Новомученики двадцатого

Екатерина Щетинина
                «В жертву Богу приносится не худшее, а лучшее»
                (Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов)

Мы не знаем почему, но мир устроен так, что требует жертвенности. Не будем говорить здесь о феномене жертвы вообще и, в частности, касаться древних верований, или жертв  ДТП и межличностных разборок. Это отдельная тема. Большая, больная и требующая иного формата.


Сегодня День памяти репрессированных. День несметного числа уничтоженных властями, если угодно карающим Божьим мечом. Имя им легион…

В их числе и мой дед – Сиводед Михаил  Алексеевич, высокообразованный человек, умница, красный командир, воевавший в 18-20 годах за революцию, но позднее усомнившийся в истинности ленинизма-сталинизма. За что и был расстрелян в декабре 1937-го. В Иркутске. Ему было сорок в день расстрела. Бабушка осталась одна, без средств к существованию, с четырьмя детьми, последний из которых родился через месяц после казни отца. Фантастика, что она как-то выжила (учитывая клеймо жены врага народа и войну)и сохранила троих из четверых, выучила, привила  этические принципы, и ветка рода всё-таки зазеленела, не засохла. Кто-то могучий спас?

Я никогда не видела и не увижу (на этом свете) своего деда. Хотя мне кажется, что я порой ощущаю его невероятную энергию, его силу - в самые трудные моменты. Он и маме помогал всегда, как она говорит. Например, однажды по дороге в больницу к умирающему мужу, будучи еле живой от горя и усталости, она вдруг услыхала буквально с неба любимую песню расстрелянного отца «Ой да ты калинушка…» - его голос. И мама встала и пошла, неся дальше свой крест с уже большим мужеством.

Я часто думаю, для чего были принесены эти  страшные жертвы и есть ли им хоть какое-то, пусть самое малое, пусть полумистическое оправдание? Неужели зря, совсем напрасно они все – такие как дед, обагрили своей кровушкой землю нашу русскую? Неужели так было НАДО?  За какую веру они умерли от пыток? И стали ли святыми?…

Дед не верил в Бога. По крайней мере на словах. Старая тетка его Неонила, набожная, смиренная, каких называют «от Бога пешком пришла»,  как-то сказала ему, печально покачав головой: «Мишенька, не говори, что Бога нет, не надо! не смейся... Ведь накажет…»  И наказал. Причём  не только его самого, но всю семью вместе с потомками. А что значит «накажет»? Даст наказ, корень-то  «каз» – укажет, покажет, даст понять и т.п.

И моя мама, и я с девяностых годов прошлого века стали постепенно воцерковляться, хотя не до фанатизма. И без веры православной (правослОвной) сейчас уже не мыслим жизни. Это даёт  стойкость и возможность не вздыхая и не унывая – несмотря ни на что - жить в светлой радости, в согласии с волей Божьей, помогая окружающим нести тяготы и труды. Вместе… Пребывать в Любви. Значит, уже не зря был этот наказ?
..........

Мученик в переводе с греческого - "свидетель". Мученичество в церковном словоупотреблении  имеет специальный оттенок «свидетельство об Истине страданиями за веру». А также "свидетельство о ценности жизни со Христом, о вечной радости пребывания с Ним". И мученики  за Христа по канонам Святой Православной Церкви автоматически становятся святыми. Мученичество расценивается как Дар Божий, особый дар, подаваемый за подвиг всей жизни. Особая милость Божья, Венец.
Но даже если не брать собственно христиан, то пролитая человеческая кровь, как сама жизнь, всё равно священна, омывая собой и снимая предыдущие ошибки-прегрешения-заблуждения человека (а может, не одного, а семьи и более).  Только жертвой исправляется рукопись жизни, говоря метафорически.
Век двадцатый потребовал великого мученичества, не виданного ранее. Мученичества массового – разными способами, изощренными как никогда и высокоэффективными по производительности уничтожения. По производству мук…

................
Сегодня (возможно, неслучайно, что именно сегодня этот труд ко мне попал) я со слезами читала книгу-жизнеописание новомучеников Оптинских – иноках Василии, Трифоне, Ферапонте (до пострига Игоре Рослякове, Владимире Пушкарёве, Леониде Татарникове, кстати, тоже иркутянине), об их гибели за веру Христову на Светлую Пасху 1993-го. Лучшие сыны народа русского, красавцы, одаренные кто словом золотым, кто руками искусными, кто даром молитвы, кто добротой безмерной.

Всех троих заколол ножом-мечом с цифрой 666 некий… как его назвать, слова не подберу. О.Трифон и о. Ферапонт звонили в это праздничное утро. А отец Василий шёл мимо звонницы и услыхав, что колокол странно сбился (о. Трифон в последний миг жизни ударил-таки два раза  в набат), поспешил на помощь. Убегавший преступник ударил в грудь и его. Отцу Василию было тридцать три. Инокам-звонарям не было сорока.

Три лампадки вспыхнули в апреле 93-го над Россией, трёх Ангелов-защитников обрела наша земля.
Но разве только трёх?
Высшие духовные подвиги продолжаются?
Да. Потому что  в Святом Духе нуждается падший мир. Да, потому что должен продолжаться процесс покаяния, пока оно не станет Полным. Об этом вопиет замученная земля-мать.
Мученики умирают - за Истину через Покаяние.
За всех нас, не желающих или не умеющих этого делать, за нас, гордых…
   
Светлая (святая) память всем пролившим свою кровь во имя очищения от скверны, переполнившей землю уже до погибельного края.
Воистину благословенно воинство Царя Небесного, претерпевшее при жизни муки подобно самому Христу.
Молитвами их, Господи, спаси души наши!


Стихи об этом http://www.stihi.ru/2010/10/31/8414