Сура 30. Против философии

Николай Чеботарёв
             

1. Руины, покинутые людьми и полные привидений – вот что такое философия!

2.Разве может быть живым имеющее форму, не подверженную изменениям? А таковой в каждый свой момент стремится быть любая «система мироустройства». И вы ещё хотите, чтобы Я позволил плодить мертвечину?

3. Довольно!.. Лживая, изолгавшаяся в образах и ассоциациях, поэзия в своей текучей неопределённости гораздо ближе к истине, нежели могучее, прекрасно аргументированное, неподвижное Слово философии!

4. Да! Эта «наука наук» способна строить стены и крыши, но не способна жить в построенных зданиях; лишь бесчисленные отображения несуществующих сущностей воспроизводятся зеркалами её роскошных покоев!

5. «Истинно говорю вам…» –  кричу я; но нет эха от моих слов! Звук живого голоса  заботливо гасится драпировкой стен – ибо он может заставить резонировать «систему мироустройства», а резонанс – штука опасная!..

6. О, читатель! Уйдём же от этой холодной – отвратительно холодной, мертвецки холодной! –  философской роскоши! Пусть наша философия состоит из обрывков мыслей, из фраз и заметок, разбросанных как попало и не связанных между собой! Будем сегодня думать об одном, завтра о другом, а послезавтра устроим себе выходной и проспим до обеда.

7. Ибо нет никакого смысла в упорном сочинении лживых трактатов с многочисленными ссылками на предыдущую ложь. Фрагментарность, свойственная всякой жизни – вот основа живой философии! Всё, что завершило своё предназначение, –  должно умереть; всё, что предопределено для следующих этапов – должно родиться!

8. Что с того, что сегодняшние «понятия» будут по-иному восприниматься завтра – тем хуже для «завтра»! Философия эгоистична: она полагает жизнь повторяющейся. Мы же, читатель, знаем, что каждый момент нашей жизни обусловлен единственной неповторимой комбинацией причин и следствий; стало быть, «я-завтрашний» в любом случае буду отличен от «меня-сегодняшнего». Многие из Меньших моих умрут; многие родятся во мне; Большее, чем я, проснувшись, протрёт глаза и пойдёт умываться…

9. Итак, нет никаких причин засушивать сегодняшнее миропонимание для завтрашней жизни – разве что в качестве гербарного листа!..  Но о пище для разума  завтрашнего человека стоит побеспокоиться: надо оставить ему кучу всяческих вопросов – авось, да и придёт ему в голову шальная мысль ответить на них «истинно говорю вам!..»

10. Но так отвечают не философы – так отвечали, когда самого слова «философия» ещё не было, и так будут отвечать, когда редкий из людей с трудом вспомнит, что означало это слово в древние времена! Ибо, в отличие от философов, пророки рождаются с определённой – и неизменной – частотой. Философами же в нынешнее время всё больше называют изучающих историю философии: по крайней мере, это серьёзная научная дисциплина, и человек, ею занимающийся, не выглядит в глазах окружающих придурком.

11. Настоящая философия поражает внезапностью лопнувшего воздушного шарика; она въедается в рецепторы как слезоточивый газ! И если действие её укладывается в краткий момент времени, то отчего же описание этого действия должно занимать сотни страниц? Оставьте в толстой книге первую страницу – на ней написано всё; остальное сдайте в макулатуру!

12. Истинно говорю вам: стремящийся сделать весь мир гербарием не имеет права называться философом! Желающий сказать истину о траве должен умереть и стать травой –  о!  многое поведают нам цветущие луга под жарким солнцем июля!..