Моцарт

Константин Рыжов
Вольфган Амадей Моцарт родился в январе 1756 г. в городе Зальцбурге, расположенном в предгорье  восточных Альп (в те времена он являлся столицей  самостоятельного княжества – архиепископства Зальцбургского). Его отец, Леопольд Моцарт, был известный  скрипач, органист, педагог и композитор. Когда мальчику исполнилось всего четыре года, отец, как бы затевая веселую игру, начал разучивать с ним на клавире некоторые менуэты и другие пьесы. За короткий срок  маленький Амадей научился играть их  с совершеннейшей чистотой и в строжайшем ритме. Вскоре в нем проснулось  стремление к самостоятельному творчеству. В пять лет мальчик стал сочинять свои маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге. В шесть лет Моцарт исполнял сложные виртуозные произведения. Шутя, без малейшего усилия, он научился играть на скрипке и органе. Феноменальные способности мальчика вызывали всеобщее удивление. Семья Моцартов начала гастролировать по Европе, посетила Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Гаагу, Амстердам. Было дано множество концертов, как при королевских дворах, так и для широкой публики. Программа Амадея  поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький виртуоз  играл на клавесине, исполнял сложные произведения на скрипке и органе. Он импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые  ему произведения и уже в детстве  приобрел прозвище «чуда XVIII века».

В 1770-1773 гг. отец и сын предприняли новое путешествие, на этот раз в Италию. Они посетили Рим, Милан, Неаполь, Венецию и Флоренцию. Все концерты Моцарта проходили с потрясающим успехом. Итальянских зрителей поражали  сложность и разнообразие его музыкальных номеров, а также то, что Амадей выступал сразу  как клавесинист, скрипач, органист, дирижер, певец-импровизатор и композитор (многие концерты были целиком составлены из произведений юного маэстро). Миланский оперный театр, в то время один из крупнейших в мире, заказал Моцарту оперу «Митридат», и тот блестяще справился со своей задачей. Оперу давали двадцать раз подряд с неослабевающим успехом. Болонская академия избрала Моцарта своим членом. Одаренному юноше выказывались многочисленные знаки внимания, но за все годы пребывания в Италии он так и не смог найти себе работу. Пришлось возвращаться в Зальцбург.

На родине Моцарта ожидал далеко не теплый прием. Правитель Зальцбурга граф Колоредо  назначил юного композитора дирижером своего оркестра, но обращался с ним нетерпимо и грубо. Чтобы еще больше унизить своего музыканта, он заставлял его обедать в людской   вместе со слугами. В течение 1773-1777 гг., проведенных в Зальцбурге, Моцарт, кроме многочисленных духовных сочинений, заказанных архиепископом, написал большое количество сольных концертов. Среди них особенно выделяются скрипичные и фортепьянные  концерты с оркестром. Здесь Моцарт подошел  к своим творческим вершинам  в жанре сольного концерта. Скрипка всегда пленяла его своей певучестью, и композитор пытливо изучал ее возможности. Громадной популярностью пользуются ля-мажорный и ре-мажорный  скрипичные концерты, поражающие  смелостью, яркой образностью, красотой тематического материала, изяществом и стройностью  формы. В 1777 г. Моцарту удалось получить разрешение на новую концертную поездку. Он побывал в Мюнхене, Аугсбурге, Мангейме, провел около года в Париже, и в 1779 г. возвратился в Зальцбург, где занял освободившуюся должность концертмейстера. Условия, которые ему продиктовал архиепископ, были весьма жесткие, почти кабальные: Моцарт  не мог нигде выступать и не имел права никуда выезжать, не получив на то высочайшего разрешения. Композитор был вынужден согласиться на все, но отношения его с архиепископом становились год от года все более напряженными.

В  1781 г. Моцарт подал прошение об отставке и был грубо изгнан из резиденции своего повелителя (обер-кухенмейстер дал маленькому и щуплому композитору пинок под зад, в результате чего Моцарт скатился с лестницы, ударился о дверь и выкатился на улицу). Простившись, таким образом, с архиепископом, Моцарт поселился в Вене, где провел последние десять лет своей жизни. Он был чрезвычайно рад обретенной свободе, хотя его положение в музыкальной столице Европы долгое время оставалось неопределенным. Не имея постоянного заработка, он вынужден был работать до изнеможения. С раннего утра он писал, до обеда ходил по урокам, по вечерам выступал, а ночью снова писал, пока перо не вываливалось из рук от утомления.  За этот огромный труд он получал вознаграждение, которого едва хватало на оплату комнаты и скудный стол.  По заказу Немецкого театра Моцарт написал  комическую оперу «Похищение из сераля» (1782). Несмотря на традиционный  сюжет, ни в одной опере того времени  не было такой мягкой и тонкой музыкальной характеристики героев и их чувств,  такого глубокого проникновения в их психологию, такой задушевности в воплощении лирических образов, такого остроумия и юмора. Успех оперы открыл перед композитором двери дворца и салонов венской знати. Он играл почти ежедневно, иногда выступая по два раза в день; открытые  концерты,  выступления в аристократических домах, публичные соревнования с выдающимися виртуозами – все это беспрерывно следовало одно за другим, и на каждом из своих выступлений Моцарт играл новые вещи, поражая слушателей неистощимой силой вдохновения. В 1782-1786 гг. он создает  большое количество концертов  для разных инструментов, клавирных сонат и фантазий, квартетов и других камерных ансамблей.

В мае 1786 г. Моцарт выступил с новой оперой «Свадьба Фигаро» по пьесе Бомарше. Это была реалистическая комедия, в которой каждое действующее лицо имело свою индивидуальную музыкальную характеристику. Новшества не понравились императору, и оперу вскоре сняли с репертуара венского театра. Однако  музыка «Свадьбы Фигаро»  приобрела всенародную популярность.  Знаменитая ария Фигаро «Мальчик резвый» распевалась и разыгрывалась в венских кабачках и ресторанах, на улицах и в парках.  Громадный успех «Свадьба Фигаро» имела в Праге, где она вошла в постоянный репертуар оперного театра. Дирекция предложила Моцарту написать новую оперу, причем право выбора сюжета оставалось за композитором. Моцарт решил писать «Дон Жуана». Премьера состоялась в октябре 1787 г., а  в мае 1788 г. «Дон Жуан» был поставлен в Вене. В конце того же года Моцарт получил место камерного музыканта при императорском дворе с весьма скромным окладом – 800 флоринов в год. Тогда же были написаны три его последние, величайшие симфонии: проникнутая танцевальными мелодиями ми-бемоль (№39), лирико-драматическая соль-минор (№ 40) и монументальная до мажор (№ 41 «Юпитер»), грандиозный финал которой сочетает  сонатную форму с тройной фугой.

СИМФОНИЯ СОЛЬ-МИНОР (№ 40). Это одно из популярнейших произведений Моцарта, в котором со всей полнотой воплотилось его зрелое мастерство. С первых же тактов здесь разворачивается  напевно-лирическое allegro. На трепетном, мягко колышущемся фоне скрипок звучит взволнованная скорбно-лирическая тема главной партии. Глубоко выразительная, песенная, и вместе с тем  «говорящая» мелодия  как будто вырастает из интонации настойчивой мольбы, горестных возгласов и вздохов. К молящим голосам скрипок постепенно присоединяются  флейты, гобои, фаготы, наконец, весь оркестр. В связующей партии звучание становится все более напряженным, громким, взволнованным. Несбыточность надежды, тщетность порывов к счастью – кажется, что именно это хотел выразить автор, предвещая итог всей симфонии. Но вторая часть – andante – окрашена светлыми тонами и проникнута мечтательно-лирическим настроением. С ней резко контрастирует  суровая, драматичная третья часть (минуэт). Начало финала поражает необыкновенной стремительностью взлетающей на едином  дыхании и моментально  охватывающей большой диапазон   темы главной партии. Потом, в  разработке, тема  сильно меняется  - ее интонации становятся острыми, возникают неожиданные резкие скачки. Даже мажорная  побочная партия окрашивается печальным, словно подернутым дымкой звучанием. Безупречная  ясность и последовательность развития, тончайшая соразмерность целого и частей, стройность и законченность – все это превращает симфонию соль-минор в произведение истинно классическое, отмеченное высочайшей гармонией и красотой.

В 1791 г. Моцарт начал работу над своей последней оперой «Волшебная флейта» по философской поэме Виланда «Лулу». Эта новаторская опера  - одно из самых поразительных творений его гения – считается родоначальницей романтического оперного театра. Еще до окончания «Флейты» Моцарт получил заказ  на новое большое произведение – Реквием, который стал самым трагическим, самым философским из всех творений великого маэстро, его подлинной  лебединой песней.
 
РЕКВИЕМ. Мысли о близкой смерти давно угнетали Моцарта; к тому же композитора тревожило странное обстоятельство, предшествующее созданию Реквиема: его заказал неожиданно появившийся в доме Моцартов незнакомец  в черном плаще, попросивший  во что бы то ни стало завершить Реквием  к определенному сроку. Замысел вскоре необычайно увлек композитора. Он работал с чрезвычайным подъемом и несколько раз говорил, что пишет Реквием для самого себя. В основе Реквиема – канонические заупокойные молитвы, произносимые на латинском языке. Моцарт следует здесь освященным веками традициям, придерживаясь  издавна сложившихся канонов заупокойной мессы. Но это отнюдь не помешало ему с гениальной силой  выразить разнообразнейшую гамму чувств  - трагическое ощущение смерти, бездонную глубину человеческого страдания, бурный гнев, смиренный трепет и, наконец,  чудесную силу любви. Многие эпизоды «Реквиума» буквально потрясают слушателя  и представляют собой гениальное проникновение в тайники человеческой души. Свое произведение Моцарт  предназначил для четырехголосного хора, четырех солистов и оркестра. Второй номер Реквиема («День гнева»), рисующий картины конца света и страшного суда выдержан в духе монументальных  хоровых картин Генделя и Баха.  Потрясают громовые унисоны хора, грозное звучание тромбонов, торжественные сигналы труб, устрашающее тремоло  струнных и дробь литавр. Этот суровый, полный мрачного величия хор, с потрясающей драматической силой рисующий картины смерти и разрушения, ярко контрастирует  со скорбной мольбой, трогательными жалобами, беспредельным страданием, запечатленными в последующих номерах, которые ведут  к лирической кульминации всего произведения – хору «Слезная», проникнутому трепетным волнением  и просветленной печалью

Умер Моцарт неожиданно в декабре 1791 г. 

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213