ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ
" Ах, как дорого и мило,
То что было так давно, -
В нашем детстве,
Где когда-то
Была мама молодой... " (Е.В.Р)
Городок Малин располагался в ста километров от Киева и был долгое время в Киевской губернии, а после войны его перевели в Житомирскую область, что довольно негативно сказалось на общее городское развитие, так как городок потерял даже своё районное значение и числился под Радомышлем, - в Радомышельском районе.
И лишь в 60-й годах Малин обрёл районное значение и стал понемногу развиваться, как город и отстраиваться городскими домами, а до этого он почти весь был застроен частными домиками, которые на вид были неказистыми, но зато утопали в больших плодоносных садах и ярких цветниках ...
Малин был в те давние времена был похож на большую деревню и отличался от села тем, что в центре у него была большая, замощённая булыжником, площадь, да ещё обширный рынок, здание пожарки, деревянная церквушка и Дворец культуры...
Город находился на высоком холме, что тянулся вдоль и параллельно небольшой реки Ирши, которая брала своё начало где-то в болотах и в родниках, питавшихся водами от Карпатских гор... А впадала речка Ирша в реку Тетерев, - Тетерев же, в свою очередь, вливалась в незабываемый и величавый Днепр...
Малин крепко закрепился на этом холме и долгое время около площади, на самом высоком месте, слева, красиво высилась небольшая деревянная церквушка, сверкая в солнечный день своим простым железным крестом...
Но ещё выше, чем православная церквушка, над городом возвышался белый, в греческом стиле, католический храм, который после революции превратили в школу ( русская школа № 2 )... В этой школе № 2 , спустя годы, училась и я ...
В далёкие, в очень далёкие дореволюционные годы, когда через
город хотели провести железную дорогу, властям Малина удалось отвести железнодорожную линию подальше от реки и от центра городка. В итоге ж\д вокзал оказался в пяти километров от города...
Этот вокзал с городком соединяла длинная, главная, местная дорога, которая проходила через весь город и пролегла по самому центру, через большую площадь и круто спускалась вниз к бумажной фабрике, около которой незаметно вырос и быстро разросся фабричный посёлок...
Этот городской район был самой элитной и благоустроенной частью города, так как там были освещены почти все улицы и именно там впервые появилось центральное паровое отопление в фабричных домах, а также водопровод и канализация. А в самом городе все эти коммунальные удобства появятся лишь спустя несколько десятилетий...
Длинная дорога от вокзала к городской площади, где-то на полпути разветвлялась на две части. Направо она поворачивалась в сторону села Малиновка, а налево к городу... От городского цента дорога круто спускалась вниз, - с высокого холма к реке и к деревянному в те времена мосту. А пролетев через мост, дорога пролегала около бум.фабрики, - там эта дорога круто поворачивала налево и ещё раз круто изогнувшись, поворачивала уже направо и, пройдя через весь фабричный посёлок, уходила в лес...
Через леса и поля, сёла и городки, мимо Радомышля и другие населённые пункты шла эта бесконечно длинная дорога в славный город Житомир, который наши малинчане очень и очень не любили из-за его провинциальной бедности и охамевших областных чиновников ...
В основном, если нужны были продукты или праздничные покупки, то малинчане чаще всего ездили в Киев или в Коростень... Но очень редко в Житомир... Житомир - это очень неуютный, неуклюжий и обшарпанно-бедноватый город...Таким он был тогда, в 1950-х годах...
Малин же превратился в город только благодаря бумажной фабрике, которая "вытянула" богатое село в хороший посёлок, а потом в небольшой городок... И это было в 1950-х годах...
Бумажная фабрика была сердцем нового города и без неё город так и остался бы большим селом или захудалым посёлком...
Именно благодаря возникновению фабрики на берегу речушки Ирша, на карте Украины появился небольшой провинциальный город Малин.
И это был и есть до сих пор очень уютный, зелёненький и симпатичный городок с доброжелательными жителями и красивыми девушками.
В 1980 году в городе Малине проживало 30 тысяч жителей, но после Чернобыля, а потом и "перестройки" жителей в Малине осталось около 14-15 тысяч ...
Но жизнь продолжается и город с каждым годом неузнаваемо меняется, строится и перестраивается, а его население, безусловно, прибавляется и молодеет... Жизнь никогда и нигде не останавливается. Это мы меняемся, взрослеем, стареем и уходим, а город остаётся там, где он когда-то возник... Он живой ... мой город... и будет жить
всегда, даже тогда, когда нас не будет на этом свете ... Дай Боже !