Приглашение к преступлению

Марина Новиковская
- Ты отказываешься нарушить права гражданина?
- Да.
- Ты отказываешься совершить преступление?
- Да.
- Ты что, самая умная?
- Да.
- И у тебя есть советь?
- Да.
На самом деле все происходило совершенно иначе.
Лидия Ивановна, директор муниципальной библиотеки, нервно поправляя короткие крашенные в темно каштановый цвет волосы, злобно смотрела на свою подчиненную Софию. София, или как ее обычно называли Софа – самая молодая в коллективе. Ей всего тридцать три года.
Всего тридцать три года, а уже такая своенравная.
Но София в этом мире совершенно случайно. Просто проходит практику, необходимую для того, чтобы стать Судьей Иерархии.  В  мире,  из которого София пришла суровые законы. Никакого снисхождения к преступникам. 
- Уже все согласились, а ты…., - директор напряженно помолчала. – Я так и знала, что ты откажешься!
- Если знали, то зачем тогда приглашали участвовать во всем этом? – Софии пришлось собрать всю волю в кулак, чтобы выдавить из себя доброжелательную улыбку. Ее душило бешенное раздражение. – То, что вы предлагаете – преступление, причем уголовное.
- Какая ты умная! А то мы, твои старшие коллеги этого не знаем! Но нам приказали, а приказы мы не обсуждаем?
- Кто вам приказал? – как же абсурден этот мир.
- Ты что, маленькая?! Глава города, наш непосредственный начальник приказал! – Лидия Ивановна при этих словах вся задергалась, еще немного и ее, возможно, накроет истерика.
- И вы не боитесь? - теперь София уже откровенно смеялась над начальницей.
- Чего?
- Штрафа в полмиллиона рублей или четырех лет лишения свободы. Ведь примерно столько в совокупности грозит вам по статьям «Уголовного кодекса». И это, кроме того, что вы совершаете преступление против государства.
- Ты думаешь, я не читала «Уголовный кодекс»? – заорала директор. – Думаешь, я не знаю?!
- Судя потому, что вы собираетесь это сделать – да. Причем сделать совершенно бесплатно, как говориться за идею. Выслужиться хотите? Не так ли?
- Я не выслуживаюсь! Это работа! Я выполняю приказы того, кто мне платит!
- А если завтра тот, кто вам платит, даст вам оружие и прикажет убивать, вы пойдете и убьете?
- Фальсификация итогов переписи – это не убийство! – Лидия Ивановна стояла перед Софьей вся красная и потная. Она ненавидела эту тварь за то, что та заставляла ее чувствовать себя непонятно кем.
«Я не преступница, - думала Лидия Ивановна, - Я обычная библиотекарша. И просто хочу, чтобы меня оставили в покое. У меня дети, мне их нужно кормить».
- Это хорошо, что вы подумали о детях, - улыбнулась София. – Им может не понравиться внезапное исчезновение мамы.
- Я никуда не исчезну!
- Три, четыре года – ощутимый срок.
- Да кто меня посадит, кто?
- Тот, кто наблюдает за вами.
- За мной никто не наблюдает! Только ты читаешь мне мораль!
- Скажите, - улыбка София стала совсем грустной, - объясните мне, почему вы боитесь главы этого маленького городка? Что он может вам сделать? Уволить? Но ведь намного хуже попасться на фальсификации данных. Тем более вы собираетесь придумывать людей с потолка. А знаете, - София задумалась, - Я думаю важно даже не это, а то, что вы живете в постоянном страхе. И этот страх толкает вас на чудовищные вещи. Страх медленно убивает вас. Лишает разума.
- Все будет нормально. Наш  глава человек умный, у него всегда все прокатывало.
- В этот раз не прокатит?
- С чего это ты так решила? – директор нервно расхохоталась. Злоба в ее глазах приняла совершенный, законченный вид. – Мы живем в России, здесь все всегда прокатывало.
- Там, - и София указала пальцем в потолок, - Так решили.
- Где там? – эта Софа, она точно чокнутая!
- В Иерархии.
- Слушая, не действуй мне на нервы. Не хочешь участвовать в переписывании данных – не надо. Мы справимся и без тебя. Мы ведь команда. Наш глава должен получить больше денег. И мы сможем и дальше получать зарплату.
- Мизерную, просто смешную, - теперь Софии хотелось плакать.
- Это лучше, чем ничего.

«А потом они приходят к нам, - грустно подумала София. – После всех земных судов они приходят и всегда говорят одно и то же – у меня не было выбора».

Этот зал почти всегда пуст. Он огромен. Кругом, даже на потолке зеркала. Чтобы всякий входящий мог видеть свои бесконечные отражения. Зал Высшего суда. Лидия Ивановна вошла в него робко, осторожно.
- Я что умерла?
- Да.
- Я, правда, мертва?
- Да.
- И вы меня судите?
- Да.
Женский, почему-то очень знакомый голос казалось, звучал отовсюду.
- И что меня ждет дальше?
- Путь. Бесконечный бескрайний путь.
- Я могу увидеть того, с кем говорю?
- Вы этого хотите?
- Да.
София выскользнула из-за зеркала.
- Ты?
- Я.
- Что ты здесь делаешь?
- Работаю.
- Ты же работаешь у нас в библиотеке?
- И там тоже.
- Ты не можешь работать  и там, и тут.
- Почему?
- Это невозможно.
- Так часто бывает. Нас иногда посылают наблюдать за людьми.
Лидия Ивановна вдруг победоносно заулыбалась.
- А ведь тогда все прокатило!
- Но только не для вас, не так ли? – София тоже улыбнулась. – Вы так боялись, что ваше сердце не выдержала этого страха. И вот вы здесь. Не прокатило.
- Ты будешь судить меня? – испуганно спросила Лидия Ивановна.
- Нет. Зачем. Вы осудили себя сами.
- И что дальше?
- Путь. Просто продолжение пути. Но заклинаю вас, Лидия Ивановна перестаньте бояться.


- Почему ты отпустила ее? Почему не назначила ей наказания, - верховный судья сурово посмотрел на Софию темными глазами. – Ты успешно прошла все испытания, чтобы вот так запросто отпустить ее?
- Она сама себя наказала. Мне нечего ей добавить. Она просто глупая женщина – вот и все.
- Тебе трудно будет у нас работать, - заметил верховный. – Ты слишком снисходительна. Эту женщину есть за что судить. Она лжива.
- Это от страха.
- Она заносчива.
- Это от неуверенности в себе.
Они еще долго спорили в пустом зеркальном зале. А Лидия Ивановна уходила в небытие. Страх постепенно терял над ней свою власть. Бывшему директору муниципальной библиотеки становилось хорошо и легко.