Стройотряды семидесятых

Александр Сивухин
 «Стройотряды».

Закончив первый курс радиофака своего любимого политеха и успешно сдав весеннюю сессию, я решил записаться в стройотряд, который отправлялся на строительство жилья в одном из бесчисленных совхозов Горьковской области.
 
Меня соблазнила возможность немного подзаработать.

О стройотрядах в студенческой среде ходили легенды о фантастических заработках, о сотнях и даже тысячах рублей, которые привозили студенты после двух месяцев работы где-то на стройках нашей необъятной Родины, имя которой было – Советский Союз.

Особенно большие заработки были у стройотрядовцев приехавших с северных, заполярных, сибирских областей.

Как потом оказалось, что работа в стройотрядах – это не только заработок, но и еще кое-что.

Стоило только один раз попасть туда, как это движение захватывало тебя надолго. Это равносильно, как один раз сходить на лыжах к Северному полюсу, и тебя будет тянуть туда снова и снова.

Строительные студенческие отряды – среда для самопознания, для самоиспытания, для самоистязания, для закалки характера, для приобретения настоящих друзей.
 
Как армейская служба, дает настоящих друзей, так и экстремальные условия проявляют истинный характер того, с кем ты находишься рядом.
 
Стройотряд, это своего рода – экстрим.

Это еще – приобретение новых, интересных специальностей.

В первый заезд я освоил профессию каменщика, стропальщика и бетонщика. Приобретение строительных специальностей было для меня новым откровением. Каким это оказалось интересным делом!

                * * *
Первый стройотряд, в который я попал, насчитывал около пятидесяти человек.
Как и в каждом отряде, должны быть: командир и комиссар. Отряд делится на бригады.

Командир ведет все финансовые дела, заключает договора с какой-нибудь строительной организацией. Нас всех зачисляют в качестве временных рабочих в штат. Проводят инструктажи по технике безопасности. Все. Можешь приступать.

Работы самые разные: от уборки строительного мусора, кладки стен, установки перекрытий, кровли крыши… до монтажа и установки камер наружного наблюдения.
 
Студенты такой народ, что готовы все это сделать быстро, надежно и качественно, лишь бы платили.

Специальность каждого не имеет значения. Главное проникнуться полученным заданием. Уж если студент за одну ночь успевает выучить китайский язык (так гласит студенческий анекдот), то, что ему стоит за одну ночь, например, выучиться на каменщика, сварщика, электрика …, сантехника.

               * * *
Жили мы в заброшенном бараке, куда притащили из школы кровати, матрацы, одеяла.

И было нас в бригаде каменщиков - десять человек вместе с бригадиром.
 
Строили мы комплекс для отстоя крупного рогатого скота, голов на пятьсот. Эдакую фермочку небольшую, размером с футбольное поле.

Пока с ведром раствора бежишь из одного конца в другой, ноги почему-то заплетаться начинают. И так целый день, изо дня в день. На жаре.

Не столько стенку ложишь, сколько бегаешь и таскаешь. А еще надо раствор приготовить, кирпич поднести, установить леса, все затащить наверх и только тогда укладываешь стену. Минут двадцать.

Потом уж мы стали делиться по операциям. Так и осталось: кто каменщик, кто подсобник, кто «растворщик». Темпы увеличились. Каменщик кричит: «Раствор! Кирпич!». А все вокруг его бегают, подают, что он ни запросит.

Угадайте, кем я был?
 
Только бывший спортсмен-разрядник по спортивной гимнастике, набивший глазомер и интуицию на перекладине, кольцах и вольных упражнениях мог стать настоящим каменщиком, чтобы с закрытыми глазами, как по линейке, укладывать кирпичи в стенку.

              * * *
И кормили нас знатно. Деревенские тетушки в нас души не чаяли. Щи, борщи, тушеная картошка с бараниной, молока сколько хочешь. Аппетит на стройке возрастал многократно. Молодые были, со всем справлялись.
 
Пока обедаем, включаем маг – слушаем Битлов.
 
После обеда – сонтренаж. Правда, бригадир (он тоже бывший спортсмен – по штанге), больше получаса отдохнуть нам не давал.  Потом снова до семи часов вечера – стройка!

Вечером - на танцы или на деревенские посиделки. Играли в забавы с местными девчонками.
                * * *
И вот так ездил я в стройотряды каждое лето. Уже в качестве бригадира.

 Побывали в разных местах, строили разные объекты. Страна наша была огромная. Богатая. Строили много. Народное хозяйство развивалось как на дрожжах. Такие гигантские стройки поднимали: БАМ, Нурек, Усть-Илим, Братск.

Мне так понравилось на стройках, что был момент (уже на третьем курсе), что появилась мысль – не бросить ли мне институт и не податься ли в строители.

 Романтическое веяние времени!
 
 Даже написал письмо на Нурекскую ГЭС, которая тогда строилась, с просьбой принять меня на стройку, на работу. И, что замечательно, пришел вызов. Мне предлагалось место бетонщика третьего разряда.
 
Когда отец узнал о моем желании, поставил условие - сначала закончишь институт, а потом езжай куда хочешь.

Так на Нуреке я и не побывал.

Четвертый стройотряд мы провели в Ленске, в Сибири.

Сводный отряд Горьковского политехнического института насчитывал уже около ста пятидесяти человек. Летели через Москву, Новосибирск, через всю нашу необъятную страну.

 Ходили в кедрачи, за кедровыми шишками, ловили хариусов, купались в Лене. Угощались сибирскими деликатесами – молодой картошкой, выращенной на вечной мерзлоте.

Представьте. Огромный гараж на окраине Ленска, который мы выстроили за лето из шлакобетонных блоков. Семь человек – студентов на верху, на крыше уплетают только что сваренную молодую картошку (угостили местные девочки-якутки). Ничего вкуснее  не помню.

Во все стойотряды я брал с собой гитару. И если выдавалась свободная минутка, мы неизменно пели песни.

В аэропортах, когда уже летели обратно, в долгих ожиданиях при пересадках, живые звуки гитары скрашивали наши томительные минуты.

Девочки часто просили спеть песню Ю.Кукина: «А все-таки жаль, что кончилось лето, кончилось лето…».

  …А все-таки жаль, что кончилось лето, кончилось лето.
     Время летит, не удержать, дело не в этом.
     Когда в душе осенний дождь, и ничего уже не ждешь,
     Мне все-таки жаль, что кончилось лето, кончилось лето.
 
Действительно жаль.
               
Так и пролетала студенческая жизнь. Зимой: занятия, лекции, контрольные, курсовые, сессии. Летом – стройотряды. Счастливое время.