Встретимся на Марсе, Рэй!

Леонид Калган
     Мне было лет двенадцать, когда я впервые взял в руки книжку Рэя Бредбери. Я не стал заморачиватся  долгим чтением, а бегло пролистав несколько страниц, пришел к выводу: «Ерундовина и чепуховина! Что тут читать? Никаких тебе убийств и космических монстров, звездных сражений и сверхтехнологических роботов! Какие-то сплошные лиловые рассветы и закаты! ». Прошли годы, и теперь произведения Бредбери, миллион раз перечитанные и выученные почти что наизусть, стали золотым фондом моей домашней библиотеки. Эти скромные книжки возвращают меня в мое детство, и уже сейчас, в зрелом возрасте, заставляют меня переживать те восхищения и радости, прелести и открытия, на которые мне тогда недосуг было обратить внимание.



               


                РАССКАЗ.




      - Все очень просто! – Расплылся в улыбке Карлито. – Вы – платите, мы – осуществляем ваши мечты! Почти все ваши мечты.
       - С помощью этой машины?
       - Ну, если это можно назвать  машиной…
       - То есть?
       - Один русский ученый, кстати, ваш соотечественник, долгие годы работал над одной теорией, скажем так: бессмертия мыслительной деятельности человека, наличия где-то во времени целого мира, созданного сознанием этого человека. И вот он сконструировал некий гибрид машины и растения, мы купили у него изобретение, довели до совершенства силой целого института, и теперь используем  на всю катушку. Катаем желающих в любую эпоху, устраиваем встречи со многими личностями прошлого. Но, ненавязчиво, так, чтобы эта личность и не догадалась, что перед ней контактер, например, вы – случайный собеседник Гагарина, разговариваете с ним о том, о сем, получаете впечатления. Хотите видеть Гагарина в его мальчишеском возрасте – увидите, хотите в зрелом – сделаем в зрелом.
       Я кивнул. Обо всем этом я уже читал в рекламной брошюре, и в ознакомительной инструкции.
      - А как же изобретатель этого аппарата? – Дотронулся я до никелированной поверхности жужжащего прибора.
       - Живет на широкую ногу! – Завистливо закатил глаза Карлито. – Стрижет купоны со своего изобретения, получает отчисления за пользование. Что, впрочем, весьма справедливо.
       Я опять кивнул. Гордость и радость за успех соотечественника придала моему виду важности.
       - Ну, куда будем отправляться? – Усики Карлито выпрямились в маслянистой улыбке. – С кем хотите встретиться? Пока будете думать, предупреждаю еще раз: сразу же исключите диктаторов, палачей и преступников прошлого. Только положительные личности!
      Сомнений не было. Я давно хотел поболтать с одним человеком. Раньше всегда получалось так, что говорил только он, а я слушал. А вот теперь настанет мой черед.
Я открыл сумку и вынул из нее книгу. Положив ее на стол перед  Карлито, ткнул пальцем в имя автора.
       - Вот с Ним!      
       - Отличный выбор! – Глаза Карлито засверкали. – Я и сам собирался забежать к Нему на чашечку кофе, но раз уж вы меня опередили, то передайте от меня привет. Моя мать работала библиотекаршей, я, можно сказать, вырос между стеллажами с книгами. Первый ряд книг, куда я мог дотянуться, были фантастикой, и одной из этих книг была именно Его книга.
        - У меня другая история знакомства, но тоже, в детстве.
        - А знаете что, - вдруг глаза Карлито загорелись еще большим огнем, - здесь конечно, решать вам, но давайте, устроим встречу, когда Ему было лет этак, восемь? Итак, Уокиган, штат Иллинойс? Согласны? Отлично! Тогда садитесь в кресло и закройте глаза…               
      

       Словно потревоженные жуки, мальчишки роем кружились вокруг исковерканной консервной банки. Избитые ботинки наносили один удар за другим, и мятая жестянка летела вперед, или в сторону, туда же, немедленно, толкаясь и вопя, неслась вся ребячья орава. Исцарапанные в кровь ноги в шортах до колен, ссадины на локтях, чумазые, немытые лица, а в глазах – счастье! Пыль поднимается столбом  над передвигающимися футболистами, и из этого красного облака появляется иногда, то нога, то рука, то кто-то вылетает целиком, и плюхается наземь. Погримасничав от боли пару секунд, поднимается на ноги, отряхивается, и вновь ввязывается в бой за железяку.
       - Эй, мистер, как вы здесь оказались? – За моей спиной возник сиплый мальчишеский голос. Я обернулся и увидел светловолосого и веснушчатого мальчика, внешне ничем не отличающегося от остальной орущей оравы: так же избиты колени и локти, торчащая во все стороны шевелюра выгоревших на солнце, не мытых волос, развязанные шнурки на ботинках, неравномерно застегнутая на пуговицах рубашка – безрукавка. Лукавый взгляд смерял меня сверху донизу и обратно.
       Я в волнении сглотнул ком слюны, застрявшей в горле. Мальчишка, продолжал насмешливо щуриться на меня, а мне казалось, что он потешается надо мной.
       - Я спрашиваю – как это вам удалось так незаметно прилетучиться? Я как раз бежал к ребятам, только что вас не было, и вдруг – бах, и вы есть!
       - Секрет фирмы! – Выпалил я, вспоминая детские словечки и выражения.
Что это у тебя в руках?
       - СИНЯЯ БУТЫЛКА! – С гордостью заявил  мальчуган. – Нашел в овраге. Не правда ли, забавная штуковина?
       В мою сторону протянулись его руки, держащие синеватый стеклянный сосуд. Я взял бутылку и попробовал на вес: та была необыкновенно тяжела, словно наполнена чем-то. Но бутылка была совершенно пуста.
        - Если в нее заглянуть, можно увидеть серебристые ракеты, маленьких человечков, виллы в горах  дом в пустыне. Я даже уже придумал, как назвать этот дом: ЭШЕР. Красиво звучит – «Эшер», да?
        Приставив бутылку отверстием к глазу, я вгляделся.
         -Мистер, на солнце надо смотреть! – последовал совет.
      Послушно повернувшись в сторону светила, я навел на него бутылку, словно подзорную трубу. Ничего, кроме игры световых лучей в стекле там не было. Ничуть не желая подыгрывать детской фантазии, разочарованно сказал:
       - Э, брат, да она пуста совсем.
       - Это вам так кажется, мистер. У вас, взрослых, одна беда – ничего - то вы не видите. Даже там, где всяких видений целая куча! Когда я вырасту, я все равно буду все видеть, как и сейчас! Хотите, поклянусь?
      - Не стоит, дружище. Я и так знаю, что ты умеешь держать слово.
      - Да ну вас! – Отмахнулся конопатый мальчуган. – Думаете, я не понимаю. Правда, хотите, поклянусь?
       - Ну ладно, твоя взяла. Давай, валяй!
       Мальчонка приложил правую руку к сердцу, по военному сдвинул ноги, и торжественно крикнул:
       - Клянусь!
        Я расхохотался. Глядя снизу вверх, мальчуган заулыбался во весь рот, а веснушки на его щеках при этом пришли в движение, словно искры в разворошенном ночном костре. Шагнув поближе, я не удержался от желания погладить рукой репейник волос на его голове. От этого озорника исходил неповторимый сладкий запах, смесь ароматов травы, земляничного варенья, меда, коровьего молока, пыли, и еще чего-то необъяснимого. Наверное, так пахнет само детство.
       - Какой же ты чумазый! Плачет по тебе мочалка, малец!
       - И вы туда же! - Отмахнулся мальчишка. - Говорите  точь  в точь, как моя мама – Вовсе я не грязный! Просто СМУГЛЫЙ И ЗОЛОТОГЛАЗЫЙ!
        Что тут поделаешь? Он тысячу раз прав.
        - И все - таки,  вы свалились с неба? – Задорный взгляд вновь принялся бегать по мне туда-сюда. Судя по всему, мальчишка был необыкновенно настойчив.
         - Упрям же ты, дружище! – Заявил я, наблюдая за реакцией ребенка. – Лучше расскажи, чего у тебя еще есть такого интересного, кроме бутылки из оврага?
        - Это еще что! – Хохотнул мальчуган. – Видели бы вы меня в шесть лет! Спасу не было! Всех достал своими вопросами – что, да где, да почему?
       « Вынь да полож!» - Вспомнил я строчки из Его рассказа.
        - А до бутылки был КАЛЕЙДОСКОП. Тоже занятная штука. Кроме меня, в здешнем местечке такой ни у кого не было! Его я выменял у ДАДЛИ СТОУНА на МОРСКУЮ РАКОВИНУ. Взаправдашнюю морскую раковину! Знаете, прикладываешь такую к уху, второе затыкаешь пальцем и слушаешь, слушаешь, а там…Вы когда-нибудь были на море?
        Я кивнул. Наблюдавший за каждым моим движением мальчуган, взвился от восторга.
        - А какое оно – море? А вода правда соленая? А что, если написать записку и бросить ее в бутылке в воду, то письмо попадет кому надо? Например, в Африку, в страну Килиманджаро?
        - Можешь мне верить, - поправил я, - Килиманджаро – это гора. Так называется гора.
        Глаза мальца разочарованно потухли, и тут же запылали с новой силой.
        - Значит, все равно доплывет?
        - При всем своем желании до Килиманджаро нельзя доплыть. Только дойти пешком, или доехать…
        - На  машине? – Забегал вокруг меня мальчик.
        - Можно и на машине.
        - МАШИНА ДО КИЛИМАНЖДАРО! – Восхищенно провозгласил он. – Можно доехать!
       Я и не заметил как, круживший вокруг меня мальчуган, увлек меня в сторону липовой рощицы, за которой стелился вниз обширный овраг, а за оврагом лежал городок, а за городком клонилось к горизонту солнце. Перед самым солнечным кругом высился остроконечный шпиль баптисткой церкви.  Уставшие мальчишки  перестали гонять жестянку, и, разбившись группками,  вероятно, отправлялись домой.
       - Эй, Дуг! – Выкрикнул один из них. – Ты идешь?
      - Идите без меня! – Повернулся в сторону товарища мой юный собеседник. – Я догоню!
       Мне вдруг стало необыкновенно грустно. Подспудно я ощущал окончание временного лимита. Я стоял и с улыбкой смотрел на того, кто однажды напишет великие  книги, напомнит людям о доброте, населит пустующие планеты героями.
       - Если вы не против, я мог бы показать вам чудесные развалины старого дома, здесь недалеко. – Протянул мальчуган. И тут же скороговоркой добавил: – Но только взамен на вашу тайну!
       - Это страшный секрет! – Наигранно надулся я. – Я поклялся никому не говорить!
       Уныние и разочарование опять отразились на его живом лице, однако, как всегда, ненадолго:
      - Ага! Тогда у меня тоже есть один секрет! Поважнее вашего будет! Как ни просите, все равно не расскажу!
       Мы замолчали, глядя друг другу в глаза. Наконец, малец, подмываемый желанием поделиться тайной, сдался:
       - Ваша взяла мистер! Все дело в том, что я скоро улетаю! – Поймав мой удивленный взгляд, подняв руку к небу, пояснил: - На Марс! Ракета уже почти готова! Назначено время отлета!
       Мое сердце на миг остановилось! Как же правы те, кто утверждают, что все не случайно в нашей жизни, что каждое брошенное слово со временем превратится в событие, а жаркие мечты сбываются даже тогда, когда мы о них забываем!
       - Надеюсь, у тебя большая ракета? Настолько большая, что в ней хватит места  для двоих? Это я к тому, что хочу полететь с тобой.
      - Боюсь, что нет! Вы должны меня понять – первый полет и все такое…Лучше вам добираться своим транспортом…
      Мы вновь умолкли, улыбаясь как старые закадычные друзья.
      - Все же я знаю, кто вы! – Захохотал мальчишка, - как же я раньше не догадался, тюфяк этакий! Все же так просто!
      - Ну и кто я? – Мои слова прозвучали натянуто, я на миг подумал, что меня каким-то образом раскусили.
      - Вы же ПЕСОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК! Тот самый, из сказки!
      ОН подпрыгивал  вверх, срывая с деревьев листья, и приземлившись на ноги, бросал их над своей головой. Смеясь и кружась на одной ноге, падал в душистую траву, поднимался на колени с зажатым в зубах одуванчиком. Шаг за шагом, прыжок за прыжком, кувырок за кувырком, ОН удалялся от меня, погружаясь в белесый туман сгущающегося времени. В этот важный миг, когда до завершения сеанса оставались какие-то мгновенья, я набрал в легкие побольше воздуха, но вместо крика выдохнул, успев прошептать:
       - Встретимся на Марсе, Рэй!
       Там, в крохотном зеленом зеркальце ЕГО мира, повернул голову веснушчатый, с торчащими как щетка волосами на голове, мальчуган. На его лице засверкала УЛЫБКА.         

    
                КОНЕЦ.       
м