Мелочи жизни

Маргарита Беседина


- Посмотри, посмотри какой красавец! А вот ещё!.. И ещё!
-А у меня ни одного.
-А куда ты смотришь?! Под ноги, под ноги надо…
- Не могу под ноги. Красота-то какая!
- Вот видишь, а ты не хотела ехать. Надо уметь жить, уметь радоваться! Каждым днём – а вдруг он последний!
- Ты знаешь, Димка уехал – и пусто как-то стало в доме. А Игорь всё время занят. И дома тоже работа. И готовится, и даже студентов консультирует.
- Извини, а сколько он зарабатывает?
- Студенты домой – это всё бесплатно. Он гордый. Но ходят, слёзно просят.
- И студентки? Ой, Ленка, смотри – закружат голову. Он у тебя мужик видный, в цвете мужской силы.
- А что делать, Таня? Мы стареем, краше не становимся.
- Да, среди такого цветника работает! Вот и подумаешь, что лучше? Такого мужа, как у тебя, или мой толстячок. С дивана не прогонишь.
- Ну, не греши, Таня. У Никиты столько обаяния! Он просто излучает доброту. С ним, наверно, так надёжно.
-  Ну, Леночка! О чём же нам поговорить-то, как ни о своей тяжкой женской доли! Никого другого мне и не надо.
- Да что ты?!
Таня смеётся. – Я хочу сказать: никого другого дома на диване. А ты знаешь…. И Таня начинает рассказывать свой очередной роман. Нет, ничего особенного. Так,  «переглядки», как называет их Таня. Но видно, что всё это её очень занимает. Она вся оживляется. Глаза начинают блестеть, и она как-то даже хорошеет. И Лена немного ей завидует. Таня всегда на подъёме. Нравиться – это у неё потребность. Но что делать?! За все 18 лет, что они с Игорем вместе, ни один мужчина для неё не существует. «Эталон мужской красоты» - так называет его Таня. А Лена – а Лена просто знает, что он единственный.
Таня щебечет, щебечет…. – Да ты меня не слушаешь?! Давай о тебе.
- А что обо мне? Дом, муж, магазин, кухня.
- У меня идея! Давай сходим как-нибудь на лекцию к Игорю твоему! А что, посмотришь на него со стороны. И мне интересно – как сейчас одевается золотая молодёжь?
- Экая дурь! Увидит, волноваться будет. Подумает, что случилось….
- А мы на задних рядах. Не увидит.
Через неделю Танин звонок. – Ну,  как ты, готова?
- К чему?!
- Мы же договорились!
- С ума сошла! Пошутили и всё.
- Шутить –  так шутить. Сейчас зайду.
Таню не узнать! Волосы с малиновым отливом. Короткая юбка. Сапоги-ботфорты выше колен. А каблучищи! Как она в них передвигается?!
- Красота требует жертв, - резюмирует Таня и стаскивает сапоги.
- Ну что, что я рядом с тобой надену?!
- Сейчас найдём.
Она сама распахивает шкаф.
- Да, тряпья много, но всё устарело или слишком строго.
Таня сначала прикладывает к себе, затем к Лене.
- Вот! Это самое то! Живот втяни, и всё хорошо! Ещё причёска, глаза…. Ленка, ты красавица!
Они растворяются в гудящем студенческом «улье». Они садятся на задний ряд, и действительно, на них никто не обращает внимания. «Да, конечно, он их не видит, не может видеть, – успокаивает себя Лена, – Ведь Игорь несколько близорук. Таня «зыркает» глазами, а Лена! Она смотрит на Игоря, она слушает его – и опять, будто девчонка, студентка. Она чувствует, что вся аудитория под властью его голоса, его слов, его убеждений.
Прозвучал звонок, и Лена выпорхнула из аудитории. Минут через 10 появляется Таня и плюхается на скамейку: «Это казнь какая-то египетская!». Она стаскивает сапоги и надевает танкетки.
- А ты видела? Он всё время в правый угол смотрел. Там такая стройненькая девушка. Потом подошла к нему. Хорошенькая!
- Когда ты успела всё увидеть!
- За тем и пришла.
- Зачем – шпионить что ли?
- А хоть бы и так. Ну, прости, прости. Ты, знаешь что? Придёшь домой – не переодевайся! Пусть он на твою красоту посмотрит в полном блеске.
- Если заметит.
- Ты права. Я своего спрашиваю: ну, идёт мне? (стрижку имею ввиду), а он смотрит на сапоги и говорит: а тебе, Танечка, жарко не будет?

Лена подошла к зеркалу, улыбнулась своему отражению. Только глаза остались грустными. Всё дело в том, что у неё нет своего дела, нет работы. А что Игорь не такой, как в первые годы замужества, так это естественно. Просто они оба привыкли к тому, что он рядом с ней, а она рядом с ним. И так будет всегда.
Вот он сидит, работает, а она смотрит ему в затылок. Почувствовал.  -  Что, Лена?
- Нет, ничего, ничего. А знаешь, я сегодня была в институте на лекции у тебя.
- Зачем?!
- Захотела посмотреть на тебя посторонними глазами.
- Посмотрела?
- Да.
- Ну и как я тебе «посторонними глазами»?
- Влюбилась. Ещё раз.
- Да ты что?! А так можно?
Игорь подошёл, обнял жену: А мне казалось, что влюбиться ещё раз можно только разлюбив.
А почему глаза грустные?
- Удивительно. Заметил. Глаза, как глаза. Они у меня уже 10 лет такие.
Лена встала, вышла из комнаты. Что это с ней сегодня? Скучает… Когда с ними жил сын, для скуки времени не было. Надо куда-нибудь съездить в выходные. За город, например…. Нет, это весь день займёт. Работы много. В кино? Сто лет не были в кино!

Они протискиваются между стульями в небольшом душном зале. Садятся на последний ряд.
- А помнишь? Он берёт её руку в свою ладонь. Как когда-то – давным-давно! И недавно. Конечно, она помнит. Там впервые Игорь поцеловал её. Куда-то в висок. Правда, это был совсем другой зал. Киношные залы очень изменились с тех пор. И совсем другое кино. Неужели весь этот грохот можно выдержать полтора часа? Через 20 минут они с трудом выбираются из зала.
- Ну, что теперь? По мороженому?
- Давай, давай! И шампанское! По бокалу!
- Кутить, так кутить! Только взгляну, что тут у меня. Ну что ж, может и кутнём.
И это был праздник. Затем потянулись будни, однообразные будни. В выходные Игорь, как правило, или писал диссертацию, или принимал студентов. Вот и сегодня – девушка с парнем. Лена заглянула в комнату, пригласила к чаю. Она заметила, как девушка исподволь заинтересованно рассматривает её. Слишком уж заинтересованно. А как она смотрит на Игоря! Глаза распахнуты, блестят. Как только Игорь взглядывает на неё – на щеках вспыхивает румянец. Интересно, Игорь заметил это? Не мог не заметить. Может, это о ней говорила Таня тогда, на лекции? Ничего не скажешь – прелестное создание. Просто «гений чистой красоты»! И влюблена в него…. Влюбилась, дурочка, в своего преподавателя, в двое старше себя, в чужого мужа…. Это видно невооружённым газом! А к своему спутнику глубоко равнодушна.
- А что эти? Тоже требуют дополнительной консультации и непременно в твой выходной день? – зло спросила Лена после их ухода.
- Да нет, вполне успешные ребята.
- Мне кажется, ты их разбаловал. Проходной двор какой-то!
- Что с тобой, Лена? Ты раздражаешься из-за пустяков. Они у меня заняли не больше 30 минут времени. Ну не злись, не злись, тебе это не идёт. Может быть, тебе надо отдохнуть, встряхнуться?
- А что я делаю?! Я всё время отдыхаю. Работаешь – это ты у нас. И на работе, и дома. А меня просто нет! Я – тень! Домашняя машина!
- Знаешь…, Наконец, и у меня нервы не железные!.. Ну, ладно, ладно. Извини. Потерпи до лета. Вот приедет Димка, съездим куда-нибудь все вместе. А может быть, тебе съездить к маме на недельку? И маму навестишь и развеешься?
Всё решил вечерний мамин звонок: «Как ты, Леночка? У вас всё хорошо? А как Игорь? Благополучно?». Это был обычный набор маминых вопросов. Но каждый вопрос не был риторическим. На каждый Лена должна была отвечать подробно. Да, маме она звонит гораздо реже, чем мама ей. Так что же ей обижаться на сына, который тоже звонит домой редко. «Он просто не успевает проявить инициативу», – защищает сына Игорь.
- Что-то голос у тебя мне не нравиться. Случилось что?
- Нет, ничего. Приеду скоро, – неожиданно для себя говорит Лена.
Она слышит, как дрогнул голос мамы от радости. Ведь она у неё одна, совершенно одна! Да, да. Обязательно поеду. Завтра же возьму билет.
И вот –  в поезде. Она едет в свой родительский дом, в свой родной город, где родилась, выросла. Школа, друзья, первая любовь – всё там. Повидать бы! Сначала перезванивались, а потом отдалились. У каждого своя жизнь!

Мама… мамочка…. Как хорошо, что ты есть. И Лена снова чувствует себя молодой, беспечной – маминой дочкой. Три раза звонил Игорь. И каждый раз «Скучаю, целую, люблю».
Перед отъездом позвонила Игорю. Ответил сиплым простуженным голосом. «Нет, ничего, не беспокойся! Обыкновенная простуда». Значит, она не будет сообщать ему о приезде, чтобы не встречал.
Лена открыла дверь своим ключом и сразу почувствовала, что в квартире кто-то есть. Значит, Игорь дома. И не один. Лена прислушалась. Из спальни доносился нежный голосок. Лена шумно бросила ключи. Голоса затихли.
- Кто? Лена, ты? – послышался голос Игоря.
В дверях она столкнулась с уже известной ей смущённой девушкой. Та спешно рванула пальто и выбежала. Игорь тоже, казалось, был смущён.
- Извини, что не предупредила, – Лена не узнала своего голоса.
- Лена, ты о чём? – Игорь приподнялся на локтях.
На тумбочке у кровати лежат таблетки, градусник и даже горчичники. «В больницу не хотелось ложиться. А это студенты надо мной шефство взяли в счёт будущих зачётов, наверное», –  смущённо оправдывается Игорь.
- Я понимаю. И давно?
- Что «давно»?
- Длится это шефство?
- Смени тон, Лена.
- Игорь, представь себя на моём месте. Что бы ты сказал?
- Не знаю.

Обычная простуда оказалась не совсем обычной, и пришлось всё же лечь в больницу. Игорь пролежал 3 недели. В одно из своих посещений Лена увидела на тумбочке Игоря пламенеющий букет гвоздик. Игоря в палате не было. Он появился только через несколько минут. Лицо его сияло, и как показалось Лене, потухло при виде жены.

 - Таня, что мне делать?
- Ничего, ничего не делай без меня. Наломаешь дров. Сейчас приду.



- Ты вот что, подруга, сделай вид, что ничего не произошло, – говорит Таня, ставшая вдруг прагматичной.
- А, собственно, ничего и не произошло. Ничего такого, в чём я бы могла открыто упрекнуть Игоря. И в этом вся моя драма. Я же вижу, вижу, что он увлёкся этой девочкой! По глазам вижу!
- Но не дурак же он, чтобы терять такую жену? У тебя низкая самооценка. Ты должна думать о себе, что ты самая-самая! Тогда и другие будут в это верить. А вообще – все мужики одним миром мазаны. Ты посмотри на моего Никиту! Увалень! Лентяй! А думаешь, у него шашней на стороне не было?!
Таня врёт убедительно, вдохновенно. Врёт во спасение. Она, кажется, начинает уже сама верить в свои придумки. У неё краснеет носик, влажнеют глаза.
- Это я, я во всём виновата! Придумала чёрти что про какую-то там блондиночку! А ты и поверила, – всхлипывает Таня. Ух! – погрозила она кому-то кулачком.
- Знаешь, главное – он счастлив. И ничего с этим не сделаешь. И зачем?! Ещё 2 – 3 дня и его выпишут. А я не могу с ним разговаривать, не могу смотреть ему в глаза.
- Вы же говорите о чём-нибудь, когда ты его посещаешь в больнице?
- Это совсем другое. Несколько дежурных фраз: «Поправляйся, будь здоров» и всё.
- Вот придёт – объяснись с ним на прямую.
- Что, что я ему скажу? Почему у тебя глаза блестят, когда видишь эту девушку?!
- Хорошо. давай подойдём философски. Посмотри на меня и скажи мне честно, кто я? Дрянь?! Меня что, нужно бросить?! Я плохая жена? А ведь мне, ты знаешь, тоже хочется, чтобы на меня обращали внимание. И а не прочь пофлиртовать. Ну и что из этого? И Никита это знает. Знает и другое – я ему верна и не на кого не променяю.
- Это совсем другое, Таня.
- Ну, подумай, Ленка, может не надо всё так усложнять, а?
- Может и не надо, но я так не могу. Что я такое? У меня всё в прошлом. Я во всём «бывшая». Ты это можешь понять? Димка вырос, у него уже любовь. Ещё год, другой – и женится. Я ему почти не нужна. Да, да. Виртуальная мать. Бывшая любимая жена. Бывшая перспективная…
-Да, вот это в точку. Иди работать. А то ты так закиснешь. Я поговорю с Никитой. Им нужен хороший корректор. А ты!.. с твоими способностями! Хватит тебе наутюживать своего хлыща!.. да в глаза ему заглядывать!
- Ну, положим, я его не наутюживаю. За что ты его так? Он, вроде, не в чём не провинился.
- Что, жалко стало?! А раз не провинился, зачем ты всё это…
- Не провинился, конечно. Просто увлёкся этой девушкой, а может, и полюбил. А любовь – чувство не управляемое. В чём же мне его винить? Только жить я с ним уже не смогу. Даже если он и не захочет ничего менять. А с Никитой поговори. Пойду на любую работу.
Таня и Никита – настоящие друзья. Через два дня деятельная Таня уже звонит подруге и выкладывает весь план её карьеры. А сначала – да, можно устроиться корректором.
- Давай, одевайся. Хочешь, пойдём вместе. Я за дверью постою. Ты обязательно произведёшь впечатление.

Игорь неделю дома, ходит в институт. А Лена? Он почти не видит её.
- Мне надо с тобой серьёзно поговорить, Лена.
- Мне тоже. Лена вся напряглась. Она ждала, она готовилась к этому разговору. Но сейчас ей страшно.
- Я понимаю, что это – испытание, но… я купил билеты… на последний сеанс.
Лена отворачивается, пряча слёзы. – Игорь, я тоже должна тебе сказать нечто важное. Я устроилась на работу, и завтра у меня первый рабочий день.
- А-а… вот как! – растерялся Игорь.
- Но, я думаю, последний сеанс я выдержу.
… Они сидят в душном грохочущем зале. Игорь берёт руку Лены в свою ладонь. Он неловко целует её куда-то в висок. И Лена понимает, что лучшее это то, что ещё не случилось