О Читателях, то есть о Критиках и о Кретинах

Данилов Сергей Иванович
Коротко о сайтах, на которых выставляются различного рода тексты, и об авторах оных.


          «The Social Internet (i.e. all free Websites which can be accessed by everyone) is a rubbish-heap»

          (A. Tokar, «Metaphors of the Web 2.0», 2008)

          «Социальный Интернет, то есть общедоступные бесплатные сайты – это помойка.
           Но, позвольте, где же ещё общаться всем уважающим себя людям?»


***

Любой печатный текст – это просто набор слов, которые представлены на бумаге или на экране монитора.
Он может быть качественным, то есть грамотно написанным, с глубоким смыслом и выразительной стилистикой.
А может быть просто… бессмысленным набором знаков.
Но, вне зависимости от качества, всё эфирное пространство занимают не имеющие никакого отношения к текстам… эмоции читателей.

Возникновение психической реакции у читающих тексты зависит от нескольких факторов одновременно.
Перечислим основные.

- К гуманитарным факторам относятся интеллект, эрудированность, профессиональное отношение к литературе и искусству в целом, вкус,
знакомство с темой, заявленной автором в произведении, знание устава и правил конкретного сайта, вежливость и т. д.

- Соматические факторы, влияющие на формирование реакций и эмоций в первую очередь, выражены общим самочувствием в текущий момент времени,
наличием хронических заболеваний, психическим состоянием, элементарным голодом или, напротив, - неосознанным ещё вполне желанием дефекации,
повышенным давлением, пониженным гемоглобином, мигренью, дыркой в зубе, насморком, отсутствием сексуальной связи или её переизбытком, изменой,
употреблённым накануне спиртным напитком, коликами в животе, геморроем и ещё многими другими составляющими организм читателя.

Если говорить конкретно о сетевой литературе, то возникшее желание написать отзыв на авторский текст, как правило, не обдумывается вообще:
зачем думать, если ответственности за всё написанное в Интернете не предусмотрено в принципе?
Главное – как можно скорее выписаться, облегчить себя от гнетущего эмоционального наваждения!

И с этого момента начинается довольно чёткое деление всех Читателей на Критиков и на… Кретинов.

Критиками называются очень немногочисленные люди, чётко осознающие разницу между:

а) – автором как частным человеком,
b) – опубликованным, всегда нейтральным текстом,
с) – своим частным мнением читателя, каким бы профессионалом в литературе он не был.

Поэтому Критик пишет большую аналитическую статью или хотя бы несколько серьёзных фраз (и никогда не blurb), относящихся только к авторскому материалу (!),
и формулирующих прежде всего многогранные аспекты понимания прочитанного только что текста.
Очень хороший Критик читает авторский текст несколько раз, и к тому же не один день, а свою рецензию перечитывает и корректирует ещё дольше.
Вежливый Критик обсудит с автором в корректной форме все непонятные или сложные места авторского текста, используя средства для личной переписки,
но никогда не будет выяснять что-либо, афишируя свой диалог на весь Интернет.

Нужно признать, к сожалению, что таких Критиков на общественных окололитературных сайтах не бывает, а очень немногие профессионалы
появляются крайне редко даже в толстых печатных журналах.

Другая, несравненно большая часть пишущих отзывы, представляет собой очень пёструю партию Кретинов, то есть людей, использующих легкодоступную
возможность моментальной публикации своей «типа рецензии» для самых разнообразных целей, но никак не связанных с текстом самого оригинала (!).
Это, прежде всего, - желание заявить о себе, привлечь внимание любым способом, то есть выпендриться, удовлетворить своё Эго.
Делается это по причине неуравновешенности психики в целом и присутствием какого-либо актуального соматического напряжения (как правило, сексуальной неудовлетворённости),
а также из-за переполненности кишечника или мочевого пузыря, то есть – в состоянии крайней нервозности.
Поскольку орган, которым думают, у Кретинов работает крайне слабо, они не видят различий между своей мимолётно возникшей эмоцией и необходимостью написания рецензии.
Резон у них только один – выписаться под чьим-либо текстом, чтобы сразу же быть замеченным его автором и другими пользователями сайта.
То есть облегчиться, снять эмоциональное напряжение, «оставить след в истории».
В результате всё «быстро выложенное» представляет собой нечто нечитабельное, обращённое почему-то напрямую к авторам текстов (!), выраженное
в провокативных фразах негодование с болезненной целью вызвать ответную аналогичную реакцию авторов и получить виртуально «по морде» (но случается это счастье,
как правило, от других таких же «рецензентов-защитников» автора), чтобы сразу же затеять долгую перепалку с целью выйти из неё непременно «победителем»,
заявив, тем не менее, напоследок - «да пошли вы все!».

Впрочем, каждый Кретин на социальном сайте не очень-то пытается скрыть то, что он и на самом деле настоящий, реально существующий Кретин.

Как распознать интернетного Кретина?
Очень просто.

Аккаунты Кретинов всегда представлены «глубокомысленными» псевдонимами, наиболее распространённые из которых, это, конечно же, «ангелы смерти»,
«воины света», «демоны», всевозможные «хранители», «берегинюшки», «королевы», «слёзы осени», «дали вселенной», опять же «осенние сплины»
или «опавший лист», «опавший лист два», «совсем опавший» и т. д.
Есть и очень важные-солидные, такие как «критик», «рецензент» или «психиатр».
Ещё чаще Кретины выбирают себе только им понятные клички, вроде «наф-наф», «бурбулятор», «жужа мохнатая» или «хрентефря».
Обязательно обнаружатся и «несчастная», и «ваша боль», и даже «мой вспоротый мозг».

Часто на страницах, над таинственным резюме – «я пишу душой», присутствует и сам «портрет интернетного идиота».
Кретин обязательно выставит картинку с изображением всё тех же обожаемых им ангелов, чертей, крестов, цепей, горящих свечей, икон, какой-либо свастики, тату,
или же вполне мирные натюрморты, бескрайние пейзажи, корзинки с грибами, моря, звёзды, фотографии плачущих девушек, детей или осенние листья с лужами.
А может быть и просто стакан пива или пьяная морда какого-нибудь «элвиса пресли» на весь экран монитора.
Ну, а как же иначе-то?

Интересная справка: «Этимология слова «Cretin» (фр.) неясна.
                Оксфордский словарь в качестве основной версии предлагает происхождение от приветствия альпийский франкоязычных
                горцев «Chrеtien», что означает «христианин».
                В настоящее время означает заболевание, связанное со слабоумием и общим отставанием в развитии.

Обычно так оно и есть - все эти «хранители истин», «истинные христиане» и «воины» всех мастей с разбегу накидываются в своих отзывах на авторов,
упрекая их, прежде всего, в отсутствии веры, любви к «нашей родине», в загрязнении чистой души, в полном слабоумии, в личном незнакомстве с Иисусом Христом,
а также и с другими, прочими «спасителями мира», и угрожают карой небесной, персональной расправой, адским огнём, психушкой и другой бредятиной.

Большинство неадекватных Кретинчиков (в основном, женщин, но и мужчин, как это ни странно, тоже) сразу же настоятельно предлагают авторам лечиться (!),
«спасать душу», обязательно жалеют их и выражают сочувствия и соболезнования.
Фраза – «мне жаль вас!» среди графоманов самая распространённая.
Кретин, видимо, действительно не понимает, что он общается вовсе не с автором, а видит перед собою всего лишь нейтральный текст на экране своего же монитора,
и, сидя в одиночестве за столом, исходит желчью от собственных комплексов.

Здесь нужно кратко сказать об особенной, «элитной касте Кретинов», круглосуточно тусующихся на сайтах poezia.ru, stihi.ru, proza.ru, grafomanov.net, и многих других
с единственной целью – рассылать друг другу фразы «с теплом» или «понравилось», умножая этой бессмысленностью «славу местечковых душеписцев и просто писунов»,
так как только в этом случае наиболее «элитный» из этого междусобойчика сможет восседать на первых страницах всех местных конкурсов и рейтингов,
и умилённо слать всем «собратьям по перу» и домочадцам письма о том, что сегодня он самый-самый «заслуженно крупный и признанный рифмодуй современности».
«Элитные» они ещё и потому, что самих текстов они никогда не читают. (!)
А зачем?
Смысл переписки в окнах для рецензий, как правило, сводится к глубокосодержательным фразам «Раечка, милая, поздравляю тебя с бабьим летом», или «С днём рождения, дорогой Вася, поехали на рыбалку!».
Но ведь сокровенная цель достигнута всё равно – кто-то их «элитных» молниеносно взлетает на вершины в хит-парадах дикого графоманства.

Такова интернетная реальность.

Социальные сети существует только благодаря желанию людей общаться, то есть демонстрировать друг перед другом свои амбиции.
Авторы сетей, условно названных учёными-лингвистами «WEB 2.0», знают это очень хорошо, и даже умудряются кассировать деньги с желающих
хотя бы кратковременно повыпендриваться, лишь бы заявить о себе на весь белый свет.
Известно, что гипертрофированная потребность в личном общении на темы дней рождений, здоровья, праздников и т. п. наиболее ярко выражена
у персонажей с комплексами неполноценности, компенсирующих свою интеллектуальную пустоту и абсолютную неспособность к одиночеству
пребыванием в многолюдных виртуальных, а также реальных «тусовках» себе подобных.


Но какое отношение к серьёзной литературе или к критическим статьям о литературных текстах имеет желание общения, Кретины не знают
и никогда об этом не задумываются.
Так как думать вообще-то изначально нечем.

Зато жажда как можно скорее «написать» под чьим-либо текстом настолько непреодолима, что никогда и никакие «модераторы» или правила общедоступных,
бесплатных, безлимитных, немодерируемых сайтов не остановят бурное желание графоманов превращать Интернет в… помойку.


*

29 августа 2010 г.

***