Над всей Испанией безоблачное небо

Константин Баландин
17 июля 1936 года радио из Марокко передало в эфир: "Над всей Испанией безоблачное небо". Эта фраза была сигналом к началу фашистского мятежа, направленного против правительства Народного фронта республиканской Испании, которое возглавил мятежный генерал Франко.

Так началась гражданская война в Испании, в которой самое активное участие принял Советский Союз, направивший  на помощь республики своих военных специалистов и технику.
В числе самых первых участников этих событий по воле своей военной судьбы оказался один из выдающихся военных начальников  Герой Советского Союза генерал Емельян Филаретович Кондрат, летчик истребитель, руководитель и непосредственный участник боевых действий в семи войнах и военных конфликтов, а тогда еще только лейтенант командир звена одной из авиационных истребительных эскадрилий. Его воспоминания положены в основу этого рассказа.


  Вместо эпиграфа.

В испанском небе
«Чайку» обложили,
Три «Хейнкеля».

Уставы нарушая,
Решили обойтись, как с мышкой кошка,
Развлечься, поиграться с ней немножко,
Не сложную победу предвкушая.

Что стоит, одного троим  достать? -
«Раз плюнуть»,
Даже не устать!

И нагло так вокруг нее кружили.

***

Был «Полста первый Хейнкель» скоростнее,
Поскольку двигатель его мощнее,
Он тяжелей, чем «Чайка И-пятнадцать».
В горизонтали и в «пике» -
Тягаться
«Пятнашке» было трудно с «полста первым».

Но «Чайке» равных не было в маневре,
Поэтому  «игра» была «на нерве»!

И вот, внезапно «Чайка» отвернула,
Крутой вираж в паденье, совершая,
А дальше «бочка» ей простор вернула
Немецких «ассов» планы нарушая. –

Освободил вираж внезапно резкий.

От немцев оторваться получилось,
Но лишь на ограниченном отрезке.

Догонят,
Гулко Сердце колотилось,
В груди адреналин пережигая.

Вниз бесполезно.

И в горизонтали от немцев не уйти -
Почти достали!

Но выход есть -
Все силы напрягая,
Успех в рассчете том предполагая,
Пилот не просто так решил сражаться,
Но выше немцев в небе удержаться.

Штурвал на грудь, и ввысь, под «потолок»,
«Наверх».
Набрать хотя бы «восемь тысяч»
(У «Хейнкеля» - всего семь с половиной).

Тогда на них  обрушится лавиной,
Свое теперь имея превосходство -
Высотной диспозиции господство.

Так за собой он немцев  поволок,
Чтобы на высоте потом свинцом их «высечь».

Не пропадать же даром, лучше ярко!
Хоть одного, да уничтожу «гада»!
Уже дождетесь от меня «подарка» -
Свинца крутого «ШКАСовского» града! -
Еще и пушечным добью снарядом.

Ревет мотор последних сил остатком,
Мутится разум, рвется голова,
Плывет от кислорода недостатка,
И лишь в висках пульсируют слова -
«Врешь, не возьмешь, Рот фронт, Но пасаран»!
Из сил своих последних выбиваясь,
Штурвал из рук не выпустить стараясь,
Готов идти он даже на таран.

Не даром круто,
До седьмого пота,
Гоняли к «потолку» -
Была работа!
В особом центре подготовки летной
Для экстремальной выучки пилотов.

Ну, что же, два свалили  сразу «асса» -
Не по зубам им голод кислородный.
Хваленая, не выстояла раса.
Им не хватило выдержки природной.

Последний был настырнее,
Но тоже,
Вдруг завалился с «горки»,  занеможил.

Тогда  «петлей в пике» уходит «Чайка»,
Давай фашист,  теперь ты отвечай-ка!

Пилот в прицеле «Хейнкеля» находит,
В него боезапаса часть уходит.
К земле дымит, петляя «Хейнкель» сбитый.

Второй в прицеле -
Бензобак пробитый
Взорвался,
Вспыхнул самолет –
Конца такого не предполагал пилот
Немецкого люфтваффе с грифом «Кондор» -
Стервятников фашистских, с целью «зондер».

Но где же третий "Хейнкель" недобитый?

Решил он жизнь оставить за собою,
Покинув не сражаясь "поле боя".

От напряженья, и победы пьян,
На базу возвратился,  рад без меры,
По документам – комерсант  Рамерос -
Советский летчик – Кондрат Емельян.
И  «Алехнович» в сводках сверх-секретных,
(В Союзе знали о делах конкретных)
Посланца каждого республике испанской -
Героях наших, той войны гражданской.

***

Минуло полстолетья.
Стал иным
Мир,
И в Испанию приехал,
На встречу ветеранов той войны,
Которая в них отозвалась эхом,
Герой Советского Союза, генерал,
«Испанский летчик» - Кондрат Емельян.

Автор. "В испанском небе"

Техническая справка о самолетах - противниках И - 15 и Хейнкель - 51.


Истребитель И-15
 
     Истребитель И-15 разработан бригадой ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова, как дальнейшее развитие истребителей-бипланов И-3, И-5 и И-6. Главной задачей перед конструкторами стояло улучшение аэродинамики без существенных изменений размеров самолёта. Он имел более совершенную аэродинамику и гораздо более мощный мотор воздушного охлаждения М-25. Основная особенность И-15 заключалась в своеобразной форме верхнего крыла, имевшего схему "чайка", что способствовало уменьшению аэродинамического сопротивления и давало лучший обзор вперед-вверх. Первоначально проект носил обозначение И-14, но позже его сменило обозначение И-15 (И-14 стал называться истребитель КБ А.Н.Туполева). В качестве силовой установки предполагалось использовать двигатель воздушного охлаждения М-38, но затем выбор пал на американский двигатель Райт-Циклон (Wright Cyclone) SGR-1820 F3, закупленный в небольшом количестве в ожидании начала лицензионного производства под обозначением М-25. В. П. Чкалов совершил на нем первый полет в октябре 1933г. Вооружение состояло из 2 пулемётов ПВ-1 (боекомплект 3000 патронов). В перегрузку мог брать на борт до 40 кг бомб. Испытания продолжались до конца года. В 1934 году началось его серийное производство на московских заводах № 1 и № 39.

     Всего в 1934-1936 годах заводами № 1 и № 39 изготовлено 375 самолётов. Кроме того, ещё 291(по другим данным 287) самолёт построен в Испании (на четырёх заводах). Для того времени это был самый манёвренный в мире самолёт. 21 ноября 1935 года лётчик В.К.Коккинаки на специально облегчённом ЦКБ-3 установил неофициальный мировой рекорд высоты полёта - 14575 м. Истребитель И-15 в те годы не имел себе равных по маневренности на горизонталях. Вираж на нем выполнялся за 8 секунд. Летчики очень любили этот самолет за его устойчивость на всех режимах полета, простоту пилотирования и хорошие взлетно-посадочные качества.

      Впервые в боевой обстановке истребитель И-15 применён в Испании осенью 1936 года (первый воздушный бой с участием И-15 состоялся 4 ноября). Всего республиканцы получили из СССР 186 истребителей И-15. Эти самолёты так же применялись на Халхин-Голе, в советско-финляндской войне 1939-1940 годов, в начальный период Великой Отечественной войны. Всего И-15 было построено 6519 шт. Достаточно быстро на смену этим самолета пришел истребитель И-15бис (иначе И-152), изготовленный в количестве 2408 машин, многие из которых оставались на вооружении до самого немецкого вторжения в СССР в июне 1941 года.

Фотографии и рисунки, ЛТХ:

Модификация   И-15
Размах верхнего крыла, м   9.75
Размах нижнего крыла, м   7.50
Длина, м   6.10
Высота, м   2.20
Площадь крыла, м2   21.9
Масса, кг  
  пустого   1012
  взлетная   1415
Тип двигателя   1 ПД М-22
Мощность, л.с.   1 х 480
Максимальная скорость , км/ч  
  на высоте   350
  у земли   285
Практическая дальность, км   500
Максимальная скороподъемность, м/мин   454
Практический потолок, м   7250
Максимально возможный потолок, м         9200
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 7.62-мм пулемета ПВ-1


Истребитель Хейнкель - 51


Не 51 в войне в Испании
26 июля 1936 г. Гитлер на встрече с Франко в Бахамонде обещал помощь испанским фашистам. Министерству обороны было приказано набрать добровольцев и подготовить снаряжение. В так называемой «туристской группе» генерала фон Шееле стал готовиться летный персонал для отправки в Испанию, и 31 июля 85 человек с шестью Не 51 отплыли из Гамбурга в Кадис. Сразу после прибытия в Не 51 были быстро собраны. На них была быстро обучена группа испанских летчиков, которые спустя неделю повели немецкие машины в бой. Первый вылет был благоприятным: в первом же боевом вылете 18 августа было сбито несколько республиканских самолетов.
В сентябре испанские фашисты имели уже две полные эскадрильи с Не 51. В ноябре в бой пошли истребители из легиона Кондор, подготовленные в Севилье к 6-му числу. Всего легиону «Кондор» и испанским фашистам было поставлено 135 экземпляров Не 51. В октябре в Испанию поступили первые истребители Поликарпова И-15, поставленные СССР республиканцам. Их первый вылет состоялся 4 ноября. К ужасу пилотов легиона «Кондор», считавших, что их Не 51B не уступает зарубежным истребителям, превосходство самолета Поликарпова в скорости, маневренности и скороподъёмности было очевидным. Превосходство И-15 возымело сильное действие на командование люфтваффе. Было решено немедленно направить в Испанию опытные Bf.109 и готовить серийное производство этого самолета. Постепенно истребительная нагрузка на Не 51 снизилась. Их стали использовать в качестве штурмовиков, прикрепив шесть бомбодержателей.

 Тактико-технические характеристики.

Тип — одноместный истребитель
Двигатель — BMW-VI-7,3Z; взлетной мощностью 750 лс
Вооружение — 2*7,9 мм пулемета MG-17 с 500 патронами на ствол
Максимальная скорость:
330 (315) км/ч у земли
310 (295) км/ч на высоте 4000 (2000) м
Крейсерская скорость:
280 (262) км/ч у земли
258 (262) км/ч на высоте 4000 (2000) м
Дальность полета — 570 (550) км на высоте 4000 (2000) м
Время подъема на высоту:
1000 м — 1,4 (1,5) мин
2000 м — 3,2 (3,4) мин
4000 м — 7,8 (9,1) мин
Потолок — 7700 (7400) м
Вес:
пустой — 1474 (1526) кг
взлетный — 1900 (1970) кг
Размеры: размах крыла — 11 м длина — 8,4 (9,1) м высота — 3,3 (3,9) м площадь крыла — 27,2 кв.м



                ***

Фашистские государства, Италия и Германия, не остались в стороне от событий в Испании. Они начали поставлять мятежникам путчистам новейшее вооружение: орудия, винтовки, пулеметы, истребители и бомбардировщики. Кроме того, в боях на стороне мятежников участвовали регулярные пехотные и авиационные подразделения Италии и Португалии. Было создано соединение "Легион Кондор", укомплектованное немецкими самолетами и летными кадрами. Все это позволило фашистам перейти в наступление и одержать ряд побед над армией республиканцев, страдающей от нехватки вооружения и квалифицированных офицеров. К ноябрю 1936 года Франкисты подошли к Мадриду.

Авиация республиканской армии была малочисленна и состояла из давно устаревших машин, многие из которых относились к периоду первой мировой войны. В небе господствовали "Хейнкели" и "Фиаты", пресекая любые попытки республиканских бомбардировщиков атаковать фашистские войска, в то время как "Юнкерсы" и "Савойи" беспрепятственно подвергали Мадрид варварской бомбежке. Ситуация была безвыходной.
Англия, Франция и США, боясь, что при победе республиканцев Испания станет коммунистической, вели политику невмешательства: они не только не помогали законному правительству, но еще и препятствовали помощи со стороны других государств, «сквозь пальцы» глядя на активную поставку вооружений противоположной стороне.
 Возмущенные этим попустительством мятежникам, в Испанию устремлялись добровольцы многих стран (США, Франции, Англии, Польши, Чехословакии, Германии). Однако без оружия их желание отдать свою жизнь за борьбу с контрреволюцией не могло остановить продвижение войск генерала Франко.

Тогда в Испанию были направлены советские добровольцы: летчики, танкисты, кавалеристы. С конца октября 1936 года начало прибывать советское вооружение, а уже 4 ноября в воздухе появились бипланы И-15, по своим возможностям не уступавшие фашистским самолетам-истребителям. Это была первая партия поставок авиационной техники, летчиков и инженерно-технических работников в республиканскую Испанию.

Истребитель И-15 авиаконструктора Поликарпова был принят на вооружение ВВС Красной Армии в 1933г. и тогда считался одним из лучших истребителей в мире. Это был биплан с встроенным в корпус верхним крылом типа «чайка» с достаточно мощным пулеметно-пушечным вооружением. Кроме этого И-15 мог нести до 200кг бомбовой нагрузки, что позволяло использовать его не только как истребитель, но и как легкий бомбардировщик и особенно как штурмовик.

Скоростные данные самолета, конечно, желали лучшего, но его удивительная маневренность и мощное вооружение очень часто, при умелом пилотировании компенсировали не высокие скоростные данные машины. К тому же самолет, имея двигатель воздушного охлаждения, был в значительно меньшей степени  уязвим, чем любой истребитель с мотором водяного охлаждения, который за счет меньшего лобового сопротивления имел скоростные преимущества, но в бою, в случае повреждений радиаторов и самого двигателя сразу выходил из строя. К тому же такие машины тогда  только еще начали появляться в армиях наиболее технически развитых стран.

В испанском небе нашим истребителям И-15 реально противостояли немецкие истребители Хенкель HE-51, они превосходили наших "чаек" в скорости, но были тяжелее, на много не поворотливее, уступали "на вертикалях", т.е. в скорости набора высоты.

В качестве штурмовика, модернизированный в 1938г И-15, (И-153 и И-153БИС) успешно использовался до середины Великой Отечественной Войны.

                ***

Младший военный летчик Емельян Кондрат был вызван в штаб полка по тревоге. Получил приказ срочно убыть в Москву, в главный штаб ВВС за новым назначением.

Таких летчиков истребителей «назначенцев» там собралась целая группа. Всех устроили в гостиницу, сообщив, что завтра с утра их будет принимать лично командующий ВВС.

Задача была поставлена коротко и категорично. Убыть в пункт назначения, под кодовым названием «параллель». После короткого инструктажа всем было предложено переодеться в гражданскую одежду, и следовать на вокзал вместе с сопровождающим работником особого отдела.
 
Поездом прибыли в Киев, где группу летчиков принял лично командующий киевским военным округом легендарный "комкор" гражданской войны  Иона Эммануилович Якир. Он напутствовал летчиков в их трудной миссии - "добровольцев" интернационалистов. Из Киева в Крым, на военно-морскую базу. Всех разместили на корабле и только здесь провели инструктаж, выдали документы, согласно которых все становились теперь гражданами Испании, коммерсантами с испанскими именами и фамилиями. Каждому сообщили его легенду, которую следовало выучить наизусть, вручили личное оружие -  небольшого размера импортные малокалиберные дамские пистолеты. В бою от них толка никакого, но предназначение их было иное, не для боя, а чтобы застрелиться в случае угрозы попасть в плен противнику.

Все уже знали, что убыть предстоит в республиканскую Испанию, в которой разразилась гражданская война, но официально Советские Вооруженные Силы участия в конфликте не принимали, и находиться там нашим военнослужащим предстояло инкогнито, теперь всем стало окончательно ясно, что предстоит опасная тяжелая работа. Такова была суровая реальность того времени. 

Вместе с летчиками этим рейсом в Испанию были отправлены авиационные техники и инженерно-технические специалисты заводов изготовителей самолета истребителя И-15. Сами самолеты в разобранном виде находились здесь же на корабле. Это была самая первая партия авиационной техники и специалистов, направленная на помощь республиканской Испании.

Операция по доставке прошла успешно, без каких либо осложнений в течение нескольких дней самолеты были собраны, опробованы, облетаны и приняли свое первое боевое крещение в испанском небе.

Это было незабываемое сражение в небе Мадрида, схватка наших "чаек" с немецкими "Хенкелями" легиона "Кондар" в котором наши летчики, под командованием прославленного асса комбрига Петра Пумпура одержали первую убедительную победу. Результатом этого боя наши летчики могли гордиться. 16 советских истребителей  в поединке с 24 фашистскими вышли победителями и сбили 3 самолета, хотя и потеряли одного летчика. На аэродром не возвратился Пуртов. Это утрата была первой и потому особенно тяжелой.

Появление «чаек» оказалось полной неожиданностью для мятежников и поддерживающих их немецких фашистов. В одном из первых боев в небе над Мадридом сошлись, как рассказывал на разборе генерал Дуглас, более 120 самолетов.
40 минут кипело небо, на высоте от 500 до 5000 метров ревели моторы и грохотали пулеметы.
Тот день чуть не оказался последним и для лейтенанта Кондрата.

Ты знаешь, Костя, рассказывает  "дедушка Женя", я так был увлечен боем, захвачен его динамикой, что не заметил даже, как врезался в облачность и потерял противника из виду. Когда пробил облака и солнце брызнуло в глаза, чуть не прозевал трех "Хенкелей". Скорость у них больше, все, думаю - конец, все равно догонят.

Спикировать? - тоже догонят, их машины тяжелее. Остается бой на вирожах и на вертикалях, высоту возьиу быстрее чем они. А если соединить то и другое - драться с ними надо по такой своеобразной восходящей спирали.

Началась лихорадочная игра со смертью.

Делаю крутой разворот влево и вверх - проскакивают, не успевают повторить резкий маневр,слишком велика инерция у их машин. Делают круг и вновь ко мне, резко беру вправо и выше. А они, конечно не ожидали, думали вновь уйду влево.

"дедушка Женя" жестикулирует, показывая ладонями рук, как это делают летчики, иллюстрируя движение самолета, те маневры, которые он производил  в небе.

Дотащил их так до 5000 метров. Надо подбирать момент, чтобы и кого нибудь из них поймать в прицел, иначе трое против одного, все равно съедят, если только отступать.

Когда стала ощущаться нехватка кислорода, что-то не очень прытки они стали. А  я благодарил еще раз учебу в бригаде, когда нас гоняли до седьмого пота на высоту, да еще и самолеты облегчали, чтобы повыше могли забраться.

"Дедушка Женя" разволновался, переживая, чувствуется сейчас все то, что с ним тогда происходило, как будто и не было тех многих десятилетий, отделяющих нас от того давнего героического времени. Помолчал, подождал немного, успокоился, взял меня за руку, крепко сжав своей не по возрасту сильной ладонью. Отпустил вдруг, сжал ладонь в кулак, сделав резкий "хук". 

Попался он мне, наконец, самый настырный,и судя по всему - старший! На гашетку! "Хейнкель" вздрогнул, сразу как бы остановился, повис,нехотя накренился и запетлял вниз.

Лихорадочно ищу, где остальные? Получилось оказался между ними. Тот, что позади сейчас станет стрелять. Резко кидаю машину вниз, тутже вверх носом. Перегрузка адская, потемнело в глазах. А Хейнкель" проскочил, оказался впереди. Ловлю его в прицел, открываю огонь. И такая удача! - Попал. Самолет тутже вспыхнул факелом, видно попал в бензобак. Третий самолет ушел, не захотев, видимо, разделить участь товарищей.

На аэродром пришел в полусознании. Еле выбрался,а стоять на земле уже не мог - ноги подкашиваются.

                ***

Первые победы были впечатляющими, и только значительное количественное превосходство противника не дало возможности советским летчикам истребителям  достичь полного превосходства в небе Испании.

                ***

Состояние дел на фронтах войны было не в пользу республиканцев. Франкисты рвались к Мадриду. Их с большим трудом сдерживали части республиканской армии и любой, даже не многочисленный перевес, вдруг появившихся на театре боевых действий свежих сил противника означал бы для республиканцев неминуемую потерю Мадрида. Это было бы тяжелейшей потерей не только в чисто военном, но, главным образом, в политическом плане, в смысле потери боевого духа республиканцев. Однако противостоять таковому перевесу сил противника республиканцам было бы нечем.
 
К сожалению, оправдались самые худшие предположения республиканского командования. В одном из портов захваченных мятежниками начал высадку переброшенный из Италии мотопехотный корпус большой численности личного состава и бронетехники, отлично вооруженный и оснащенный всем необходимым для ведения активных боевых действий.

Корпус был успешно высажен с транспортных кораблей и ускоренным маршем начал свое выдвижение к Мадриду. Положение республиканцев, обороняющих Мадрид было катастрофическим, и спасти их  могло только чудо.

Таким чудом как раз и оказалось появление наших «Чаек», которые  буквально сходу, едва только облетавшись в окрестностях Мадрида пошли на штурмовку итальянского мото-пехотного корпуса.

                ***

Капитан Рычагов поднял эскадрилью «Чаек» рано утром, чтобы преодолев около сотни километров, отделяющих базу от выдвигающегося к Мадриду корпуса итальянцев, успеть зайти на цель со стороны «не высокого» солнца и атаковать внезапно, не дав противнику опомниться. Следом за комеском взлетел лейтенант Емельян Кондрат. Вторая и третья эскадрильи должны были вылететь с интервалами в двадцать минут, чтобы продолжить и завершить дело.

Расчет на внезапность был совершенно оправдан, ведь появление опасности нападения с воздуха итальянцы никак не предвидели. По сведениям разведки армии мятежников у  республиканцев никакой авиации,   способной на бомбардировку, а тем более на штурмовку противника и в помине не было.

Корпус выдвигался походными колоннами, никакого прикрытия с воздуха не было. Итальянцы вели себя нагло и совершенно беспечно, так, как будто шли не на войну, а на парад. Колонны двигались плотно по одному маршруту. Корпус растянулся на многие километры вдоль дороги и представлял с воздуха отличную цель.

Летчики обрушились на врага на бреющем полете, как и предполагалось, со стороны солнца.

Нам были бы видны даже знаки различия на их погонах, вспоминает "дедушка Женя", если бы не скорость, с которой самолеты пронеслись над походным порядком корпуса, обрушив на него первый пулеметно-пушечный удар.

Противник был обескуражен и полностью дезорганизован. Второй заход накрыл корпус бомбовым ударом. Горела техника, людей охватила паника, все разбегались, кто куда мог, но скрыться от штурмовиков на открытой местности было не возможно.

К этому времени на место штурмовки, на смену первой подоспела вторая эскадрилья, которая завершила разгром противника. Третьей эскадрильи здесь делать было уже нечего. Корпус противника был практически полностью уничтожен, не оказав штурмовикам никакого сопротивления.

Эта операция на данном этапе войны решила исход сражения за Мадрид в пользу республиканцев.

                ***

Наши летчики - «добровольцы» на своих «Чайках» записали еще не мало славных страниц в летопись первых двух лет этой войны, проведя не мало успешных групповых операций и отдельных сражений в воздухе Испании. Практически до самого конца применения этих легендарных машин в Испании,  боевыми действиями умело руководил и лично побеждал в схватках с противником летчик истребитель "Алихнович" ("Конрад") – старший лейтенант Красной Армии Емельян Филаретович Кондрат.

Однако с началом поступления в авиационные части армии мятежников новейших немецких истребителей «мессершмит МЕ-109» превосходство наших «Чаек» было утрачено. На смену им, уже совершенно официально, как открытая помощь республиканской Испании со стороны Советского Союза стали поступать наши истребители И-16, боевые возможности которых нисколько не уступали первым «мессершмитам», а по некоторым параметрам, например маневренности, значительно их превосходили. Но это уже другая, особая страница истории помощи республиканцам и героика другого периода той войны.

                ***

Летчики истребители, первыми принявшие участие в боевых действиях «испанской» войны принесли с собой бесценный боевой опыт. Их отчеты легли в основу рекомендаций летчикам последующих групп, а в последствии вошли в боевые уставы и использовались нашими летчиками истребителями во всех последующих военных конфликтах и в Великой Отечественной Войне.

Емельян Филаретович Кондрат лично докладывал специальной государственной комиссии по обобщению опыта боевых действий в Испании о необходимости оборудования наших истребителей бронеспинками сидений и вообще бронезащитой летчика, установки аппаратуры радиообмена, которая уже имелась на немецких самолетах, а также необходимости установки закрытых фонарей кабин и оснащения их кислородными дыхательными приборами для ведения боя на больших высотах.

Он рассказывал и о той схватке с тремя "Хейнкелями", в которой ему спасла жизнь исключительно выносливость, когда в безвыходной ситуации  он принял решение оторваться от немцев маневрируя,  и уйти «на потолок», где немецкие летчики, устремившиеся за «чайкой» не выдержали испытания кислородным голоданием и  двое были сбиты, а третий отказались от дальнейшего преследования.

  Однако, – это исключительно благодаря тренированности и выносливости в данной конкретной ситуации. В целом же, для ведения высотного боя, кислородное оборудование и закрытая гермитичная кабина на истребителе совершенно необходимы. Все эти пожелания были в последствии учтены и реализованы, что спасло жизни многим нашим летчикам в период Великой Отечественной войны.

                ***

Вручение наград участникам первой группы военных специалистов отправленных на помощь республиканской Испании проходило в Колонном Зале Кремля. Награды вручал лично сам «Всероссийский Староста» - Михаил Иванович Калинин. Из его рук сразу два Ордена Красного Знамени, которыми был награжден в период пребывания в Испании, получил летчик истребитель, старший лейтенант Кондрат Емельян Филаретович.

 Участием в боевых действиях в Испании он начал свою славную боевую работу. Продолжил ее в событиях на оз. Хасан,  в «финской» военной компании и при освобождении западной Украины, в Великой Отечественной, а затем и в войне с Японией. Закончил свой боевой путь Герой Советского Союза генерал майор Кондрат в «корейской» войне, в которой руководил боевым применением всей нашей авиации.

Спустя полстолетия после окончания «испанской» войны, когда на смену политического и военного противостояния пришло понимание необходимости национального единства, стороны конфликта в Испании были окончательно примирены.  На встречу ветеранов той войны был приглашен и Герой Советского Союза генерал майор Кондрат как один из непосредственных участников конфликта, ветеран, оставшийся в живых после стольких лет героических боевых испытаний.

                ***

 В день рождения «дедушки Жени» собрались  близкие и друзья. Сегодня ему исполнилось бы 95 лет. Уже четыре года, как генерала нет с нами. Гости собираются в просторной гостеприимной квартире семьи генерала, всех встречает его боевая подруга, супруга Нила Павловна, принимает цветы, благодарит и приглашает к столу.
 
Держу в руках бесценные реликвии - Ордена Боевого Красного Знамени и рассматриваю маленький «дамский Браунинг», в памяти так живы рассказы Емельяна Филаретовича про его участие в войне за республиканскую Испанию в составе первой группы наших летчиков - истребителей.

                Киев. Октябрь 2010г.