Дом на Фонтанке

Татьяна Шмидт
В доме на Фонтанной я оказалась не случайно: давно люблю поэзию Анны Ахматовой, и, оказавшись в Петербурге, было для меня удачей посетить музей Анны Андреевны,  где жила поэтесса  с 26-го по 55-й год, исключая время эвакуации, когда она находилась  в Ташкенте.
 Там в Ташкенте ею было задумано стихотворение, которое она напишет после возвращения в самый дорогой и родной ей город -  Ленинград.

Меня, как реку,
Суровая эпоха повернула.
Мне подменили жизнь в  другое русло,
Мимо  другого  потекла она,
И  я  своих не знаю берегов.
О,  как я много зрелищ пропустила,
 И занавес вздымался без меня
И так же падал. Сколько я друзей
Своих   ни разу в жизни не встречала,
И сколько очертаний городов
Из глаз моих могли бы вызвать слезы,
А я один на свете город  знаю
 И ощупью во сне его найду…
2 сентября 1945
Фонтанный дом.

Подвергнутая жестокой и несправедливой критике она надолго замолчит с 46 по 56 годы. А потом напишет свою «Поэму без героя», « Северные элегии», « Китежанку» и стихи последних лет. И в настоящее время большинство критиков и литературоведов признают её поэзию,  как одно из  самых ярких явлений 20-го века.

И вот я здесь,  в этом святилище Муз – которое оказалось обыкновенной коммунальной квартирой с общим телефоном.  Здесь кафельная печь, зеркало, вешалка,  большой сундук, окованный железом. Мебель очень простая,  раковина  для умывания, цинковое корыто для стирки белья, железный валёк.

 Нехитрая кухонная утварь тех далеких неспокойных лет: медный тазик для варки варенья,  плетеная   корзина, фонарь, самовар, еще печь  с тяжелыми железными утюгами, глубокая оригинальная сковорода – рыбница, где рыбу тушили над паром.  И  другие  непременные  атрибуты  довоенного времени:  чайник,  примус, чёрная тарелка радио, буфет, швейная машинка,  саквояж,  корзины,  лыжи на  антресолях…

В следующей комнате еще печь,  Оксфордская мантия на плечиках, которой наградили Анну Андреевну в 65-м году,  два письма к Сталину,  книги Редьярда Киплинга,  диван,  письменный стол, за которым  писала  поэтесса свои стихи,  когда к ней приходило вдохновение. Над диваном графика и портрет  хозяйки, на столе   её личные вещи:  веер, портмоне. В столовой камин, шахматный столик,  небольшой сундучок, с которым она не расставалась, икона Богоматери, диван.

В её небольшой спаленке Библия на столике, на полке собрание сочинений Пушкина,  дорожный чемоданчик и в этой же комнате художественно сделанные игрушки подругой поэтессы Глебовой – Судейниковой  - чудесные куклы. Вот и  вся,  пожалуй,  обстановка квартиры, где много лет прожила  великая  поэтесса  20 века Анна  Ахматова, у которой была очень непростая судьба, но которая всегда оставалась  со своим народом.
Это она в 1942 году написала стихотворение « Мужество», которое  8 марта  было напечатано в « Правде», оно актуально и по сей день:
 
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим,  и  от плена спасём
Навеки!

Я  уходила из музея со светлым чувством, как будто побывала в гостях у очень хорошего и знакомого мне человека. Хотя уходить не хотелось, и  я еще долго сидела на скамейке во дворе,   где тихо  шелестели клены,  а в душе все еще звучал  ее негромкий , глуховатый голос – Анна Андреевна  читала свой знаменитый « Реквием».