Народные песни, народный поэт

Эдуард Кукуй
http://stihi.ru/2010/11/01/7007

Иван Захарович Суриков(1841-80)

Народные песни, народный поэт,
четыре десятка, неполные, лет-
прожИл в нищете и негромкою лирой
чуть скрашивал жизнь несчастных и сирых...

Из бедных крестьян, презренного люда,
не признан при жизни- словесной элитой...
Да, впрочем и ныне, он позабытый-
лишь "Степь" и "Рябину" под водку и блюда...




Из интернета

 И. З. Суриков

                Стихотворения

                Содержание

     545. Часовой
     546. "Что шумишь, качаясь..."
     547. "Тихо тощая лошадка..."
     548. "В зеленом саду соловушка..."
     549. "Эх ты, доля, эх ты, доля..."
     550. У могилы матери
     551. "Ты, как утро весны..."
     552. "Шум и гам в кабаке..."
     553. "Сиротой я росла..."
     554. "День я хлеба не пекла..."
     555. "За окном скрипит береза..."
     556. В степи
     557. "Я ли в поле да не травушка была..."
     558. Швейка
     559. Казнь Стеньки Разина
     560. "Не грусти, что листья..."

                Дополнение

     "Осень... Дождик ведром..."
     Детство
     Бедность
     Утро в деревне

                Дополнение

     "Не проси от меня..."
     Утро
     Нужда
     "Солнце утомилось..."
     "Занялася заря..."
     Мороз
     Доля бедняка
     "Где ты, моя юность?.."
     Ночью
     Головушка
     Думы
     Верба
     Дети
     У могилы друга
     "День вечереет, облака..."
     "На дворе бушует ветер..." ....
     Разгул
     Песня ("Во чистом поле калина...")
     "Помнишь, были годы..."
     После дождя
     "Засветилась вдали, загорелась заря..."
     Грезы
     "Ночь тиха, сад объят полутьмою..."
     "В зареве огнистом..."
     Косари
     Малороссийская песня ("Я ли в поле да не травушка была...")
     "Что не реченька..."
     Из Т. Шевченко ("Жди, вернусь я из похода...")
     "Что не жгучая крапивушка..."
     "Ярко солнце светит..."
     Степь
     "Встало утро, сыплет на цветы росою..."
     "И вот опять пришла весна..."
     Горе
     В поле
     Сон и пробуждение
     По дороге
     Весна
     В ночном
     Летом
     Покой и труд
     "Мне доставались не легко..."
     Во тьме
     Жизнь
     "Что грустно мне? О чем я так жалею?.."
     Одиночество
     Работники
     Труженик
     На мосту
     На одре
     Осенью
     "Если б легкой птицы..."
     Дубинушка
     Наши песни
     На берегу
     "Я, весь измученный тяжелою работой..."
     "Я отворил окно. Осенняя прохлада..."
     "Тишь и мрак... закрыты ставни..."
     У пруда
     Цветы
     За городом
     Кручинушка
     Жница
     "Черствеет сердце, меркнет ум..."
     Трудящемуся брату
     "Честь ли вам, поэты-братья..."
     "Вот и степь с своей красою..."
     "Погоняй, ямщик, скорее!.."
     "Над широкой степью..."
     "Загорелась над степью заря..."
     "Не корите, други..."
     В Украйне
     И. И. Барышеву
     Песня - быль
     Зима

     Иван  Захарович  Суриков  родился в 1841 году в д. Новоселово Углицкого
уезда  Юхтинской волости Ярославской губ., умер в 1880 году в Москве. С 1849
года он жил в Москве, добывая средства к существованию торговлей, перепиской
бумаг,  работой в типографии. С 1875 года Суриков - член "Общества любителей
российской  словесности".  Первые литературные опыты его относятся ко второй
половине  1850-х  годов  (уничтожены самим поэтом). Под первыми публикациями
песен  (с  1863  по  1867  г.)  он подписывался: "Крестьянин И. З. Суриков".
Сотрудничал  Суриков  в  разных изданиях: "Развлечение", "Воскресный досуг",
"Всемирная  иллюстрация",  "Грамотей",  "Иллюстрированная  газета",  "Дело",
"Вестник  Европы" и др. При жизни его "Стихотворения" издавались трижды (М.,
1871;  М., 1875; М., 1877). Многие произведения Сурикова вошли в песенники и
в  устный  репертуар.  На  его тексты писали музыку П. Чайковский ("Занялася
заря...",  "Солнце  утомилось...",  "Ласточка",  "Я ли в поле да не травушка
была...",   "В   огороде   возле   броду..."),   А.  Гречанинов  ("В  зареве
огнистом..."),  Ц. Кюи ("Засветилась вдали, загорелась заря..."), Н. Соколов
("Ты  как  утро  весны..."),  Э.  Направник ("В огороде возле броду..."), С.
Квашиной  ("Дума"),  Ю.  Блейхман  ("Догорела  румяная зорька вдали..."), П.
Тюменев ("Ночь тиха, сад объят полутьмою...") и др.



                546

                "Что шумишь, качаясь,
                Тонкая рябина,
                Низко наклоняясь
                Головою к тыну?"

                - "С ветром речь веду я
                О своей невзгоде,
                Что одна расту я
                В этом огороде.

                Грустно, сиротинка,
                Я стою, качаюсь,
                Что к земле былинка,
                К тыну нагибаюсь.

                Там, за тыном, в поле,
                Над рекой глубокой,
                На просторе, в воле,
                Дуб растет высокий.

                Как бы я желала
                К дубу перебраться;
                Я б тогда не стала
                Гнуться да качаться.

                Близко бы ветвями
                Я к нему прижалась
                И с его листами
                День и ночь шепталась.

                Нет, нельзя рябинке
                К дубу перебраться!
                Знать, мне, сиротинке,
                Век одной качаться".

                <1864>


                547

                Тихо тощая лошадка
                По пути бредет;
                Гроб, рогожею покрытый,
                На санях везет.

                На санях в худой шубенке
                Мужичок сидит;
                Понукает он лошадку,
                На нее кричит.

                На лице его суровом
                Налегла печаль,
                И жену свою, голубку,
                Крепко ему жаль.

                Спит в гробу его подруга,
                Верная жена, -
                В час родов, от тяжкой муки,
                Умерла она

                И покинула на мужа
                Пятерых сирот;
                Кто-то их теперь обмоет?
                Кто-то обошьет?

                Вот пред ним мосток, часовня,
                Вот и божий храм, -
                И жену свою, голубку,
                Он оставит там.

                Долго станут плакать дети,
                Ждать и кликать мать;
                Не придет она с погоста
                Слезы их унять.

                1864


                548

                В зелен_о_м саду соловушка
                Звонкой песней заливается;
                У меня, у молодешеньки,
                Сердце грустью надрывается.

                Знать, тогда мне, когда поп крестил,
                Вышла доля несчастливая,
                Потому что вся я в матушку
                Уродилася красивая.

                И росла у ней да нежилась
                Я на воле одинешенька;
                Богачи, купцы проезжие,
                Звали все меня хорошенькой.

                Мое личико румяное
                Красной зорькой разгоралося,
                И косою моей русою
                Вся деревня любовалася.

                Да сгубил меня мой батюшка,
                Выдал замуж за богатого,
                На житье отдал на горькое
                За седого, бородатого.

                Не живу я с ним, а мучаюсь;
                Сердце горем надрывается,
                Не водою лицо белое,
                А слезами умывается.

                Что богатство мне без радости?
                Без любви душа измаялась.
                Без поры-то я, без времени,
                Молодешенька, состарилась!

                <1865>


                549

                Эх ты, доля, эх ты, доля,
                Доля бедняка!
                Тяжела ты, безотрадна,
                Тяжела, горька!

                Не твою ли это хату
                Ветер пошатнул,
                С крыши ветхую солому
                Разметал, раздул?

                И не твой ли под горою
                Сгнил дотла овин,
                В запустелом огороде
                Повалился тын?

                Не твоей ли прокатали
                Полосой пустой
                Мужики дорогу в город
                Летнею порой?

                Не твоя ль жена в лохмотьях
                Ходит босиком?
                Не твои ли это детки
                Просят под окном?

                Не тебя ль в пиру обносят
                Чаркою с вином
                И не ты ль сидишь последним
                Гостем за столом?

                Не твои ли это слезы
                На пиру текут?
                Не твои ли это песни
                Грустью сердце жгут?

                Не твоя ль это могила
                Смотрит сиротой?
                Крест свалился, вся размыта
                Дождевой водой.

                По краям ее крапива
                Жгучая растет,
                А зимой над нею вьюга
                Плачет и поет.

                И звучит в тех песнях горе,
                Горе да тоска...
                Эх ты, доля, эх ты, доля,
                Доля бедняка!


                550. У МОГИЛЫ МАТЕРИ

                Спишь ты, спишь, моя родная,
                Спишь в земле сырой.
                Я пришел к твоей могиле
                С горем и тоской.

                Я пришел к тебе, родная,
                Чтоб тебе сказать,
                Что теперь уже другая
                У меня есть мать;

                Что твой муж, тобой любимый,
                Мой отец родной,
                Твоему бедняге сыну
                Стал совсем чужой.

                Никогда твоих, родная,
                Слов мне не забыть:
                "Без меня тебе, сыночек,
                Горько будет жить!

                Много, много встретишь горя,
                Мой родимый, ты;
                Много вынесешь несчастья,
                Бед и нищеты!"

                И слова твои сбылися,
                Все сбылись они.
                Встань ты, встань, моя родная,
                На меня взгляни!

                С неба дождик льет осенний,
                Холодом знобит;
                У твоей сырой могилы
                Сын-бедняк стоит.

                В старом, рваном сюртучишке,
                В ветхих сапогах;
                Но всё так же тверд, как прежде,
                Слез нет на глазах.

                Знают то судьба-злодейка,
                Горе и беда,
                Что от них твой сын не плакал
                В жизни никогда.

                Нет, в груди моей горячей
                Кровь еще горит,
                На борьбу с судьбой суровой
                Много сил кипит.

                А когда я эти силы
                Все убью в борьбе
                И когда меня, родная,
                Принесут к тебе, -

                Приюти тогда меня ты
                Тут в земле сырой;
                Буду спать я, спать спокойно
                Рядышком с тобой.

                Будет солнце надо мною
                Жаркое сиять;
                Будут звезды золотые
                Во всю ночь блистать;

                Будет ветер беспокойный
                Песни свои петь,
                Над могилой серебристой
                Тополью шуметь;

                Будет вьюга надо мною
                Плакать, голосить...
                Но напрасно - сил погибших
                Ей не разбудить.

                1866


                551

                Ты, как утро весны,
                Хороша и светла,
                Как цветок, ты нежна,
                Как дитя, весела;
                Но боюся тебя
                Я, мой друг, полюбить,
                Чтобы скорби моей
                Мне к тебе не привить,
                Чтобы горем моим
                Мне тебя не убить.

                1866


                552

                Шум и гам в кабаке,
                Люд честной гуляет;
                Расходился бедняк,
                Пляшет, припевает:

                "Эй, вы, - ну, полно спать!
                Пей вино со мною!
                Так и быть, уж тряхну
                Для друзей мошною!

                Денег, что ль, с нами нет?..
                По рублю на брата!
                У меня сто рублей
                Каждая заплата!

                Не беречь же их стать -
                Наживешь заботу;
                Надавали мне их
                За мою работу.

                Проживем - наживем:
                Мышь башку не съела;
                А кудрями тряхнем -
                Подавай лишь дела!

                А помрем - не возьмем
                Ничего с собою;
                И без денег дадут
                Хату под землею.

                Эх, ты, - ну, становись
                На ребро, копейка!
                Прочь поди, берегись
                Ты, судьба-злодейка!

                Иль постой! погоди!
                Выпьем-ка со мною!
                Говорят, у тебя
                Счастье-то слугою.

                Может быть, молодцу
                Ты и улыбнешься;
                А не то прочь ступай, -
                Слез ты не дождешься!"

                <1867>, <1875>


                553

                Сиротой я росла,
                Как былинка в поле;
                Моя молодость шла
                У других в неволе.

                Я с тринадцати лет
                По людям ходила:
                Где качала детей,
                Где коров доила.

                Светлой радости я,
                Ласки не видала:
                Износилась моя
                Красота, увяла.

                Износили ее
                Горе да неволя;
                Знать, такая моя
                Уродилась доля.

                Уродилась я
                Девушкой красивой,
                Да не дал только бог
                Доли мне счастливой.

                Птичка в темном саду
                Песни распевает,
                И волчица в лесу
                Весело играет.

                Есть у птички гнездо,
                У волчицы дети -
                У меня ж ничего,
                Никого на свете.

                Ох, бедна я, бедна,
                Плохо я одета, -
                Никто замуж меня
                И не взял за это!

                Эх ты, доля моя,
                Доля-сиротинка!
                Что полынь ты трава,
                Горькая осинка!

                1867


                554

                День я хлеба не пекла,
                Печку не топила -
                В город с раннего утра
                Мужа проводила.

                Два лукошка толокна
                Продала соседу,
                И купила я вина,
                Назвала беседу.

                Всё плясала да пила;
                Напилась, свалилась;
                В это время в избу дверь
                Тихо отворилась.

                И с испугом я в двери
                Увидала мужа.
                Дети с голода кричат
                И дрожат от стужи.

                Поглядел он на меня,
                Покосился с гневом -
                И давай меня стегать
                Плеткою с припевом:

                "Как на улице мороз,
                В хате не топлено,
                Нет в лукошках толокна,
                Хлеба не печено.

                У соседа толокно
                Детушки хлебают;
                Отчего же у тебя
                Зябнут, голодают?

                О тебя, моя душа,
                Изобью всю плетку -
                Не меняй ты никогда
                Толокна на водку!"

                Уж стегал меня, стегал,
                Да, знать, стало жалко:
                Бросил в угол свою плеть
                Да схватил он палку.

                Раза два перекрестил,
                Плюнул с злостью на пол,
                Поглядел он на детей -
                Да и сам заплакал.

                Ох, мне это толокно
                Дорого досталось!
                Две недели на боках,
                Охая, валялась!

                Ох, болит моя спина,
                Голова кружится;
                Лягу спать, а толокно
                И во сне мне снится!

                1868, <1871>


                555

                За окном скрипит береза,
                В комнате темно;
                От трескучего мороза
                В инее окно.

                За окном!.. чу! песню кто-то
                Весело поет;
                Знать, ему нужда-забота
                Душу не гнетет.

                Пой же, друг, пока поется,
                Жизнь пока светла;
                А как горе к ней привьется -
                Всё оденет мгла.

                Заскрипишь ты, как береза
                Под окном зимой,
                Закипят на сердце слезы,
                Смолкнет голос твой.

                1868, <1877>


                556. В СТЕПИ

                Кони мчат-несут,
                Степь всё вдаль бежит;
                Вьюга снежная
                На степи гудит.

                Снег да снег кругом;
                Сердце грусть берет;
                Про моздокскую
                Степь ямщик поет...

                Как простор степной
                Широко-велик;
                Как в степи глухой
                Умирал ямщик;

                Как в последний свой
                Передсмертный час
                Он товарищу
                Отдавал приказ:

                "Вижу, смерть меня
                Здесь, в степи, сразит, -
                Не попомни, друг,
                Злых моих обид.

                Злых моих обид,
                Да и глупостей,
                Неразумных слов,
                Прежней грубости.

                Схорони меня
                Здесь, в степи глухой;
                Вороных коней
                Отведи домой.

                Отведи домой,
                Сдай их батюшке;
                Отнеси поклон
                Старой матушке.

                Молодой жене
                Ты скажи, друг мой,
                Чтоб меня она
                Не ждала домой...

                Кстати ей еще
                Не забудь сказать:
                Тяжело вдовой
                Мне ее кидать!

                Передай словцо
                Ей прощальное
                И отдай кольцо
                Обручальное.

                Пусть о мне она
                Не печалится;
                С тем, кто по сердцу,
                Обвенчается!"

                Замолчал ямщик,
                Слеза катится...
                А в степи глухой
                Вьюга плачется.

                Голосит она,
                В степи стон стоит,
                Та же песня в ней
                Ямщика звучит:

                "Как простор степной
                Широко-велик;
                Как в степи глухой
                Умирал ямщик".

                <1869>, <1877>


                557

                Я ли в поле да не травушка была,
                Я ли в поле не зеленая росла;
                Взяли меня, травушку, скосили,
                На солнышке в поле иссушили.
                Ох ты, горе мое, горюшко!
                Знать, такая моя долюшка!

                Я ли в поле не пшеничушка была,
                Я ли в поле не высокая росла;
                Взяли меня срезали серпами,
                Склали меня на поле снопами.
                Ох ты, горе мое... и т. д.

                Я ли в поле не калинушка была,
                Я ли в поле да не красная росла;
                Взяли калинушку поломали
                И в жгутики меня посвязали.
                Ох ты, горе мое... а т. д.

                Я ль у батюшки не доченька была,
                У родимой не цветочек я росла;
                Неволей меня, бедную, взяли
                И с немилым седым повенчали.
                Ох ты, горе мое... и т. д.

                1870


                558. ШВЕЙКА

                Умирая в больнице, тревожно
                Шепчет швейка в предсмертном бреду:
                "Я терпела насколько возможно,
                Я без жалоб сносила нужду.
                Не встречала я в жизни отрады,
                Много видела горьких обид;
                Дерзко жгли меня наглые взгляды
                Безрассудных, пустых волокит.
                И хотелось уйти мне на волю,
                И хотелось мне бросить иглу, -
                И рвалась я к родимому полю,
                К моему дорогому селу.
                Но держала судьба-лиходейка
                Меня крепко в железных когтях.
                Я, несчастная, жалкая швейка,
                В неустанном труде и слезах,
                В горьких думах и тяжкой печали
                Свой безрадостный век провела.
                За любовь мою деньги давали -
                Я за деньги любить не могла;
                Билась с горькой нуждой, но развратом
                Не пятнала я чистой души
                И, трудясь через силу, богатым
                Продавала свой труд за гроши...
                Но любви мое сердце просило -
                Горячо я и честно любила...
                Оба были мы с ним бедняки,
                Нас обоих сломила чахотка...
                Видно, бедный - в любви не находка!
                Видно, бедных любить не с руки!..
                Я мучительной смерти не трушу,
                Скоро жизни счастливой лучи
                Озарят истомленную душу, -
                Приходите тогда, богачи!
                Приходите, любуйтеся смело
                Ранней смертью девичьей красы,
                Белизной бездыханного тела,
                Густотой темно-русой косы!"

                1873 (?)


                559. КАЗНЬ СТЕНЬКИ РАЗИНА

                Точно море в час прибоя,
                Площадь Красная гудит.
                Что за говор? что там против
                Места лобного стоит?

                Плаха черная далеко
                От себя бросает тень...
                Нет ни облачка на небе...
                Блещут главы... Ясен день.

                Ярко с неба светит солнце
                На кремлевские зубцы,
                И вокруг высокой плахи
                В два ряда стоят стрельцы.

                Вот толпа заколыхалась, -
                Проложил дорогу кнут:
                Той дороженькой на площадь
                Стеньку Разина ведут.

                С головы казацкой сбриты
                Кудри черные как смоль;
                Но лица не изменили
                Казни страх и пытки боль.

                Так же мрачно и сурово,
                Как и прежде, смотрит он, -
                Перед ним былое время
                Восстает, как яркий сон:

                Дона тихого приволье,
                Волги-матушки простор,
                Где с судов больших и малых
                Брал он с вольницей побор;

                Как он с силою казацкой
                Рыскал вихорем степным
                И кичливое боярство
                Трепетало перед ним.

                Душит злоба удалого,
                Жгет огнем и давит грудь,
                Но тяжелые колодки
                С ног не в силах он смахнуть.

                С болью тяжкою оставил
                В это утро он тюрьму:
                Жаль не жизни, а свободы,
                Жалко волюшки ему.

                Не придется Стеньке кликнуть
                Клич казацкой голытьбе
                И призвать ее на помощь
                С Дона тихого к себе.

                Не удастся с этой силой
                Силу ратную тряхнуть, -
                Воевод, бояр московских
                В три погибели согнуть.

                "Как под городом Симбирском
                (Думу думает Степан)
                Рать казацкая побита,
                Не побит лишь атаман.

                Знать, уж долюшка такая,
                Что на Дон казак бежал,
                На родной своей сторонке
                Во поиманье попал.

                Не больна мне та обида,
                Та истома не горька,
                Что московские бояре
                Заковали казака,

                Что на помосте высоком
                Поплачусь я головой
                За разгульные потехи
                С разудалой голытьбой.

                Нет, мне та больна обида,
                Мне горька истома та,
                Что изменною неправдой
                Голова моя взята!

                Вот сейчас на смертной плахе
                Срубят голову мою,
                И казацкой алой кровью
                Черный помост я полью...

                Ой ты, Дон ли мой родимый!
                Волга-матушка река!
                Помяните добрым словом
                Атамана-казака!.."

                Вот и помост перед Стенькой...
                Разин бровью не повел.
                И наверх он по ступеням
                Бодрой поступью взошел.

                Поклонился он народу,
                Помолился на собор...
                И палач в рубахе красной
                Высоко взмахнул топор...

                "Ты прости, народ крещеный!
                Ты прости-прощай, Москва..."
                И скатилась с плеч казацких
                Удалая голова.

                <1877>


                560

                Не грусти, что листья
                С дерева валятся, -
                Будущей весною
                Вновь они родятся, -

                А грусти, что силы
                Молодости тают,
                Что черствеет сердце,
                Думы засыпают...

                Только лишь весною
                Теплою повеет -
                Дерево роскошно
                Вновь зазеленеет...

                Силы ж молодые
                Сгибнут - не вернутся;
                Сердце очерствеет -
                Думы не проснутся!

                <1877>



                * * *

                Осень... Дождик ведром
                С неба хмурого льет;
                На работу чуть свет
                Молодчина идет.

                На плечах у него
                Кафтанишка худой;
                Он шагает в грязи
                По колена, босой.

                Он идет да поет,
                Над погодой смеясь;
                Из-под ног у него
                Брызжет в стороны грязь.

                Холод, голод, нужду
                Сносит он до конца. -
                И не в силах беда
                Сокрушить молодца.

                Иль землею его,
                Иль бревном пришибет,
                Или старость его
                На одре пригнетет.

                Да и смерть-то придет -
                Не спугнет молодца;
                С ней он кончит расчет,
                Не поморщив лица.

                Эх, родимый мой брат!
                Много силы в тебе!
                Эту силу твою
                Сокрушить ли судьбе!..

                1866


                ДЕТСТВО

                Вот моя деревня;
                Вот мой дом родной;
                Вот качусь я в санках
                По горе крутой;

                Вот свернулись санки
                И я на бок - хлоп!
                Кубарем качуся
                Под гору, в сугроб.

                И друзья-мальчишки,
                Стоя надо мной,
                Весело хохочут
                Над моей бедой.

                Всё лицо и руки
                Залепил мне снег...
                Мне в сугробе горе,
                А ребятам смех!

                Но меж тем уж село
                Солнышко давно;
                Поднялася вьюга,
                На небе темно.

                Весь ты перезябнешь, -
                Руки не согнешь, -
                И домой тихонько,
                Нехотя бредешь.

                Ветхую шубенку
                Скинешь с плеч долой;
                Заберешься на печь
                К бабушке седой,

                И сидишь, ни слова...
                Тихо всё кругом;
                Только слышишь: воет
                Вьюга за окном.

                В уголке согнувшись,
                Лапти дед плетет;
                Матушка за прялкой
                Молча лен прядет.

                Избу освещает
                Огонек светца;
                Зимний вечер длится,
                Длится без конца.

                И начну у бабки
                Сказки я просить;
                И начнет мне бабка
                Сказку говорить:

                Как Иван-царевич
                Птицу-жар поймал,
                Как ему невесту
                Серый волк достал.

                Слушаю я сказку -
                Сердце так и мрет;
                А в трубе сердито
                Ветер злой поет.

                Я прижмусь к старушке...
                Тихо речь журчит,
                И глаза мне крепко
                Сладкий сон смежит.

                И во сне мне снятся
                Чудные края.
                И Иван-царевич -
                Это будто я.

                Вот передо мною
                Чудный сад цветет;
                В том саду большое
                Дерево растет.

                Золотая клетка
                На сучке висит;
                В этой клетке птица
                Точно жар горит;

                Прыгает в той клетке,
                Весело поет,
                Ярким, чудным светом
                Сад весь обдает.

                Вот я к ней подкрался
                И за клетку - хвать!
                И хотел из сада
                С птицею бежать.

                Но не тут-то было!
                Поднялся шум, звон;
                Набежала стража
                В сад со всех сторон.

                Руки мне скрутили
                И ведут меня...
                И, дрожа от страха,
                Просыпаюсь я.

                Уж в избу, в окошко,
                Солнышко глядит;
                Пред иконой бабка
                Молится, стоит.

                Весело текли вы,
                Детские года!
                Вас не омрачали
                Горе и беда.

                <1865 или 1866>


                БЕДНОСТЬ

                Бедность ты, бедность,
                Нуждою убитая, -
                Радости, счастья
                Ты дочь позабытая!

                Век свой живешь ты -
                Тоской надрываешься,
                Точно под ветром
                Былинка, шатаешься.

                Мерзнешь зимой ты
                В морозы трескучие,
                Жаришься в лето
                Горячее, жгучее.

                Ох! нелегко-то
                Твой хлеб добывается;
                Потом кровавым,
                Слезой омывается!

                Где ж твоя радость,
                Куда подевалася?
                Где ж твое счастье?..
                Другим, знать, досталося.

                1872


                УТРО В ДЕРЕВНЕ

                Занялась заря на небе,
                В поле ясно и тепло;
                Звонко ласточки щебечут;
                Просыпается село.

                Просыпается забота,
                Гонит сон и будит лень.
                Здесь и там скрипят ворота -
                Настает рабочий день.

                Из ворот пастух выходит,
                Помолившись на восток,
                Он рожок берет - и звонко
                Залился его рожок.

                Побрело на выгон стадо,
                Звук рожка замолк вдали,
                И крестьяне на работу
                На поля свои пошли.

                Зреет рожь и колосится,
                Славный плод дала земля!
                Солнце встало, разливая
                Свет на хлебные поля.

                И глядя на них, крестьяне
                Жарко молятся, чтоб бог
                Эти пажити от града
                И засухи уберег;

                Чтобы мог удачно пахарь
                Все посеянное сжать
                И не стал бы в эту зиму
                Горевать и голодать.

                1875

     Иван  Захарович  Суриков родился в деревне Новоселовке Угличского уезда
Ярославской  губернии,  в  семье крепостного крестьянина. Восьми лет попал в
Москву,  где  помогал отцу вести мелочную торговлю. Урывками учился грамоте.
Начал  писать  стихи,  вызывая  жестокие  насмешки  окружающих.  В 1862 году
познакомился  с  поэтом  Плещеевым,  который оценил талант юноши и помог ему
опубликовать   свои  стихи.  Впоследствии  Суриков  стал  известным  поэтом,
создателем  кружка  писателей  из  народа.  Большинство стихов его посвящены
горестной  доле простого крестьянина. Однако широта взгляда на мир позволила
критике  назвать  поэта "крестьянским Тютчевым". Многие стихи Сурикова стали
народными  песнями  ("Рябина",  "В  степи", "Доля бедняка"). Значительны его
исторические поэмы. Всю жизнь поэт провел в тяжелой нужде, умер от чахотки.


                И. З. Суриков

                Стихотворения

     Суриков И. З. Стихотворения.
     М., "Сов. Россия", 1974.
     OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru

                СОДЕРЖАНИЕ

     "Не проси от меня..."
     Утро
     Нужда
     "Солнце утомилось..."
     "Занялася заря..."
     Мороз
     Доля бедняка
     "Где ты, моя юность?.."
     Ночью
     Головушка
     Думы
     Верба
     Дети
     У могилы друга
     "День вечереет, облака..."
     "На дворе бушует ветер..." ....
     Разгул
     Песня ("Во чистом поле калина...")
     "Помнишь, были годы..."
     После дождя
     "Засветилась вдали, загорелась заря..."
     Грезы
     "Ночь тиха, сад объят полутьмою..."
     "В зареве огнистом..."
     Косари
     Малороссийская песня ("Я ли в поле да не травушка была...")
     "Что не реченька..."
     Из Т. Шевченко ("Жди, вернусь я из похода...")
     "Что не жгучая крапивушка..."
     "Ярко солнце светит..."
     Степь
     "Встало утро, сыплет на цветы росою..."
     "И вот опять пришла весна..."
     Горе
     В поле
     Сон и пробуждение
     По дороге
     Весна
     В ночном
     Летом
     Покой и труд
     "Мне доставались не легко..."
     Во тьме
     Жизнь
     "Что грустно мне? О чем я так жалею?.."
     Одиночество
     Работники
     Труженик
     На мосту
     На одре
     Осенью
     "Если б легкой птицы..."
     Дубинушка
     Наши песни
     На берегу
     "Я, весь измученный тяжелою работой..."
     "Я отворил окно. Осенняя прохлада..."
     "Тишь и мрак... закрыты ставни..."
     У пруда
     Цветы
     За городом
     Кручинушка
     Жница
     "Черствеет сердце, меркнет ум..."
     Трудящемуся брату
     "Честь ли вам, поэты-братья..."
     "Вот и степь с своей красою..."
     "Погоняй, ямщик, скорее!.."
     "Над широкой степью..."
     "Загорелась над степью заря..."
     "Не корите, други..."
     В Украйне
     И. И. Барышеву
     Песня - быль
     Зима
    
                * * *

                Не проси от меня
                Светлых песен любви;
                Грустны песни мои,
                Как осенние дни!

                Звуки их - шум дождя,
                За окном ветра вой;
                То рыданья души,
                Стоны груди больной.

                1869


                УТРО

                Ярко светит зорька
                В небе голубом,
                Тихо всходит солнце
                Над большим селом.

                И сверкает поле
                Утренней росой,
                Точно изумрудом
                Или бирюзой.

                Сквозь тростник высокий
                Озеро глядит.
                Яркими огнями
                Блещет и горит.

                И кругом все тихо,
                Спит все крепким сном;
                Мельница на горке
                Не дрогнет крылом.

                Над крутым оврагом
                Лес не прошумит,
                Рогкь не колыхнется,
                Вольный ветер спит.

                Но вот, чу! в селеньи
                Прокричал петух;
                На свирели звонкой
                Заиграл пастух.

                И село большое
                Пробудилось вдруг;
                Хлопают ворота,
                Шум, движенье, стук.

                Вот гремит телега,
                Мельница стучит,
                Над селом птиц стая
                С криками летит.

                Мужичок с дровами
                Едет на базар;
                С вечною тревогой
                Шумный день настал.

                1864


                НУЖДА

                Ах, нужда ли ты, нужда,
                Сирота забытая!
                Ходишь ты без зипуна,
                День-деньской несытая.

                На твоей на полосе
                Рожь не наливается,
                А крапива да трава
                Летом колыхается.

                Твоего добра и днем
                Не сыскать со свечкою;
                А в избе зимой мороз
                Греется за печкою.

                Да когда же ты, нужда
                Горькая, поправишься?
                Знать, тогда, как в гроб сойдешь,
                В саван принарядишься...

                1865


                * * *

                Солнце утомилось,
                Х_о_дя день-деньской;
                Тихо догорая,
                Гаснет за рекой.

                Край далекий неба
                Весь зарей облит,
                Заревом пожара
                Блещет и горит.

                Ходят огневые
                Полосы в реке;
                Грустно где-то песня
                Льется вдалеке.

                1865


                * * *

                Занялася заря -
                Скоро солнце взойдет.
                Слышишь... чу... соловей
                Щелкнул где-то, поет.

                И все ярче, светлей
                Переливы зари;
                Словно пар над рекой
                Поднялся, посмотри.

                От цветов, на полях,
                Льется запах кругом.
                И сияет роса
                На траве серебром.

                Над рекой, наклонясь,
                Что-то шепчет камыш;
                А кругом, на полях,
                Непробудная тишь.

                Как отрадно, легко,
                Широко дышит грудь!
                Ну, молись же скорей!
                Ну, молись, да и в путь.

                1865


                МОРОЗ

                Смотрит с неба месяц бледный,
                Точно серп стальной;
                По селу мороз трескучий
                Ходит сам-большой.

                По заборам, по деревьям
                Вешает наряд;
                Где идет, в снегу алмазы
                По следу горят.

                Шапка набок, нараспашку
                Шуба на плечах;
                Серебром сияет иней
                На его кудрях.

                Он идет, а сам очами
                Зоркими глядит:
                Видит он, - вот у калитки
                Девица стоит...

                Поглядел, тряхнул кудрями, -
                Звонко засвистал -
                И пред девицей любимым
                Молодцом предстал.

                "Здравствуй, сердце!.. здравствуй, радость!" -
                Он ей говорит;
                Сам же жгучими очами
                В очи ей глядит.

                "Здравствуй, Ваня! Что ты долго?
                Я устала ждать.
                На дворе такая стужа,
                Что невмочь дышать..."

                И мороз рукой могучей
                Шею ей обвил,
                И в груди ее горячей
                Дух он захватил.

                И в уста ее целует -
                Жарко, горячо;
                Положил ее головку
                На свое плечо.

                И очей не сводит зорких
                Он с ее очей;
                Речи сладкие такие
                Тихо шепчет ей:

                "Я люблю тебя, девица,
                Горячо люблю.
                Уж тебя ли, лебедицу
                Белую мою!"

                И все жарче он целует,
                Жарче, горячей;
                Сыплет иней серебристый
                На нее с кудрей.

                С плеч девичьих душегрейка
                Съехала долой;
                На косе навис убором
                Иней пуховой.

                На щеках горит румянец,
                Очи не глядят,
                Руки белые повисли,
                Ноги не стоят.

                И красотка стынет... стынет...
                Сон ее клонит...
                Бледный месяц равнодушно
                Ей в лицо глядит.

                1865


                ДОЛЯ БЕДНЯКА

                Эх ты, доля, эх ты, доля,
                Доля бедняка!
                Тяжела ты, безотрадна,
                Тяжела, горька!

                Не твою ли это хату
                Ветер пошатнул,
                С крыши ветхую солому
                Разметал, раздул?

                И не твой ли под горою
                Сгнил дотла овин,
                В запустелом огороде
                Повалился тын?

                Не твоей ли прокатали
                Полосой пустой
                Мужики дорогу в город
                Летнею порой?

                Не твоя ль жена в лохмотьях,
                Ходит босиком?
                Не твои ли это детки
                Просят под окном?

                Не тебя ль в пиру обносят
                Чаркою с вином,
                И не ты ль сидишь последним
                Гостем за столом?

                Не твои ли это слезы
                На пиру текут?
                Не твои ли это песни
                Грустью сердце жгут?

                Не твоя ль это могила
                Смотрит сиротой?
                Крест свалился, вся размыта
                Дождевой водой.

                По краям ее крапива
                Жгучая растет,
                А зимой над нею вьюга
                Плачет и поет.

                И звучит в тех песнях горе,
                Горе да тоска...
                Эх ты, доля, эх ты, доля,
                Доля бедняка!

                1866


                * * *

                Где ты, моя юность?
                Где ты, моя сила?..
                Горькая кручина
                Грудь мою сдавила.

                Голове поникшей
                Тяжело подняться;
                Думы в ней, как тучи
                Черные, роятся;

                И сквозь эти тучи
                Солнце не проблещет;
                Сердце, точно голубь
                Раненый, трепещет.

                Эх, судьба-злодейка!
                Ты меня сгубила;
                В мрачный, тесный угол
                Злой нуждой забила.

                Вот моя каморка -
                Грязная, сырая;
                Чуть во мраке светит
                Свечка, догорая.

                Вот у стенки столик;
                Вот два ветхих стула;
                В уголке икона
                В мраке утонула.

                Вот моя подруга
                В безотрадной доле,
                Шьет она, трудится,
                Убиваясь в горе.

                Вот лежит в постели,
                Бледная, худая,
                Охает и стонет
                Мать моя больная.

                Холодно в каморке;
                Коченеют члены.
                Затопил бы печку -
                Дров нет ни полена.

                Голова кружится;
                Все чернее думы;
                И стоишь да плачешь,
                Грустный и угрюмый.

                И невольно в сердце
                Злоба закипает
                На того, кто в свете
                Злой нужды не знает.

                1866