И. Даннекер. Мастер, которого ценили в Европе

Койфман Валерий
Швабский мастер, которого ценили в Европе. Скульптор Иоганн Генрих Даннекер (1758-1841)

                «Единственный путь стать неподражаемыми –
                это подражать древним»   И.Винкельман, теоретик классицизма

               
               
Среди блестящих европейских мастеров искусства, представленных в Штутгартской государственной галерее (ШГГ), есть мастер, который всегда вызывал особую гордость у штутгартских любителей прекрасного. Это их земляк, скульптор Иоганн Генрих Даннекер, который родился, творил и умер в Штутгарте. Ещё при жизни имя его было известно во всей Германии, Австрии, Италии, Франции, Швейцарии, Голландии, вплоть до далекой России.
Раннее детство Иоганна прошло в бедности. Иоганн был третьим ребенком в многодетной семье Георга Даннекера, придворного конюха, затем кучера и Анны Катарины Шемп, которая была дочерью ткача из Хольцмадена. Кроме сына у них было ещё четыре дочери.
Отец принадлежал к самым нижним чинам придворных служащих.
В 1772г. 13-летний Даннекер по своей инициативе обращается лично к герцогу с просьбой о приёме его в недавно созданную на деньги Карла Евгения привилегированную школу в штутгартском замке Солитуд. Сначала сюда принимали детей солдат, а чуть позже детей малоимущих служащих двора и граждан Вюртемберга. Просьба мальчика, несмотря на возражения родителей, была удовлетворена. В школе (позднее её статус был повышен до академии) были замечены большие художественные способности Иоганна, и он получил возможность обучиться на скульптора.
В Солитуде Даннекер вошел в узкий круг художников, поэтов и музыкантов, сформировавшийся вокруг юного Фридриха Шиллера, тоже учившегося здесь.
Шиллер и Даннекер были связаны дружбой всю жизнь (до смерти Шиллера в 1805 году).
Свою первую самостоятельную скульптурную работу Иоганн Даннекер создает в 19 лет.
Это, хранящаяся в фондах ШГГ, «Милон Кротонский» (легендарный борец античной эпохи, многократный победитель Олимпийских игр). В 1780 г. обучение Даннекера закончилось. Он был возведён в ранг придворного скульптора.
Так началось, длившееся более 50-ти лет «отрабатывание» образования при Вюртембергском дворе на службе у пяти герцогов.
С 1783 по 1785 год юноша проживал в Париже, где обучается у скульптора Огюстена Пажу.
Затем 4 года продолжал образования и активно работал в Риме. Здесь же он знакомится со Антонио Канова, оказавшим значительное влияние на творчество юного Даннекера.
Главными же учителями Даннекера были великие произведения античных мастеров. В античном искусстве Данеккер «открыл» для себя идейную глубину, строгость и близость к природе.
Это предопределило его обращение к стилю классицизма и отходу от стиля рококо, который он посчитал пустым и поверхностным. Правда классицизм в изобразительном искусстве Германии не поднимался до высот литературных, достигнутых «веймарским» классицизмом Гёте и Шиллера, и ему не суждено было стать политически активным искусством, как, например, во Франции.
По заказу герцога Карла Евгения Даннекер выполняет в Риме первую большую работу.
Это цикл из 4-х скульптур -  «Времена года» (1786-88гг.). Даннекер успешно создает небольшие мраморные скульптуры. Его известность в Италии растет, и он становится почетным членом Академии в Болонье и Мантуе.
Даннекер возвращается в Штутгарт в 1790г. и занимает пост профессора Академии, в которой он когда-то учился. Иоганн уже никогда надолго не покидает свой город.
В этом же году Даннекер женится на Хайнрике Рапп, дочери богатого коммерсанта. С этого времени он приобрел финансовую независимость.
В 1798г. Даннекер создает по заказу нового герцога Фридриха Евгения его бюст, который предназначался для отправки в Санкт-Петербург дочери Софии-Марии-Доротеи-Августе-Луизе,
ставшей российской императрицей Мари;ей Фео;доровной, женой Павла I и матерью Александра I и Николая I. Из Санкт-Петербурга вскоре последовало приглашение скульптору поработать при российском дворе. Он отказался и остался в Штутгарте.
Великий Иоганн Вольфганг Гёте, побывавший в Штутгарте в 1797г., посетил мастерскую скульптора и сказал позднее: «Даннекер, как художник и человек, великолепен».

Имя Даннекера становится известным и в парижских культурных кругах.
В Парижском Салоне 1802 года с большим успехом экспонировался бюст его работы «Иоганн Каспар Лаватер» (ШГГ) -  изображение известного в Европе учёного из Цюриха.
Тогда же была создана пленительная работа «Амур и Психея» (ШГГ). Эта тема по Апулею была любимой у мастеров барокко и классицизма.
В 1803-1804гг. Даннекер создает свою самую замечательную работу «Ариадна на пантере». Сначала он выполнил её из обожженной глины (ШГГ), затем в гипсе.
В 1805г. скульптор, наконец, получил право свободно распоряжаться своими работами.
Он выполняет тогда же мраморную «Ариадну на пантере» в натуральную величину для франкфуртского банкира фон Бетмана. Во Франкфурте «Ариадна» стала самой популярной скульптурой XIX века.

В 1805 году умирает Фридрих Шиллер. Первый гипсовый бюст своего друга Даннекер создал ещё значительно раньше (1794, ШГГ). Это несколько идеализированный портрет, как бы «апофеоз» Шиллера. Эта работа стала вершиной немецкой скульптуры XIX века и, вместе с «Ариадной», самой известной работой штутгартского мастера.
В 1810г. Даннекер уже создает большой  мраморный бюст Шиллера, который должен был стать частью памятника Шиллеру.
В эти же годы на Дворцовой площади в Штутгарте был построен дом Даннекера. Он стал одновременно жильем, мастерской, художественной школой и музеем. Дом был всегда открыт для гостей, учеников и стал центром культурной жизни Штутгарта. Сюда приезжали знаменитые скульпторы – итальянец Антонио Канова и датчанин Бертель Торвальдсен.
Даннекер много работает, выполняет многочисленные заказы, его скульптуры украшают не только музеи и частные собрания, но и улицы, и парки. Он создал целый ряд скульптур для надгробий знаменитых людей.

Одной из наиболее интересных работ подобного рода является парный мраморный бюст Константина и Наталии фон Бенкендорф для капеллы-мавзолея Бенкендорфов на кладбище в Штутгарте. Известны еще бюсты Константина и Наталии фон Бенкендорф работы Даннекера. Они находятся в России, в музее Моршанска (Тамбовская обл.). В 1919 году бюсты поступили сюда из имения Бенкендорфов в Сосновке.
Вообще в России скульптуры Даннекера были весьма популярны. В Павловске находится скульптура «Апполон». В Гатчине – бюст герцога Фридриха Евгения Вюртембергского.
В собрании Эрмитажа находится великолепная скульптура Христа в натуральную величину из белого каррарского мрамора, поступившая сюда из павильона «Шапель» в Царском Селе.
О «Христе» Даннекера в свое время стало известно Наполеону, и он пригласил мастера в Париж, чтобы тот создал скульптуру Венеры для Лувра. Даннекер отказался, ответив несколько патетически: «Руки, изваявшие Христа, не могут более создавать языческую богиню».
В мае 1823г. после длительной болезни умирает жена Хайнрике, а в январе 1824г. 75-летний Даннекер женится на 26-летней Фридерике Кольб, пережившей мужа на 27 лет.
 Популярность Даннекера – скульптора была настолько велика, что ещё при его жизни начали появляться поддельные работы «под Даннекера». Некоторые из них уже, как работы неизвестных мастеров, находятся в музеях и частных собраниях.
В 1829 г. у Даннекера обнаруживают опасное заболевание. Он прекращает работать как скульптор и отдается целиком педагогической работе в художественной школе.
8 декабря 1841г. Даннекер умирает  от простудного заболевания и похоронен на штутгартском кладбище Hoppenlaufriedhof. Здесь же, под одним надгробием, захоронены и обе его жены.
Даннекер навсегда остался в истории немецкого и европейского искусства. Он много лет трудился и создал огромную галерею образов (мифологических, библейских, своих современников).
Простота и благородство – вот черты лучших работ Даннекера. Его «подражание древним» было на высокой ноте и лишь в незначительной степени его произведения отличались склонностью к сентиментальности – чертой, типичной для немецкого классицизма.

Судьба жестоко обошлась с творческим наследием швабского мастера. Много его замечательных творений в различных городах Германии в период 1944-45 гг. было либо сильно повреждено, либо уничтожено, либо пропало без вести.
Мастер оставил для потомков замечательный скульптурный автопортрет (1796, ШГГ). Зрителю надолго запоминается одухотворенное лицо творческого человека, подчеркнуто демократического типажа, энергичного, прямого, с сильным характером.
Таковым и был Иоганн Генрих Даннекер, сын придворного кучера, ставший, благодаря своему таланту и огромному трудолюбию, одним из самых крупных немецких скульпторов XIX века и прославивший в Европе свой родной город Штутгарт.