Морал. кодификация как фактор инновац. развития...

Максим Гуреев
Моральная кодификация как фактор инновационного развития регионов России.


          Одним из наиболее принципиальных элементов культурного капитала любой страны является её мораль: народно-традиционная, политико-элитарная, религиозно-конфессиональная и т.д. Нормы и эталоны, транслируемые данным социальным институтом, так или иначе оформляются посредством определённых символических, ценностно-смысловых кодов. Теоретические и эмпирические стратегии научной методологии равно применимы к изучению многообразных феноменов моральной кодификации, причём от своей диалектики они всегда только выигрывают, в то время как их относительная разрозненность делает выводы исследователей и морализаторов однобокими и незавершёнными.
          Инновационное развитие страны неизменно связывается большинством российских политиков постсоветского общества с успехами экономики и собственно политики, реже – с достижениями в социальной сфере; культура же до сих пор воспринимается ими лишь как некое приложение к вышеобозначенным, причём в утрированно-экспонатном её значении. Мораль, как один из принципиальных видов культурного капитала, при её восприятии в узких рамках утилитарно-организационной семантики, помимо положительных следствий, приводила советских людей к ханжеству и лицемерию, либо к диссидентско-маргинальным, вплоть до полностью апатриотичных, биографиям. Нельзя не согласиться с выводом о том, что мораль может полноценно функционировать только в том случае, если она представляет собой самостоятельный, самодостаточный и независимый от политики процесс.
          С другой стороны, полное равнодушие так называемых представителей правящих элит к проблемам морали и концентрация их внимания только на политической цензуре, которая не пропускает критику конкретно в их адрес, но абсолютно безотносительна к аморальному растлению общества в целом, ни к чему хорошему также не приводит. Иллюстрации для этого тезиса мы видим перед собой каждый день в СМИ, образовании, повседневном общении людей друг с другом и т.д. Таким образом, отечественные правящие элиты также должны принимать посильное участие в процессе моральной кодификации, происходящей в регионах, но им не следует безропотно отдавать приоритета в принятии окончательных решений, касающихся морально-нравственной проблематики. В противном случае российские акторы в очередной раз скатываются в плоскость культурно-символического насилия, причём совершённого с их собственного согласия.
          Если основным объектом внимания, доминирующей ценностью мыслится власть, то это неизменно порождает и борьбу за таковую, рано или поздно приводит к социальному атомизму, проявления которого мы видим сейчас в наших регионах. Исходя из всего этого, становится ясным, что моральная кодификация способна служить фактором инновационного развития регионов России только в том случае, если культурная элита и другие социально активные члены общества осознают в полной мере её ценность в рамках такового процесса и сумеют организовать элементарный уровень своей деятельностной консолидации.



Гуреев, М. В. Моральная кодификация как фактор инновационного развития регионов России [Электронный ресурс] // III Российский Культурологический Конгресс с международным участием, 27-29 октября 2010. - Режим доступа: http://www.culturalnet.ru/main/congress_person/329.



Впервые опубликовано в:

Гуреев, М. В. Моральная кодификация как фактор инновационного развития регионов России // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации». Тезисы докладов и сообщений. – СПб. : Эйдос, 2010. – 556 с. – С. 338-339. (0,1 п.л.).