Можно ли жить не по лжи? Послесловие

Виктор Шмаков
Повесть ещё до её издания читали мои друзья, коллеги, знакомые, она выложена в интернете на литературных и дискуссионных сайтах. Были и очные, и заочные разговоры о прочитанном. Одним из наиболее спорных моментов стало утверждение Романа о том, что необходимо «вести планомерную, последовательную работу по улучшению сознания общества, его философии и морали, по отторжению из них лжи и лицемерия». Многие из моих читателей согласны с Максимом, что большинством в обществе такая идея будет воспринята идеализмом и утопией, а многие так и вообще не поймут о чём это. И уж совсем непонятно: а как реально, практически-то можно здесь что-то сделать.

Если бы знать надёжный и простой рецепт...

Вот сейчас, когда пишу эти строки, в интернете большая полемика по так называемым «приморским партизанам». Посмотрел видеоролик с их «идеологическими тезисами»: «Мы свои автоматы пристреливаем по вашей Конституции. Эта страна катится в пропасть. И мы поможем ей докатиться своими убийствами и хаосом...».

Смотреть и слушать этих ребят и страшно, и мерзко. С чего бы ни началась эта их далеко зашедшая кровавая игра в Робин Гудов, в Дубровских, Пугачёвых и Разиных, но вот оправдывать её они взялись некой мессианской идеей спасения общества от имеющейся в нём мерзости путём мерзости и подлости ещё более страшной – террор, «столкнём это общество в пропасть», убийства. Как тут не вспомнишь капитана с той английской подводной лодки? И Всевышнего поминают. И ощущают себя героями для толпы этой, которую презирают. И средь толпы немало тех, кто их к героям причисляет и восхваляет. Это и русские маргиналы, и, конечно, те, кто на Кавказе с властью и милицией воюет: «Вот таких русских я уважаю! Они предпочли смерть рабству и унижению! Как такими людьми не восхищаться!?». Понятно, что для тех-то такая заварушка в России очень на руку.

Когда «партизан» заблокировали и стали брать штурмом, двое из них застрелились.

Прочитал статью Владимира Голышева «Приморские партизаны» и «освободительный джихад». Вот из неё последний абзац:

«В ранних житиях часто встречается мгновенное обращение случайных свидетелей мученического подвига христиан. То стражник бросает копьё и бежит к палачу, чтобы разделить их участь, то случайный прохожий. Мученическая смерть – вольная и бесполезная – обладает страшной притягательной силой. Вопреки здравому смыслу, помимо сознания, прямиком в сердце. Там, где мелькает что-то хоть чуть-чуть похожее на Голгофу, воздух уплотняется – хоть ножом режь. Вот и «партизанский ролик» – такой же сгусток».

Да, вот именно так – бессмысленность собственного жертвоприношения придаёт ощущение принесения этой жертвы во имя какой-то «высшей идеи».

Приоритет открытия и утверждения этого принципа остаётся, видимо, за Иисусом. Хотя, возможно, что идея эта была подсказана ему Геростратом, жившим почти за 400 лет до него. Иисус выполнил её совершенно на другом уровне. Имеются ли за ним какие-то реальные деяния? Несколько удачных изречений, притч – вот и всё его наследие. О чудесах говорить не будем, это несколько другой разговор. Но есть за ним главное в его жизни – восхождение на Голгофу, мученическая смерть на кресте. Имела ли эта смерть какой-либо смысл? Он кого-то своей смертью спасал? Нет! Ну, как же, мол, не спасал? Он же своей смертью «искупил все грехи людские». Что это значит? Как это можно? Это не важно, надо лишь в это верить. Он Господь, он наш Спаситель – вот и всё!.. Так нам потом основатели и продолжатели христианской религии объяснили.

Как он пришёл к этому своему открытию? Он патологически боялся смерти. Не физической смерти – как человек, безусловно, умный и, наверное, духовно сильный, осознавал и признавал её неизбежность. Его страшила смерть духовная – полное забвение. Как этого избежать? Возможно ли это? Как мы видим – возможно. Гениальность Иисуса была в том, что он психологически точно и тонко просчитал и подсказал своим ученикам идею, на которой будет построена новая религия его имени – жертвенность во имя веры. И ведь действительно – человек может спасти десятки жизней, например, вытаскивая людей из горящего здания, может и сам при этом погибнуть, в святые он за это назначен не будет, но вот если он будет убит моджахедами за то, что отказался снять крестик – ему прямая дорога туда, в святые.

Пример Иисуса по получению бессмертия, избежания забвения, «набрать очков» перед Всевышним таким простейшим способом, оказался заразителен.

Да и ладно бы, если бы это только религии касалось, и в жертву приносилась бы только собственная жизнь. Не думаю, что «приморские партизаны» были изначально религиозными. Но они своими преступлениями загнали себя в такую ситуацию, с точки здравого смысла совершенно алогичную, абсурдную, что объяснить её для себя и для других можно теперь лишь с помощью суррогатной религиозной риторики и идеологии, какой-то христианско-мусульманской – гибель за веру, или в борьбе с неверными.

«Пояс шахида» на нашем земном шарике – это не художественный образ. 11 сентября 2001 года, масса других терактов и попыток их совершения, межцивилизационные трения с религиозным оттенком во многих европейских странах, или такие-то вот «приморские партизаны» – это нам звоночки о том, что прошлые «духовные учения» себя окончательно изжили, становятся вредными и опасными.

...Мне не безразлична моя собственная жизнь среди сообщества людей, к которому я принадлежу. Сообщество – это совершенно в общем смысле, не только какие-либо близкие мне люди. Смысл жизни – в самой жизни, а также в том, чтобы передавать её последующим поколениям.