Мой путь и закон - во мне. Эссе

Дмитрий Модестов
I
С 1998 года я серьезно заинтересовался не только кухней разных народов мира, но и буддизмом как  философией. Отправился в Юго-Восточную Азию. Мне было интересно везде побывать. Я проехал не только по самым престижным курортам, которые были на слуху у россиян, но посетил самые отдаленные уголки, побывав на отдаленных островах Индонезии и затерянных в джунглях районах Кампучии.

Многие острова были размером несколько километров в поперечнике. Если внимательно посмотреть, как сегодня живут многие приверженцы этой религии, а затем сравнить буддистов, например, в Китае и Японии, а затем, в Индии, легко заметить, что последние – типичные интроверты тип личности, то есть личности, ориентированные внутрь себя. Побывав в Китае, понял: чтобы понять характер этой огромной страны, туда надо ехать не на две недели, а минимум на год.

Первое отступление. Об интровертах.

Интровертность – это совсем не то, что застенчивость или отчужденность, и это точно не патология. Кроме того, это свойство личности не подлежит изменению, даже если вы очень сильно захотите. Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. В типологии Леонгарда, экстраверт – напротив, личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, в то время как интроверт — наоборот, личность волевая.
Интроверты сдержанны, педантичны, пунктуальны, немногословны. Это категория людей, которые прежде чем сказать, все тщательно обдумывают, и только потом — может быть — решаются вербализировать информацию. Благодаря своей вдумчивости, рассудительности и спокойствию интроверты предпочитают вникать в суть вещей.
Вот на улице с непроницаемым видом сидит индус. Рядом может протекать канализационная канава, но на неприятный запах этот человек не обращает никакого внимания – он поглощен собой. Наши туристы проходят мимо и всем своим видом показывают отвращение. Как индусы относятся ко всей мирской суете? В своем большинстве они ее просто презирают. Мне кажется, в этом их сильная сторона.
По причине особой нервной организации пища у интровертов переваривается и всасывается быстро. Пища поступает, перерабатывается в энергию и используется в дело. Вот почему нам так трудно держать уровень глюкозы в крови на постоянном уровне. Регулярные частые приемы пищи в течение дня обеспечивают нашему организму постоянное поступление питательных веществ, благодаря чему уровень сахара остается стабильным. Частое перекусывание предупреждает резкие перепады настроения и головные боли, а также сонливость. Вспомните то состояние отупения, которое наступает у нас после обильных воскресных трапез!

II
Религия призывает к умеренности. Не случайно буддизм из Индии шагнул так далеко и затем стал распространяться в Китае и в Тибете, а оттуда – в соседние страны и вскоре стал господствующей религией в Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии.

Буддизм в разных странах имеет свой колорит. Как и национальные обычаи. Вот посмотрим на Китай и Японию. Там любой день можно превратить в праздник – например, обычное цветение вишни стало поводом и сделано совершенно незабываемым торжеством, на которое собираются тысячи людей. Это красивый обряд.

Второе отступление - а как у нас?

У меня возник вопрос: почему наши люди не обращают никакого внимания на живописное цветение яблонь? Или оно не такое яркое? Пожалуй, нет. А сирень как цветет в мае? А потому что для восточных людей очень важен баланс между внутренним и внешним в человеке, и проведение праздников является своеобразным выражением внутренней энергии, которая получает достойный выход.
Общие каноны красоты в этих странах не претерпевают таких резких колебаний, как на Западе, оставаясь практически неизменными на протяжении веков.

Западные психоаналитики весьма преуспели по другому пути – модифицировать человека в нужном направлении. То есть забрать у него всю его индивидуальность и подчинить его задачам внешних управляющих.

III

А потом я решил изучить Европу – другой полюс мира. Побывал несколько раз в Италии, Германии и в Испании, объехал Бельгию, Нидерланды и Данию. Обнаружил, что лишь итальянцы по своему менталитету и особенностям характера наиболее похожи на россиян. Может быть, поэтому я до сих пор предпочитаю итальянскую кухню любой другой кухне мира. 
Для меня она более понятна. На французов, я считаю, сильно давит их корона «законодателей» гастрономической моды, а итальянцы относительно свободны и возможно поэтому, они более творцы. Они берут качественный исходный продукт и стараются, как можно меньше воздействовать на него в плане изменения всех лучших его качеств.

Вместо эпилога

Спросите меня, какой самый главный вывод вы вынесли из своих путешествий по миру, и я отвечу, что момент истины был такой: мы прорываемся к звездам и пытаемся доказать самим себе, что сильны. Однако не знаем ни своих тайн, ни своих возможностей. Я понял самое важное. Есть общие правила развития. У отечественного бизнеса, в том числе, челябинского, тоже определенные законы. Можно стараться развиваться экстенсивно, осваивая новые направления деятельности, а можно найти определенное дело по душе и углубиться в его освоение, посвятив себя ему без остатка. И я отношусь к последнему типу людей.

Я нашел себя? Скорее, да, чем нет...

Многое переосмыслив, я уже давно не сужу о способностях человека по толщине его кошелька, как некоторые в России, поскольку понимаю, что существуют разные типы людей. Среди них есть и такие, для которых богатство и власть не являются главной целью.  Сами по себе миллионы не дают толчок к всестороннему развитию личности.

Перечитываю часто роман «Сиддхартха» Г. Гессе.

Одна из любимых фраз из этой книги такова: «Большинство людей похожи на падающие листья, они носятся в воздухе, кружатся, но, в конце концов, падают на землю. Другие же – немного их – словно звёзды, они движутся по определенному пути, никакой ветер не заставит их свернуть с него, в себе самом они носят свой путь и закон». Мой путь и закон – во мне…