Ночной гость

Гулевский Серж
                Ночной гость

    Эта странная история произошла много лет тому назад. Наша семья тогда получила новую квартиру в девятиэтажном панельном доме рядом со старым заброшенным кладбищем. На краю того кладбища стоял такой же старый полуразрушенный монастырь, который местные городские власти использовали под соляной склад. Кирпичная кладка здания под воздействием природных факторов разрушалась, и со временем его фасад стал больше походить на обычные развалины, нежели на культовое сооружение. Благодаря этому старому монастырю вся близлежащая местность получила название  Монастырка.
     В округе монастыря находился частный сектор одноэтажных домов, которые городские власти планировали в скором времени снести, а на их месте построить новый микрорайон с многоэтажными домами. Ветхие дома уже давно обречённо стояли в ожидании последних дней своего существования. Для местных мальчишек это была своего рода игровая площадка. Иногда ребята, лазая по этим развалинам, среди брошенных вещей находили иконы, монеты, посуду и другую старую утварь, оставшуюся там от живших когда-то людей. Играя в развалинах, они невольно соприкасались с местной историей, которая на их глазах стремительно исчезала из городской летописи под напором новой жизни.
     Кладбище, как и монастырь, пришло в запустение, и некоторые крайние могилы городские власти уже потихоньку стали сносить. Территория кладбища постепенно заросла вековыми соснами, непролазными густыми кустами сирени и другой буйной растительностью. Даже в дневное время с одного края на другой с трудом можно было пробраться через густые заросли кустарника, а в тёмное время суток это место становилось совершенно необитаемым. В этом заброшенном уголке города полноправно и всецело царила матушка природа.
    Квартиру мы получили на первом этаже, окна которой как раз выходили на этот самый монастырь. В тот август мне исполнилось четырнадцать лет. С новыми друзьями по дому мы иногда бегали через кладбище, чтобы сократить дорогу к дому, но в тём¬ное время старались обходить его стороной. Не оттого, что верили в чертей и всякую не-чисть, а больше потому, что часто там собирались алкоголики, хулиганы и прочие тёмные личности. Не¬сколько раз на том кладбище находили трупы людей, отчего место это пользовалось недоброй славой.
    Как часто водится в среде подростков, мы обожали слушать и сочинять всякие страш-ные истории. Однажды, наслушавшись таких кладбищенских ужастиков, я решил проверить свою храбрость и правдивость утверждений насчет обитания на ночных кладбищах потусторонних тёмных сил. Дождавшись однажды позднего вечера, я туда отправился и провёл около двух часов. Первые двадцать минут было очень страшно, затем страх притупился, и через какое-то время почти исчез. Глаза привыкли к темноте. В слабом лунном свете стали прояв-ляться очертания окружающих меня предметов. В какой-то мере я испытывал очарование и трепет перед ночным загадочным миром - некое романтическое чувство, смешанное со стра-хом перед потусторонним миром.
    Сидя в удобном месте, я всматривался, как кошка, в темноту. Иногда, чтобы подавить внезапно возникающие страхи, мне приходилось освещать фо¬нариком случайно появляю-щиеся тени и места, откуда раздавались неожиданные ночные шорохи. Лунный свет лишь кое-где пробивался сквозь густую листву деревьев, поэтому чётко разглядеть вокруг себя ка-кие-либо предметы было нелегко. В темноте ночи всё становилось интересным и загадочным, как в увлекательной страшной книге, где всякое может случиться. Это был совершенно другой, неведомый мир, манящий своей пугающей неизвестностью. Страх меня подталкивал бежать домой, но любопытство и разум призывали остаться, чтобы разрешить такой важный вопрос: существуют ли потусторонние силы? 
     Поборов первобытный страх, на кладбище я пол¬ностью отсидел  назначенный самому себе срок. Ничего необычного за всё это время со мной не произошло. Небольшой страх мне пришлось испытать поначалу, но я его преодолел и не без удовлетворения  выполнил по-ставленную перед собой задачу. Никаких потусторонних сил там я не увидел. Ничего не слу-чилось ни до, ни после двенадцати часов ночи.
Эта ночь на кладбище ещё раз убедила меня в том, что никакой мистики в нашей жиз-ни не существует. Как обычный советский пионер я был твёрдо уверен в своих материали-стических убеждениях, которые нам в своё время внушали советские педагоги. После этого поступка я не один день гордился своей решимостью и смелостью. Как настоящий серьёзный материалист, я мог быть доволен тем, что пересилил свои низменные страхи и руководство-вался разумом, а не фантазиями, которые распространяют неграмотные обыватели. Однако мои убеждения сильно поколебались под воздействием произошедшего вскоре события.
Однажды вечером мой брат Борис  сообщил мне и старшему брату Владимиру, что поздней ночью кто-то постоянно толкает его в плечо.  Он был измучен ночными кош¬марами. Нам он поведал, что вот уже третью ночь не может выспаться из-за странных событий про-исходящих в его комнате. Уставший от кошмаров, он решил грядущую ночь провести в на-шей комнате.
Мы с Владимиром, естественно, посмеялись над нелепыми фантазиями брата. Ему же это совсем не казалось смешным. Судя по его лицу, шутить он не собирался. Видимо, через какое-то время ему стало так страшно, что он твёрдо решил ночевать вместе с нами. Лёжа в нашей комнате на рас¬кладушке, он поведал нам такую историю.
Несколько дней тому назад он проснулся ночью от лёгкого толчка в плечо. Иногда мать так его будила утром, чтобы он не опоздал на работу. Борис медленно поднялся, включил свет, и как ни в чём не бывало, стал неторопливо собираться на работу. В сонном состоянии, натянув на себя штаны, он лениво посмотрел на часы. Было около двух часов ночи. Разбудила его явно не мать. Решив, что ему всё пригрезилось, он погасил свет и улёгся спать.
    Сон продолжался недолго. Через какое-то время он опять почувствовал толчок в плечо. На этот раз Борис вскочил моментально и зажёг свет. В зале никого не было. Стрелки часов показывали половину третьего. Посидев в недоумении какое-то время, он встал и проверил всю квартиру. Все, как обычно, спали. Ни о какой шутке со стороны других членов семьи не могло быть и речи. Родительская комната была закрыта на задвижку. Мы с Владимиром также спали в своей комнате, не помышляя ни о каком розы-грыше.
    Посидев в раздумье минут пять на краю дивана, Борис снова лёг спать. На этот раз он только дремал, открывая глаза через каждые десять минут в надежде застать того, кто проделывает с ним такие глупые шутки. Всю ночь он дремал, вслушиваясь в тишину и на-прягаясь от малейшего шороха. Далее уже ничего такого не происходило. Однако на сле-дующую ночь всё повторилось заново.
В то время Борис уже начал работать на за¬воде электриком. Не высыпаясь ночами, он просто боялся что-то не так сделать с электричеством. В общем, не выдержав многодневных долгих бессонных часов, на третью ночь он перебрался к нам. Мы с Владимиром эти события списали, естественно,  на его очень богатое воображение. В глубине души я всё же надеялся, что история окажется правдой. Была у меня небольшая страсть ко всему необычному, но столкнуться с чем-то сверхъестественным ни разу не доводилось. Этот случай как раз предоставлял мне такую возможность увидеть лично что-то научно необъяснимое.
Перед тем, как заснуть, мы ещё долго шутили на тему домовых и привидений. Все наши разговоры оставляли старшего брата Владимира равнодушным. Первые двадцать минут он поддерживал с нами беседу, но потом затих. Прошло ещё несколько минут, и вскоре мы услышали его тихий храп в углу комнаты.
    Я и сам-то не очень верил в то, что какое-то чудо может произойти в квартире нового девятиэтажного дома. Это всего лишь старые бабушкины сказки, да подсознательный животный страх, живущий в каждом из нас, думалось мне тогда. Как бы то ни было, я решил не спать хотя бы до часу ночи.
   За разговором с Борисом мы немного ув¬леклись. Размышляя над разными версиями насчет происшедшего с ним, вдруг я заметил, что дверь в комнату приоткрыта. Это было довольно странно, так как я полностью был уверен в том, что закрывал её собственноручно. Естественно, об этом я сказал Борису. Он подтвердил. Понимая, что мы могли просто оши-биться, всё же я подсознательно испытал страх. Понятно было, что за разговорами мы могли просто не обратить на дверь никакого внимания. Однако мурашки по телу у меня всё же пробежали. 
    Я приподнялся и стал медленно подходить к двери, чтобы её закрыть. Едва ли не фи-зически в комнате ощущалось присутствие кого-то или чего-то постороннего. Тихонечко до-тянувшись до двери, я прикрыл её, заметив при этом, что сама собой дверь открыться ну ни-как не могла. Закрывалась она довольно плотно, и нужно было приложить определённое усилие, чтобы открыть её. После этого, чтобы быть полностью уверенным, я закрыл в комна-те фор¬точку, исключив тем самым возможность воздействия на неё сквозняка. Теперь можно было быть уверенным на все сто процентов, что сама собой дверь не откроется. Мы обсуди-ли с братом все возможные причины, по которым могла открываться дверь. Подумали даже, что открыванию двери могла способствовать усадка нового дома, но предположение это бы-ло уже из области фантастики. Так и не найдя рациональной причины этому феномену, мы разбудили Владимира. Рассказали ему обо всём увиденном и попросили не спать.
     У меня создалось ощущение, что в квартире действительно находился кто-то посто-ронний. Немного похожее чувство испытываешь, когда в комнату залетает комар. Вдруг слышишь звук насекомого, но лишь одно тихое жужжание выдаёт его присутствие. Писк ис-чезает, затем вдруг появляется вновь откуда-то из темноты. Затем противный писк пропадает в темноте на какое-то время. Он появляется вновь из темноты, когда его совсем не ждёшь.
     Подобное происходило в ту ночь, только вместо комариного зуда за дверью нашей комнаты время от времени слышались осторожные тяжёлые шаги. Они то медленно приближались к двери, то еле слышно пропадали где-то в глубине квартиры. Возможно, то была лишь игра моего воображения. Но через какое-то время дверь в комнату снова открылась вопреки всем законам физики. И не просто так. Сначала дверь медленно приоткрылась и остановилась. После этого приоткрылась ещё чуть-чуть и на полпути притормозила. Было похоже на то, как человек, просовывая голову в ком¬нату, оставлял дверь приоткрытой. С той небольшой разницей, что за дверью-то была лишь одна пугающая темнота.
       На какие-то секунды мы замолкли. Переглянулись с братом, словно проверяя друг друга: видишь ли ты то, что вижу я? Приподняв голову от подушки и поборов первый испуг, я крикнул в пустоту: «Открывай на всю!». К нашему удивлению, дверь действительно рас-пахну¬лась полностью, будто чья-то неведомая рука реши¬тельно и уверенно толкнула её! От неожиданности я почти вдавился в свою подушку, ощущая неконтролируемый животный ужас.
      Несколько минут мы лежали, ничего не предпринимая, только слушали и вгля¬дывались во тьму дверного проёма. Тишина и темнота пугали. Ощущение было, что за две-рью кто-то стоит, но войти не решается. Возможно, он был уже в комнате!  Подходить к двери было страшно, но просто лежать в постели и ничего не делать, было тоже страшно. Это был страх чего-то неведомого.   Через какое-то время я встал с кровати, вооружился деревянным метром и с его помощью издали стал закрывать дверь дрожащей рукой. Удалось это только с третьей попытки. Метр в  руках дрожал и всё время соскальзывал. В итоге дверь мне всё же удалось захлопнуть. Ради большей уверенности и чтобы немного отойти от происходящего, задвижку на двери я закрыл. После страшных волнений дверь мы решили больше не открывать. Борису надо было выспаться перед работой в первую смену. После не-скольких бессонных ночей он уже начинал засыпать в обеденный перерыв.
     Через какое-то время братья заснули, а я всё прислушивался к шагам за дверью. Они то приближались к ней, то удалялись куда-то в глубь квартиры. Иногда чувствовалось, что на дверь кто-то давит. Становилось страшно. Вдруг это нечто или некто сорвёт задвижку? Это уж точно будет стопроцентным доказательством чего-то сверхъестественного. Казалось, грузный человек, скрипя половицами, рас¬строено топчется за дверью и обижается, почему его не впускают? Этот некто ещё долго пытался войти в комнату. Сначала тихое поскрипы-вание половиц медленно удалялось куда-то к задней комнате, затем тяжёлые шаги опять слышались у нашей спальной комнаты. Судя по тихому поскрипыванию  двери,  кто-то опять настойчиво проверял: не открыта ли она? Так продолжалось очень долго. До самого утра я дремал и прислушивался к шумам, шорохам, шагам. Заснул я только с рассветом.
     На следующий день, перед тем, как лечь спать, всю нашу квартиру я проверил на предмет каких-либо устройств. В реальность ночных событий я поверить не мог и одного из братьев заподозрил в сотво¬рении фокуса. Ложась спать последним, я проверил дверь. Закры-валась она плотно. Самопроизвольное открывание полностью было исключено. Не нашёл я никаких механизмов вроде ниток, лесок и других по¬добных вещей. По неподдельному испу-гу на лицах братьев можно было понять, что для них это тоже не было игрой. В общем, ни-каких причин сомневаться в реаль¬ности произошедших ночью событий у меня так и не на-шлось. И всё же, на следующую ночь все эти необъяснимые явления повторились. Опять от-крывалась дверь. Опять до самого утра слыша¬лись шаги.
     После очередной бессонной ночи Борис, уставший от недосыпания, отправился к на-шей тёте. Как нам всем было известно, она разбиралась почти в любых потусторонних явлениях. Тётушка была верующим человеком, однако это не мешало ей верить в некоторые культы. Попросту говоря, она верила в народные приметы, заговоры, привороты, отвороты и т.п. Борису тётушка наговорила много всякого. Посоветовала спросить духа: к худу или к добру тот приходит? Что-то упомянула про верх и низ привидения: если низ чёрный с копы-тами - это к худу, белый – к добру. Наговорила ему ещё очень много всяких нелепостей, тем самым ещё больше его напугав.
Под конец тётя рассказала Борису, как можно избавиться от непрошеного гостя. Надо было сходить в церковь и взять там церковного ладана. Вечером перед сном его зажечь, про¬читать молитву и обойти все углы. Всё это нам рассказал Борис, вернувшись домой от тёти.
Очередную бессонную ночь мы провели, тщетно пы¬таясь выяснить, к худу или к доб-ру появляется хо¬зяин – так называть ночного гостя нам также посоветовала тётушка. Её со-веты нас не очень порадовали. Мы себе представили, как из темноты дверного проёма вдруг раздаётся глухой низкий голос: «К худу!». Даже если он скажет  «К добру», что это будет означать? Вас ждёт большая удача? В скором времени выиграете в лотерею? В общем, ниче-го хорошего от советов тёти мы не ожидали. Тем не менее, ночью, когда всё это повторилось, я спросил духа: «К худу или добру?». К нашему счастью, никакого ответа не последовало. Спрашивали мы его по очереди, но с тем же результатом. Хорошо, что дух оказался немым и невидимым. Страшно представить, каково бы было наше удивление, если бы мы всё же увидели  чёрные ноги с копытами и услышали глухой низкий голос: «К худу!». После такого явления народу каждый из нас мог бы на всю жизнь остаться заикой. Это было бы пострашнее самого страшного голливудского триллера!
    Тем временем, странные открывания двери продолжались ещё несколько ночей. Через какое-то время всем это порядком надоело. Наше любопытство смени¬лось усталостью и страхом неведомого. От бессонницы наступила апатия. Уже не хотелось видеть ни злого, ни доброго духа. В конце концов, мы последовали указаниям нашей тёти: зажгли ладан и с ним обошли все углы квартиры. С ладаном ходил Борис. Он же про себя читал молитву, которую тётя ему записала на маленькой бумажке. Я, конечно, сомневался в действенности такого ме-тода изгнания непрошенных гостей, но следую¬щая ночь, к моему удивлению, прошла спо-койно. Дверь не открывалась ни до, ни после полуночи. Никаких признаков кого-либо или чего-либо в нашей квартире больше не наблюдалось.
       После нескольких спокойных ночей мои братья быстро забыли о необычных ночных яв-лениях. В последствии они лишь иногда мельком вспоминали об этом, как о чём-то совсем не значащем. Я же уже через несколько дней стал ощущать какую-то пустоту. Всё казалось, что дверь вдруг откроется, и послышатся шаги, но ничего подобного больше не происходило. Со временем у меня возникло ощущение какой-то недосказанности, а потом даже чувство собственной вины за содеянное. А что если к нам приходило нечто с благими намерениями, или с целью о чём-то поведать, а мы с ним так бесцеремонно поступили? На всю жизнь у ме-ня осталось сожаление, что мы поспешили расправиться с ночным гостем, так и не разо-бравшись: что же это было на самом деле?