Письма

Александр Раков
САНТЕХНИК
Как-то раз, когда я гостила у мамы, в её квартире прорвало водопроводную трубу. Сначала вода еле капала, и мы хотели заткнуть течь своими силами, но едва дотронулись до трубы, как она совсем отвалилась. Вода хлынула мощным потоком. Мама живёт на 9-м этаже, а ниже неё — на 8-м и 7-м — квартиры с евроремонтом… От ужаса мама упала на колени и заплакала в голос. Я хотела немедленно перекрыть воду, но оказалось, что вентиль сломан и мне его не повернуть… Что было делать? Вода хлещет, мама плачет, почти в безпамятстве… Кое-как я вывела её, мокрую с головы до ног, на лестницу, чтобы она взяла у управдома ключ от подвала и перекрыла воду там… А сама в ожидании её возвращения начала что было сил молиться. Я никогда так не молилась: как будто в душе раскрылась какая-то дверца, и молитва через неё шла от самого сердца. (У нас потом спрашивали: «Почему же вы не позвонили в аварийную службу?» Но шок наш был так силён, что мы совсем позабыли о телефоне. Зато о Боге сразу вспомнили.)
Пока я молилась, мама выбежала на улицу, и тут какой-то мужчина спросил её: «У вас что-то случилось?..» Мама всё рассказала ему. «Ведите меня в вашу квартиру. Я сантехник. Шёл в соседний дом по вызову, но туда меня не пустили, и я решил пока передохнуть в вашем подъезде…» Они вошли в квартиру, а там я, стоя на коленях, пыталась вычерпывать тарелкой прибывающую воду. «Подвинься, дочка!» — сказал мне сантехник. Я отошла, даже не взглянув на него, — запомнила только его ноги в плетёных сандалиях. Он очень скоро справился с аварией и ушёл, не взяв с нас денег. Несколько дней мама с ужасом ждала визита разъярённых соседей, но, как ни удивительно, никто к нам не пришёл.
Потом я спросила у мамы, как выглядел этот сантехник. Оказалось, что она не запомнила его внешности — так была расстроена. Спросили у моих детей, и сын сказал, что это был дедушка с лысинкой на голове… Тогда-то впервые у меня появилась робкая догадка… Потом мама сказала, что таких сантехников в их районе нет, — а она каждого знает… И наконец, приехав домой, я стала разглядывать свою православную библиотечку, взяла наугад какую-то книгу, раскрыла её где придётся и увидела изображение Святителя Николая. На картинке полы его плаща развеваются, и видны ноги в плетёных сандалиях… Я взглянула на эти сандалии и разрыдалась…
Светлана МИХАЙЛОВА, г. Пенза


ТЕРПЕНИЕ ЛОПНУЛО
Моя работа — это постоянное, в течение целого дня, общение с самыми разными людьми. Я договариваюсь с ними по поводу развоза товаров. Была у меня одна клиентка: когда её номер высвечивался на телефоне, у меня сердце начинало болеть, ибо разговор с ней — это выслушивание безконечных претензий, упрёков, требований, которые приходилось тут же, бросая все дела, выполнять. Начальство не разрешало расстаться с ней — клиент выгодный. Приходилось всё терпеть. Так продолжалось очень долго. Но однажды моё терпение лопнуло: в Николо-Богоявленском соборе у любимой иконы Святителя я неожиданно для себя самого едва не расплакался. «Николушка, помоги! Я обязательно напишу в газету об этой помощи!» И Святитель помог. Женщина эта уволилась, и на её место пришла спокойная, покладистая девушка. А затем и вовсе эту фирму передали другому работнику.
Р.Б. Сергий, СПб


ЗАГРАНПОЕЗДКА ДЛЯ БЕЗРАБОТНОЙ
Я долгое время сидела без работы. Москва — большой город, но для меня все двери в нём были закрыты. Я ходила на собеседования и всюду как будто бы подходила, но в последний момент по непонятным причинам мне отказывали. Я исполнилась уныния и даже отчаяния. Как-то раз в гостях у подруги я увидела книжку о Святителе Николае. Взяла почитать, ибо с детских лет очень люблю Святителя. В книжке лежала рекламная брошюрка о паломнических поездках, в том числе и в Бари, к мощам Чудотворца. Мне очень захотелось поехать туда, при том что денег не было и на метро. Однако я зачем-то позвонила в паломническую организацию и записалась на ближайшую поездку. Подошёл срок отъезда: мне позвонили и спросили, готова ли я ехать. Я расплакалась, сказала, что денег нет, занять не у кого и мне даже визу не сделать, поскольку для Шенгена нужна справка с работы, а я безработная. Мне посоветовали молиться Святителю. Я припала к иконе и плакала целый день, просила о помощи, однако разум мой не верил в то, что это возможно. Каково же было моё удивление, когда на следующий день я проснулась от телефонного звонка: знакомый предлагал мне лёгкую работу на три дня и обещал за неё 1000 долларов. Полученных денег хватило только на часть поездки, но через несколько дней меня пригласили на собеседование на ТВ и взяли на работу. Я собрала недостающую сумму, взяла справку, и вскоре отправилась в поездку по Греции и Италии. В поездке этой я узнала ещё одного чудесного святого — святителя Спиридона Тримифунтского, которого с тех пор очень почитаю и люблю.
Р.Б. Татьяна, Москва


НЕСВОЕВРЕМЕННЫЙ РЕМОНТ
Начали мы делать ремонт в квартире: отбивали от стен старую штукатурку и быстросхватывающим раствором штукатурили заново. И так у нас быстро дело пошло: за день две комнаты сделали. Осталось в третьей комнате небольшой участок заштукатурить, 60х60 см, но у нас уже сил не было — отложили на завтра. На следующий день начали работу. Только заштукатурили — всё сразу отвалилось. Мы вновь штукатурим — оно опять отваливается. И так пять раз подряд повторяли — и всё без толку. И тут я вспомнила, что сегодня за день: 22 мая, праздник Святителя. А мы про это и забыли, принялись работать в большой праздник! Пошла в церковь просить прощения у Николая Чудотворца… На другой день вернулись к работе — и за 15 минут всё успешно закончили.
Р.Б. Мария, Москва


«КАКОЙ-ТО КОЛЯ…»
Когда моей маме было 70 лет, она тяжело заболела — лежала, бредила, никого не узнавала. Вызвали «скорую». Врачи осмотрели маму — и отказались брать её в больницу, сказали, что нужно готовиться к самому худшему. Папа сказал: «Ну что ж, будем молиться Николаю Угоднику!..» Я начала читать акафист Святителю, и двое суток непрерывно, без сна и отдыха, молилась над больной матерью. На третьи сутки я уже не могла сидеть без сна. Сказала: «На всё воля Божия!» — и пошла спать. Ночью непонятно почему проснулась и вижу: мама сидит на кровати. «Что с тобой, мама? Ложись!» — «Нет, — она отвечает, — здесь какой-то Коля ходит…» — «Нет здесь никого, спи!» Утром мама не помнила нашего ночного разговора, но с этой ночи всё пошло у неё на поправку. Вскоре она выздоровела и прожила ещё десять лет. Я-то сразу поняла, какого Колю она видела той ночью…
Галина Павловна ЖЕЛАМСКАЯ, г. Чита


ЧУДЕСНАЯ ОПЕРАЦИЯ
У моего внука Никиты с раннего детства больное сердце, часто случались приступы. Сейчас ему 12 лет. Однажды врачи сказали, что Никите срочно необходима операция. Операция — дело дорогое и, что таить, опасное… Врачи не скрывали, что хирургическое вмешательство спасёт ребёнку жизнь, но не здоровье: после операции мальчик станет инвалидом… Но что же делать? Лишь бы жил… Взяли благословение и отправили Никиту в Новосибирск, в клинику. Каждый день молились о нём всей семьёй — а семья у нас большая, дружная. В день операции я пошла в наш храм, встала в приделе Николая Чудотворца и начала читать акафист Святителю. Возвращаюсь домой — звонит мама Никиты. Операция прошла успешно, и более того: чудесно! Во-первых, шла она по новому методу, без скальпеля и вообще без хирургического вмешательства; мальчик чувствует себя хорошо; вместо шрама на теле остался только крошечный след, как от укола. Врач сказал, что Никита вполне может наравне со всеми посещать уроки физкультуры, а со временем будет признан годным для армии. И во-вторых, денег с нас за эту операцию не взяли, а дорогу до Новосибирска и обратно оплатил завод, на котором работают родители Никиты!.. Слава Тебе, Господи!..
Р.Б. Валентина, г. Комсомольск-на-Амуре


ВСТРЕЧА С РОДНЫМИ
Я живу в Туапсе, на берегу Чёрного моря, а родные — мама, дочь, внук, сестра — живут очень далеко от меня, в городе Великие Луки. Сколько раз мне хотелось приехать, навестить их, но сделать это было не так-то просто — мешала болезнь. Болезнь очень серьёзная — дисбактериоз, развившийся от длительного применения антибиотиков. Много раз я стояла на грани жизни и смерти, и ни о каких поездках речи быть не могло. Как-то раз моя сестра Люба отправилась на остров Залита к старцу Николаю Гурьянову. Это было в последние месяцы жизни старца — отец Николай очень болел и редко принимал посетителей, однако Люба, уж не знаю каким образом, смогла прорваться к нему и задала только один вопрос — обо мне: «Сможет ли Вера (то есть я) когда-нибудь приехать на родину, или ей суждено умереть вдали от родных?» Старец выслушал сестру и вдруг весь озарился каким-то внутренним светом, засиял улыбкой и сказал: «Приедет! Непременно приедет!»
С тех пор прошло несколько лет. Много раз мне грозила смерть, я очень устала от своей болезни и если осталась жива, то во многом потому, что помнила пророчество старца: как же я смогу умереть, если ещё не повидалась с родными?.. В конце концов болезнь отступила, и однажды мне пришло письмо из телестудии Останкино: меня просили приехать и рассказать телезрителям, как я победила недуг. Я подумала: вот удачный случай — по пути заеду к родным!.. В Останкино всё прошло очень хорошо, вот только съёмки затянулись, и я боялась опоздать на поезд до Великих Лук. И вправду, времени оставалось мало. Таксист, которого я остановила, посмотрел на часы и сказал: «Не успеем!» Но мы поехали. Был четверг, день Николая Чудотворца. Я молилась Святителю и верила: он поможет. Но в Москве гололёд, на дорогах пробки, мы стоим возле каждого светофора… Всё же приехали — за несколько минут до отправления поезда. Успею ли добежать до вагона с тяжёлыми чемоданами?.. Вдруг откуда ни возьмись ко мне подбегает симпатичный парнишка, берёт мои вещи, быстро несёт к поезду — я еле успеваю за ним. Занёс вещи в вагон, дотащил до купе, и тут же, не дожидаясь благодарности, куда-то убежал. Поезд немедленно отошёл от перрона. Без этого парня я бы не поспела!.. Вот как проявилась помощь Святителя Николая.
Я с радостью повидалась с родными, погостила у них, а когда села в поезд, чтобы вернуться домой, мне позвонили знакомые и сказали, что к нам в Туапсе прибывает ковчег с частицей мощей Николая Чудотворца!..
В.Ф. КАРАГОЗЬЯН, г. Туапсе


МАЛЬЧИШКА УБЕЖАЛ НА ФРОНТ
Этот случай произошёл с моим мужем, Павлом Семёновичем Ерофеевым, в 1943 году. В тот год он, 16-летний парнишка, после окончания ФЗУ был направлен на военный завод в г. Энгельс (ныне предприятие «Сигнал» в посёлке Приволжский). Работали по 12 часов в холодном цеху, где делали снаряды для фронта. Полуголодный, постоянно не высыпаясь, он чуть не повредил в станке руку. Не выдержав напряжённого труда, решил бежать домой, а потом проситься на фронт, к отцу.
Отец его ушел на фронт в 1941 г., а мать с младшей сестрой и братом жили в с. Рогаткино Красноармейского района Саратовской области. Не сказав на заводе о своем уходе, в феврале 1943 г. Павел отправился в путь, не имея ни денег, ни тёплых вещей. За Саратов он вышел к ночи и решил идти по столбам вдоль дороги. Но скоро началась метель, и столбов не стало видно. Он заблудился, устал и присел. Закрыв лицо руками, он вспомнил о своих родных, мысленно прощаясь с ними. И вдруг он увидел мигающий огонёк и пошёл на него. Подойдя ближе, Павел увидел будку, дверь в которую то открывалась, то закрывалась от ветра, а мигали светом горящие угли в чугунке. Он вошел в дверь и увидел доброго дедушку, который спросил: «Что, замёрз, сынок?». Напоил его чаем с хлебом и уложил спать. А утром, разбудив его, сказал: «Иди на большак, сейчас пойдёт попутная машина». И добавил: «А деньги есть у тебя?». Денег не было. Тогда дедушка снял с себя свитер и надел на него.
Выйдя на дорогу, он увидел машину, водитель затормозил, но спросил, есть ли деньги. Вместо денег пришлось отдать свитер. Так мой муж добрался до дома.
Рассказ его поразил близких, и когда ему показали икону Святителя Николая Чудотворца, он узнал в нём того дедушку.
Но на этом чудеса не окончились. За побег с военного завода мог быть суровый приговор. Но когда мой будущий муж пришёл в военкомат с треугольным письмом отца и попросился в его воинскую часть, то без расспросов его отправили в г. Саратов на курсы радистов, а затем на фронт. Муж прошёл до Берлина, был в окружении у немцев, но ни одна пуля не задела его. После войны был отправлен на войну с Японией в Порт-Артур, где прослужил еще шесть лет и также был храним от бед и смерти. Вернулся домой в 1951 г. Всю жизнь он верил в то, что Бог его хранил.
Мария Дмитриевна ЕРОФЕЕВА