Борьба от ума

Элина Савва
К 153-летию со дня рождения Дзигоро Кано

Я помню своё впечатление от увиденного впервые приёма дзюдо: надо же, как ловко! Лет до 30 я не знала о дзюдо ничего, мне было абсолютно фиолетово: дзюдо, айкидо, тхэквандо – эти слова дружно рифмовались в моей голове, не оставляя особого следа. Но, когда подрос мой сын и встал вопрос о его физическом развитии, ближайшей к дому оказалась секция дзюдо, куда я его и привела. Тренер – очень дружелюбный и располагающий к себе, предложил посидеть, посмотреть на тренировку, определиться – захотим мы ходить или нет. Тогда я и увидела первый в своей жизни приём дзюдо: тренер обхватил ученика одной рукой за корпус, другой – крепко взял его правую руку чуть выше локтя, стал заводить вперёд себя, выставил на его пути свою согнутую в колене ногу и – упс! - парень, словно споткнувшись о его бедро, завалился на татами. Всё это произошло молниеносно – гораздо быстрее, чем об этом можно прочитать.
Мне очень понравилось, что мой сын займётся именно таким видом борьбы:  дзюдоги,  татами,  поклоны, команды на экзотичном японском языке внушали чувство присутствия на пороге тайны, куда можно войти только лишь занеся ногу над ковром.
Однажды летом, в зале начался грандиозный ремонт, в результате которого, кроме аккуратных евроокон, оглушительно свежих, новопокрашенных стен над входом с новой тяжеленной железной дверью появились два портрета: на одном я чётко знала, кто изображён – основатель дзюдо в нашей области, который, по внезапному совпадению, приходился родным дядей старшему тренеру зала, а вот на втором… Из второй рамочки, выразительно выделяясь серебристой сединой на тёмно-сером фоне, на меня строго смотрел узкоглазый пожилой человек. «А кто этот дедушка рядом с Вашим дядей?» - наивно хлопая густо накрашенными ресницами, поспешила я вежливо осведомиться у старшего тренера. Тот посмотрел на меня стеклянными глазами  (в прямом смысле, сквозь очки), помолчал, слегка опешив, потом хмыкнул в свои подстриженные жёсткой щёточкой усы и начал неторопливый спич: « Хм, дедушка… Это, как в анекдоте… Поручили одному из сотрудников КГБ следить за неким Ивановым. Стал он фиксировать все его контакты, следовать за ним в поездках… И вот как-то оказался Иванов в Ватикане, на каком-то большом празднике, рядом с римским папой. Сексот стоит в толпе, наблюдает за порученным ему субъектом и растерянно спрашивает у рядом стоящего человека: «А что это за мужик рядом с Ивановым?» Я терпеливо слушала, уже осознав свою оплошность, но всё же дожидаясь ясного ответа. Тренер наконец-то сказал: «Это – портрет господина Кано, основателя дзюдо». Старший тренер в заключение ещё раз хмыкнул в усы: «Дедушка… надо же!», иронично блеснул стёклами очков, повернулся и пошёл. Я ему в спину только протянула: «А-а-а…» Тогда я больше ничего о Кано не знала.  И, если честно,  даже имени его не запомнила, лишь боязливо посматривала на портрет при входе в зал, потому как  «японский дедушка» как-то уж очень строго на меня смотрел и каждый раз всё более осуждающе, словно его возмущало моё невежество. И, когда его узкие тёмные глаза уже яростно жгли кожу при входе-выходе, моё  невежество меня зацепило. Я стала спрашивать у других тренеров, знакомых, кто когда-либо занимался дзюдо, об основателе борьбы и «откуда есть произошло дзюдо».  Мужчины (а так получилось, что это были только мужчины) снисходительно склабились и начинали нехотя объяснять: «Ну, этот вид борьбы пришёл из Японии…». И каждый меня охотно  поправлял: «Нет, нет: Яцугиро Кано – так надо говорить», «Джи, Джигоро Кано – там произносится «джи», «не ДзигОро, а ДзигИро – я точно знаю, нам так тренер говорил», кто-то упрямо произносил фамилию основателя с ударением на первый слог: «КАно». Устав от поправок и снисходительных ухмылок, я отправилась в бескрайние просторы Интернета, забивая теги «дзюдо», «Кано» и проч. И вот, на весь 14-дюймовый экран моего монитора аршинными буквами Википедия дала чёткий ответ: КанО ДзИгоро – в имени ударение на первом слоге, в фамилии – на втором. По японской традиции, фамилия располагается перед именем.
На большинстве сайтов можно было выудить лишь скупые факты биографии: Дзигоро Кано родился 28 октября 1860 года  (что и празднуем), учился – получил, кстати, самое блестящее образование, которое только было возможно в Японии на тот исторический момент; основал свою школу в 1882 году – и  дальше шло повествование о победном шествии дзюдо по планете, вплоть до наших дней. В Интернете происходило  всё очень быстро: родился, учился, основал дзюдо, распространил во всём мире. В результате чтения, у меня в голове, на месте словосочетания «Дзигоро Кано» возник огромный дядька, под 2 метра ростом и за сто – весом, самоуверенный, наглый, глядящий сверху вниз на всех, дерзающих тронуть его учение. Мне этого было мало, мне хотелось подробностей. Пришлось идти за книжками.
Слава Богу, они нашлись. После изучения книг, меня ждало много открытий и благодатных потрясений.  Возникший первоначально образ самоуверенного здоровяка рассыпался на глазах. Господин Кано – гений дзюдо – имел весьма скромные физические данные: рост – 150 см, вес – 48 кг. В детстве он был абсолютно неспортивным мальчиком, за что и получал с избытком от своих сверстников. По нынешней подростковой классификации он был типичным «ботаном»: умный, начитанный, отличник в учёбе, стеснительный и необщительный, хилый физически,  не умеющий и неспособный дать сдачи. Спортом Кано начал заниматься только в 17 лет, уже в университете. Начинал с бейсбола – но со своими физическими параметрами он слишком комично выглядел с битой. Так как противники юного Кано часто превосходили его по физическим данным, он решил заняться дзю-дзюцу. Всё свободное от университета время он проводил в зале, при этом тщательно записывал и зарисовывал всё, что показывал ему мастер. На пути освоения дзю-дзюцу Кано сменил несколько школ. Дважды ему, как лучшему ученику, переходил весь архив школы после смерти учителей. Из каждой школы –  методически они довольно сильно различались в то время – Кано брал лучшее, анализировал, приспосабливал к своей зарождающейся системе. Молодой Дзигоро много спрашивал у своих наставников: каково должно быть расположение рук и ног, быстрота движений, сила, с которой нужно было производить то или иное движение. Меня заинтересовал  случай, произошедший с ним в школе мастера Фукуды. В спарринге с Дзигоро становился часто сильный и высокий борец – Фукусима, который всегда побеждал в рандори. Что обычно мы делаем в таких случаях? Как правило,  негодуем, злимся на себя, желаем противнику всяких неприятностей, в лучшем случае – идём к тренеру или другу за советом. А что сделал Кано? Он пошёл в… библиотеку! То есть, опять поступил совершенно по-«ботански». Там, в Токийской библиотеке, изучив множество книг по борьбе, он нашёл упоминание о технике ката-гурума.  Изучив новую философию и приёмы,  вызвал мощного Фукусиму на поединок. Тот рассмеялся и согласился. Вот как описывает этот поединок в своей книге Ю.Рычкова («Самооборона – приёмы дзюдо»): «Кано занял исходную позицию на расстоянии двух метров от противника, всем своим поведением показывая, что не собирается атаковать. Удивлённый подобной тактикой, Фукусима шагнул вперёд и схватил своего невысокого противника за ворот кимоно. Готовый к такому повороту событий, Кано мягко перехватил атаковавшую его руку, согнул ноги в коленях и плавно повернулся к атакующему боком, подталкивая Фукусиму другой рукой до тех пор, пока тот не потерял равновесия и не упал на спину». Своими нестандартными действиями Кано удивил даже своего учителя.
Мне, как искреннейшей «ботанке» и книжному червю, стало чрезвычайно умилительно, что дзюдо зарождалось в библиотеке (хоть сейчас словосочетание «начитанный борец»  звучит непривычно для нашего уха). В народе сейчас часто подчёркивается противопоставление интеллектуального и физического развитий, но, по примеру Дзигоро Кано видно, что залог успеха – в их гармоничном сочетании.  Думаю, именно глубокие знания, умение анализировать, наблюдать, делать выводы, пытливость и любовь к книгам наряду с упорнейшими и постоянными тренировками позволили Дзигоро Кано через 5 лет после начала занятий джиу-джитсу открыть собственную школу, при том, что исходные его физические данные были очень слабенькие. Читая о нём, мы не задумываемся, насколько это малый срок. Любому современному спортсмену, чтобы достичь каких-то результатов нужно, как минимум 10-15 лет непрерывных занятий. Кано потребовалось гораздо меньше времени, чтобы не только стать лучшим борцом, но и разработать собственную систему приёмов. Кстати, открыть школу ему помогла его основная профессия. Мы привыкли связывать господина Кано только с миром дзюдо, однако, по-хорошему – это было его хобби. По своей основной профессии он… тут я немного отклонюсь. Помню,  в фильме «Спасение рядового Райана» бравый, волевой, временами жёсткий капитан, выведший из всех возможных передряг своих бойцов, наконец, отвечает им на заданный ещё в начале фильма с большим любопытством (разделяемым со зрителем) вопрос: «Кто Вы по профессии, сэр?» Из развития сюжета фильма предполагалось, что, как минимум – тренер по боксу. Однако, с большим разочарованием (опять же, разделяемым со зрителем) бойцы узнают, что их бравый, неустрашимый капитан – преподаватель литературы. Так вот, Дзигоро Кано по своей основной профессии – филолог. Так же, как и бойцам из «Райана», мне было трудно зафиксировать  и смириться в своём сознании с этим фактом, совсем не ассоциировался у меня в голове основатель боевого искусства с этой кабинетной и интровертной профессией (мне, например, трудно представить свою учительницу литературы, бежащей на шпильках после уроков со стопкой тетрадок в сумке и с кимоно в додзё). Но, именно она и помогла ему открыть первый зал. Кано получил заказ министерства образования Японии на перевод с английского трактата по этике. На деньги, полученные за эту работу, он открыл свой зал. Кроме того, он преподавал литературу в лицее для детей из привилегированных семей. Это позволяло содержать зал, не беря денег с первых учеников. Говорят, господин Кано сам шил форму для занятий и ремонтировал додзё, так как, несмотря на «мягкость» пути («дзю» переводится как «мягкий», «нежный», «скромный», «до» - «путь, способ мышления»), тренировки были достаточно жёсткими. В дзю-дзюцу ставка делалась на одно результативное движение, решающий бросок должен был завершить поединок. Кано учил не столько бросать, сколько именно бороться, схватки в додзё продолжались по нескольку часов без остановки. Как позже вспоминал мастер Ёсимацу своё обучение в Кодокане: «Когда я останавливался на несколько мгновений, чтобы перевести дыхание, мой тренер немедленно подходил ко мне и указывал, с кем продолжить борьбу. Ученики должны были тренироваться с борцами более высокого класса. Когда мы поправляли одежду, они упрекали нас в том, что мы делаем это слишком долго. Когда мы тренировались с ними, мы ничего не могли сделать, настолько они были сильны. Мы  плакали от унижения и досады. «Ты плачешь!» - говорили тренеры. «Нет, это пот», - отвечали мы и продолжали тренировку». В течение первых месяцев отрабатывались лишь способы самостраховки и падений, причём довольно жёстко. «Два человека раскачивали борца, взяв его за ноги и за руки, потом бросали как можно дальше – борец должен был приземлиться, не разбившись, на спину или бок. Борцы прыгали с высокой лестницы спиной вниз на пол или преодолевали, кувыркаясь в воздухе, острый меч, расположенный почти на уровне человеческого роста» (из книги Шулика, Коблев, Маслов «Борьба дзюдо: первые уроки»).
В моём женском сознании слово «борьба» связывалась, прежде всего, с наступлением, агрессией, давлением на противника – а Кано говорит совсем неожиданные для меня вещи: «даже, если вы сильнее противника, сначала лучше уступить» и рассказывает про ветви под снегом, которые гнутся, но не ломаются.
Я думала, что развивать нужно, прежде всего, силу, но Кано говорит об относительности силы, и более важном умении – сохранять равновесие: «если, вместо сопротивления, я буду уступать его (противника) толчку, убирая своё тело и сохраняя равновесие, то мой противник потеряет собственное равновесие. Из-за неудобной позиции он ослабеет и не сможет полностью использовать свою силу».
Я считала, что борец начинается с мощных, твёрдых как сталь, мускулов  – но Кано считает, что дзюдо начинается с ума. Принимая молодых людей в Кодокан, господин Кано читал им длинную, многочасовую лекцию о своей системе. Сзади за новичками наблюдали строгие тренеры: тем, кому она казалась скучной, заумной, кто проявлял признаки нетерпения путь в Кодкан был закрыт. Говорят, нашему молодому Василию Ощепкову кто-то шепнул об этом секрете, что помогло ему вступить в Кодокан.
Мне казалось, что ученик в бою должен быть как разъярённый зверь, готовый снести своего противника с татами (мамы и бабушки на соревнованиях чаще всего кричат отпрыскам: «Дай ему! Разорви его!», папы – скромнее: «Сделай его!») – а Кано советует поклониться противнику: «вы благодарите своего противника за то, что он предоставил вам помощь в улучшении вашей техники».
Сам Кано настолько хорошо изучил законы движения, что, по свидетельствам людей, которым посчастливилось быть с ним в спарринге, бой с ним напоминал бой с пустой курткой. «Кано настолько хорошо владел техникой податливости, что возникало впечатление, что его просто нет в том месте, где он на самом деле находился, поскольку любые попытки тянуть или толкать его не встречали никакого сопротивления.» (из книги Джимми Педро, «Дзюдо: техника и тактика»).
 Дзигоро Кано  много путешествовал, распространяя по миру идеи дзюдо. Говорят, в 1899 г. на пароходе один русский здоровяк стал насмехаться над маленьким Кано. Дзигоро без труда бросил его, но при этом поддержал за затылок, чтоб тот не ударился о стойку. Потом, в продолжение путешествия этот русский был самым преданным учеником Кано. В другой раз, англичанин поспорил с Кано, что он не сможет соперничать с боксёром и принял боксёрскую стойку. Кано стремительно бросил ему в лицо носовой платок, затем подскочил к противнику, резко дёрнул его, вывел из равновесия, подхватил на бросок через бедро… но тут же отпустил.
Он и умер на корабле, возвращаясь из очередной поездки. Говорят – во сне. Незадолго до своей смерти Дзгоро Кано вновь надел белый ученический пояс, символизируя, что в дзюдо ещё много нюансов и секретов, которые можно изучать бесконечно.
 Мне трудно перечислить все парадоксальные открытия от знакомства с господином Кано и очень жаль, что в силу возраста, состояния здоровья и прочих обстоятельств я не могу на практике, в зале продолжить освоение учения господина Кано. Я завидую белой завистью тем, кто сегодня складывает кимоно в спортивную сумку, чтобы пойти на тренировку – они обладают большим счастьем: возможностью заниматься самым благородным и интеллектуальным видом борьбы - дзюдо. Зато  у меня много времени для чтения книг и путешествия по Интернету, на бескрайних просторах которого  я нашла фото, где строгий господин Кано улыбается. В полиграфической конторе, куда я отнесла скаченную фотографию, чтоб вывести её красиво на лазерный принтер в формате А4, девчонка-компьютерщица спросила: «А что это за дедушка? Глаза такие добрые…»
Нет, я не стала иронично блестеть стёклами очков в её сторону и грузить анекдотами о «человеке рядом с Ивановым» - незнание не осудительно, отсутствие стремления к знанию предосудительно. Я просто рассказала ей о Дзигоро Кано вкратце – ведь теперь я знала, кто это. Полученный листочек с изображением сенсея я вставила в рамочку под стекло и определила аккурат над рабочим столом. Теперь каждое утро меня встречают ласковый взгляд и добрая улыбка господина Дзигоро Кано.


Словарик:
Дзюдоги – в совокупности куртка, штаны и пояс, которые носят во время занятий дзюдо.
Татами –  маты из рисовой соломы, обычно 180 см в длину, 90 - в ширину. Сверху покрывают нескользким винилом. В других странах используют в качестве татами и обычные гимнастические маты, маты для борьбы, покрытия в виде сплошного ковра или искусственные татами из упругого материала, покрытого винилом.
Дзю-дзюцу (джи-джитсу) – древняя японская борьба
Рандори – свободный бой, «свободная практика». Партнёры объединятся парами и соревнуются друг с другом, как если бы они участвовали в реальных соревнованиях. Применяется на занятиях дзюдо.
Ката-гурума – переворот через плечи, «мельница» - одна из техник дзюдо.
Додзё – зал, в котором проходят занятия по дзюдо; само слово происходит от буддийского понятия, обозначающего «место для просветления». Кано считал додзё «святым местом, которое посещают для совершенствования тела и духа».
Кодокан – дословно означает «школа изучения пути». Первый зал был на 12 татами, сейчас – Международный центр Кодокан Дзюдо занимает огромное 8-этажное здание, в котором несколько залов для занятий дзюдо, большой – для соревнований (420 татами), Зал славы дзюдо, библиотека, исследовательский центр, конференц-зал, номера для приезжих спортсменов.
Василий Сергеевич Ощепков (1892-1937) – человек, который принёс дзюдо в Россию, основатель самбо. Родился на Сахалине, осиротел, после русско-японской войны был отправлен в русскую колонию при православной миссии в Токио. Учился в Кодокане, в 1914 году оказался в России, во Владивостоке провёл первые показательные выступления по дзюдо. Разрабатывал «советскую» систему борьбы на основе дзюдо. Был блестящем мастером и методистом, при весе более 100 кг двигался легко и стремительно, бросал противника из любого положения. В 1937 году был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии, через две недели после ареста умер в Бутырке. Все его записи и архивы были изъяты НКВД. Через год после его смерти всплыла борьба под названием «самбо», очень похожая на дзюдо.