***

Елизавета Кведер
АВРААМ ПРИНОСИТ В ЖЕРТВУ ИСААКА.
   Согласитесь, что в наше время, а может и во времена более ранние, этот акт жертвоприношения вызывал у многих людей неприятие. Зачастую, даже вполне искренне верующие христиане старались обходить этот эпизод в ветхом завете стороной, не потому, что не придавали значения этому эпизоду, но потому, что по этому эпизоду господь Бог не казался им особенно любящим и добрым по отношению к человеку. Пусть даже испытание и не закончилось смертью Исаака, но сама мысль о том, что Бог мог потребовать от Авраама вознести в жертву свое единственное дитя, вызывает непринятие этого эпизода, отстранение от него, попытки как бы не замечать этот эпизод в Ветхом Завете. Однако, согласитесь, что ничего не происходит просто так. И этот эпизод имеет определенную свою смысловую нагрузку.
   Итак, давайте сначала обратимся к тем далеким временам, когда этот эпизод происходил. Вспомните нравы народов, населявших тогда  землю. Вспомните, что жертвоприношение как таковое было очень распространенным в те времена. Я бы даже сказала, что прийти молиться к богам, не принеся жертву, считалось неправильным. А в зависимости от того, какова просьба к богам, жертва должна была быть соответствующей. И если для подкрепления личной просьбы достаточно было небольшого жертвенного животного, то для исполнения значительных просьб для благоденствия народа, династии правители зачастую приносили человеческие жертвы, стремясь умилостивить богов, выпросить себе победы, долгую власть, счастливую жизнь. Человеческая жизнь считалась наиболее угодной для богов жертвой, и за ценой не стояли, когда надо было выпросить для правителя избавления от болезни, или его наследнику следовало появление на свет. То есть я хочу сказать, что человеческие жертвоприношения были практикуемы в те времена достаточно широко, причем жрецы, втянувшиеся в кровавое жертвенное убийство, уже сами требовали жертв человеческих своим кровавым богам. Кто знает, какие темные силы упивались жертвенной кровью и покровительствовали жрецам, не будем в это углубляться.  Возможно поэтому Авраама и не удивило требование Бога принести в жертву единственного сына. Что же все боги требуют человеческих жертв, почему же Бог Авраама не мог потребовать от своего последователя такой кровавой жертвы. Бог Авраама уже твердо доказал Аврааму, что Он реален, что Он могуч, что Его необходимо слушать и выполнять  Его просьбы (требования) обязательно. Кто знает, что было в душе, в мыслях Авраама, когда в назначенный день он вышел со своим глубоко любимым, желанным сыном, рожденным от любимой женщины в этот поход, на гору жертвоприношения. Какая великая боль терзала его сердце, как же тяжело было передвигать ноги, приближаясь к этому месту, к этой страшной горе. Как же готово было остановиться его сердце. Всю дорогу Авраам мысленно прощался с сыном своим. Он пытался отстраниться от мальчика, дабы суметь выполнить волю Бога, он нагрузил отрока хворостом, чтобы не вести его за руку, не ощущать эту детскую доверчивую ладонь. Кто знает, может, и появлялась на этом пути у Авраама мысль повернуть и не ходить на гору, не приносить в жертву сына любимого, долгожданного…. Однако Авраам знал, что Господь этого сына ему дал, и если захочет, то сможет легко отнятьего через болезнь, через несчастье. Поэтому следует выполнять волю Бога, как бы ни болело и ни дрожало сердце Авраама. Кто знает, может, всем своим существом в эти минуты Авраам воспротивился страшному обычаю принесения в жертву людей. Именно в эти часы он стал солидарен со всеми теми, чьих детей жрецы приносили в жертву, чьих детей забирали неумолимые Боги. И вот они уже наверху горы, той горы, возле того камня, который предназначен быть  жертвенником. Представьте себе, как мальчик оглядывается кругом, ищет животное, предназначенное для жертвы, и не находит. Потом мальчик поднимает глаза на отца и в глубине этих полных слез и невысказываемой муки глазах отца, он видит себе приговор. Какой страх и ужас охватывают ребенка, какое ощущение собственной незащищенности, ведь все дети ищут опору у отца, верят в его защиту! Какой ужас и какое ощущение собственной обреченности почувствовал этот ребенок, который уже был взят неумолимой рукой отца и повержен на жертвенный камень. Мне кажется, что ужас перед человеческим жертвоприношением должен был потрясти мальчика и проникнуть во все его поры, в каждую клеточку его организма, в его физическое и духовное существо. Вид занесенного над грудью отрока ножа вдруг вызвал смирение и прощание с жизнью. Мальчик смирился. Отец тоже. Именно в этот кульминационный момент появился ангел и остановил Авраама, указав ему на  жертвенного ягненка, запутавшегося в траве. Страшное испытание для души отца, ужасное испытание для мальчика, такое испытание невозможно забыть во всю свою оставшуюся жизнь, и мы знаем, что это испытание не было забыто.
   А теперь зададимся вопросом, а зачем надо было Богу устраивать такое жестокое испытание избранным своим? Вспомните всю религиозную практику того времени, вспомните, что без жертвоприношения не делалось ничего. А при планировании серьезных дел проводились человеческие жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения было угодны темным силам. На племя, род тех, кто приносил человеческие жертвы, ложилась ответственность за муки, или, говоря языком восточной терминологии: карма такого племени сильно отягощалась пролитой кровью  На остающихся живыми людей племени ложились проклятия умирающих жертв, хотя некий краткий период темные силы, напоенные кровью, им помогали.
  Мне кажется, Богу претили человеческие жертвы, но каким образом можно было отвратить избранных Божьих от человеческих жертвоприношений? Чтобы избранные не последовали примеру соседей своих, не приносили человеческие жертвы и не вступали в определенные отношения с темными силами, то есть не взывали темные силы властвовать над собой.
    Видимо, только поставив самого Авраама в роль отца, теряющего на жертвенном камне сына своего возлюбленного, а Исаака поставив в роль сына, приносимого в жертву, можно было пробудить  в этом роду стойкое неприятие человеческих жертвоприношений. Да так, чтобы в памяти на многие поколения осталось неприятие человеческого жертвоприношения. Память о том ужасе, о том страхе должны остаться в родовом предначертании. На генном уровне должно было быть вырублено неприятие человеческих жертвоприношений. Мы знаем, что неприятие человеческих жертвоприношений в последующем было узаконено Моисеем. А зачем это было нужно? Попробуем найти ответ в рождении Христа от девы Марии.
  Кто-то, возможно, думает, что высокому духу легко и просто войти в тело человеческое и родиться. Но это, как мне кажется, не так. Если тело человека смердит грехами не только своими, но и семейными, родовыми, племенными, то войти в это тело высокому духу невозможно, ибо вхождение таковое для высокого духа будет равносильно тому, что нам войти в нечистоты. При этом он своим вхождением будет влиять на женщину, в которую он входит. Если женщина греховна, то ее недостаточно чистая натура и светлый дух войдут в такое противоречие, что женщина не сможет выносить светлое дитя. Может случиться выкидыш,  женщина, и дитя могут заболеть и умереть при родах. Аналогично же и, когда темный дух пытается войти в светлую по своей сути женщину. Конфликт духовных составляющих неизбежен, может привести к болезни кого-то из них двоих или же к смерти. Теперь, исходя из того, что мы предположили, представьте себе, каковой чистоты должна быть душа девушки, которая должна была выносить дитя Господа, сына Божья. Мы кратко знаем, что еще родители Пресвятой Девы Марии были глубоко и истово верующими, праведными людьми, сама Она была от рождения посвящена храму и отдана в храм с ее трех лет. Возможно, если бы мы знали историю дедов и прадедов Её, то и тут мы бы увидели истово верующих в Бога, чистых сердцем людей. Господь знал, что народ Израиля жесткий и маловерный ( в том смысле, что верил в Бога недостаточно, а не в том смысле, что верил в Бога меньше окружающих племен), но Господь так же знал, что избери Он любой другой народ, чтобы в нем в народе появился Мессия, для снятия проклятия с людей. Так обязательно темные начнут усиленно атаковать своими соблазнами избранный Богом народ, дабы не смог бы Господь найти девушку из людей, через которую, Он вошел бы в мир. Она была чиста, как ее будут называть в молитвах «пречистая», и Она дала согласие на то, чтобы пройти все те страдания и испытания, которые ждали ее как избранную матерь Мессии. Это было важно, чтобы она приняла в себя свет Божий в радостном согласии. Он пришел в мир - через Нее, принявшую его появление, столь чистую, что дитя в ней взросло и в нужный момент было рождено. Итак, чтобы Дева, которая будет носить в себе сына Божья, была максимально чиста, Господь сделал так, чтобы на генном уровне, на тонком уровне души, народ Израиля осознавал, что человеческие жертвоприношения недопустимы.. и не проводил их. То есть у жертвоприношения Авраама была вполне определенная, очень важная цель – чистота Девы.
   Но, как мне кажется, у жертвоприношения, при котором Авраам должен был принести в жертву сына своего, есть еще не один удивительный смысл. Это моя если можно так сказать фантазия, и я ни в коем случае не претендую на абсолютную истину. Но как мы знаем, у каждого действия и каждого слова Божья есть несколько уровней смыслов. Второй смысл жертвоприношения Авраама мне видится таким:
  Авраам привел для жертвы сына своего возлюбленного, но сын его был помилован Господом. То есть здесь Господь проявил закон милости. Закон милости пронизывает большую часть миров. Но в каждом уровне закон милости проявляется по-разному.  В нашем физическом мире это есть закон воздаяния, в более высоком мире это закон милости, в низших кругах это закон тяжелого двойного, тройного наказания, а ниже возможно уже наказание за подобный же проступок становится вечным.
    И вот в мире, где действует закон воздаяния, Господь применил к Аврааму и его сыну закон милости, более высокий закон, чем тот, по которому человечество жило в этом мире. Он хотел, чтобы люди поняли, когда придет время, Его Сын будет в руках людей, и будет приноситься в жертву, как следует поступить людям…  Разумеется, Он, прекрасно знал, как поступят люди с Его возлюбленным сыном, которого Он приведет к людям для жертвы.  Но все-таки, ведь у людей есть свободная воля… Господь несостоявшимся жертвоприношением Исаака, показал Аврааму и народу его: «Ты привел мне сына своего возлюбленного в жертву, но я к твоему сыну проявил закон милости, а не жертвы. Придет время, и Я, Господь твой, приведу к тебе Сына своего возлюбленного для жертвы, поступи с ним правильно, а как поступать правильно, Я тебе показал». Господь провел Авраама через все те страдания боль и великое горе отца, единственного сына, приносимого в жертву, словно взывал: «Пойми, почувствуй мое горе и вселенскую боль, которые я претерплю за вас, за людей. Поступи правильно»… .
   А вот и еще предполагаемый один смысл жертвоприношения. Поскольку евреи должны были принести в жертву Сына Божья, то наказание, которое должно было следовать народу, сотворившему такое вселенское зло, ожидалось убийственное. Но сам Господь Аврааму обещал любить и жалеть народ еврейский и загодя позаботился, чтобы народ еврейский не исчез с лица земли. То есть народ не должен был до казни Христа быть замаран человеческими жертвоприношениями, только тогда он мог бы выжить. Господь выполнил обещание свое данное Аврааму, протянул руку над детьми его. Велик был удар возмездия по закону воздаяния, который обрушился после казни Христа на евреев, разрушив их государство и разметав их всех по белу свету, несчетно унижений и гонений, выпавших на их долю, но не людям судить это их деяние. Они поступили в соответствие с тем, сколько тьмы и греха накопило все человечество, а не они одни.
    Историю не переделаешь, и даже если многие ее переписывают, то это отнюдь не значит, что они меняют прошлое, они просто отворачиваются от реальности, рисуя себе приятную картинку. Но что было бы, если бы люди тогда не убили Господа, если бы в те минуты, когда их душами овладела тьма, они смогли бы ей сопротивляться и поступили бы не по закону жертвы, а по закону милости. Каким бы стал наш мир, если бы не один Христос тогда боролся с тьмой, но вместе с ним против тьмы боролись бы и все люди. Наверное, тогда небо и земля соединились бы. Проклятие тьмы было бы полностью изъято из Земли. И второго пришествия не понадобилось бы.
   «Милости хочу, а не жертвы» - эти слова Христа как будто и не связаны с той ситуацией, в которой он пребывал, когда говорил эти слова. Он словно отвечал тогда тому, что видел своим глубоким духовным зрением. Да, Господу было очень важно максимально очистить этот народ перед приходом на землю Христа, ибо важно было, чтобы и после принесения Христа в жертву, после него остались живы его последователи,  ученики. А ведь тьма готова была их всех уничтожить. Их надо было так укрепить в их вере, чтобы они не разбежались и не потеряли веру свою после гибели Христа, но понесли пламя веры своей по всей земле, не взирая на все трудности, все страдания, на тяжелую и мучительную смерть, которая ожидала практически каждого из них в конце их пути. При этом, мы знаем, враг был столь силен, что сумел соблазнить даже одного из избранных, из двенадцати. Тьма хохотала, издевалась над Христом, будучи гордой и не понимая, что сиюминутное, видимое Его поражение все равно приведет Его к окончательной победе. Его последователи построили первую ступень царства Божья на земле – церковь Христову. То есть уже не полностью принадлежит власть на земле темным, но есть анклавы горнего мира. А битва между добром и злом продолжается. Я это говорю о той церкви, которая идет от апостолов Христа, а не о новообразованных сектах, хотя и не берусь оценивать их.               
     Можем ли мы сказать, что теперь на народе Израиля вечный грех, за то, что они убили Христа? Не нам судить, но Господу, самому милостивому и милосердному. Можем ли мы сказать, что Господь ошибся, избрав не тот народ для рождения Сына своего Иисуса? (вот как-то у нас все получается, что народ не тот). Нет. Ведь мы же видим, только то, что лежит на поверхности, а невидимых причинно-следственных явлений огромное множество. Я не могу рассмотреть их все, моя грешная душа не способна понять все правильно. Однако, если просто попытаться понять почему произошла самая, казалось бы, нелепая, жестокая ситуация с жертвоприношением Исаака, то можно открыть для себя неожиданные причины и следствия. Жертвоприношение Авраама уже не кажется глупым и нелепым, но оно имеет огромные причины быть.
  Я уже не говорю о том, что в древних религиях Египта и других восточных стран существовало такое понятие, как дважды рожденный. То есть это тот человек, который прошел испытание пребывания на самом краю смерти, и вышел из этого испытания не сломавшимся, но сильным, мудрым. Он становится способен видеть и понимать то, чего, люди, не прошедшие такое испытание, не понимают. Может, благодаря этому жертвоприношению, Исаак тоже стал дважды рожденным? А не стал ли дважды рожденным и сам Авраам, пережив боль сердечной муки, когда собственное дитя приходится приносить в жертву. Но если развивать эту мысль можно вообще уйти очень далеко. Я же не способна так далеко и прекрасно видеть, а потому позвольте мне закончить на этом, если вдруг Господь даст мне увидеть что-то большее, то я постараюсь об этом написать.
  И еще одна мысль пришла мне на ум: а что если таким образом осуществлялось и некоторое наказание Авраама, ведь он изгнал первого своего сына Исмаила в пустыню вместе с матерью его Агарью. И теперь вот таким повелением, как принести в жертву Исаака, исполнялось столько нужных уроков воздаяния для Авраама и Исаака.