Нам не следует уподобляться тупым быкам

Абдулазиз Махмудов
                Абдулазиз Махмудов               

               
               
                Нам не следует уподобляться тупым быкам
               
                Первая  часть

Уважаемый Толиб - ака, благодарю вас за предложение начать первым суждения о

новом мышлении. Хотел бы заметить что вы не совсем правильно поняли мою мысль

относительно  динозавров, которую я  применил  к вам и Абдурахиму Пулатову,

поэтому я хочу внести ясность. Говоря о динозаврах я имел ввиду не масштабы

вашей безусловно полезной деятельности, а употребил это слово в качестве

характеристики обречённого на вымирание  вида не способного к эволюционным

изменениям. Тем более что вы и сами подтвердили, что кроме чёрно - белого

цвета, других цветов не различаете. Ну в этом случае ничего не попишешь,

значит таковы особенности вашей физиологии. Однако это никак не означает, что

в природе не существует других цветов.( Хочу предупредить уважаемых читателей

что, я такой же  динозавр, как и  мои товарищи, и тоже, порой, не прочь

вскочить на котурны, поэтому заранее прошу  простить за резкость и

безаппеляционность некоторых своих суждений.) Рассуждая об  особенностях

физиологии, хотел бы отметить, что  и быки, которые становятся жертвами

тореадоров во время красочных коррид в Испании и Латинской Америке тоже не

различают цветов, поэтому, нам с вами не следует уподобляться этим обречённым

на смерть и потеху     толпы тупым быкам с примитивным зрением.

           Как говорил Бернард Шоу "Демократия не может стать выше уровня того

человеческого материала, из которого составлены ее избиратели." Поэтому давай-

те размышлять о человеческом материале. И далеко за примерами ходить не будем

они доступны любому читателю «Янги дунё» и каждый сможет сам убедиться в том

о чём я буду говорить.

  Анализируя интеллектуальный уровень некоторых публикаций наших

соотечественников и отклики на них я пришёл к печальному выводу, что за

некоторым исключением, нашей оппозиции, как и быкам  не хватает не только

политического зрения, но и мозгов. Наиболее читаемыми и бурно обсуждаемыми

являются не фундаментальные исследования известных учёных Юрия Афанасьева,

Боймирзы Хаита, академика С.П Толстова. Произведения Ахмада Дониша, Махмудхожа

Бехбуди и другие серьёзные материалы публикуемые последние несколько месяцев

на сайте Янги Дунё, а сомнительные мемуары придворного журналиста Исмата

Хушева, который, даже в эмиграции умудряется демонстрировать традиционную

беспринципность отечественного писательства. Уму не постижимо! Сколько его ни

унижали, то запирая в конуру, то выпуская на волю, сколько ни пинали, как

собачонку - продолжает славославить власть. Фрагмент из интервью Исмата

Хушева  «bbcuzbek.com» от 8 января 2010 года.

Бахтиёр, АКШ: Исмат ака, сиз шубхасиз буюк талант сохибисиз. Агар сиз

президент бўлиб колсангиз, ишни нимадан бошлар эдингиз?

«Яхши савол. Бу хакда мухожирликда юриб ўйламаган мухолифатчи бўлмаса керак.

холбуки, мен ўзимни мухолифатчи деб билмасам-да, саволларингизга жавоб беришга

харакат киламан.

Президент этиб тайинланган куним, хаётимда менга жуда кўп яхшиликлар килган

Ислом Каримовни Ўзбекистоннинг биринчи Президенти сифатида дахлсизлигини

таъминловчи 1- ракамли Фармонга имзо чекардим.

Сўнг иккинчи Фармон билан Шукрилла Мирсаидов, Исмоил Жўрабеков, Темур Алимов,

Мавлон Умрзоков, Бахтиёр Гуломов, Алишер Азизхўжаев ва Рустам Шогуломовларни

Президентнинг Давлат маслахатчилари этиб ишга тайинлардим. Шунингдек, Адхам

Фозилбеков, Шухрат Нусратов, Рустам Калоновларни хукумат тизимига олиб

келардим.» Ислом Шогуломовга  “Шарк” нашриёт-матбаа концерни рахбарлигини,

Аъло Хўжаевга “Ўзбеккино”ни, Карим Бахриевга телерадиокомпани -ия раислигини

кайтариб берардим. Назиржон Ражабовни Самаркандга хоким этиб тайинлардим.

Лекин Георгий Алексеевич Крайнов, Зелемхон Хайдаров, Равиль Вахобович

 Абдукодировларни хозирги лавозимларида олиб колардим. Улар жуда тажрибали,

саройдаги сиёсий ўйинлардан мени огохлантириб туришади…»

Заметьте! Ни одной свежей мысли. Ни одного нового лица. Мы уже двадцать лет

являемся заложниками многих тысяч Исматов Хушевых. Именно такие как он

процветают в нашем традиционном патриархальном болоте и готовы культиви -

ровать застой  ещё многие сотни лет. Вот вам подлинный облик "главного героя"

читателей сайта Янги Дунё и облик его доверчивых почитателей. Вот вам вершки и

корешки. Дремучее массовое сознание  и манипуляция писателя этой дремучестью..

Зная Хушева по своим съёмкам, как талантливого популиста и демагога 

способного  увлечь невежественную толпу на баррикады, и скрыться в ближайшей

чайхане, я мог бы и не замечать его публикаций. Но очень уж этот

кашкадарьинский «соловей» подходит к затронутой нами теме. Это же яркий типаж

той  самой аполитичной, своекорыстной и бездуховной псевдо интеллигенции из

высших эшелонов власти, которые руководствуясь принципом «пусть все сдохнут

кроме меня » в первую очередь заботятся о собственном благополучии. А если не

дай бог, «клюнет жареный петух,» первыми покинут государственный корабль. И

обратите внимание на отзывы, как им  восхищаются неискушённые читатели, как

они благодарят его и пускают длинные слюни в ожидании следующей порции чтива.

Одним словом, Исмат Хушев властитель дум сайта Янги Дунё  ! Не вы, дорогой мой

и уважаемый правозащитник  Толиб Якубов, не вы друзья мои оппозиционеры, за 

идеалы демократии  пережившие репрессии, тюремные застенки,побои, холод и

голод.И тем ни менее продолжающие работать во благо нашей страны. Не вы

дорогие мои журналисты, которых преследовали и преследуют за правду -матку, а

господин Исмат Хушев. Который с помощью своих публикаций объявил всем нам шах

и мат! С чем я вас всех, и поздравляю! У меня складывается  впечатление, что

рукоплещущий «откровениям» автора человеческий материал и сам журналист

взаимно дополняют друг-друга.Они из одной и той же патриархально - феодальной

среды, они одинакового уровня и очень хорошо друг - друга понимают. А мы с

вами, господа хорошие, на их фоне с нашей мечтой о демократии кажемся чужими.

Вы не находите?

А между тем, Исмат – ака,  вы могли бы рассказать о меркантильности бывших

хозяев, с которыми, наверное, вы не только пили кофе, разъезжая по заграницам?

Что мешает вам писать об этом ?  Если бы вы, пользуясь случаем, рассказали всю

правду о прихватизации Узбекистана правящим классом,   о коррупции , как

раковая опухоль разъедающей властную элиту ? Куда и на какие нужды тратятся 

деньги от хлопка, золота и газа ? В чьи карманы идут откаты от госзаказов? И

почём нынче чиновничьи портфели? Сколько стоят крышевание предприятий, или

иные услуги придворных лиц ? Это действительно было бы достойным для

подлинного гражданина  событием и новым словом отечественной журналистики.

Слабо об этом написать? А то о чём вы говорите, извините, это полуправда -

традиционное и лицемерное «узбекчилик», когда хочется  и рыбку съесть и на

банан не сесть. Кстати, вспомним дни ошской трагедии июня этого года, когда

трусливые коллеги нашего краснобая за редким исключением молчали в тряпочку. 

А наш кашкадарьинский «соловей» даже из горя и страданий несчастных людей

сделал себе пиар компанию и умудрился извлечь дивиденды.

Фрагмент стихотворения Исмата Хушева    Киргизларга очик хат

 «Мен шох бўлсам Ўзбекистонга,

Ўлдирганинг учун Ўзбекни.

Имзо чекиб олий Фармонга

Бир кечада пойтахт Бишкекни,

Тўлдирардим кип кизил конга,

Мен шох бўлсам Ўзбекистонга…»

Слава богу,что вы Исмат Хушев, никогда не станете шахом. А ваши стихи это

демагогия и популизм рассчитанный на мгновенную реакцию убитых горем людей.

Это же надо «  Бир кечада пойтахт Бишкекни,Тўлдирардим кип кизил конга,  Но

ведь в Бишкеке, который ваш лирический герой  грозится утопить в крови живут

и  ни в чём не повинные люди?  А где же Разумное, Доброе, Вечное сеятелями

которого должны быть творческие люди?  Вы вместо этого сидя на своём диванчике

в благополучной Канаде уподобляясь фашиствующим Мырзакматовым и Бекназаровым

сеете ненависть, жажду крови и мщения.

Господин Исмат Хушев, скажите пожалуйста! Вы когда - нибудь рискуя жизнью

пробирались в горячие точки? Вы работали в окружении озверевшей толпы? Вы

видели горы трупов? Вы нюхали запах гниющего человеческого мяса? Вы видели

глаза людей убитых горем? Вы видели мужчин плачущих от бессилия и плакали

вместе с ними? Вряд ли вам приходилось это делать. Если бы вы это видели, и

искренне сочувствовали невинным жертвам геноцида,  никогда не стали бы писать

«ах если бы я был шахом утопил бы в крови весь Бишкек» , а  поднялись бы с

насиженного кресла, купили билет до Андижана, пробрались в горящий  Ош и как

гражданин ощущающий свою идентичность с жертвами трагедии попытались бы

разобраться, что же на самом деле происходит и с помощью правдивых репортажей

выполнили бы свой журналистский долг. К сожалению вам это слабо ! Вы, как и

подавляющее большинство ваших коллег по писательскому цеху, далеко не

Хемингуэи и не Байроны. Думаете одно, пишете другое, делаете третье. 

« Скажи мне, что читаешь? И я скажу кто ты.» Не помню кому принадлежат эти

слова, но в их бесспорности вряд ли кто будет сомневаться. На сайте Янги Дунё,

как   в зеркале отражаются уровень культуры и интеллект  человеческого

материала с которым мы с вами обречены строить демократическое государство.

Скажем прямо, что поклонники Исмата Хушева  ещё не самые дремучие люди. А как

они, или это всё же были другие? Набросились обвинять в ереси уважаемого

Ташпулата Юлдашева за его откровенные размышления в статье «Игры на вере»

посвящённые вопросам религии  06.08.2010 года. Или их откровенные оскорбления

в адрес Абдурахима Пулатова высказанные в ответ на  мысли «Ислом динида чукур

ислохотлар килмасдан, куръоннинг ўрта асрлардан хам аввалги билимларимиз

доирасида килинган тафсири билан яшашни давом эттирар эканмиз, биров

Куръонннинг нусхаларини ёкса-ёкмаса, ахволимизни тузатолмаймиз.» изложенные в

статье  «куръон мукаддас, аммо унинг турли йўллар билан килинган хар бир

нусхаси мукаддас бўлолмайди»

Читаешь эти отзывы и изумляешься сходству. Ведь это уже было в нашей истории

сто лет назад. Сто лет назад  такая же закоснелая в своём невежестве толпа

отрицала географию Бехбуди, в которой утверждалось, что земля круглая и

называла  новометодные школы джадидов кафирскими, а самих учителей забрасывала

камнями. Прошло сто лет. Поменялись декорации, а наш псевдорелигиозный

обыватель не изменился.Та жа увесистая чалма на потной башке. Тот же кислый

запах давно нестиранной одежды.Те же грязные пятки. Те же калоши. Тот же

насвай! Те же плевки под ковёр. Тот же оголтелый фанатизм, та же нетерпимость

к инакомыслию, которые к счастью невозможно скрыть ни опрятным обликом, ни

внешней этичностью, ни европейской одеждой. А с каким важным видом они

участвуют в отправлении семейных религиозных обрядов? А какие они проповеди

читают? Как правило – аудитория таких собраний - современные и достаточно

образованные люди, которые иронично переглядываются, слушая откровенные

глупости, никак не связанные с кораном и хадисами. И только в силу лицемерного

«узбекчилик,» не встают и не сбегают от мракобесия.

     Я ни в коем случае не противник критики. Конечно же критика  должна стать

делом обыденным. Она нам нужна как вода, как воздух, как пища наконец. Она

позволит нам отделить зёрна от плевел. Позволит обсуждать наши злободневные

вопросы и искать на них ответы. Без критики мы обречены на стагнацию  и

никогда не выберемся из нашего патриархального болота. Но мы должны учиться 

цивилизованной и аргументированной критике. Фотография осла на сайте и

комментарии, что Абдурахим опять заревел как ишак это не критика, это

оскорбление личности. Вот что сказал сто лет назад по поводу критики наш

уважаемый учитель Махмудхожа Бехбудий  в своей статье «Танкид  - сараламокдур»

«Мухаммад Сайид афанди таъбиринча, мундай кетаберса, «киёматдан
минг йил сунгра - да, Туркистонга тараккий йук;». Агарда, «хотир      
колмасун» коидаси маслак тутулса, матбуотдан калам тортмок керак.   
Чунки хакикий матбуот хеч кимни хотирига карамас. «Хотир колмасун»
касали биз мусулмонларни барбод этди.»

«Ойна» ж., 1914 йил, 32-сон;621—623-;бетлар.

Ах если бы авторы оскорбительных отзывов больше читали, то наверное узнали ,

что именно джадиды закладывали фундамент нашей нынешней светской культуры и

образования. Это они сто лет назад говорили о необходимости реформирования

мечетей, имея ввиду отправления религиозных обрядов И в то же время,справед-

ливости ради, надо отметить,что наряду с мемуарами Исмата Хушева являющихся

образчиком традиционного патриархального мышления из  среды отечественных

авторов выделяются люди, чьи произведения выходят далеко за рамки местечкового

писательства. Одну из таких работ вы знаете по публикациям на сайте   

Myvozanat…Это сатирический роман Холдара Вулкана  «Луна за окном » . События

описанные в романе  - смех сквозь слёзы. Это яркие, гротескные  зарисовки

несуразностей нашей жизни . Фрагмент романа :

     «А вот, наши туалеты во всем мире самые лучшие! Без крыш, под открытым

небом! Вместо дверей - занавеска. Если хочешь, сиди и гляди на бескрайнее

небо. Вздохнув грустно, можно попрощаться с журавлиными караванами, которые

летят над ивовыми рощами, где царит тишина, где печально и тихо падают листья.

Особенно ночью. Сидишь, а луна светит прямо над твоей головой. Там, вдалеке

над чернеющими тугаями, кишмя кишат бесчисленные звёзды, и издалека слышатся

кваканье лягушек и монотонные пения сверчков. Ещё этот туалет в считанные

минуты можно превратить в наблюдательный пункт, откуда можно прослеживать за

деятельностью соседей. Когда следишь за людьми как из амбразуры через узкую

щель туалета, никто тебя не заметит. Можешь спокойно собирать информацию о

том, кто что привёз, кто что увёз. Кто куда едет, кто откуда приехал и т. п.

Даже можно подслушивать разговоры как ниндзя, воины - тени средних веков.

Справляя нужду, тут даже можно и покурить. Если появится неприятный запах, то

его тут же ветром унесёт вдаль. Самое главное - этот туалет никогда не

засоряется! Нет надобности звонить по комхозам в поисках сантехника. То есть

не будет лишних затрат! А Вы, всё восхваляете отсталую Европу. Тьфу! - как

говорится, на Вас и на вашу Европу.»   

      Вот что мы должны обсуждать. На мой взгляд, это новое слово в узбекской

литературе, которое продолжает традиции классиков жанра , Франсуа Рабле,

Николая Васильевича Гоголя, Салтыкова – Щедрина,  и если перевести книгу на

другие языки, события описанные в романе будут близки и понятны человеку любой

культуры. Потому что ханжество, жадность, глупость это общечеловеческие

пороки. Сегодня нам нужны десятки Холдор Вулканов безжалостно рисующих

особенности нашей, порой, мерзкой натуры. Народ не способный видеть и лечить

прыщи на собственной  физиономии обречён на духовное прозябание.
   
                Конец  первой  части
               
 
                Абдулазиз Махмудов   кинорежиссёр 



                Ташкент 20 октября 2010 года.