Недобрая сила навалилась тенью на землю, пошел снег, подул ветер, молодой человек не успел к тайному венчанию, вместо него в церкви у аналоя оказался другой. Силовые поля истории были умышленно искажены, и судьбы людей потекли по другим руслам. Злой умысел и есть, на мой взгляд, суть рассказа А.С. Пушкина «Метель».
Возьмем естественный ход истории, т.е. рассмотрим события так, как они могли бы развиваться, не вмешайся случай. (А что такое случай – удар господа бога кулаком по столу истории).
Итак, участники истории: Марья Гавриловна, Владимир Николаевич, Бурмин.
События вполне могли бы развиваться так: Марья и Владимир тайно венчаются. Потом тайна раскрывается, и родители Марьи в конце концов смиряются с происшедшим. «…видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное». Затем Владимир уезжает в армию. «Это было в 1812 году». «Несколько месяцев уже спустя» Марья находит «имя его в числе отличившихся и тяжело раненых под Бородиным»; «в Москве, накануне вступления французов» он умирает. Но жизнь не останавливается, и, хотя память о Владимире «казалась священною для Маши; по крайней мере она берегла всё, что могло его напомнить: книги, им некогда прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее», в ее доме появляется «раненый гусарской полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностию, как говорили тамошние барышни».
А что же происходило с Бурминым в ту ночь, когда венчались Владимир и Марья. «А ничего» (как съязвил Пушкин по поводу утреннего пробуждения семьи Гаврилы Гавриловича после ужасной ночи). Совершенно ничего примечательного. Он спешил в Вильну, где находился его полк. «Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей». Лошадей ему дали, и он прямиком, не сбиваясь, продолжил свой путь. Деревенька Жадрино, в церкви которой проходило венчание, осталась в стороне.
Они встретились спустя несколько лет. Марья Гавриловна - вдова, он «в самом деле, очень милый молодой человек». «Она не могла не сознаваться в том, что она очень ему нравилась; вероятно и он, с своим умом и опытностию, мог уже заметить, что она отличала его». История заканчивается венчанием.
А что же происходит, когда вмешиваются высшие силы?
Пушкин, как известно, верил в приметы, полагая, что это знаки, которыми высшие силы показывают свое присутствие. Так вот, в рассказе указывается, что эти силы надвигаются и вот-вот вступят в действие. Их чувствуют и Марья Гавриловна и Бурмин.
«Она бросалась на постель перед самым рассветом и задремала; но и тут ужасные мечтания поминутно ее пробуждали. То казалось ей, что в самую минуту, как она садилась в сани, чтоб ехать венчаться, отец ее останавливал ее, с мучительной быстротою тащил ее по снегу и бросал в темное, бездонное подземелие... и она летела стремглав с неизъяснимым замиранием сердца; то видела она Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил ее пронзительным голосом поспешать с ним обвенчаться... другие безобразные, бессмысленные видения неслись перед нею одно за другим».
«…вдруг поднялась ужасная мятель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал».
И что же. Линии судеб Марьи и Бурмина выгнулись дугой, и то, что должно было случится гораздо позже, произошло «во мгле мутной и желтоватой». Вот она зловещая сила, переиначивающая все на свой лад; сила, в которую Пушкин, видимо, верил, и о которой рассказал, прикрываясь иронией и незатейливостью повествования. Благополучная концовка только усиливает эффект - страшной грозной тьмы, не знающей пощады, слепой и глухой к человеческим слабостям, желаниям, страданиям, просьбам, которая может единым махом смешать любые события, а затем по истечению времени расставить их по своему усмотрению.
2002 г.