Откуда взялся Хеллоуин?..

Евгений Муравьёв
1.) Хеллоуин или Самхайн?
       Хеллоуин для большинства из нас просто весёлый карнавал-страшилка, который проводится в ночь с 31 октября на 1 ноября. Мало кто знает, что его «предком» был праздник начала зимы и почитания умерших «Самхайн» (»Samhain«), традиционный у ирландских кельтов, который в Великобритании повсюду отмечается и в наши дни. Для людей, живших в созвучии с природой, лунные и солнечные циклы, как и связанная с ними смена времён года, были очень важны. В том числе, конечно, и начало тёмного, холодного периода. В этот день ирландцы собирались вместе праздновать »oenaig na samna«, »Samhain night« («Ночь Самхайна»).
       Слово «Самхайн» происходит от »Samfuin« («конец лета»), состоящего из староирландского »Sam« («лето») и »Fuin« («закат»), что вполне логично, если вспомнить смысловое содержание праздника. Но откуда появился Хеллоуин, название которого звучит совсем иначе?
       Христианство, вытесняя исконную веру, переняло («преобразовав», конечно) множество её обычаев – людям легче было сжиться с насаждаемой религией, если им оставляли что-нибудь привычное. Так Самхайн стал у католиков праздником Всех Святых (1 ноября), а у протестантов – днём Реформации (31 октября). Первое, наиболее распространённое в Ирландии, по-английски звучит »All hallows eve«, из чего постепенно в обиходной речи образовалось »Hallowe’en«, а затем и »Halloween«. Ирландские иммигранты принесли с собою праздник в США, – где он, утратив смысловое содержание в смешении культур, стал популярным детским карнавалом, – а уже оттуда, в этом новом виде, бывший Самхайн пришёл в Европу, где теперь из года в года становится всё более любимым.
      
2.) Почему праздник умерших?
       Самхайн, как говорилось выше, отмечал не только конец лета, но и был праздником умерших. Как уложить такое в голове?
       Для того чтобы это понять, необходимо знать, что в дохристианские времена люди представляли себе мир иначе: Для большинства из нас действительность это то, что мы воспринимаем физическими органами чувств или можем зарегистрировать приборами, кельты же понимали мир как множество соприкасающихся между собой реальностей. Эти параллельные миры упоминаются во многих сагах как царство фей или потусторонний мир, в который люди и уходят после смерти.
       Тёмное время года, сокращая нам возможности видеть земное, стимулирует взамен способность заглянуть в иные сферы (спиритуальная чувствительность зимою обостряется). Считается, что в ночь Самхайна завеса меж мирами утончается, местами даже исчезает, и умершие предки могут посетить своих родных. В древности это не было чем-то особенным и потому ни у кого не вызывало ужаса. Смерть не воспринималась как трагедия, её не сторонились, как сейчас, а понимали как нормальное событие в естественном порядке жизни. Никто не начинал бояться своих родственников от того, что они уходили в мир иной, наоборот, с ними старались поддержать контакт, у них, как у хранителей родовой мудрости, совет просили. Поэтому возможности теснее пообщаться, встретиться с умершими все были рады, и Самхайн не зря считается большим семейным праздником.
      
3.) Что осталось общего у Хеллоуина и Самхайна?
       Как отмечали Самхайн? Римские летописцы-наблюдатели описывают это так: Праздник проходил с заката да рассвета. Приглашая умерших, кельты выставляли в окнах сладости, вкусности и огоньки в светильниках, вырезанных из овощей (тыквы в Европе появились после открытия Америки). В это время именно они были основой кухни, – питательный горячий суп был очень популярен, а корочка сама просилась под резьбу.
       Общий большой костёр был центром праздника. Когда он разгорался, жители гасили все домашние огни и собирались к общему. Под утро каждая семья переносила праздничное пламя в свой очаг, оно должно было приносить дому счастье. Во многих деревнях было в обычае надевать к гулянью что-то необычное, выражая этим свою общность с умершими предками и духами – невидимыми жителями нашей и соседних сфер.
       Дети в костюмах привидений, улыбающихся мертвецов, скелетов и нестрашных монстров получали угощение соседей, представляя в играх умерших, пришедших навестить своих потомков, или гостей из параллельных нашему миров. То есть – по форме сохранилось многое, утрачено лишь понимание сути древнего праздника, его корней и смысла.
      
4.) Есть о чём задуматься
       Хеллоуин, не умещаясь уже в рамках «сумасшествий молодёжи», всё больше входит в нашу жизнь: И людям весело, и коммерсанты на нём могут заработать. Церковь, конечно, не в восторге от всей этой «чертовщины», но теперь уже нет монополии на правду, все мы должны быть толерантными к иному мнению и нравам.
       В экзотике страшилок ли тут дело? Пережив первый шок, мы принимаем этот «Праздник ужасов» на удивление легко. Отчего же? Может от того, что инстинктивно протестуем против страха смерти?.. Мы все когда-нибудь умрём, и, если стараемся не говорить об этом, сторонимся, страх неизбежности подспудно мучает нас и растёт... А Хеллоуин – весёлый способ от него освободиться... :-)