Летающий художник. Слово о Марке Шагале

Койфман Валерий
Ю.Пэн "Портрет молодого Марка Шагала"

Искусство Марка Шагала (1887-1985), одного  из крупнейших и оригинальнейших художников современности, в равной степени считают своим и французы, и русские, и белорусы и евреи.
В своем творчестве он раздвинул национальные, религиозные и любые другие рамки и по праву стал художником мира.
Есть художники-наблюдатели. Они смотрят на жизнь из некоторого отдаления и судят о ней как бы со стороны. А есть мастера, которые любой сюжет трактуют как неотъемлемую часть собственной биографии, видят себя прямыми участниками изображаемого, даже, если это, возможно, лишь при помощи мечтательных допущений или фантасмагорий. Таким художником был Марк Шагал.

Судьба одарила его долгой жизнью, почти столетняя биография мастера представляется своего рода большой фантастической картиной, в которой переплетены сны и явь, мечты и реалии жизни.
Почти всё в жизни и творчестве Шагала было масштабно, грандиозно, в том числе слава и успех, награды и премии, звания и почести, выставки…
Перечень посвященных художнику статей и трудов поистине необозрим. Его многочисленные работы разбросаны по многим странам и континентам. Лишь самые приблизительные подсчеты говорят о том, что речь идет о нескольких тысячах.

Вместе с тем земной путь художника был отмечен многими бедами и катастрофами.
Даже день рождения маленького Марка (Мойши) 6 июля 1887г. в Витебске. В этот день здесь разгорелся пожар. Вспыхнув в летний полдень, он свирепствовал с безграничным размахом,  подступая к витебской окраине, Песковатикам, к дому, где родился Шагал (местом рождения художника ранее ошибочно считалось местечко Лиозно). Огонь не оставлял никакой надежды на пощаду, и только неимоверной силы ливень чудесным образом спас молодую мать с младенцем.

Отец Марка, набожный еврей, работал грузчиком на селёдочном складе и был кормильцем большой семьи. Главной в доме, где росло девять детей, была мать.  Первоначальное образование Марк получил в хедере. С осени 1900 года Шагал посещал городское четырехклассное училище с ремесленным классом. Учеба для Марка не была любимым делом, зато в это время в нем проснулся интерес к живописи. Мать первой поверила в художественные задатки своего первенца. Она и привела его в школу живописи и рисунка Иегуды Пэна в Витебске. Здесь Шагал добросовестно срисовывал гипсовые головы и орнаменты, строго повинуясь всем требованиям и указаниям. Маэстро Пэн полюбил своего талантливого ученика и даже написал его портрет. Что же касается Шагала, то он до конца своей жизни боготворил своего первого учителя.

Из Витебска, из школы Пэна, началась для Марка Шагала длинная, продолжительностью в 80 лет, дорога в мир большого искусства.
Сначала в 1907г. был Петербург с замечательными учителями-художниками Л. Бакстом и М. Добужинским. Вскоре известный юрист и депутат Государственной думы Максим Моисеевич Винавер заметил и выделил начинающего Шагала. Винавер покупает у него две картины и берется платить ежемесячное пособие, позволяющее художнику жить и учиться в Париже. Шагал считал его своим вторым отцом: “Отец родил меня на свет, а Винавер сделал из меня художника. Без него я, может быть, никогда не узнал Парижа”.

Так Шагал попадает в Париж на Монпарнас. Несколько лет он работает здесь рядом с Пикассо, Матиссом, Боннаром, Леже, Элюаром, Аполлинером и другими художниками и поэтами. Никто не мог сравниться с Шагалом в феноменальной работоспособности. За несколько лет пребывания в Париже он написал сотни полотен и сделал множество рисунков.
Оригинальность шагаловского творчества была настолько оглушительной, что Гийом Аполлинер, покровитель многих новых художественных сил, даже изобрел для него специальный термин – «сюрнатурализм». Сюрреалисты, с их культом интуитивных откровений в последствии считали М.Шагала своим предшественником. 
В 1914г. молодого художника восторженно принимал Берлин, где прошла его первая персональная выставка. Сторонники экспрессионизма, детища немецких художников-фронтовиков, обожжённых огнем Первой Мировой, тоже считали Шагала своим предтечей.

Потом - вновь Витебск, где 25 июля 1915 года состоялась свадьба Марка с Беллой (Бертой) Розенфельд, дочерью богатого торговца ювелирными изделиями. Шагал с юношеской страстью любил свою Беллу все 29 лет их совместной жизни. Она была для него не только любимой женщиной, матерью его дочери Иды и хранительницей семейного очага, но и его музой.
В этом же году Шагал пишет знаменитую картину «День рождения» (Муз. совр. иск., Н.-Й.). Художник и его возлюбленная летают по комнате в счастливом забытьи. Время было военное, мрачное, но Марк безмерно счастлив в своей любви к Белле.
Это чувство вдохновило его на создание и других шедевров полных света и радости, например, картину «Над городом» (Третьяковка, Москва). Перед нами яркий, словно умытый дождем Витебск. Над городом широкое, безбрежное  раскрытое для полетов небо. В нем парят Марк и Бэлла. Их фигуры летящих радостны и безмятежны, ибо они победили земное тяготение, победили обыденность. Они свободны, они счастливы.

В 1918–1919 Шагал был комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске. С 1923 года художник вновь живет во Франции, в Париже и на юге страны.
В 1941 году, чудом вырвавшись из рук фашистов, Шагал уезжает в США, в Нью-Йорк. Здесь он активно сотрудничал с Комитетом помощи СССР.
Узнав о страшной судьбе Витебска в годы немецко-фашистской оккупации, Шагал написал страстное  "Письмо моему родному Витебску", которое было опубликовано 15 февраля 1944 года в одной из американских еврейских газет. Родной город стал тем источником, из которого Марк Захарович всю свою долгую жизнь черпал вдохновение и сюжеты для своих работ. Улицы и площади, памятники архитектуры и домики родного Витебска присутствуют на многих работах Марка Шагала. Так, в 1973 году, выступая на открытии своей выставки в Третьяковской галерее, он сказал: «У меня нет ни одной картины, на которой вы не увидите фрагменты моей Покровской улицы».

В 1947 году художник с триумфом возвращается во Францию. Он много и успешно работает здесь практически во всех видах изобразительного искусства.
Шагал не определял в своем творчестве для себя ни целей, ни границ, ни стиля. Он не примыкал к школам, течениям и направлениям. Его инструментом, его миром, землей и царством небесным была краска.
Как отмечают историки искусства, анализировать творчество Шагала очень трудно и его почти невозможно объяснить, ибо его живопись полна поэтических иносказаний, символов и метафор. Она требует от нас не интеллектуальных упражнений, а взволнованной души и сердца.  Его картины просто можно полюбить, прикипеть к ним душой или не полюбить.
Шагал воспринял и развил концепцию живописного пространства, включающего в себя земной «низ» и небесный «верх». Развитие идеи полетов «во сне и наяву», пожалуй, одно из важнейших достижений творчества Марка Шагала. Глубокий синий цвет, заливающий пространство его картин,- это цвет неба, мечтательного неба романтиков и влюбленных. И вот Марк Шагал со своими персонажами ускользнул в это небо из родного витебского дома, пристроился на облаке и стал писать. Это не желание поразить воображение зрителя необычной фееричностью композиции.

Марк Шагал - реалист, в том смысле, что он хочет передать реальные чувства. Только его реализм ведет к слиянию духовных и физических начал, к изображению чувств, как физических действий.
Лирические герои художника, взлетая в небо, вырываются из объятий предметного мира. А, чтобы взлететь, утверждал Мастер, мало одной мечтательности, нужны ещё „теснящий душу восторг и поднимающая в небо страсть».
За свой долгий век Марк Шагал многое познал: неудачи и успех, полуголодное существование и материальное благополучие, равнодушие и всемирную славу. Только одного при жизни он был полностью лишен - признания на родине. И очень из-за этого страдал.
Но времена меняются. В январе 1991 года в Витебске прошли первые «Шагаловские дни», ставшие ныне традиционными. В июне следующего года на Покровской улице Витебска был открыт памятник художнику.

Давно нет с нами старого Мастера, он умер 28 марта 1985 г. Это был последний патриарх искусства XX века. Он принадлежал к тому редкому во все времена племени художников-кудесников, творчество которых глубоко волнует и будоражит наше сознание. Искусству же его глубоко человечному, озаренному светом божественного огня, суждена жизнь в веках.
Художник часто повторял, что «источник настоящего искусства – это любовь». Шагал умел любить искусство и людей, поэтому люди во всем мире платят ему тем же. 

Работы мастера можно посмотреть на сайте (более 1000 работ) https://arthive.com/de/marcchagall/works