Несостоявшаяся артистка

Лина Орлова
Тетя Маша голосила.
Ранним, свежим июньским утром жители небольшой деревни были в сборе. Все вышли провожать тети Машиного сына Мишу на службу в армию.

Отец Миши, тоже Миша, стоял у запряженной лошади и не знал, куда себя деть, то и дело поправлял дугу, перевязывал чересседельник, теребил вожжи. Хозяйское волнение передалось и лошади, она начала переступать с ноги на ногу и прядать ушами.

Призывник Миша был смущен всеобщим вниманием, неловко держал в руках вещмешок, жалостливо смотрел на мать и почему-то постоянно оглядывался на свой дом.

В воздухе запахло большими слезами. Вдруг чистый, тонкий голосок затянул:
Меня в солдаты провожали,
Матка шила пироги,
Батька лошадь запрягал,
Слезы капали с дуги.

Это пела маленькая девчушка Галя, которая тоже пришла вместе со своими родителями проводить будущего солдата. Она запела неожиданно для себя, как-то невольно. Вчера деревня гуляла на Мишиных проводах, звонко играла гармошка, люди пели и плясали, разговаривали, смеялись и плакали. Девочке запомнилась эта песенка-частушка, хотя Галя не понимала, почему по такому случаю пироги шьют, и как могут слезы попасть на дугу, но песенка ей показалась самой главной среди других песен.

Заплакали все: женщины в голос, а мужчины опустили вниз заблестевшие глаза.
Наконец отец Миши с хрипотцой сказал:
- Ну, будет. Поехали.
Миша с родными сел на телегу, и они отправились в соседнюю деревню к сельсовету. Там собирались все призывники колхоза.

На следующий день тетя Маша встретила Галю на деревне, подозвала девочку к себе и попросила:
- Спой, дочушка. Очень по сыну скучаю.
И Галя во всю силу детского голосочка запела, она считала, что петь надо громко:
- Меня в солдаты провожали, матка шила пироги…
Девочка пела, а женщина плакала. Так продолжалось несколько дней. Потом бесконечные, крестьянские хлопоты и заботы отвлекли и успокоили тетю Машу. Она больше не просила Галю петь.

Но деревенским женщинам «концерты» пришлись по душе. Они стали уговаривать девочку спеть и для них, сами подпевали, угощали Галю сладостями. У каждой из женщин была своя любимая песня. Галин репертуар расширялся.

Однажды на «концерт» случайно попала мама. Увидев, что родное дитя, не жалея себя, добросовестно, да так, что вены на маленькой шейке разбухали, развлекает соседушек, запретила девочке петь на деревне. Но женщины все равно свое:
- Галечка, спой.
- Мама не разрешает.
- Пойдем за угол дома, мама не увидит.
Но маме было слышно…

Девочка немного повзрослела, стала стесняться своих выступлений.  Концерты закончились.

Галя очень любила слушать радио (телевизора не было, электричество в деревню провели, когда девочке было 11 лет), запоминала песни. Напевала дома. Пела для мамы, когда они дружно шли в лес за ягодами или ворошили граблями сено. Мурлыкала песни с подружками, когда несколько километров вместе шли пешком в школу и из школы.

А отец Гали, выпив немного, просил:
- Спой, доченька, мою любимую.
И дома раздавалось:
- Если б я был султан, я б имел трех жен…
Отец сам очень хорошо пел и играл на гармошке.

У Гали был брат Толик, старше ее на год. Сестренка любила смотреть, как брат делает уроки. Отец даже завел ей тетрадку и на обложке  написал «тетрадь Галины Ивановны», девочка в ней рисовала и писала карандашом, ручку с чернилами ей пока не доверяли. В первый класс Галя пошла, умея читать, знала наизусть все стихи, которые учил брат.

В школе на первом уроке учительница крупным, красивым почерком подписала тетради и раздала всем первоклассникам. Галя увидела, что на обложке тетради написаны только ее фамилия и имя. Девочка подошла к столу учительницы и сказала:
- Евдокия Андреевна, а почему Вы не написали «Галины Ивановны»? Папа дома так подписал мою тетрадь.

Учительница немного помолчала, затем серьезно и очень доброжелательно спросила:
- Ты когда вырастешь, кем хочешь стать?
- Артисткой.
- Вот тогда и будешь Галиной Ивановной. А пока учишься – ты Галя. Хорошо?
- Хорошо.

Девочка с тетрадкой и с прекрасным настроением вернулась на свое место.

Галя очень хорошо училась в школе, с большим удовольствием участвовала в школьной и клубной самодеятельности. Тогда на селе было много молодежи: учителя, фельдшер, агрономы, зоотехники, механизаторы. К каждому празднику готовились замечательные концерты. А летом, когда из города приезжали погостить к родителям бывшие выпускники школы, сколачивалась дружная команда самодеятельности. «Артисты» ездили с концертами по деревням. Заранее развешивались простенькие афиши-объявления. Люди принимали молодежь тепло и душевно. Пытались распознать,  кто из какой деревни и чей будет. Узнавая, обсуждали кто на кого из родни похож. И это было мило, а не оскорбительно. Было даже лестно слышать, что люди говорили добрые слова в адрес родителей артистов. Концерты шли на ура. Поздним вечером машина всех развозила по своим деревням. Как здорово было ехать вместе по опустевшим дорогам мимо притихших деревень, громко петь любимые песни, смеяться, разговаривать, притаившись, слушать разговоры взрослой молодежи, наблюдать с замиранием сердца как между ними возникают симпатии.

Девушке Гале пелось от небесной сини и золотой солнечности, от свежести утренних лугов и тишины уютных вечеров, от добрых улыбок односельчан и теплоты родительского дома. Пелось от светлого чувства юности. Пелось легко и просто! Пелось от жизни!

По окончании школы Галя поступила в университет, она уже не хотела быть артисткой, а решила стать учительницей математики, училась и пела-напевала…

По окончании вуза с модной профессией инженер-математик-программист девушка получила распределение в один из вычислительных центров.

Галина артисткой не стала. Напевала теперь уже детям колыбельные песни (чужие и свои), водила девочек в музыкальную школу, пела в кругу своей семьи, иногда для себя, пела с подругами, пела в гостях у родителей в деревне, где каждый раз кто-нибудь да вспоминал ее деревенские концерты.

Обе Галинины дочери замечательно поют. А старшая дочь стала артисткой, солисткой оперного театра.

Октябрь 2010