Вольфган Амадей Моцарт родился в январе 1756 г. в городе Зальцбурге, расположенном в предгорье восточных Альп (в те времена он являлся столицей самостоятельного княжества – архиепископства Зальцбургского). Его отец, Леопольд Моцарт, был известный скрипач, органист, педагог и композитор. Когда мальчику исполнилось всего четыре года, отец, как бы затевая веселую игру, начал разучивать с ним на клавире некоторые менуэты и другие пьесы. За короткий срок маленький Амадей научился играть их с совершеннейшей чистотой и в строжайшем ритме. Вскоре в нем проснулось стремление к самостоятельному творчеству. В пять лет мальчик стал сочинять свои маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге. В шесть лет Моцарт исполнял сложные виртуозные произведения. Шутя, без малейшего усилия, он научился играть на скрипке и органе. Феноменальные способности мальчика вызывали всеобщее удивление. Семья Моцартов начала гастролировать по Европе, посетила Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Гаагу, Амстердам. Было дано множество концертов, как при королевских дворах, так и для широкой публики. Программа Амадея поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький виртуоз играл на клавесине, исполнял сложные произведения на скрипке и органе. Он импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения и уже в детстве приобрел прозвище «чуда XVIII века».
В 1770-1773 гг. отец и сын предприняли новое путешествие, на этот раз в Италию. Они посетили Рим, Милан, Неаполь, Венецию и Флоренцию. Все концерты Моцарта проходили с потрясающим успехом. Итальянских зрителей поражали сложность и разнообразие его музыкальных номеров, а также то, что Амадей выступал сразу как клавесинист, скрипач, органист, дирижер, певец-импровизатор и композитор (многие концерты были целиком составлены из произведений юного маэстро). Миланский оперный театр, в то время один из крупнейших в мире, заказал Моцарту оперу «Митридат», и тот блестяще справился со своей задачей. Оперу давали двадцать раз подряд с неослабевающим успехом. Болонская академия избрала Моцарта своим членом. Одаренному юноше выказывались многочисленные знаки внимания, но за все годы пребывания в Италии он так и не смог найти себе работу. Пришлось возвращаться в Зальцбург.
На родине Моцарта ожидал далеко не теплый прием. Правитель Зальцбурга граф Колоредо назначил юного композитора дирижером своего оркестра, но обращался с ним нетерпимо и грубо. Чтобы еще больше унизить своего музыканта, он заставлял его обедать в людской вместе со слугами. В течение 1773-1777 гг., проведенных в Зальцбурге, Моцарт, кроме многочисленных духовных сочинений, заказанных архиепископом, написал большое количество сольных концертов. Среди них особенно выделяются скрипичные и фортепьянные концерты с оркестром. Здесь Моцарт подошел к своим творческим вершинам в жанре сольного концерта. Скрипка всегда пленяла его своей певучестью, и композитор пытливо изучал ее возможности. Громадной популярностью пользуются ля-мажорный и ре-мажорный скрипичные концерты, поражающие смелостью, яркой образностью, красотой тематического материала, изяществом и стройностью формы. В 1777 г. Моцарту удалось получить разрешение на новую концертную поездку. Он побывал в Мюнхене, Аугсбурге, Мангейме, провел около года в Париже, и в 1779 г. возвратился в Зальцбург, где занял освободившуюся должность концертмейстера. Условия, которые ему продиктовал архиепископ, были весьма жесткие, почти кабальные: Моцарт не мог нигде выступать и не имел права никуда выезжать, не получив на то высочайшего разрешения. Композитор был вынужден согласиться на все, но отношения его с архиепископом становились год от года все более напряженными.
В 1781 г. Моцарт подал прошение об отставке и был грубо изгнан из резиденции своего повелителя (обер-кухенмейстер дал маленькому и щуплому композитору пинок под зад, в результате чего Моцарт скатился с лестницы, ударился о дверь и выкатился на улицу). Простившись, таким образом, с архиепископом, Моцарт поселился в Вене, где провел последние десять лет своей жизни. Он был чрезвычайно рад обретенной свободе, хотя его положение в музыкальной столице Европы долгое время оставалось неопределенным. Не имея постоянного заработка, он вынужден был работать до изнеможения. С раннего утра он писал, до обеда ходил по урокам, по вечерам выступал, а ночью снова писал, пока перо не вываливалось из рук от утомления. За этот огромный труд он получал вознаграждение, которого едва хватало на оплату комнаты и скудный стол. По заказу Немецкого театра Моцарт написал комическую оперу «Похищение из сераля» (1782). Несмотря на традиционный сюжет, ни в одной опере того времени не было такой мягкой и тонкой музыкальной характеристики героев и их чувств, такого глубокого проникновения в их психологию, такой задушевности в воплощении лирических образов, такого остроумия и юмора. Успех оперы открыл перед композитором двери дворца и салонов венской знати. Он играл почти ежедневно, иногда выступая по два раза в день; открытые концерты, выступления в аристократических домах, публичные соревнования с выдающимися виртуозами – все это беспрерывно следовало одно за другим, и на каждом из своих выступлений Моцарт играл новые вещи, поражая слушателей неистощимой силой вдохновения. В 1782-1786 гг. он создает большое количество концертов для разных инструментов, клавирных сонат и фантазий, квартетов и других камерных ансамблей.
В мае 1786 г. Моцарт выступил с новой оперой «Свадьба Фигаро» по пьесе Бомарше. Это была реалистическая комедия, в которой каждое действующее лицо имело свою индивидуальную музыкальную характеристику. Новшества не понравились императору, и оперу вскоре сняли с репертуара венского театра. Однако музыка «Свадьбы Фигаро» приобрела всенародную популярность. Знаменитая ария Фигаро «Мальчик резвый» распевалась и разыгрывалась в венских кабачках и ресторанах, на улицах и в парках. Громадный успех «Свадьба Фигаро» имела в Праге, где она вошла в постоянный репертуар оперного театра. Дирекция предложила Моцарту написать новую оперу, причем право выбора сюжета оставалось за композитором. Моцарт решил писать «Дон Жуана». Премьера состоялась в октябре 1787 г., а в мае 1788 г. «Дон Жуан» был поставлен в Вене. В конце того же года Моцарт получил место камерного музыканта при императорском дворе с весьма скромным окладом – 800 флоринов в год. Тогда же были написаны три его последние, величайшие симфонии: проникнутая танцевальными мелодиями ми-бемоль (№39), лирико-драматическая соль-минор (№ 40) и монументальная до мажор (№ 41 «Юпитер»), грандиозный финал которой сочетает сонатную форму с тройной фугой.
СИМФОНИЯ СОЛЬ-МИНОР (№ 40). Это одно из популярнейших произведений Моцарта, в котором со всей полнотой воплотилось его зрелое мастерство. С первых же тактов здесь разворачивается напевно-лирическое allegro. На трепетном, мягко колышущемся фоне скрипок звучит взволнованная скорбно-лирическая тема главной партии. Глубоко выразительная, песенная, и вместе с тем «говорящая» мелодия как будто вырастает из интонации настойчивой мольбы, горестных возгласов и вздохов. К молящим голосам скрипок постепенно присоединяются флейты, гобои, фаготы, наконец, весь оркестр. В связующей партии звучание становится все более напряженным, громким, взволнованным. Несбыточность надежды, тщетность порывов к счастью – кажется, что именно это хотел выразить автор, предвещая итог всей симфонии. Но вторая часть – andante – окрашена светлыми тонами и проникнута мечтательно-лирическим настроением. С ней резко контрастирует суровая, драматичная третья часть (минуэт). Начало финала поражает необыкновенной стремительностью взлетающей на едином дыхании и моментально охватывающей большой диапазон темы главной партии. Потом, в разработке, тема сильно меняется - ее интонации становятся острыми, возникают неожиданные резкие скачки. Даже мажорная побочная партия окрашивается печальным, словно подернутым дымкой звучанием. Безупречная ясность и последовательность развития, тончайшая соразмерность целого и частей, стройность и законченность – все это превращает симфонию соль-минор в произведение истинно классическое, отмеченное высочайшей гармонией и красотой.
В 1791 г. Моцарт начал работу над своей последней оперой «Волшебная флейта» по философской поэме Виланда «Лулу». Эта новаторская опера - одно из самых поразительных творений его гения – считается родоначальницей романтического оперного театра. Еще до окончания «Флейты» Моцарт получил заказ на новое большое произведение – Реквием, который стал самым трагическим, самым философским из всех творений великого маэстро, его подлинной лебединой песней.
РЕКВИЕМ. Мысли о близкой смерти давно угнетали Моцарта; к тому же композитора тревожило странное обстоятельство, предшествующее созданию Реквиема: его заказал неожиданно появившийся в доме Моцартов незнакомец в черном плаще, попросивший во что бы то ни стало завершить Реквием к определенному сроку. Замысел вскоре необычайно увлек композитора. Он работал с чрезвычайным подъемом и несколько раз говорил, что пишет Реквием для самого себя. В основе Реквиема – канонические заупокойные молитвы, произносимые на латинском языке. Моцарт следует здесь освященным веками традициям, придерживаясь издавна сложившихся канонов заупокойной мессы. Но это отнюдь не помешало ему с гениальной силой выразить разнообразнейшую гамму чувств - трагическое ощущение смерти, бездонную глубину человеческого страдания, бурный гнев, смиренный трепет и, наконец, чудесную силу любви. Многие эпизоды «Реквиума» буквально потрясают слушателя и представляют собой гениальное проникновение в тайники человеческой души. Свое произведение Моцарт предназначил для четырехголосного хора, четырех солистов и оркестра. Второй номер Реквиема («День гнева»), рисующий картины конца света и страшного суда выдержан в духе монументальных хоровых картин Генделя и Баха. Потрясают громовые унисоны хора, грозное звучание тромбонов, торжественные сигналы труб, устрашающее тремоло струнных и дробь литавр. Этот суровый, полный мрачного величия хор, с потрясающей драматической силой рисующий картины смерти и разрушения, ярко контрастирует со скорбной мольбой, трогательными жалобами, беспредельным страданием, запечатленными в последующих номерах, которые ведут к лирической кульминации всего произведения – хору «Слезная», проникнутому трепетным волнением и просветленной печалью
Умер Моцарт неожиданно в декабре 1791 г.
Классицизм http://proza.ru/2010/07/18/213