Черная работа белых воротничков

Роман Янушевский
Роман Янушевский
"Окна", еженедельное приложение к газете "Вести"
28 октября 2010 года

Можно по-разному относиться к бюрократии, но при всех недостатках ее также называют маслом, смазывающим винтики государственной машины. Она осуществляет невидимую, но очень важную работу, и без нее утверждение многих законов, их внедрение в жизнь и связанных с этим изменений, были бы невозможны. Несомненно, межгосударственные парламентские группы по связям с другими странами, осуществляющие в основном черную работу технического характера, немало способствуют устранению лишних препятствий и тем самым оказывают нам всем неоценимую услугу.

Пятнадцать лет назад была создана совместная российско-израильская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, первое заседание которой состоялось в Москве. Без ее создания невозможно себе представить развитие серьезных экономических связей между нашими странами, потому что именно подобные комиссии занимаются устранением различных бюрократических и юридических препятствий, находящихся на пути сотрудничества. Другим связующим звеном являются межпарламентские ассоциации. Следует отметить, что в России подобная депутатская группа по связям с кнессетом впервые была сформирована в 1994 году, а в кнессете аналогичная комиссия по связям во главе с Рафаэлем Эйтаном существовала уже три года.

Российская группа является одной из крупнейших депутатских групп по связям с другими государствами в Ближневосточном регионе. Она с самого начала обозначила ряд наиболее важных направлений сотрудничества с Израилем, среди которых торговля, вопросы пенсионного обеспечения, заимствование опыта израильских центров по разработке новых технологий.

При активном участии членов этой группы была сформирована широкая договорно-правовая база сотрудничества между странами. А в 1994 году был подписан договор о торгово-экономическом сотрудничестве. После его подписания была создана совместная российско-израильская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству и утверждены положения по ней. Первая сессия двусторонней комиссии прошла в июне 1995 года в Москве.

После выборов в Думу в 1996 году координатором российской группы был избран Петр Шелищ, и тогда же комиссия впервые установила тесные отношения с израильским посольством в Москве. В то же время израильскую группу в кнессете по связям с Государственной думой РФ возглавил Юрий Штерн.

«Юрий Штерн всегда вел дело талантливо и творчески, - отмечал Петр Шелищ. - У него осталось очень много друзей как в Израиле, так и в России. И первым пунктом в совместном плане нашей работы стало восстановление прав тех ленинградских блокадников, кто уехал в Израиль".

В 2007 году Петр Шелищ перешел на работу в Общественную палату. На прежнем посту его сменил депутат Государственной думы Николай Гончар.

Репатрианты, сохранившие российское гражданство, помнят его по работе с избирателями, живущими в Израиле. В 2002 году, кстати, в разгар интифады, депутат Гончар принимал по 100-120 человек в день по вопросам, связанным прежде всего с продлением или восстановлением гражданства, получением пенсий и т. д.

«Я летал в Израиль раз в квартал – не один год, не два, не три, - вспоминает Николай Гончар. - Когда я первый раз туда прилетел, депутатский прием был устроен в консульстве. Собралась очередь. И я почувствовал себя снова в Советском Союзе, после того как услышал фразу: «Вы здесь не стояли, гражданочка». При входе находились немолодые люди и говорили, приняв меня за посетителя, что могут легко решить мой вопрос за небольшую сумму – 30 шекелей. У меня приемы были там мучительные. Я вел их по 10–12 часов, собирались люди со всего Израиля.

...Был и такой момент – я прилетел, а через два дня началась война с Ираком. Я жил в гостинице; мне выдали противогаз. Я летел туда в абсолютно пустом самолете, обратно самолет летел уже полным. Но кто-то мог улететь, а кто-то нет, и вот я ездил по всему Израилю и вел приемы. Это наши граждане, и этим все сказано. Нам говорят: там всего 70 тысяч граждан. А если бы был всего один гражданин?..»

Надо отметить, что благодаря вмешательству депутата Гончара в свое время в Хайфе было открыто консульство РФ, что снизило нагрузку на консульство, расположенное в Тель-Авиве, и существенно облегчило процесс оформления документов для десятков тысяч российских граждан.

Со времени своего создания ни один вопрос межгосударственных отношений не был обойден вниманием межгосударственной комиссии, которая занималась устранением препятствий, затрудняющих сотрудничество.

Контакты между членами депутатской группы осуществлялись регулярно. Так, в апреле 2010 года Россию посетила целая группа депутатов кнессета, включая главу правительственной коалиции Зеэва Элькина, председателя фракции НДИ в кнессете Роберта Илатова, главу парламентской комиссии по иностранным делам и безопасности Цахи Ханегби и депутатов кнессета Амира Переца и Мири Регев. А главный координатор российской группы Николай Гончар продолжает периодически посещать Израиль.

А недавно в Израиле побывал эксперт этой комиссии, политолог Илья Васильев, который любезно согласился ответить на наши вопросы.

- Каким проблемам комиссия отдает предпочтение?

- Комиссия собирается периодически – иногда раз в месяц, иногда чаще - и занимается подготовкой межгосударственных договоров, развитием экономического сотрудничества, проблемными вопросами. Она занимается незаметной, но очень важной работой в отношениях двух стран - аппаратной. И это особенно важно в отношениях между Россией и Израилем, где существует немало проблем, связанных с бюрократией, но есть большое желание обеих сторон повысить уровень сотрудничества абсолютно во всех областях.

В последние годы появилось больше открытости по отношению друг к другу даже в тех областях, где раньше такое сотрудничество было табуировано. Например, российское министерство обороны закупает израильские беспилотные самолеты, что невозможно было себе представить пятнадцать лет назад, а тем более - в советский период.

Эта комиссия - двухголовая, как орел на российском гербе, - состоит из двух частей. С израильской стороны – это Межпарламентская ассоциация дружбы с Россией, которую возглавляют Зеэв Элькин и Роберт Илатов. А вот с российской стороны - Михаил Маргелов, представляющий Совет Федераций, и Николай Гончар от Думы.

- Комиссия разрабатывает и политические вопросы или отвечает только за техническую часть?

- Разумеется, политические! Депутатская группа занимается только билатеральными отношениями. Но иногда она может касаться и общих ближневосточных проблем, если они связаны с российско-израильскими отношениями.

- Министр иностранных дел Израиля несколько раз приглашал Владимира Путина в Израиль. Но вопрос повис в воздухе. Стоит ли в ближайшее время ждать приезда премьер-министра РФ?

- Этот вопрос обсуждается уже несколько месяцев. Возможность приезда Путина взвешивалась еще в начале года. Предполагалось, что он мог посетить Всемирный конгресс русскоязычной прессы, прошедший в мае в Израиле, - этот вопрос рассматривался на полном серьезе. Так что его приезд совсем не исключен.

- Нет ли в подобной отсрочке некой подоплеки?

- Просто не сложилось, нет какой-то подоплеки. Владимир Путин – очень занятой человек. Обсуждалось, что может быть он сможет приехать и возглавить делегацию. Но в результате его представлял глава президентской администрации Сергей Нарышкин. Практика такова, что здесь нет какого-то протокола. Этот конгресс проводился уже в двенадцатый раз. Далеко не на каждое подобное мероприятие приезжало первое или второе лицо государства. Несколько раз Российская Федерация была представлена чиновниками высокого уровня.

Глава администрации президента РФ очень влиятельный человек, что связано, в частности, с другим местом президента в политической системе. Так что не думайте, что российское представительство на Всемирном конгрессе русскоязычной прессы было низкого уровня. Отнюдь. Оно вполне отвечало уровню крупного международного мероприятия подобного рода. Здесь присутствовали помимо Сергея Нарышкина министр печати Михаил Сеславинский, глава ИТАР-ТАСС Виталий Игнатенко – очень представительная делегация.

Для России каждый Международный конгресс русскоязычной прессы - это важное мероприятие. Недаром существует государственная программа по поддержке соотечественников, проживающих в других странах. Считается, что их 150 миллионов, и русскоязычная журналистика – это если не один из рычагов влияния, то как минимум способ поддержания единого языкового, культурного и новостного пространства.

- Разве всемирные конгрессы не были созданы для того, чтобы осуществлять это влияние?

- Думается, что точнее будет сказать следующее. После распада Советского Союза объективно сложилось, что десятки миллионов русскоязычных граждан, в том числе сотни и тысячи журналистов, пишущих по-русски, оказались за рубежами Российской Федерации. Создание формата международных конгрессов русской прессы – это было движение в равной степени и сверху, и снизу, потому что все журналисты и потребители культуры на русском языке нуждаются в едином информационном пространстве. Это объективная реальность.

- Каждый ли раз, когда чиновники высшего ранга совершают визиты, это сопровождается подписанием каких-то договоренностей?

- Нет, это совсем не обязательно. Большая часть важнейших договоров между нашими странами была подписана еще в середине 1990-х годов. Их существует десятки. Раньше были очень важны соглашения экономические. Например, договор о взаимной торговле. Но сегодня наступает этап стратегических соглашений - например, подписанный недавно в ходе визита в Москву министра обороны Эхуда Барака договор о военно-техническом сотрудничестве. Вообще проще говорить о том, какие соглашения не подписаны. Самое главное, чего не хватает русскоязычным израильтянам, – это того, что не подписан договор о пенсиях, потому что эта проблема беспокоит сотни тысяч людей.

- Что препятствует этому?

- Хочется надеяться, что уже практически ничего не препятствует, и скоро оно будет подписано. По словам Николая Гончара, сегодня "нужна реальная сверка информационных баз, необходимо понимать, сколько всего на сегодняшний момент в Израиле проживает бывших граждан Российской Федерации, которые могут претендовать на российское пенсионное обеспечение».

С российской стороны вопросами пенсионных прав бывших граждан РФ занимается министерство здравоохранения и социального развития, с израильской – этот вопрос контролируется Пенсионным фондом Израиля и МИДом. Разработка взаимного соглашения о пенсиях между Россией и Израилем занимает важное место в двухстороннем сотрудничестве. Хочется надеяться, что до конца нынешней каденции Государственной думы – до конца 2011 года - этот вопрос будет урегулирован.

- А что в плане экономического сотрудничества?

- Известно, что российское руководство проводит модернизацию страны, и одним из локомотивов этой модернизации считается развитие высокотехнологических отраслей - например, нанотехнологий, которыми занимается Чубайс. Он возглавляет корпорацию «Роснано». А Израиль – ведущая страна в мире в этом плане, и ему есть, что предложить. Речь идет об участии в огромных проектах, что сулит большие контракты, учитывая размеры России, а также ее бюджеты и то, что это ведомство возглавляет такой опытный и амбициозный менеджер, как Анатолий Чубайс. Уже ведутся активные переговоры.

Это должно дать толчок израильской экономике. Принимая в расчет то, что в высших эшелонах власти данное направление считается приоритетным,  такое сотрудничество может иметь и положительные политические последствия для отношений между двумя странами.

Прорыв в сфере, в которой Израиль может сыграть весомую роль, наверняка откроет дополнительные перспективы для сотрудничества. И естественно, что для этого необходимо построение законодательных рамок, оформляющих это сотрудничество.

- Какие узловые точки в отношениях между нашими странами являются сферой деятельности думской комиссии?

- В целом российско-израильские отношения переживают успешный период, поэтому нельзя сказать, что есть какие-то очень серьезные проблемы. Да, есть ряд вопросов, с которыми сталкиваются граждане обеих стран. И израильская парламентская комиссия, и российская депутатская группа получают об этом сигналы.

К тому же чем более сложной становится социальная реальность, тем больше возникает проблем, особенно в билатеральных отношениях, какие страны ни возьми.

Например, российских граждан, проживающих в Израиле, волнует проблема получения и обновления заграничных паспортов. В России этот вопрос поднимался на высоком уровне. Неоднократно высказывал об этом свое мнение российский консул в Тель-Авиве Юкалов. Только за последние месяцы он несколько раз выступал с интервью и говорил о том, что этот вопрос уже решен. Единственное, что мешает, - это относительная нерасторопность чиновников МИДа, то есть опять - бюрократические препоны. Но, по словам сведущего в этом вопросе человека, наблюдается оптимизация общего процесса, касающегося очередей и прочих вопросов.

- Порой между Россией и Израилем складываются несколько двусмысленные отношения. СССР традиционно поддерживал арабские и мусульманские страны, и хотя в эпоху Ельцина вектор несколько изменился, но при Путине постепенно все вернулось на круги своя. А недавно Россия завершила строительство ядерного реактора в Бушере...

- Наличие тех или иных спорных моментов не является уделом только российско-израильских отношений. В отношениях всех стран есть какие-то спорные вопросы, и порой кажется, что эти мини-кризисы оказывают влияние на текущую работу в отношениях. Но в целом, напротив, можно говорить о беспрецедентно высоком уровне доверия – не зря же подписываются договоры о стратегическом сотрудничестве.

- Тем не менее немало двусмысленности было в истории с продажей зенитно-ракетных комплексов С-300 Тегерану. После того как Совет Безопасности ООН ввел четвертый круг санкций в отношении Ирана, с российской стороны был сделан ряд противоречащих друг другу заявлений.

- Важен конечный результат. Владимир Путин заявил о том, что Россия потерпит значительные финансовые убытки в результате аннулирования соответствующего соглашения с Ираном, но откажется от поставок ракет. В то же время при голосовании в Совете Безопасности ООН стратегический союзник Израиля Турция почему-то голосовала против введения нового круга санкций, когда Россия, тогда еще не стратегический союзник, была «за». В сухом остатке в важных для Израиля вопросах – российское руководство заняло вполне произраильскую позицию.

Следует понимать, что Россия унаследовала от СССР отношения с арабскими странами, и в эпоху Советского Союза были определенные трения, но сейчас трудно рассчитывать на то, что российское правительство будет занимать в ближневосточных вопросах более правую позицию, чем та, которой придерживается, скажем, партия Ликуд. Тем не менее, если судить по конкретным действиям, то позиция российской стороны является очень взвешенной и осторожной. Произраильской, насколько это возможно. И едва ли не во всех вопросах Россия занимает позиции куда более благосклонные к Израилю, чем ЕС.

Например, во время кризиса с «флотилией свободы» российские средства массовой информации, в частности политически значимые первый и второй каналы, а также радио, освещали эти события с большим пониманием и намного более уважительным отношением к действиям Израиля, вызванным соображениями безопасности. Не было такого антиизраильского шабаша и безобразия, как в европейских СМИ - это мнение разделяется многими комментаторами. И это тоже показатель потепления отношений между странами.

- Но существовала разница в освещении событий в ходе операции «Литой свинец» и во время терактов в московском метро. Не было сделано никакой увязки, хотя речь идет о действии одной и той же силы – глобального исламистского движения.

- Это верно лишь отчасти. Да, Москва, например, поддерживает контакты с ХАМАСом и отказывается признать его террористической организацией. Но можно процитировать премьер-министра Нетаниягу, который в ходе своего визита в Москву отметил, что Израиль с пониманием относится к тому, что у России есть традиционные связи со всеми участниками ближневосточного конфликта, даже с теми, кого Израиль не признает в качестве легитимного игрока, а, напротив, считает террористической организацией. Учитывая деликатные местные реалии, контакты Москвы с ХАМАСом, как к ним ни относиться, возможно, могут иметь и положительную составляющую - например, в вопросе освобождения Гилада Шалита.

- В чем суть соглашения, подписанного между Россией и Израилем во время визита Барака в Москву? Не послужит ли оно исключительно интересам России, позволив ей беспрепятственно продавать оружие недружественным Израилю режимам?

- Вряд ли в мире есть страна, которая может помешать России «беспрепятственно продавать оружие» кому бы то ни было. Ну и это точно не Израиль… Стоит говорить о прорыве: впервые в истории в России побывал министр обороны Израиля и в ходе первого же визита подписал договор, регулирующий отношения в такой чувствительной и сложной сфере, как производство и торговля вооружениями.

- Что Израиль может предложить России помимо производства беспилотных летательных аппаратов?

- Немало. Например, помочь в реализации проектов по модернизации техники и вооружений советского и российского производства в интересах иностранных заказчиков.
До этого момента в силу особых отношений, сложившихся между Израилем и США, с одной стороны, а также технической ориентацией Израиля на стандарты НАТО - с другой, взаимоотношения между двумя нашими странами в оборонной сфере и тем более в области совместного производства или даже модернизации оружия шло ни шатко, ни валко. Но возможно, что именно подписание договора поспособствует изменению ситуации.

- Как может поспособствовать сотрудничеству между Израилем и Россией продажа Сирии сверхзвуковых крылатых противокорабельных ракет П-800 "Яхонт"?

- Указанные вооружения еще не поставлены Сирии. В любом случае Израиль не покупает российские вооружения. По словам Зеэва Элькина, ситуация была бы иной, если бы минобороны Израиля давно прислушалось к советам начать сотрудничество в военной сфере с Россией. Москва не раз давала понять, что продажа оружия – это бизнес, и если Израиль заинтересован, чтобы не подписывались соглашения с теми или иными странами, то должен учесть экономические интересы России.

"Единственный способ долгосрочно решить проблему поставок оружия враждебным нам странам – создать ситуацию, при котором российской военной промышленности пришлось бы прислушиваться к нам, – подчеркнул Элькин. - Я говорю о российско-израильском сотрудничестве в этой сфере, о совместных поставках и модернизации вооружений – это интересует и Москву и нас".

Возвращаясь к вашему вопросу, - в связи с новым режимом санкций и подписанием договора с Израилем Россия отказалась от продажи ЗРК Ирану, нарушив тем самым условия заключенного контракта и понеся финансовые потери. Это произошло в силу того, что в российском руководстве понимают всю чувствительность вопроса, оттого и предпринимают невыгодные для себя шаги.

На фото: Николай Гончар, координатор российской депутатской группы по связям с Кнессетом Государства Израиль.
Источник: Пресс-служба