Тайны Русской православной церкви Гл. 4 ч. 2

Владимир Бровко
                ч.2

               Валезиане и Скопцы

        В этой части мы  рассмотрим еще один пункт  обвинение в адрес Константинопольской православной церкви высказанное Папой Римским в 1054г.

       «Подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами».

        При обращении к  любой  из  энциклопедий,  в отношении  «ВАЛЕЗИАН» содержится вот такая  информация:

       «Валезиане — христианская секта III в. По свидетельству св. Епифания, она возникла около 240 г. в Филадельфии и получила название от Валезия,  который, по примеру Оригена, оскопил себя, проповедуя совершенное умерщвление плоти и вегетарианство.
       Когда   вокруг  Валезия  стали собираться последователи, филадельфийский епископ отлучил их от церкви, и валезиане удалились в Каменистую Аравию.
       Первый Никейский собор осудил учение валезиан,  которые  с тех пор исчезли.
         или
       « ВАЛЕЗИАНЕ. Малоизвестная гностическая секта III в.
        Упоминается у св. Епифания.  Секта базировалась в Палестине около Филадельфии.
       Учение:  Валезиане  держались воззрений, характерных для гностицизма в целом, однако имели также и свои особенные верования.
        Условием пребывания в секте было оскопление.
        Новичкам до оскопления запрещалось употреблять в пищу мясо.
         Только став полноправным членом секты можно было есть любую пищу, поскольку считалось, что через оскопление человек очищается, освобождаясь от плотских греховных желаний.
         Секта не получила широкого распространения и просуществовала относительно недолго».

         Вот казалось бы  и вся  история. И  кажется что  хоть от одного из  «обвинений Константинопольская  православная  церковь со временем  избавилась….
          Но,  увы,  это не так. И даже  это  не тот случай,  когда история  любит  повторяется…
          Ибо история  оскопления или СКОПЧЕСТВА   не начинается  с «ВАЛЕЗИЯ»  и не заканчивается   рассеянием   его  секты.

          Уже   в  мифах  старой  доброй   Греции  встречаются рассказы о случаях оскопления.
          Так, Веста,  супруга  Урана, вручила своему сыну Сатурну серп, которым он оскопил отца и затем сделался властителем вселенной;
         Сатурн же  впоследствии  был оскоплен своим сыном Юпитером.
         От скопцов  прямая дорога  нас ведет  уже  к евнухам.
         История застает их во  всех известных странах Древнего Востока: в Ассирии, в Персии, в Египте.
          По словам римского историка IV в. Аммиана  Марцеллина, скопчество существовало еще во времена Семирамиды, ассирийской царицы, которая первая ввела евнухов.
          О древности скопчества говорит и свидетельство Библии (книга Второзакония, книга пророка Исаии).
           В Деяниях Апостольских рассказывается о скопце-казначее эфиопской царицы Кандакии, которого окрестил апостол Филипп. У Иисуса Сираха тоже говорится о скопцах.
           От древних народов Востока скопчество перешло к грекам, у которых даже появились спекулянты, обратившие евнухов в предмет выгодной торговли: скупая невольников, они оскопляли их и перепродавали в гаремы азиатов. Мотивы для оскопления были весьма разнообразны.
           Но,  сам обычай держать евнухов все же перешел от египтян к евреям, у которых он существовал, но  которыми он, однако, не одобрялся.
          А если принять во внимание тот исторический  факт, что христианство особенно в его «православной»       версии  основывается  на  иудейской религии,  поскольку признает Ветхий Завет, то и в нем  скопчество существует, но не  одобряется.

            Но,  продолжим наш исторический  экскурс.
            В Риме скопчество известно со времен Августа и Тиверия.
              При Адриане оскопление признано преступлением; при Константине Великом за него грозила смертная казнь; при Юстиниане Великом оскопителя наказывали оскоплением и отнятием имущества.
             Тем не менее, в Византии процветало евнушество;  многие евнухи достигали высших должностей.
               В Западной Европе   уже после распада  Западной Римской империи евнухи   нигде не играли роли, но оскопление,  производилось над детьми с целью  сохранения на долгое время их дискантового голоса в итальянской опере.
              Появление певцов-кастратов,  объясняется тем, что средневековая Европа без особого энтузиазма относилась к пению женщины в храме, - партии высоких голосов исполняли мальчики.
               Однако содержать хор мальчиков - дело хлопотное.  Вскоре  после достижения достаточно высокого  профессионального уровня у них начинает ломаться голос, и все усилия педагогов идут насмарку.
               Намного проще  было привлекать  певцов-кастратов, которые сохраняли свой голос до преклонных лет.
                Хотя кастрацию изобрели не в Европе, именно здесь ее стали наряду с сольфеджио включать в процесс подготовки профессиональных певцов.
               Первыми официально признанными певцами-кастратами были Пьетро Паоло Фолиньято и Джироламо Россини, которые в конце XVI века пели в соборах Рима.
               Их голоса восхищали знатоков, которые специально приходили, чтобы послушать их.
              В число ценителей вокального искусства кастратов входил и папа.
              Позиция католической церкви по отношению к певцам-кастратам была весьма двусмысленной.
                С одной стороны, запрещая женщинам петь в общественных местах, церковь вроде бы заботилась об общественной морали, а с другой - допускала выступления певцов, чья естественная природа была изменена хирургическим путем.
                Все же против выступлений кастратов церковные власти выступали крайне редко, что означало   молчаливую поддержку практики кастрации. Кастраты пели повсюду, включая папскую капеллу.
               В 1780 году в Риме официально насчитывалось более 200 кастратов. Всегда обаятельные, они обладали настолько прекрасными голосами, что слушатели забывали буквально обо всем, наслаждаясь их пением. Пением людей, и в то же время, - не совсем людей.
           При этом особенно важно, что эти не совсем люди, мыслились современниками скорее с приставкой «сверх», но никак не «недо».

          Но вернемся  в Византию.  Тут оскопление   применялось  также  как  карательная мера,  за разные тяжкие преступления.
          В византийской истории известны также случаи политического оскопления; жертвой его был, напр., знаменитый константинопольский патриарх Игнатий. Антропофаги, по рассказам,  скопят  людей для утучнения их тела.
          Оскопление с религиозною целью встречается впервые тоже в древности, на Востоке.
          Таково было служение богине Кибеле, перешедшее во Фригию из Сирии и Финикии, а оттуда распространившееся в Греции и Италии.
          Жрецами  этой  богини были люди добровольно оскопившие себя.
           В  христианском   мире   первый   случай оскопления  известен в III веке: знаменитый ученый Ориген  оскопил себя во избежание соблазна, за что был лишен священства.

           Защищая себя, Ориген ссылался на превратно толкуемый текст евангелиста Матфея: "суть бо скопчество. и т. д.".
           Оскопление как ересь появилась в III веке, независимо от влияния Оригена, в Палестине, в гор. Филадельфии, под названием  валезианской ереси, до имени аравийского философа Валезия.

             Считается, что в 249 г. эта ересь была предана проклятию и дальнейшая судьба ее неизвестна.

            Но с  момента  предания анафеме  Константинопольского патриарха  Михаила  прошло всего 150 лет, когда  чаша  весов  окончательно перевесилась на сторону  Римского папы.
           13 апреля 1204 года Константинополь захватывается рыцарями Четвёртого крестового похода, которые его сжигают и практически полностью разоряют.
           Город становится столицей Латинской империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам.
            В  июле 1261  византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоёвывают город, и власть вновь переходит к византийской династии Палеологов.
          До середины XIV века Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в городе захватили венецианцы и генуэзцы.
           С конца XIV века Константинополем не раз пытались овладеть османские турки. И наконец,  29 мая 1453 года после длительной осады город пал. А вместе с ним и Византийская империя – «Новый Рим».
          После чего Константинополь стал столицей нового сильного государства — Османской империи, где снова появился большой спрос на скопцов-евнухов.

           Что,  касается  дальнейшего развития  «Православия»  то его  Центр в смысле наибольшего количества прихожан и становления  как государственной религии, в отличии от всех других Восточных церквей оказавшийся под власть  Османской империи,  стал постепенно смещаться  в сторону Руси, а затем и Московского царства.
           А с византийским   «духом»  потянулись и «византийские проблемы». Туда начали  перебираться    византийские скопцы….
           Первым документально подтверждённым  скопцом   был пришлец, монах Адриан, при св. равноапостольном кн. Владимире (1001). Затем следует Моисей многострадальный, оскопленный одной полькой (ум. в 1041 г.).
 
         Ну, а дальше все больше и больше, пока в 1772 г. в Российской империи в среди крестьян Орловской губернии не начинается  «новое  валезианство»   названное  «скопчеством». Судите сами.
           В конце XI в. появляются на кафедре митрополии Киевской скопцы  грек Иоанн II и Ефрем I (1090—1096).
          Еще известны древние скопцы. — епископы: Смоленский — Мануил (1138—1147), Владимиро-Волынский — Федор (1136—1147) и Луцкий — Феодосий (1326).
          В  1721 г. изобличен  иеродиакон Иосаф, а  в 1740 г.  протопоп Андрей Иванов.
           Самым активным борцом  против  скопцов  в Российской империи была  Екатерина Вторая. В  1772 г., она предписывала  расследовать дело о скопцах, появившихся в Орловской губ.
           Один из главных виновных, Андрей Иванов, был сослан в Нерчинск, в каторжные работы.
          Другим распространителем скопчества был Кондратий Селиванов.
          Постепенно скопчество обрастало собственной мифологией, в которой перемешались суеверия, вера в доброго царя и надежда занять однажды высокое положение возле трона.
           Сектанты уверовали, что томящийся в Сибири Селиванов есть не кто иной, как чудом спасшийся государь Петр III, воцарение которого якобы было ознаменовано кометой "с птичьими ногами, с крестами на голове, знаменами по бокам и палящей со спины пушкой".
           Рассказывались   истории о том, что Петр III оскопился еще в родной Голштинии, а его жена Екатерина его за это невзлюбила и свергла.
         По другой же версии, Екатерина тоже уверовала в скопческое дело и ушла странствовать, оставив вместо себя фрейлину, которая и свергла кастрированного царя.
         За всеми этими  историями  стояла вера в скорое возвращение Селиванова и «золотой дождь», который затем прольется на его последователей.

          Ведь по учению скопцов, отец искупитель, второй Христос (т. е. Селиванов) воплотился от Св. Духа и родился от Непорочной Девы (имп. Елизаветы Петровны) по благовествованию   ей Иоанна Богослова. 
         Он же есть "белый царь", Петр III Федорович.

          Какой бы абсурдной с точки зрения  тогдашних  иерархов РПЦ  ни была вера скопцов, их деловая хватка оставалась крепкой. И «золотой дождь» пролился!
            Вышеупомянутый нами глава русских скопцов Селиванов установил контакты с представителями высшей петербургской аристократии, которая в то время увлекалась всевозможными мистическими учениями, и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном.
            За это благословение император пожаловал главному скопцу три богатых кафтана. Петербургский "корабль" (сообщество скопцов) Селиванова обрел небывалые привилегии.
           Достаточно сказать, что ни один полицейский не имел права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. Безнаказанность была полная.
 
           Около 1818 года капитан Борис Созонович, уверовав в проповедь "белых, голубей", как называли себя скопцы, кастрировал 30 солдат своей роты.
           Сам капитан был сослан в монастырскую тюрьму, но секте эта история никак не повредила.
          С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и в который был вхож сам князь Голицын, тогдашний министр просвещения.

          Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались. Алексей Елянский подал государю проект государственного переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя.
          При губернаторах, министрах, генералах и капитанах кораблей тоже должны были состоять комиссары из скопцов.
         На себя Елянский был готов взять руководство вооруженными силами.

          Более того, в 1819 году генерал-губернатор Петербурга  Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество.
          До прихода  Григория Распутина  в царскую семью Николай Второго еже оставалось почти 90  лет! 
          Но, тогда  с этой проблемой справились своими силами! А если бы нет?
          И где тогда к стати   была  Русская православная церковь со своим Священным синодом???

             В 1820 году Селиванов  был  арестован и отправлен в монастырь, где и оставался до своей смерти в 1832 году.             По неполным сведениям за время с 1805 г. по 1871 г. число обнаруженных (осужденных)  скопцов обоего пола достигло 5 444 чел.
            Однако секта быстро оправилась от всемерного поражения и  продолжила свое существование, а ее члены по-прежнему накапливали огромные богатства.

            На рубеже XVIII-XIX веков лучшими российскими менялами были именно они. Главным занятием скопцов-менял стала скупка мелкой разменной монеты.
           Закупленная за год мелочь отправлялась на Нижегородскую ярмарку, где всегда ощущался дефицит мелкой наличности. Там копейки сбывались выше номинала.
          Были у скопцов и иные методы приумножить свое богатство. Скопчество распространилось по многим городам России, а значит, скопцы-торговцы имели своих агентов всюду, где проживали борцы с "душепагубным змием".
           Агенты эти сообщали братьям по вере все последние новости, так что скопцы узнавали о колебании цен раньше своих некастрированных конкурентов.
          Сами же общины  по своей организации не имели прецедента в русской истории, поэтому о них стоит рассказать отдельно.   
          Общины, на которые разделяются скопцы, называются «кораблями».
          Каждый «корабль» управляется "кормщиком", власть которого в отношении к подчиненным безгранична.
          Второе место в иерархии скопчества. занимает «кормщица», или «богородица». Богослужения, совершаемые С., называются "радениями".
          Собственно радения совершаются четырьмя способами:
          1) "корабликом": радеющие становятся в круг один сзади другого и ходят, сильно припрыгивая, друг за другом гуськом;
           2) "стеночкой": становятся также в круг, но плечом к плечу, и ходят посолонь (т. е. по солнцу, слева направо), прыжком;
          3) "крестиком": 4—8 человек становятся по одному или по два в каждый угол и затем скорым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно сменяют друг друга;
          4) в "одиночку": несколько человек выходят на середину и под такт скороговорчатых "распевцев" начинают кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надуваются и шумят как паруса.
       Эта пляска, которой С. предаются до одурения, естественно должна истощать силы, т. е., по взгляду скопцов., ослаблять "злую лепость"; с другой стороны, действуя на радеющих как бы наркотически, она доставляет им особого рода вожделение.
            В 1871 г. между  скопцами   происходит движение, направленное против скопцов ., усвоивших мирские обычаи.
           Во главе его становится "святое избрание" из 40 членов, с главными вождями Куприановым и Лисиным; последний объявил себя вторым искупителем и царем Петром III, который по божеству выше Иисуса Христа, а по человечеству — выше государя.
           В 1876 г. Лисин приговорен к каторжным работам.
           В духовной сфере у кастратов также замечаются разные уклонения от нормы; все, что составляет принадлежность мужского характера, остается у них недоразвитым.
           С. отличаются необыкновенно сильным прозелитизмом.
        Их задача — стараться всеми мерами о возможно большем распространении своего учения, или, точнее, об увеличении числа оскопленных.

        И тут   у русских скопцов  главным слоган  стал «Оскопиться, чтобы скопить».
        Так в  Москве в 1843 году было раскрыто убийство сестер Ивановых, которые содержали скопческий молельный дом, причем одна из них считалась "пророчицей".
        Убивший   их  извозчик после ареста рассказал, что скопчихи  склоняли его "перейти в их секту, обещая денежную помощь на покупку хороших лошадей и сбруи".
        Убив сестер, он забрал из их дома более 15 тыс. рублей — настоящее богатство по тем временам.
        О богатстве скопцов было хорошо известно, и желающие купить благосостояние ценой утраты "детородных уд" по-прежнему находились.

        Если бедные стремились в общину скопцов, чтобы стать богатыми, то богатые оставались в ней, чтобы стать еще богаче, ведь если богачи отписывали свое  имущество  беднякам,  то  бедняки  завещали  свое  достояние   богатым лидерам общины.
        Таким лидером был, в частности, купец первой гильдии Максим Плотицын, который верховодил скопческим "кораблем" города Моршанска в Тамбовской губернии.
        Сам Плотицын не был оскоплен, но в его доме было нечто вроде монастыря, в котором проживали шесть женщин с удаленной грудью.
        Поскольку Тамбовщина, где Селиванов создал свою первую общину, была священным для скопцов местом, многие сектанты завещали свои богатства Плотицыну.
        Он же был хранителем скопческого "общака". По некоторым сведениям, у купца находилось около 30 млн. рублей золотом.
        Всего этого богатства Плотицын лишился в 1869 году, попавшись на даче взятки должностному лицу. Плотицына посадили в тюрьму, многих скопцов сослали в Сибирь, а деньги в ходе следствия были кем-то разворованы.

        Своего богатства и влияния  скопцы лишились только после 1917 года.
        Известно, что у сестер Смирновых, менял, было экспроприировано 500 тыс. рублей, у купца Павла Бурцева — 4 млн, у братьев Никифоровых — 1 млн.
        Но с началом НЭПа многие из разоренных,  вернулись в бизнес. Ведь скопцов  в Росси  на 1917 год начитывалось  более 100 000.
         Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса, над сектантами,  состоявшегося в Ленинграде.
        Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, ушли в тень….
        А вот после 1991 г.  с возвращением  в России  товарно-денежных  капиталистических   отношений  движение скопцов, по немного набирает свою силу.
         И выяснение вопроса,  сколько среди российских олигархов «скопцов»  дело лишь  времени.
          А что ж РПЦ МП? А ничего. Молчит, как будто этого явления среди нее прихожан и никогда не было…
         
                (конец ч.2)
Все фото и рисунки к статье находятся  здесь:http://h.ua/story/299258/