Вспышки мозга

Алексеев Стас
Интересные вещи вытворяет иногда мой мозг.

Вчера вечером поехал на ВДНХ (для иногородних поясняю это парк в Москве называемый Выставкой Достижений Народного Хозяйства). Хотел в павильоне Грузия посмотреть весеннюю куртку и обувку. Когда зашел на территорию, то увидел что как то уж слишком мало машин и спокойно на территории. Закралось сомнение что я могу не успеть и я прибавил шаг.
Было уже поздновато после работы, часов 7. Начинал накрапывать дождик. Я быстрым шагом добежал до павильона, в душе надеясь, что он еще открыт, но был разочарован. Охранник закрыл двери прямо перед носом!

В тот же миг меня "отпустило"... я как бы разочарованно расслабился и с мыслями "как же они нафиг торгуют если работают лишь с 10 до 18 по будням, работают же все" довольно медленно и спокойно побрел обратно к машине.
Я шел и смотрел как на площади перед центральным павильоном катаются разноцветные скейтеры, велосипедисты в дранных штанах, в общем "молодежь нового поколения". Их мне уже трудно понять хотя вроде бы не такая уж большая разница. В очередной раз поймал на мысли что я другой...

Я шел дальше и прошел мимо пруда. Людей там уже совсем не было. Было ветренно и холодновато. Дождик усиливался. Я медленно брёл вдоль павильонов и читал рекламы. "Меха из Сибири", "Обувь на все сезоны", "Кожа", "Компьютеры и оргтехника", "Швейные машинки из Германии" и т.п. и т.д. Бесконечная вереница плохо сделанной примитивной наружной рекламы. Все павильоны просто усыпаны этими постерами и плакатами... тупо... и некрасиво.

И вдруг мой взгляд как то случайно упал на макет первой советской стационарной спутниковой антенны, стоящей у входа в павильон "Электроника". Памятник собственно потертый и полуржавый, покрашенный простой советской серебрянкой и поставленный на три металлические опоры, а вокруг навесали плохо постриженные ветви деревьев. Я остановился и стал разглядывать эту антенну... она была интересна в своей примитивности и я ухмыльнулся мысленно: "Да уж...когда то это было достижение а сегодня уже... время беспощадно".
И тут со мной случилось странное. Произошла вспышка в глазах. Вспышка похожая когда звездочки от удара. Я как бы провалился... звуки вокруг стали тихими и гулкими... такими какими то далекими, а главное изменились цвета. Они стали какими то размытыми... не черно-белыми, а именно какими то размытыми, как режим "Сеппия" у цифровых фотоаппаратов или как изображение старых телевизоров Рубин... скорее даже ближе к коричневому оттенку.
На деревьях вокруг антенны появились вдруг листья и что самое удивительная сама антенна как бы стала другой. Ржавчина пропала, опоры стали более блестящими и вообще она как то помолодела. Вокруг отчетливо слышались звуки музыки... откуда я не мог понять.. но звук был... да и мелодии не понял.
дальше удивило то, что вокруг стало вдруг много людей и все они шли улыбались. Кто то смеялся... людей было много... и одеты они были не по ранневесеннему. Легкие курточки, на ногах кроссовки. (сперва я не обратил внимание по потом промелькнула мысль - одеты они как то не так. Не знаю как, но точно не так. Не так как "надо")

Вдруг снова вспышка. И вот я уже вижу что меня кто то держит за руку. Я вдруг четко понял что это мама. Почему то я обратил внимание как она одета... в зеленый ГДРовский плащ, который ей привез отец из Германии, на ушах вижу модные тогда клипсы, белые и большие... и яркую помаду.
Что она куда то меня ведет и что то говорит мне, но я не слышу что, и вдруг я понимаю что я невысокого роста... я смотрю снизу вверх... я маленький.
мы идем мимо павильонов, мимо фонтана Дружбы народов. Вокруг много места, лавочки. Нет никаких палаток и рекламных щитов, нет и катающихся разноцветных подростков, вокруг только мирно гуляющие люди, некоторые с калясками... а некоторые так же как и моя мама - ведут детей под руку. 
Мы прошли дальше и я увидел основной фонтан. Он уже не работал. Красивые ели и деревья уже пожелтевшие, большие скамейки.
Была осень... желтые листья шуршали под ногами... я вспомнил это шуршание... оно было из детства... только такое, когда листья долго не убирались и не подметались, но были сухими и лишь сгребались к тротуару. А я любил идти и своими резиновыми кандовыми сапогами разбрасывать эту листву. Мне нравился звук шуршания осенних листьев.
И вот мы проходим мимо "Электроники". Я вижу эту антенну снова. Она точно такая же но только поновее... и ножки блестят....а на красивых деревьях желтые листья... а рядом стоит вагончик с мороженным и...улыбающаяся именно мне продавщица.

и снова вспышка.
вот мы уже внутри павильона КОСМОС... я вижу макет станции "СОЮЗ-АПОЛЛОН"... дальше вижу луноход.... и фотографии Луны. Слева вижу чернобелый экран на котором крутят полет Гагарина и его знаменитые слова "ПОЕХАЛИ"... сзади станцию "МИР" которую запустили только недавно... да почему то стойкое ощущение что недавно... много людей... Дети...
мы выходим из павильона и вижу самолет... и ракету ВОСТОК... я понимаю что что то говорю маме... но что снова не слышу... лишь гул. Элемент сюрреализма, когда я как бы всё вижу из своего же тела, но это лишь фильм, только фильм. Участники фильма не знают, что я на них смотрю.
и мы идем в сторону самолета... я точно вдруг понимаю что мы идем внутрь...

снова вспышка. Ммы стоим в очереди на трапе этого самолета... очередь большая. Все дети хотят побывать внутри самолета. Дети всегда любили нашу технику... раньше.
И последнее что я вижу оглядываясь это улыбающуюся маму а за ее спиной большие ели, те ели что стоят по бокам от площади Космоса... такие большие... и очень добрые.

вдруг снова вспышка и всё исчезает...

Я снова вижу старую антенну - старой ржавой антенной. Я почувствовал... вернее даже услышал... резкий порыв ветра. Мимо пролетела ворона с противным карканьем. Звуки снова стали резкими... да и цвета ярче. Всё вернулось на круги своя. Даже постеры с рекламой. Вокруг не было людей совсем... шел дождь... Видимо он и вывел меня из ступора... было совсем темно, я раскрыл зонт и тихо побрел к выходу...

Ощущения были странными. Я как будто снова побывал в детстве... когда меня первый раз мама водила на ВДНХ... было мне лет 7-8... но я уже всё хорошо помню... год по моему 1988 г. осень. или 89... не важно. не помню.
Помню только что мне очень понравилось. Красиво было. Очень красиво. Большие пространства и только деревья. Красивые стриженные деревья. И никакой рекламы... никаких раздражающих цветов и звуков. Люди гуляли по ВДНХ. Семьями. Просто тихо гуляли и отдыхали. Спокойные русские лица... в глазах нет агрессии, только улыбки. Печальные или веселые, но улыбки.
И было спокойно. Какое то было ужасно сильное ощущение спокойствия и безопасности...и улыбка матери... и ее теплая рука.... все это давало ощущение что счастье и любовь будут всегда...
А еще мне очень нравилась Москва... та старая... с улицами без диких автомобильных пробок... и листьями на дороге... шуршащими листьями прямо по дороге. И детские велосипеды "Бабочка" и "Школьник" (все тогда имели "Бабочку" или "Школьник")
и тихо... помню было очень тихо... только редкий лай собак гуляющих в парке. И моя дубовая роща, полная желудей и листьев... но это отдельная тема...

МНе вообще очень нравилась Москва тогда... Много зелени... мало суеты.... и много людей со спокойными лицами... нет они были озабоченными... серьезными, но какие то спокойными наверное беззлобными... И еще грязи такой не было... вот что помню не было столько грязи! Странно.

Дождик ослаб. Я добрел до автомобиля. Тихо сел в неё и вдруг понял что ВСЁ это исчезло... исчезло навсегда... Было и не стало... и больше никогда не будет, что самое обидное и страшное. Что НИКОГДА абсолютно это не вернется. 
Не будет больше моей Москвы, не будет этих людей. Не будет даже этой антенны. А главное не будет моего детства... ушло безвозвратно... переродилось. Стало чужим. Не моим.

Что то я потерял вчера... что то важное. Осознание чего то....

было холодно... и страшно.

22.04.2006 г.