо чертыхнулся -  то, что я в наступившей темноте принял за ворота, было огромной дырой в заборе, с довольно ровными краями. По краям дыры был какой-то белый налёт, слабо светящийся в темноте. Сбегав к автоботу за пакетиками для проб - нам их выдают «на всякий случай», я начал аккуратно соскребать металлической лопаткой белёсую субстанцию. Наполнив до середины пакет из пластика, я остановился. С лопаткой происходило что-то не понятное -  она начала медленно вибрировать. Её край, с помощью которого я делал соскоб, начал медленно накалятся. Отбросив лопатку далеко в песок, я перевёл взгляд на пакет с пробой. С ней, ничего не происходило. «Пока - поправил я себя – придётся переложить его в ещё один контейнер, стеклянный».
Закрепив «матрёшку» из контейнеров в сумке, я продолжил осмотр фермы. Передвигался по внутреннему дворику я осторожно. Стараясь не наступать на подозрительные предметы, торчащие из песка. В лучах моего фонаря стало видно, что это были различные детали от андроидов и фермерской технике.
Кое – где на железных деталях был виден белый налёт, покрывавший их не большим, ровным слоем. Мне не хотелось наступать на эти железки, а их было раскидано во дворе в большом количестве, поэтому, путь до входной двери фермы занял довольно много времени.

Достигнув двери крыльца – я остановился. Дверь, стоявшая на моём пути, была немного открыта внутрь. На ней были видны старые бурые разводы и следы от выстрелов дробовика - основного оружия фермеров.
Надетыми предусмотрительно перчатками, я тихо потянул на себя дверную ручку. Протяжно скрипнув, дверь поддалась. Внутри коридора было пусто и тихо. На полу вдоль всех стен лежал маленькими аккуратными барханчиками песок. «Ветер постарался» – подумал я.

В доме естественно никого не было. Я набрался смелости и попробовал позвать хозяев. Бесполезно - никто не отозвался.
 
В большой зале, куда я попал сразу из коридора и служившей видимо гостиной - у стены стоял дробовик. Он был тоже частично покрыт белым налётом. Наклонившись над ним, я почувствовал запах пороха. Из него недавно кто-то стрелял. Комната, в которой я находился, была оклеена обоями с незатейливым узором.
Возле окна висела старая фотография в раме. Около неё, на обоях, была видна какая - то надпись. Я подошёл поближе. «Помоги… Они зде…». Кусок обоев, где заканчивался текст – отсутствовал. Я бегло осмотрел комнату – оторванного куска нигде не было видно.
Как раз в этой комнате и находился источник противного скрипа, который я слышал, подходя к ферме. Его издавала старая форточка в окне. Я не придумал ничего лучшего, как закрыть её на оконный шпингалет. Воцарилась долгожданная тишина, лишь ветер где - то свистел по щелям в доме и сыпался песок.

 И вдруг, что-то неуловимо изменилось. Что – то пришло в движение. Как будто закрыв пронзительно скрипящую форточку, я привёл в действие некий механизм. В соседней комнате, куда я собирался заглянуть послышались протяжные скрипы -  так идёт, медленно передвигая ноги, старый, больной человек. Потом послышалось шипение. Оно исходило из кладовой, куда я не удосужился заглянуть. Теперь мне оставалось только догадываться о происхождении этого звука. Но окончательно покинуть дом и прервать свой вояж по старым комнатам, меня подтолкнуло странное поведение моего фонарика. Он мигнул и… погас. Через мгновение лампочка в фонарике стала медленно разгораться, выхватывая слабым лучом окружающее пространство.
Мне показалось, что за то время пока фонарь не горел, в комнате, что - то неуловимо изменилось. Я заметил  - старый диван покрытый песком, стал ближе к окну, у которого я стоял, а стол, напротив, отодвинулся вглубь комнаты. С фотографии двух пожилых людей, это наверно и были хозяева фермы -  на меня смотрели наполненные злобой глаза.
Когда фонарь всё-  таки разгорелся, я стал осторожно, огибая встречающиеся на моём пути вещи, продвигаться к входной двери. Передвигался я боком, по крабьи, очень медленно и осторожно. Стараясь не выпускать из вида, так резво пододвинувшийся ко мне диван. Уже на выходе из комнаты, я услышал как внутри дивана, с резким металлическим звуком распрямилась одна из пружин. Затем тонкий детский голосок внятно сказал: «До свидания».
В коридоре меня ждал новый сюрприз – запорошённый песком коридор чётко отпечатал следы. Следы вели в комнату у окна, которого я стоял. Но они не были моими. Они были маленькие. Следы ребёнка обутого в ботиночки.

Тихонько выйдя на порог, так не гостеприимно встретившего меня дома, я заметил, что внутренний двор фермы тоже претерпел существенные изменения. Все ржавые механизмы, покрытые белым мучнистым налётом, восстали из песка. То там, то здесь виднелись остовы старых ржавых роботов, по  пояс выкопанных и протягивающих в мою сторону манипуляторы и остатки истрёпанных металлических захватов. Их старые грудные клетки были покорежены и местами немного оплавлены, будто неведомый жестянщик пытался починить их ацетиленовой горелкой. Провода висели из всех дыр, переплетаясь со всевозможными шлангами. Датчики движения, видеорецепторы на их головах, всё было повёрнуто в мою сторону. Казалось, они ждут какой-то команды, слышимой только им, что бы бросится на меня.
Я тихонько пошёл вдоль их не стройных шеренг. Они не двигались. Последний из этого немого караула, андроид древней серии «Марс 3», с противным скрипом, резкими, неуклюжими рывками поднял свой захват и показал на дыру в заборе. Головы он так и не повернул.

Ни о какой ночёвке вблизи покинутой фермы не могло быть и речи. Не хватало заикой остаться на всю жизнь. Вызову диспетчеров, передам информацию, как только появится связь - а там хоть трава не расти. Пусть сами приезжают и осматривают. С меня -  хватит!
Укутавшись в куртку по плотнее, я включил борт навигатор. Автобот послушно закрутил колёсами, выезжая на холм по своим следам. Иногда я сравниваю бот с умной лошадью, которая вывезет пьяного кучера прямо к дому. Но куда двигаться? Не знаю, но как можно дальше от этой фермы. Думаю километров десять – вполне нормально. Я задал программу автоботу.
Я сладко зевнул. Можно немного вздремнуть. Хищников на Марсе нет, люди тоже пока редко встречаются. Приведения? Обернувшись, я посмотрел на удалявшуюся покинутую ферму. Рядом с дырой в заборе стоял маленький мальчик. От него исходило слабое голубое сияние. Мне показалось, что он даже помахал мне рукой.
Приведения. Приведения нам только снятся. Впереди у меня была ночь. А за спиной, медленно исчезала покинутая людьми ферма. Похоже, к страшилкам о пустошах, добавится и мой рассказ. Я склонился на руль своей мерно двигающейся машины и попытался уснуть. Это мне удалось на удивление быстро.

Разбудил меня зуммер бота. Он неприятно пищал  - привлекая моё внимание.
Я открыл глаза и сладко потянулся. Было раннее утро. Солнце ещё не было видно, но его разгорающийся свет на краю горизонта говорил, что оно вот - вот покажется. Небо было как всегда чисто. Цикады пели свои последние ночные песни, а может, слагали гимны новому дню. Было по - утреннему прохладно. Если бы на Марсе была трава, на ней обязательно блестели бы капельки утренней росы.
Я выключил надрывающийся зуммер. Оглянулся по сторонам. Бот остановился у развилки двух дорог.

Меня выручило то, что на одной из дорог всё – таки был указатель: «Хозяйство Антона Архипова, №536». Далее было написано, что нахождение на территории без специального разрешения, запрещено. Нарушителя ждёт - смерть.

Электрическая буря всё ещё витала надо мной, по этому навигатор – по - прежнему не работал. От того, что фортуна так улыбнулась мне и не надо теперь разыскивать эту злосчастную ферму - настроение моё улучшилось. Я вырулил на дорогу, ведущую к долгожданному окончанию моего экзамена.

***

Дверь долго не открывали. За высоким забором, сложенным из прессованных песочных кирпичей – единственная и не вполне надёжная защита – отчётливо слышался шум. Кто-то кому – то кричал, что-то падало и громыхало. Я нажал на кнопку звонка ещё раз. Я даже стал сомневаться, а не муляж, ли он.
И вдруг -  как то разом – всё смолкло.
Дверь медленно открылась. На пороге стоял мужчина. Худого телосложения. На вид мужчина выглядел на лет 50, хотя глаза говорили, что они видели свет гораздо дольше.
На нём была линялая зелёная куртка и песчаного цвета брюки. Особенно впечатлили меня, тапочки на ногах - они были примерно 48 размера и одеты на босу ногу. Видимо пески марса давно стали его домом.
Первые слова его были:
- Что Вам… тебе… нужно?
Видимо он разглядел слова на моём фирменном значке – на зелёном фоне, большими белыми буквами по краю, бежал слоган всех коммивояжёров концерна: «Надо починить/заменить робота -  спроси меня КАК!»

Не давая фермеру опомнится, я затараторил:
- Здравствуйте, меня зовут Курт Адамс. Имею честь представить в своём лице концерн «Роботекс юнит», которая выпускает до 350 кибернетических устройств. Ваш покорный слуга является полномочным представителем этой фирмы и может оценивать и покупать устаревшее имущество, а также заключать новые контракты. Не желаете ознакомится с нашим прайсом услуг и товаров?
Мужчина, сощурив один глаз, улыбнулся.
- Как же Вы меня нашли? – поинтересовался он – ведь навигаторы на ботах до сих пор не работают? Ладно, не буду держать Вас на пороге, заходите – и с этими словами он распахнул дверь, пропуская меня вперёд.

Во дворе фермы – кипела работа. Одни андроиды приводили в порядок ограду, другие смазывали какой - то механизм. Несколько роботов тянули силовой кабель за угол дома. Я насчитал шесть кибернетических единиц. Число явно было больше двух положенных по постановлению андроидов на ферму. От моего молчаливого раздумья, как написать отчёт о такой удаче в концерн, отвлёк голос моего сопровождающего.
- Андрей! Андрей! – вдруг закричал фермер.
Робот, который замыкал это шествие с кабелем, не хотя повернулся. Процессия тот час остановилась.
- Ну чего тебе?
- Не забудь передать дяде Лёше, полить геоцинты!
Робот в упор смотрел на фермера и не двигался.
- А сам что – не можешь? Не видишь, я делом занимаюсь! – как то даже сердито, проскрипел он.
- А у меня – Гость!- в тон ему, обиженно попробовал возмутиться фермер -  кто ему лучше меня покажет хозяйство? Ведь не ты же?
Робот медленно повернул свою металлическую голову в мою сторону. Смотрел он строго и как то даже осуждающе. Весь его вид говорил – вот ещё гости! Делать вам нечего, как людей от работы отвлекать!
Он снова посмотрел на фермера:
- Ладно, передам. Пошли, ребята!
 И роботы, слаженным строем, неся кабель удалились за угол дома.
 Я посмотрел на хозяина этой странной фермы - его диалог с роботом напоминал разговор с очень близким родственником.
- Скажите, а кто он вам приходится? – как то даже не к месту поинтересовался я.
- Дядей. Поэтому не удивляйтесь его ворчливостью. Кстати Вам попадался указатель на дороге? Его он тоже вешал. Ладно, идёмте в дом, там мы сможем поговорить спокойно.
- Извините, что забыл представиться – фермер остановился – с моей стороны как – то это не вежливо. Извините, я думал о цветах. Мои Марсианские геоцинты – требуют постоянной заботы, а Ваше появление, меня немного выбило из «колеи».
- Я Антон Архипов – он улыбнулся - бывший робо - технолог «Роботекс юнит».
 
***

Дом у Антона был добротный - из модульных, военных блоков. Видимо он был поставлен ещё во времена первых переселенцев и этот крепкий, старый дом, напоминающий маленький форт эпохи освоения Дикого запада на Земле. Он внушал уверенность, что за его стенами, всегда будет спокойно.
Как только мы переступили порог дома – крепости, сработали датчики движения, весь дом залила марсианская музыка.  Марсиане предпочитают музыке - шум льющейся воды – его они могут слушать бесконечно. К шуму льющейся, капающей, низвергающейся воды, добавляют немного струнных или электронную обработку классических произведений. Антон Архипов любил классику. Адажио Альбинони - соль минор для струнных инструментов и органа, плюс маленькие, совсем не уловимые капли осеннего дождя, стекающего по стеклу. «Эстет» - подумал я.
Мы прошли в одну из комнат, Антон вдруг произнёс:
- Скажите Курт, а за вами ведётся наблюдение? Я понимаю - магнитная буря делает невозможным определение Вашей персоны, но бури могут внезапно заканчиваться. А мне не хотелось, в силу некоторых причин, быть завизированным на поисковике «Роботекса».
Я задумался.
- Есть маячок в автоботе. А так – специально – нет.
- Маячок уже отключён. Наш разговор с дядей – условный сигнал, по которому он отключает все передающие устройства «гостей» или ставит мощные глушилки.  Разрешите посмотреть Ваш значёк?

 Антон был первым фермером, который заинтересовался моим значком. Да мне и самому стало интересно, что могло быть не так с этим, таким безобидным с виду сувениром.
- Вот, посмотрите сами – через некоторое время он показывал на один из экранов установленный у него на стене – вы видите, это с виду значок, а на самом деле устройство, что бы шпионить за Вами и докладывать обо всем, что встретится у Вас по дороге. Здесь очень большой информационный накопитель. Минутку – он навёл курсор, на какое - то значение, от чего - то увеличилось на весь экран – ага, почти пятьсот терабайт! Не дурно! Даже представить трудно, сколько всего информации можно впихнуть в этот  объем. Но в значке есть и любопытные вещи – различные датчики, которые измеряют температуру, влажность, магнитные и электрические поля, давление! – он хохотнул – да вы настоящая метеорологическая станция!

Антон снова вгляделся в цифры и сноски, которые выдавал на экран его компьютер. Цифры бежали сплошным потоком. Всплывали и исчезали различные таблицы, графики, диаграммы всевозможных цветов и графических отображений.
- А у Вас есть странная информация, зафиксированная вашим «жучком». Не понимаю, откуда она попала на ваш накопитель? Скажите – он оторвался от экрана и посмотрел на меня – а вам знакомо значение Иртышова – Йоргена? Нет, конечно, откуда Вам знать.
- А кто это? – я сделал слабую попытку поддержать разговор.
- Известные Земные ученые, работавшие здесь, на Марсе. Изучали временной отрезок марсианской культуры - Скраблерческой.
Я улыбнулся.
- Знакомое название.
- Откуда? – теперь пришла очередь Антона удивляться.
- Я подвозил два дня назад девушку. Она археолог с Земли...
Я не успел договорить, как этот вездесущий, продвинутый робо – технолог Антон, поколдовал над моим значком и извлёк оживлённую беседу с моей позавчерашней пассажиркой. А я ведь хотел понравиться ей, по - этому говорил Кире всю дорогу до Марстауна комплименты. Да и Кира немного кокетничала со мной. Теперь это всё стало достоянием экранов одинокой заброшенной фермы 536.
Я опустил голову и замолчал.

Вернёмся к культуре Марса –видимо я отвлёкся, а Архипов, продолжал как ни в чём не бывало – Третья Скраблерческая культура Марса, отличается повышенным интересом как жителей планеты, так и жителей Земли. Вернее её технических представителей. Древние Марсиане, проникли в секреты полей. Как пример – Марсианская пустошь. Что это по-Вашему? Область с аномальными значениями физических законов? Нет, дорогой Вы мой – это всего-навсего страж, робот, на основе полевых структур, вышедший из под контроля. Ну, по крайней мере, нам так кажется -  что из под контроля. И что он, всего один. А если это рой? Сообщество с однотипными характеристиками? Ведь пустошь занимает очень значительную площадь. Каковы её силы? Где границы её возможностей? Рано или поздно, человек столкнётся с этими структурами всерьёз. И если есть слабые попытки проникновения в пустошь, то эти авангарды нельзя рассматривать в серьёз. Пустошь, то же не дремлет, она изучает нас. Наблюдает за нами – он посмотрел на меня – даже сейчас.
Вам известно, что при первых колонистах, границы Марсианской пустоши оставались неизменными почти пятьдесят лет, и только в последних десятилетиях они стали изменятся. Расширяются колонии Марса – пустошь начинает реагировать, изменятся.
- А как же Вы? Антон, её границы же почти рядом с фермой? -  попробовал я втиснуть свой вопрос сквозь поток речи Архипова. Видимо тяжело ему тут, среди роботов, поговорить не с кем.
- По моим подсчётам, осталось не долго. При такой эскалации переселенцев, развитии инфраструктур всех направлений – осталось лет тридцать. И тогда… - технолог замолчал.
- Что тогда? – не понял я.
- Тогда, весь Марс станет одной, сплошной Марсианской пустошью.

- Понимаете Адамс, смерть уравнивает всех. Неважно был ли ты до этого королём или самым распоследним нищим. Ей- всё равно. По этому, я не бегаю от смерти по планете, а стараюсь быть внимательным и осторожным её слушателем, что бы старушка с косой мне рассказала что – нибудь интересное о себе. Как итог – я постараюсь эти знания передать людям. Возможно, они им – пригодятся – закончил Архипов.
Мне стало интересно, как робо – технолог относится к Богу. И какая вера, подкрепляет этого человека перед лицом опасности в такой глуши.
- Скажите, Антон, а у вашей веры есть имя? Какому Богу вы здесь поклоняетесь – поинтересовался я.
Архипов, как – то осунулся. Потом посмотрел на меня глазами полными печали. Он уже почти был готов ответить, как вдруг в дверь неожиданно постучали.
- Да – да, открыто! - неестественно бодрым голосом проговорил он.

В комнату вошёл андроид, плавно покачивая бёдрами. Робот принёс поднос, на котором стояли две чашки с чаем.
- Это кто? – тихо спросил я у Антона.
- Тётя Марта - так же тихо ответил тот.
- У тёти Марты – вновь заговорил Архипов нормальным голосом -  получается самый лучший чай на Марсе. Сказал, а сам подмигнул мне левым глазом.
Тётя Марта поставила поднос и подала каждому чашку с напитком. Потом легонько провела своим манипулятором по волосам робо - технолога.
- Пейте на здоровье, мальчики. Чашки только не забудьте помыть за собой.

Когда  андроид ушёл, Архипов опять разговорился.
- Знаете, я ждал этого вопроса. И как это не странно звучит -  ждал встречи с Вами… с тобой – голос его дрожал – Ты спрашивал о Боге? - этот вопрос похож на разговор моих родителей, когда ещё они были вместе - как - то они заспорили о Боге. Ма сказала, что изображая Его, мы внутренне тянемся к нему душой, хотим быть похожи на него, обласканы Его светом. Не исключено, что каждый видит Его по - своему. На что Папа ей ответил – Ну кто тебе сказал дорогуша, что Бог добр, и должен быть похож на человека? Бог – стар. Всё остальное - не ясно…
Архипов произнёс последнюю фразу и выразительно посмотрел на меня. Я сидел как «громом поражённый».
- Откуда?... Откуда ты знаешь про этот разговор? – мысли устроили хаос в моих извилинах – этот разговор МОИХ родителей!
- Всё не так просто, Курт – грустно улыбнулся робо – технолог Архипов – этот разговор моих родителей. А у тебя родителей – много. И я один из них. Кстати – улыбка тихонько тронула его губы – я по совместительству ещё и твой Бог. Ты – кибернетический организм нового поколения - синтет.

Я несколько минут приходил в себя. Антон, как заправский доктор – щупал мне пульс, светил мне в зрачки фонариком, измерял давления не понятно чего. Так как у меня не кровь, но что-то ведь циркулирует по моим аортам и венам? Мне не хотелось интересоваться своей высоко технологической начинкой. Одна мысль – у меня отобрали все воспоминания – это всего-навсего наложенная память, все мысли и определения что я - человек. Рефлексы и инстинкты - это программы, числа, сигналы.
Ощущения  - как буд-то  я стою на всех ветрах абсолютно без кожи, сердца и памяти. Да и лица у меня получается, тоже нет. Его ведь в любой момент можно заменить…

- Ну и для чего же я… создан? Мои цели, задачи, функции? Зачем всё это? – я орал на Архипова. После ступора и медитации над нетронутой чашкой чая, организм выбросил бешеное количество адреналина. Адреналина ли? Мне попрежнему не хотелось «копаться» в себе, я хотел не медленно получить ответы.

- А ты горяч! – Архипов улыбался – когда брали прототип, не знали, кто даст ему своё «лицо». Выбирали из сотни фотографий, которые отдали сотрудники. Брали фото и видео материалы в молодости, юности, что бы избежать не нужных кривотолков и не нужных афишированию узнаваний. Конечно, в этом числе был и я. У меня как раз с мисс Паркинсон были кое - какие «шуры – муры», по этому моя кандидатура прошла, вне конкурса. А потом…
Собственно моё сегодняшнее отшельничество напрямую вытекло из тех «шашней» с начальством. А ведь предупреждали сослуживцы – на работе - ни каких «лав стори». Не удержался, дурак.
Антон посмотрел на меня:
- А ведь наверняка какого - нибудь твоего клона, с ограниченными умственными способностями, держит у себя в кабинете за любовника. Утешается с ним. Вспоминает.
Говоришь и задание она лично выбирала для всех? – он вздохнул – вот змея! Специально ведь тебя, моего молодого двойника подослала. Что бы я лично увидел и тебе всё рассказал. Чтобы одним ударом и тебя и меня ужалить. Точно, змея.

- «Создание» тебя было большим, нет, наверное, самым главным проектом концерна. Создав синтетов, мы «убивали сразу двух зайцев» - получали андроида с новыми качествами, расширенным функционалом и как ни странно сменщика на Марсе. Если наше изучение Марсианской пустоши выйдет из - под контроля, то вы останетесь – он усмехнулся, вспомнив мою тираду у ворот -  полномочными представителями на планете и продолжите начатое нами дело – попытаетесь распутать клубок загадок Марса.
- Мой «питомник» андроидв на ферме – продолжал Архипов – всего лишь моя попытка скрасить тут жизнь – я ведь здесь совсем один. Находящиеся вдалеке горы, по моему странному убеждению, являются некой древней машиной, которая так же заглушает сигналы от любых электронных устройств. Здесь не действует радио, не работает сотовая и космическая связь. Горы являются моим зонтиком – он засмеялся, показав жёлтые зубы -  меня не так просто найти.
- С другой стороны, я на своей «железной» семье, испытываю поведенческие программы. И по полученным мной сведениям, я преуспел даже больше, чем сотрудники из моего бывшего отдела.

***

Мы стояли с Антоном Архиповым возле моего верного марсохода.
- Ну что, моё второе Я, давай прощаться? – с этими словами Антон протянул руку – я тебя ни сколечко не виню. Есть, по крайней мере, два основных пути – либо приехать в концерн и рассказать всё о моей ферме, либо потеряться в этой бескрайности Марса. В тебе заложена довольно широкая возможность поведенческих рамок – ты волен поступать, как хочешь. Видимо они в отделе очень уверовали в своего соглядатая. Тогда – он продолжил – активизацию твоего значка- шпиона проводить не следует, могут быстро найти.
Он помолчал, видимо последние слова ему дались с трудом:
- А когда нас, людей, вдруг на Марсе не станет, можешь занимать мою ферму. Тебя будут ждать.


Я сел в марсобот. Потом тронул машину с места. Она легко и тихо покатилась по красным пескам планеты. Андроид дядя Андрей, не смотря на свой скверный характер – установил мне полные энергии аккумуляторы и проложил оптимальный курс.
Отъехав совсем немного, я оглянулся назад.
На песчаном холме, под бескрайнем небом Марса, одиноко стоял и махал рукой мой старый отец. Мой Бог. Я.

                1.11.2010