Метель А. С. Пушкина

Виждь
Недобрая  сила навалилась тенью на землю, пошел снег, подул ветер, молодой  человек  не  успел к тайному венчанию, вместо  него в церкви у аналоя оказался другой. Силовые поля истории были умышленно искажены, и судьбы людей потекли по другим руслам.  Злой умысел и есть, на мой взгляд, суть рассказа А.С. Пушкина «Метель».

Возьмем естественный ход истории, т.е. рассмотрим  события так, как они могли бы развиваться, не вмешайся случай. (А что такое случай – удар господа бога кулаком по столу истории).
Итак, участники истории: Марья Гавриловна, Владимир Николаевич, Бурмин.

События вполне могли бы развиваться так: Марья и Владимир тайно венчаются. Потом тайна раскрывается, и родители Марьи в конце концов смиряются с происшедшим. «…видно  такова была  судьба  Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь, что бедность  не порок, что жить не с  богатством,  а с  человеком, и тому  подобное».  Затем  Владимир  уезжает в армию. «Это было в 1812 году». «Несколько месяцев уже спустя» Марья находит «имя его в числе отличившихся и тяжело раненых под Бородиным»; «в Москве,  накануне  вступления  французов» он умирает. Но жизнь не останавливается, и, хотя память о Владимире  «казалась священною  для  Маши;  по  крайней  мере  она  берегла  всё, что  могло  его напомнить: книги,  им некогда прочитанные,  его рисунки,  ноты и  стихи, им переписанные  для нее»,  в ее доме появляется «раненый гусарской полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с  интересной  бледностию,  как  говорили тамошние  барышни». 

А что же происходило с Бурминым в ту ночь, когда венчались Владимир и Марья. «А ничего» (как  съязвил Пушкин по поводу утреннего пробуждения семьи Гаврилы Гавриловича после ужасной ночи).   Совершенно ничего примечательного.  Он спешил в Вильну, где находился его полк. «Приехав однажды  на станцию поздно вечером, я велел было  поскорее закладывать лошадей». Лошадей ему дали, и он прямиком, не сбиваясь, продолжил свой путь. Деревенька Жадрино, в церкви которой проходило венчание, осталась в стороне.
Они встретились спустя несколько лет. Марья Гавриловна - вдова, он «в самом  деле, очень  милый молодой человек». «Она не  могла не сознаваться в том, что она очень ему нравилась;  вероятно и он, с своим умом и  опытностию, мог уже  заметить, что она  отличала его». История заканчивается венчанием.

А что же происходит, когда вмешиваются высшие силы?
Пушкин, как известно, верил в приметы, полагая, что это знаки, которыми высшие силы показывают свое присутствие.  Так вот, в рассказе указывается, что эти силы надвигаются и вот-вот вступят в действие. Их  чувствуют и Марья Гавриловна и Бурмин.
«Она бросалась на постель перед  самым рассветом и задремала; но и тут ужасные мечтания поминутно ее пробуждали. То казалось  ей,  что  в  самую  минуту, как  она садилась  в  сани, чтоб ехать венчаться,  отец ее  останавливал ее,  с мучительной  быстротою тащил  ее по снегу и бросал в темное,  бездонное подземелие...  и она летела стремглав  с неизъяснимым замиранием сердца; то видела она  Владимира, лежащего на траве, бледного,  окровавленного.   Он,  умирая,  молил  ее  пронзительным  голосом поспешать  с  ним  обвенчаться... другие  безобразные, бессмысленные видения неслись перед нею  одно за другим».
«…вдруг  поднялась ужасная  мятель,  и  смотритель  и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня  так и  толкал».
И что же. Линии судеб Марьи и Бурмина выгнулись дугой, и то, что должно было случится гораздо позже, произошло «во мгле мутной и  желтоватой».  Вот она зловещая сила, переиначивающая все на свой лад; сила, в которую Пушкин, видимо, верил, и о которой рассказал, прикрываясь иронией и незатейливостью повествования. Благополучная  концовка  только  усиливает  эффект   -  страшной  грозной  тьмы,  не  знающей  пощады,  слепой  и глухой к  человеческим  слабостям,  желаниям,  страданиям, просьбам, которая может  единым  махом  смешать  любые события, а затем по истечению времени расставить их по своему усмотрению.

2002 г.