На работе рассказ-быль

Евгений Сипко
«Дикі танці”, которым не видно конца и края – вот, что можно сказать про нынешнюю политическую ситуацию в Украине.
Президент распустил парламент и многие в этой связи начали говорить об угрозе раскола страны и гражданской войны, о чем, впрочем, говорили и 2,5 года назад, т. е. во время президентской избирательной кампании 2004. Опасность миновала, но мы как болоте были, так в болоте и остались. И в этот раз слухам о гражданской войне народ  верил и не верил и знай себе жил своей повседневной обыденной жизнью, зарабатывая на хлеб насущный тяжким трудом, разочаровавшись и в тех, и в других.
Так было и со мной. Формально я должен был быть всецело за коалицию из регионалов, социалистов и коммунистов. За 2,5 года до роспуска парламента весной 2007, накануне президентских выборов 2004, я был радикально настроен в отношении Ющенко и его окружения, полагая, что приход Ющенко к власти будет означать установление фашистского или схожего режима, когда всех, кто будет выступать за союз с Россией будут преследовать и т. п. И в связи с этим – рассуждал я (и не только я) дальше – возможен вариант бывших югославских республик, т.е. гражданской войны по межэтническому признаку. Об этом я всем громко говорил, доказывал, проводил исторические параллели – с теми же югославскими республиками. Но как потом оказалось – мои и не только мои предположения оказались поспешными (это, конечно, не означает, что их полностью следует сбрасывать со счетов). И ничего существенно нового по сравнению с режимом предыдущего президента не произошло – как при нем было плохо, так плохо осталось и при новом президенте. И я стал к пану Ющенко охладевать – в том плане, что он мне становился безразличен и больше стал думать над тем, как обустраивать собственную жизнь. «Репрессии» со стороны новой власти (проводилась параллель с 37-м годом!) основной массы населения не коснулись, и у нее как при Кучме, так и при Ющенко с Тимошенко на первом месте были поставлены задачи добывания средств к существованию – не к жизни, а именно существованию.
И поэтому в этот раз, т. е. весной 2007, запугивания второй Югославией (а ею запугивали – еще и как запугивали) уже не имели того резонанса. Много шума и ничего по сути – такое я дал название происходящему. Даже после того, как Ющенко своим указом уволил Пискуна с поста генпрокурора (регионала, который уже был генпрокурором в 2005 и на этом посту помогал президенту Ющенко сводить счеты с оппозицией), а тот посчитал президентский указ нелегитимным, а за него тут же вступились депутаты-коалицианты и здание генпрокуратуры было превращено в осажденную крепость – к ней была приставлена охрана милицейского «Беркута» (подчиненная министру внутренних дел Цушку – от коалиции), даже тогда мало верилось, что это во что-то выльется. Хотя министр обороны Гриценко (человек президента) заявил, что допускает использование армии в решении политического конфликта. В ответ на это депутат-коммунист Симоненко заявил, что собирается поднять вопрос об отставке Гриценко – раз тот собирается выступить против народа!
А между тем в спальных районах Киева жизнь шла своим обычным чередом, словно ничего и не было. И это еще раз меня убедило в мысли, что указ о роспуске Верховной Рады, отставка Пискуна (точнее, указ Ющенко о его отставке) не станет причиной гражданской войны, ибо Пискун с его внешностью жулика не стоит того, чтобы за него бросаться на танки. Хотя теоретически гражданская война на Украине возможна, ибо других поводов для взрыва недовольств найдется немало.
Но тем не менее эта политическая суматоха, которая хоть и не привела к гражданской войне, но однозначно не принесла ни стране, ни рядовому украинцу ничего хорошего, все же стала для десятков тысяч людей – и «маленьких», и «больших» - возможностью подзаработать: ведь почасовая оплата за махание флажками и стояние в палатке была большей, чем на многих официальных работах, особенно в бюджетной сфере. Правда, чтоб хорошую копейку заработать, надо было целый день простоять на митинге, никуда не отлучаясь, а между тем, как в конце мая, т. е. когда Ющенко отправил в отставку Пискуна, ударила жара, и не у каждого, конечно, хватало мочи выстоять целый день под открытым солнцем, будучи винтиком-шпунтиком одной из группировок толстосумов – помаранчевой или бело-голубой. Политика вообще превратилась в клоунаду: даже в объявлениях стали писать о том, что требуются люди для стояния в палатках и участия в митингах. И многие умудрялись быть и там, и там – на митингах помаранчевых и коалициантов.
А мне, между тем, позарез нужны были деньги, так как у меня оставалось всего 200 грн., а до зарплаты была еще целая неделя. И поэтому я решил воспользоваться теми знакомствами, которые завел с «баррикадниками» во время президентской кампании 2004. Для начала я решил подъехать к заданию генпрокуратуры, вокруг которой разгорелось столько страстей. Это было вечером 25 мая в пятницу – как раз конец рабочей недели. Я решил воочию убедиться, на что эта история с продолжением или без похожа. И, когда я туда подошел, то увидел, что возле нее был довольно большой митинг под знаменами партии Регионов, а вход в здание генпрокуратуры охранял отряд «Беркута». Ораторы пытались зажечь участников митинга, но в такую жару, чтобы кого-то зажечь, нужно, чтобы жареный петух очень хорошо клюнул в одно место. И по лицам подавляющего большинства участников митинга, особенно молодых, было видно, что им все «фиолетово», что они просто отрабатывают свою денежку. И это очередной раз убедило меня в том, что нынешняя ситуация вряд ли доведет дело до гражданской войны  и не выйдет за рамки «семейной ссоры» между олигархами из Регионов, с одной стороны, и «Нашей Украины» с БЮТом, с другой.
А придя домой, я решил позвонить своему знакомому Сергею, с которым  познакомился в 2004 на митинге сторонников Януковича. Ему 37 лет, по специальности он переводчик английского языка, но на данный момент он без работы и вынужден подрабатывать на митингах. До этого он мне несколько раз звонил, приглашая на митинги коалиции, чтобы заработать лишнюю копейку, но у меня не было времени, т. к. у меня есть основная работа, хоть и не по специальности, но которая мне приносит все же какие-никакие деньги (раз в два больше, чем если бы я работал узко по специальности) – работа курьером. Другой мой знакомый Денис – окончил истфак университета (а история в наши дни – хлеб очень ненадежный), которому 27 лет, так он вообще отложил поиски работы и всецело посвятил себя «работе» на митингах – и на них он, надо полагать, зарабатывает больше, чем если бы работал учителем, в музее или архиве, по крайней мере почасовая оплата на митингах точно больше (поскольку такая «работа» - она то есть, то нет), а еще он получает пенсию по инвалидности – у него врожденный порок сердца. То есть, как говорится, с плохой овцы хоть шерсти клок. И когда я позвонил Сергею – на мобильный (дома его не было, он был на «работе») – он сказал, что если хочу заработать копейку, то завтра максимум в полвосьмого я должен подъехать в Мариинский парк, где будут формироваться колонны.
И я так и сделал – оттого, правда, не выспался за ночь, как, впрочем, и за всю рабочую неделю.
Рано утром я подъехал на территорию Мариинского парка, газоны которого за два года бесконечных «диких танців” были хорошои истоптаны представителями обеих политических группировок. Но Сергея я не увидел, что меня расстроило немного – ведь, чтобы пристать к колонне и получить за это деньгу (а не просто стоять на жаре – непонятно во имя чего), нужно все же желательно быть своим человеком, хотя – раз я впоследствии увидел объявление, где предлагалась подобного рода „работа”, то в принципе, наверно, можно было и с улицы пристать к колонне. Но я увидел другое знакомое лицо, с которым также познакомился на митингах в 2004. А в этот раз я познокамился с ним более близко. Это был Жора, член СДПУ(о), но в этот раз сотрудничает с регионалами, как и не только с ними. Он небольшого роста, на вид лет 30, с довольно оригинальной внешностью – с бородой, которая, однако, ничуть не делает его более мужественным. Я с ним поздоровался:
- Привет! Узнаеш? Помнишь, мы с тобой на митингах часто встречались?
- А как же. Чего ж не узнаю.
- А не мог ли ты меня как своего человека присоединить к одной из колонн, чтобы за это деньгу можно было получить, а то бабки позарез как нужны.
- Постараюсь. В колонне от Днепровского райна пойдешь, если получится.
И он меня привел к руководителю одной из формирующихся колонн – женщине лет 40, представив меня как идейного человека (а в 2004 году я действительно за идею в мороз стоял на митингах) – и она меня включила в список. Но при этом поставила условие – чтобы я находился на „рабочем” месте ровно столько, сколько потребуется и никуда не отлучался (и это на более, чем 30-градусной жаре), иначе не получу денег.
И в начале девятого колонна двинулась в сторону Верховного суда и пройдя мимо него, повернули на Шовковичную. По дороге толпа с шуткуй выкрикивала переделанный на свой манер пионерский стишок:
Кто шагает дружно вряд?
Януковича отряд!
Это мы, это мы –
Регионы всей страны!
Выкрикивали и сами посмеивались над всем над этим. То есть все воспринимали это политическое шоу именно как шоу, как „дикі танці”.
На Шовковичной, что зразу за Верховным судом, мы остановились – как нам сказали: возможно, нам придется перекрывать дорогу военной технике, которую, по слухам, собирается применить президент. Я, как полагаю, и остальные, мало верил этим слухам и больше всего меня в этот момент беспокоила другая проблема – где бы найти тень и присесть – остальные прихватили с собой раскладные сидения, чего у меня не было. Поэтому пришлось подстелить под себя газету „Сегодня”, которую дала мне одна участница митинга. Иначе бы я свалился бы с ног, стоя на жаре – я и так за эту неделю находился изрядно на курьерской работе – тоская здоровенные, битком набитые сумки, меня тянуло ко сну. Но при этом меня периодически поднимали – надо было сходить за водой для участников шествия. А жара, повторяю, стояла невыносимая – пот с меня лил ручьями. Раз я даже было придремнул на „рабочем” месте, но вожатая колонны меня быстро разбудила, не особо порицая при этом – так больше шутя: „Солдат спит, служба идет.”. И я быстро воспрянул.
И так это сидение-стояние продолжалось до 3-х часов. Затем колонна снова построилась и двинулась в Мариинский парк. И там нам сказали, что кто хочет еще подзаработать, может в 7 часов прийти на очередной митинг, но я решил, что с меня хватит. А насчет денег за „работу” сказали позвонить одной женщине лет 45-50 – координатору Днепровского штаба партии Регионов по проведению митингов Людмиле Петровне, довольно приятной на вид. А еще они завтра собирались проводить митинг у здания Генеральной прокуратуры, поскольку сейчас такая ситуация, что всего можно ожидать. Но лично я решил на завтара ехать на дачу к родителям – на день Святой Троицы, и там - любуясь красотами родной природы, отдохнуть от этого дурдома. А в этот же вечер я из новостей узнал, что к Киеву приближаються внутренние войска, подчиненные президенту как Верховному Главнокомандующему, но работники киевской милиции, подчиненные Цушко, их не пускают, а в Полтавской области их не пропустила группа активистов во главе с депутатом от партии Регионов. Но все я это слушал без того волнения и переживания, как 2,5 года назад. И когда я выезжал на дачу (а дача у меня находится в южном направлении) и возвращался назад, я не заметил ничего такого, чтобы кто-то кого-то не пускал в столицу – все в обычном режиме, словно ничего и нету.
А деньги за стояние на жаре я получил только в среду – всего 50 грн., подойдя в Днепровский штаб партии Регионов. И при получке я расписался в ведомости словно зарплату получил (и там был длинный-длинный список фамилий и напротив каждой была указана сумма – 50 грн. и место для подписи). То есть почасовая оплата за „черную” работу, особенно на 30-градусной жаре, не такая уж и большая, хотя и, повторяю, больше, чем на многих официальных работах, особенно в бюджетной сфере.


Начало 2008 г., Киев