Глава 5 Перипетии связей

Борис Сутырин
(Опоздание – Бестолковый диалог  – Женское любопытство – Мобильный гнёт – Я нервничаю – Способы защиты – Теория о ячейках – Теория борозд – Ощущение свободы)   

Апрель, четверг, время 19:25

Я уже минут пятнадцать сидел в кафе и отвязывался от назойливого обслуживания какими-то мелкими отговорками. Женщине ещё простительно опаздывать на встречу, но за Боем ранее я такого не замечал. Посетителей было немного, однако они всё же были. Я занял столик как раз напротив группы из трёх девушек. От их столика неслось практически непрекращающееся щебетание и смех.
Как мне этого не хотелось, но рука сама потянулась к мобильному телефону и проворный вопрос: «Ты где?» - улетел в эфир. Вместо ответа через минуту вошёл Бой, держа на вытянутой руке свой телефон с моим сообщением и без обиняков начал:
- Что ты хотел этим сказать? - Бой протянул другую руку для пожатия.
- Не совсем понял вопроса, - пожимая его руку, спросил я.
- Я спрашиваю, что ты вкладываешь в свой вопрос? – продолжил развивать тему Бой, удобно устраиваясь в кресле. - Пожалуйста, подумай, прежде чем ответить, потому что это очень важно.
- Когда я пишу человеку сообщение с вопросом «ты где?», я ничего не имею в виду, кроме того, что хочу узнать, в какой точке земного шара он находится в данный момент времени, - членораздельно и нервно произнёс я. – Ты, опаздывал...
- Извини, друг, - улыбаясь, сказал Бой. -  Я услышал от тебя то, что мне было нужно. Твоё объяснение по-мужски прямолинейно и не несёт в себе подоплёки. А спросил я потому, что за час до тебя получил такое же сообщение от Тани. Но хочу тебе заявить, что её «ты где?» сильно отличается от твоего. От её сообщения веет иным зарядом, она вкладывает в этот вопрос много больше эмоций, нежели ты.
- Что она как-то иначе спрашивает? Ты думаешь, что ей неинтересно, где ты сейчас находишься?
- Нет, ей интересно, конечно, но не это главное. За её вопросом я вижу, как толпятся другие вопросы и им не видно конца.
- Ну почему же? Если ты не будешь юлить и напишешь своё точное местоположение, больше вопросов не должно быть, - сказал я.
Бой посмотрел на меня с иронией.
- Это ты больше вопросов не задашь. А Таня, как представитель противоположного пола, разовьёт диалог из любого ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Демонстрирую.
Бой достал телефон, открыл папку сообщений и передал телефон мне.
- Прочитай наш диалог и убедись, что я прав. Ничего интимного здесь нет.
Я взял телефон и начал листать диалог Боя и Тани, который начинался с её вопроса.
«Ты где?»
«На работе»
«Долго ещё?»
«Полчаса»
«Много работы?»
«Да»
«А я уже закончила»
«Молодец»
«Куда потом?»
«Пока не решил»
«Ладно. Вечером созвонимся»
«Конечно»
- Ну, тут особо страшного я ничего не заметил, разве что бестолковость диалога, - сказал я, отдавая телефон Бою.
- Вот и именно. Например, в данном случае, как ты видел, Таня попыталась не только определить, где я нахожусь, но и выяснить мои планы на вечер.
- Что же в этом плохого?
- Здесь «плохого» только та самая, как ты правильно выразился, «бестолковая болтовня» и женское любопытство. Женское любопытство - явление, способное разрушить любую человеческую конструкцию: дружбу или семью, небольшой трудовой коллектив или масштабную организацию. Это не мужская тяга к познанию,  с последующим осмыслением познанного. Это любопытство ради любопытства. Женщиной двигают эмоции. Я часто замечаю, что когда говорю с женщиной, и она мне задаёт вопрос, я не успеваю на него ответить, потому что женщина накопила ещё кучу вопросов и стреляет ими в меня, как из пулемёта. Причём мой ответ на первый вопрос её уже не интересует. Потому сейчас, я сначала дожидаюсь всех вопросов и только после этого отвечаю на последний из них, рискуя получить замечание по поводу своей неразговорчивости. Эту женскую манеру общаться я называю - «вперёд паровоза».
Наконец к нам подошла официантка, и мы заказали ужин.
- Ну, хорошо, - сказал я. – А что будет, если на вопрос «ты где?» ты сознательно пойдёшь на конфликт, для того чтобы диалог получился короче?
- Я думаю, что неудовлетворённое женское любопытство ещё страшнее. По крайней мере, если я пойду на конфликт, то обеспечу себя выходными на пару-тройку дней, - весело сказал Бой. – Мы сможем это проверить ещё сегодня, как я думаю. Подождём её звонка или нового сообщения.
В состоянии ожидания сообщения от Тани и наших блюд мы вертели головами по сторонам и наблюдали за окружающими. Те три девушки, что сидели напротив нас, с кем-то переписывались с одного телефона и сообща писали ответы, как в своё время писали казаки турецкому султану. В какой-то момент показалось, что почти все посетители кафе разговаривают по мобильному телефону или перебрасываются сообщениями. Даже официантки.
- Мир погряз в болтовне, - с каким-то сожалением в голосе сказал Бой. – Интересно, если все мобильные телефоны разом исчезнут, что случится с этими людьми?
- Наверное, как-то привыкнут обходиться без телефонов. Снова припадут к домашним трубкам.
- Это мы сможем адаптироваться, так как видели и то и другое, а тот, кто с пелёнок знает, что такое мобильный телефон, вероятно, вымрет или приобретёт фобию. Посмотри на этих девушек, - Бой кивнул в сторону соседнего столика. – Как светятся их лица. Как они упиваются своей перепиской. Им, собственно говоря, никто больше и не нужен. У каждой из них есть свой мобильный друг, который постоянно при них. С ним можно поиграть, им можно похвастаться перед подругами, через него можно пустить сплетню, его можно попросить запомнить дату и, положив его рядом с собой, спать с ним.
- Ну, уж не спать...
- А как же? Техника надёжнее. Живой человек непредсказуем. Он эмоционален, вспыльчив, подвержен депрессиям. Он может уйти, когда нужен рядом, или остаться, когда желают его ухода. Он болеет, когда нужно бодриться и умирает совсем некстати...  Короче, живой организм - слишком ненадежная биологическая субстанция. А телефон всегда при тебе. Он беспристрастен и услужлив. Он не имеет собственного мнения, он делает только то, что ты желаешь, у него нет никаких привычек. Знай, подкармливай его электричеством и ассигнациями.  Техника уже идёт семимильными шагами прямо по нашим головам. Вся фантастика писателей-шестидесятников сбывается или уже сбылась в наши дни. Я  сам за собой уже неоднократно замечал, что мне неуютно без связи, если я забыл телефон дома, несмотря на то, что он мне нужен только для кратковременных звонков по рабочим вопросам. Я же ещё получаю упрёки от Тани, что, видите ли, она мне звонила целый день, а я не брал трубку! Мобильный телефон – ещё одна степень нашей несвободы. Телефон в моём кармане похож на электронный чип, благодаря которому я на коротком поводке, начиная от Тани, заканчивая службами контроля.
- Но мобильный телефон позволяет тебе общаться с близкими людьми, когда они далеко. Разве нет?
- Это, пожалуй, самая главная ценность беспроводной связи, по крайней мере, для меня. Но обрати внимание на окружающих, на массы, так сказать. Доступность общения развращает, превращаясь в зависимость. Человек, зная, что для разговора нужно всего лишь достать из кармана телефон, найти нужный номер и нажать кнопку, может потерять контроль над собой. Слабых в этом отношении людей, к примеру, может «бросить» в сторону патологической болтовни, когда трубка почти приклеена к уху. Для здравомыслящего человека этот вопрос не столь значим. Такой человек ценит время и никогда не позволит телефону довлеть над собой. И дело даже не в том, состоятельный ты человек или нет. Я подчёркиваю - в этом вопросе главное – здравомыслие! Но, действительно, вопрос состоятельности, то есть денег, важный вопрос. На людей может напасть депрессия или агрессия из-за того, что они не в состоянии говорить, так как не готовы давать своему мобильному счёту бесконечную финансовую прикормку. Их болезнь прогрессирует. Желание болтать (или общаться) становится наркотиком. Они рыщут в поисках дешёвых средств связи, они меняют тарифы, операторов... Их болтовня выходит на новый уровень – сленговый, когда литературная речь начисто замещается жаргонами и различными сокращениями. Древняя мудрость: «Молчание – золото!», родилась, когда в мире царствовало ораторское искусство и искусство риторики. Молчать в те времена, значило бросить вызов болтунам, хотя и с высокоразвитым языком общения. В настоящее время эту мудрость можно рассматривать, как сбывающееся пророчество, так как искусство передачи слова уходит из уст в волновой эфир, а с бумаги - в электронные сообщения. И я делаю вывод: цивилизация, благодаря современным средствам связи, движется в сторону молчания! 
Бой сделал паузу и продолжил.
- Теперь перейдём к другой стороне дела, когда телефон используется как средство хвастовства или поддержания своего статуса. Он, своего рода, одежда, которой укутан человек, начиная от престижных часов, заканчивая модным автомобилем. И тут снова возникают казусы. Однажды я был свидетелем одной поучительной сцены. Увидев в руках у моего друга устаревшую модель мобильного телефона, его обступили молодые люди и наперебой стали над ним подшучивать, параллельно демонстрируя свои современные модные телефоны, мол, вот что сейчас главное. На что мой друг задал им всем один единственный вопрос: «А сколько средств у вас на счету?». Молчание - было ему ответом. И я спрашиваю: зачем молодым людям дорогие мобильные телефоны, когда они финансово не обеспечены? Ответ на поверхности. В первую очередь, дорогой мобильный телефон используется, как модный аксессуар и только потом, как аппарат для связи…
(Ты, дорогой читатель, наверное, уже давно заметил, что монологи Боя похожи на этакое ветвистое дерево. Сначала он «идёт» вдоль ствола своего повествования, а потом, неожиданно, одна из веток этого дерева может увести разговор далеко в сторону. Если вовремя его не остановить, то рассказ может вообще не закончиться, либо закончится, но в другой теме. Вот и сейчас, Бой, от женских эмоций, полностью переключился на мобильные телефоны и дальше, в моду. Оно и понятно, человеку свойственно цепляться за внезапно возникшую соломинку, несмотря на то, что под ногой давно лежит бревно. Есть базовые размышления, которые складываются в голове годами и прессуются в ней в догматическую форму, а есть темы на злобу дня, которые цепляют за живое именно сейчас, именно в данную секунду. Надеюсь, что еда, которую нам принесли только что, вернёт разговор в нужное русло.)
...Это моё личное мнение. Давай отведаем эту красоту, - Бой указал на мясное ассорти, уложенное в причудливую форму.
Пока мы ужинали, Бою на телефон пришло очередное сообщение. Он, прочитав его, ухмыльнулся и написал ответ. После этого, он еще несколько раз получал и отправлял сообщения. После десяти- или пятнадцатиминутного молчания, когда приступ голода был притуплён, Бой мне сказал:
- Как и обещал, сейчас я тебе продемонстрирую женскую сущность, пропущенную через призму мобильной связи. Итак: женское любопытство номер два. 
Бой снова дал мне свой мобильный телефон с последней батареей сообщений. Начинала, как обычно, Таня.
«Ты где?»
«В баре»
«В каком?»
«У моста»
«Один?»
«Нет»
«С кем?»
«С товарищем»
«Как обычно?»
«Да»
«Ах, ну да, сегодня же четверг»
«Точно!»
«Что так сухо? Мог бы что-нибудь доброе сказать»
«Что?»
«Ну, то, что ты без меня скучаешь...»
«Я пока не скучаю:-)»
«Я тебя не люблю!»
- Что скажешь? - спросил Бой.
- Ну, в чём-то я с тобой согласен, а в чём-то - нет. Наверное, если бы ты ответил сразу где ты, с кем, почему, и «поцеловал» бы, то всей этой болтовни не было бы.
- Может быть, ты и прав, но с какой стати я должен это делать? Я – человек с мужской психологией, отвечаю прямо на прямо поставленные вопросы. Я не хочу и не готов постоянно отчитываться в своих поступках или описывать свою жизнь, тем более по телефону. Тем более - по мобильному телефону. Я - за живое общение, а не за виртуальное. А сегодня я ещё раз хотел тебе показать разрушающую силу женского любопытства. Если бы я сознательно не сказал, что пока не скучаю, этот мусор в эфире до сих пор бы множился. Я подозреваю, что девочки напротив именно этим и занимаются. Заметь, я всё-таки долго держался, поэтому мы с Таней не поссоримся.
- Ну, а при каком мобильном сообщении вы бы поссорились? – спросил я.
- Всего одна фраза может заставить Таню прекратить разговор и не общаться пару дней. Например: «Ты где?» - «Это моё личное дело».
- Всего-то?
- Да. Её очень задевает, когда она выпадает их контекста моих событий. Она, словно маленькая девочка, надувает губки и готова расплакаться, если все чего-то знают, а она - нет. Она считает, что должна знать всё. Я ставил разные эксперименты и выяснил, что если отвечать на темы, в которых она мало смыслит или они ей не очень интересны, то любые разговоры, будь они в виде сообщений или вживую, сразу заканчиваются. Сюда же относятся дела, которые имеют неопределенную длительность. Например: «Ты где?» - «На рыбалке» или «Уехал на шиномонтаж».  Хотя, нет, здесь тоже есть почва для последующих расспросов: «Когда вернёшься?», «Надолго?» и так далее.
- Это точно. У меня бывает... – начал, было, я.
Тут у меня завибрировал телефон. Я поднял трубку.
«Алло!»
«Привет»
«Привет!»
«Ты где?»
Тут у меня защемило в груди от похожести.
«В баре с Боем»
«Одни?»
«Нас хватает»
«Веселитесь там?»
«Да, нет, просто сидим...»
«Ага! Рассказывай! Скажи мне что-нибудь...»
Чёрт! Неужели все женщины одинаковы?
«Не знаю сходу, что и сказать...»
«Ну, что-нибудь хорошее, нежное. Неужели у тебя нет слов для меня?»
«Я тебя люблю!»
«Это всё?»
«А разве этого мало?»
«Ну, ладно, тогда... Пока...»
«Пока...»
Пошли гудки. Бой смотрел на меня и улыбался.
- Несмотря на то, что я не слышал её реплик, я понял, о чём шла речь, - сказал он.
- Да, как всегда, ни о чём! – выпалил я. - Одно только я могу сказать по этому поводу. То, что разговор по телефону существенно отличается от переброски сообщений. Он тяжелее, когда бестолков.
- Именно, когда бестолков. А бестолковый разговор вживую, с глазу на глаз, покажется вообще карой по сравнению со всей связью вместе взятой. Сообщения - это самый безобидный вариант  для бессмысленного общения. Ты не чувствуешь голоса, не видишь глаз. Ты можешь только себе представлять собеседника. Оттого твои послания могут быть вольны в своём изложении. В какой-то степени, это похоже на солнцезащитные очки. Ты замечал, что редкие люди могут выдержать взгляд другого человека? Большинство - отводит глаза в сторону, им становится неуютно, когда их  пристально рассматривают. Люди нашли выход. Они надевают солнцезащитные очки и, тем самым, как бы ограждаются ими от чужих взглядов. Лично мне неприятно разговаривать с человеком, когда на нём надеты чёрные очки, а на мне их нет. Я чувствую себя беззащитным, но только потому, что мой собеседник в данный момент вооружён. Когда ситуация обратная, я в очках, а мой собеседник без них, моё чувство такта подсказывает мне, что я обязан снять очки и оказаться с ним на равных. Попробуй выключить любой орган чувств или защитить его, как ты оказываешься в более выгодном положении. Ну, или в проигрыше. Когда как.
Мы подняли одновременно рюмки с коньяком и без помпы их опустошили.
- Нет, ну ты смотри, - продолжил он после небольшой паузы. – Как она тебя вывела на признание в любви. И, хотел ты того или нет, но ты его произнёс. Скажу тебе, женщины на этот счёт чрезвычайно падки. Чуть ты утратил к ней интерес, как тут же включается индикатор любопытства, на предмет «а не появился ли кто у него?». Если их постоянно не подогревать своими признаниями, они начинают их требовать сами. Тоже довольно опасное состояние, когда из тебя выжимают эти слова. Сразу хочется взбрыкнуть.
Бой посмотрел на часы и сказал, что времени у нас ещё достаточно.
- Хочу познакомить тебя с одной своей старой ржавой теорией. «Теория о ячейках», как её окрестила Таня. Вообрази себе мир в виде большого поля, сплошь прокрытого лунками-ячейками по типу яичных. Представил? Ячейки, как им и положено, разделены тонкими перегородками, по которым, однако, можно перемещаться. Пусть женщины на этом поле будут представлены в виде белых шариков, а мужчины -  пусть будут красными шариками. И запустим всё это в движение. Мне представляется вот такая картина. Женщины, в своём большинстве, сразу облюбуют себе гнёздышки, а значит, значительное количество белых шариков скроется в ячейках. Оно и понятно. Женщина, как хранительница очага, стремится к состоянию покоя, к дому, к месту, которое нужно обустроить. Мужчины же, следуя своему инстинкту «осеменителя», в большинстве своём будут перемещаться по перегородкам, заглядывая в ту или иную ячейку в поисках чего бы то ни было. Кому-то также необходим покой и, обретя его, он уже не вылезет за пределы своей ячейки. Кому-то нужны приключения, и он будет переходить из одной ячейки в другую. Понятно, что и возраст даёт о себе знать. Молодые красные и белые шарики значительно дольше будут мелькать на поверхности поля, по сравнению с шариками в возрасте. Шарики множатся, ячейки то пустеют, то вновь заполняются. Где-то два шарика не могут ужиться вместе и разлетаются по другим ячейкам. Где-то образовались шведские семьи... И так далее, и тому подобное. Теория проста и доходчива, на мой взгляд.
Тут у  Боя завибрировал телефон. Он подмигнул мне и взял трубку.
«О, Тань, привет»
«И скоро ты приедешь?»
«Через часик, полтора, я думаю»
 «Ну, тогда я поехала домой»
«Если надо, езжай»
«Я не пойму ты рад, что ли?»
«Грустен»
«Врёшь! У тебя голос какой-то радостный. Сколько можно сидеть со своими друзьями?!»
«Сколько надо, столько и буду. У нас есть о чём поговорить»
«Твои друзья - моральные уроды. Мозги только пудрить умеете»
«Тань, по-моему, ты хочешь поссориться»
«Ты мне обещал сегодня быть со мной!»
«Я тебе ничего не обещал»
Бой убрал телефон.
- Вот ещё одно женское чувство – неудовлетворенное чувство ожидания. Причём это состояние может возникнуть из ничего. Таня прекрасно знает, что когда я с друзьями – я ей не принадлежу, однако она с настойчивостью барана пробует всякий раз эти «ворота» на прочность. Сколько раз я замечал, что наш невинный диалог, который с моей стороны ведётся исключительно из хорошего настроения или для поддержания беседы, вдруг превращается в программу действий. Например, на вопрос: «Может быть, пойдём завтра в кино?», я отвечаю: «Может быть». Заметь, я не отмахиваюсь от предложения. Но согласись, что «может быть» - это совсем не означает «непременно пойдём». Однако и этого моего ответа достаточно, чтобы назавтра я стал врагом номер один потому, что я не сдержал своего обещания... Ну, как тебе моя «теория о ячейках»? – неожиданно закончил свою тираду Бой.
-  Теория действительно наглядная. Мне понравилась. Она немного похожа на одну теорию о здоровом и болезненном состоянии человека, которую мне рассказал мой друг. Жизнь, как ты только что сам говорил, не гладкое поле, а скорее напоминает пересечённую местность. Вот один их примеров такой местности. Заменим твоё ячеечное поле бороздами, направленными в одну сторону. Этакие длинные ущелья и горные хребты, которые уходят за горизонт. На схеме, высоты и впадины имели бы многократное w-образное сечение. Итак, человек живёт, то есть перемещается вдоль борозд. Казалось бы, естественно, что для удобства и защищённости он выберет тропу, которая идёт по низу борозды, а не по кромке. На кромке необходимо поддерживать тело в балансе, а склоны круты. И то, и другое мешает основному действию – движению по жизни вперёд. Так вот, по «теории борозд» получается, что тот, кто движется по оптимальному пути, по низу борозды – болен.
Бой хотел меня перебить, но я его остановил, желая не упустить мысль.
- Согласись, что болея, мы стремимся минимизировать свои физические затраты, впасть в спокойное состояние. Нам не нужны тревоги, буйства. А те, кто балансирует наверху, поддерживают свой баланс лекарствами, витаминами, различными приспособлениями, но и они однажды не удерживаются и скатываются вниз. И внизу людей всегда больше, чем наверху. Так вот, следуя этой теории, нормальное состояние жизни – состояние болезни. Эта теория очень схожа с твоей. Только у меня в состоянии покоя находятся нездоровые люди, а у тебя - люди семейные, – закончил я, улыбаясь.
Бой кивнул и вновь посмотрел на часы. Кафе как-то опустело, а мы этого не заметили. Даже девушки, сидевшие напротив нас, исчезли незаметно. Мы расплатились и вышли на улицу.
- Теория интересна, надо об этом тщательно подумать! – сказал Бой.
Мы двинулись на остановку, по пути обмениваясь какими-то замечаниями.
Подъезжая к дому, я вдруг захотел посмотреть, нет ли каких-либо сообщений на мобильном телефоне, мною не замеченных в процессе вечера. Я достал аппарат и увидел, что он отключился и, видимо, уже давно. В этот самый момент я почувствовал себя невероятно свободным человеком.   

Глава из книги "Бой по четвергам", Январь 2008 – Апрель 2010