Дуэлянт

Карпенко Саша
Я жил в Париже уже третий месяц и с провинциальной прилежностью старался постичь различные научные премудрости в семинарии, куда устроили меня мои бедные родители в надежде, что оттуда я выйду более или менее грамотным человеком и смогу зарабатывать себе на жизнь в каком-нибудь сельском приходе. Собственно говоря, меня совершенно не привлекала карьера священника, но, видя, как родители из последних сил пекутся о моем обучении, я прилежно старался. Науки давались мне легко, и вскоре я научился писать и считать, и всегда был на хорошем счету у преподавателей.

Жизнь моя была замкнутая и ограниченная монастырскими стенами, за которые нас не выпускали. Да я и не стремился за них. Но однажды один из наших преподавателей попросил меня помочь перенести большую стопку книг к нему домой. Так я впервые оказался в самом Париже.

Возвращался я один уже поздно вечером, петляя в бесчисленных переулках. И тут случилось то, что коренным образом изменило всю мою дальнейшую жизнь.

В одном из темных переулков я вдруг увидел как двое мужчин со шпагами в руках нападают на третьего, который проворно защищался, но тем не менее был уже прижат к стенке, и по его лицу я понял, что он долго не продержится.

Это была дуэль. Впервые я видел такое зрелище и, наверное, около получаса я стоял и смотрел на них с разинутым ртом. Затем один из нападавших сделал выпад и ранил того, что у стенки. Я видел, как вздрогнул он и побледнел, но продолжал защищаться.

Не знаю как в руке у меня оказался камень, но я здорово метнул его и попал в плечо человека в шляпе. Тот оглянулся и с диким ревом бросился в мою сторону. Конечно, я мог легко убежать от него, но в тот миг я был полностью увлечен схваткой и горел желанием принять в ней участие.

Человек в шляпе, наверное, рассчитывал легко разделаться со мной. Он видел перед собой всего лишь юношу, притом безоружного, и думал, что один его грозный вид обратит меня в бегство, но я стоял. Запыхавшись, он подскочил ко мне и нанес два сильных удара, но промахнулся. Он выругался и вновь бросился на меня. Единственным моим оружием был ранец, которым я отбивал удары, и моя ловкость, с которой я избегал их. Но все-таки мне пришлось бы худо, если бы в это время мимо не проходил патруль гвардейцев.

Завидев его, те двое поспешно удрали, а человек у стены спрятался в тень колонны. Я остался один на опустевшей улице. Патруль прошел мимо, даже не обратив на меня внимание. Когда он скрылся из вида, человек вышел из-за колонны и направился в другую сторону. Видя, что он шатается, я предложил ему свою помощь. Он был ранен в плечо и грудь, но и на его шпаге были следы крови. Так я познакомился с графом де Гизом, известным дуэлянтом Парижа.

Конечно, от такого знакомства мысль о семинарии совершенно вылетела у меня из головы. Мне было тогда девятнадцать лет.

14.03.68