Без своего угла

Вера Козубская
      

    Женщина сидела в летнем кафе и громко говорила по телефону. Я её не подслушивала, просто мой столик был рядом, а она ни на кого не обращала внимания. Ведь теперь мы по сотовому даём распоряжения, назначаем встречи, журим детей или внуков, решаем различные проблемы. Многое можно узнать из бесед по телефону, но то, что я услышала в этот раз, не даёт мне покоя уже несколько недель.
  - Оля, Оля, ты меня послушай, я тебя умоляю,- сквозь слёзы громко говорила женщина. – Я больше так не могу, без своего угла в мои годы… Зря ты так, Оля. Мне надоело шляться по квартирам. Да, не хочу я нянчить чужих детей, мне угол свой нужен. Что же вы сделали со мной, Оля?
   Какое-то время она молчала, слушала ответ Оли. Потом вдруг с новой силой взялась убеждать её в том, что жизнь без крыши над головой в её возрасте противоестественна.
   -Лучше бы я жила в общежитии, всё своя комнатёнка, никто тебя не гоняет с места на место. А теперь я как бездомная собака. Зря тогда в Неклиновке  не купила домик.
    Она опять некоторое время помолчала и потом заговорила быстро, срываясь  на крик: - Да вы мне хоть эти 350 тысяч отдайте. Да не надо мне в городе, я на деревню согласна, лишь бы крыша над головой. Ну что такое десять соток, у меня ещё есть кое-какие силы. И удобства мне не нужны, мне свой угол нужен.
    -Эх, Оля, Оля! Я же тебе мать, Оля! Я от такой жизни руки на себя наложу. Как жить потом будешь, дочка? Как жить будешь.
    Женщина отключила телефон, кинула его на стол, уронила голову на руки и беззвучно, сотрясаясь всем телом, заплакала. Я бросила своё пирожное недоеденным, не лезло в горло, подошла к ней, положила руку на плечо и попыталась успокоить.
    -Не плачьте, всё образуется, ведь вы ещё довольно молодая женщина.
    -Да какая же я молодая, мне 65 лет. Как быть? Где жить?
    Разговорились. Женщина немного успокоилась. Её история меня потрясла. Квартира, где жила дочь, принадлежала моей собеседнице, но приватизировала её Оля – так решили на семейном совете. Ну, видимо для того, чтобы в дальнейшем  не возиться с наследством. Пока были маленькие дети – бабушка была нужна. А как только подросли, ей купили комнату в одном из распродающихся общежитий.
     Так бы и жила она там. Но вот дочь с мужем решили улучшить жилищные условия, воспользовавшись услугами одной из компаний , занимающихся строительством и продажей жилья. Нужен был первый взнос, а денег не было. И мама вновь согласилась продать свою комнату в общежитии и поработать няней в семье, которую нашла ей дочь, и там же пожить.
     Оля уверяла, что это ненадолго. Через восемь месяцев им обещали квартиру. А старую предполагалось продать, вложить деньги в новое жильё, а на остаток купить маме что-нибудь. Прошёл один обещанный срок, второй, третий проходит. Мама перешла  от одних хозяев к другим, потом ушла на квартиру. Всё остальное она уже рассказала в телефонном разговоре.
     Женщина поблагодарила меня за участие, вытащила из сумки бутылочку с водой, попила и побрела куда глаза глядят.
     У Козьмы Пруткова есть такое мудрое выражение: «Первый шаг младенца – его первый шаг к смерти». Если бы мы до конца осознали это, то то совершенно иначе относились бы друг к другу, особенно к своим близким. Но – увы! Пока человек молод, он думает, что старость к нему никогда не придёт, что он всегда будет сильным и независимым. Видимо, отсюда неблаговидные поступки великовозрастных детей, совершаемые в отношении своих стареющих родителей.