О романе Прилепина Санкья

Санкюлот
Недавно прочитал роман З.Прилепина «Санькя». Нынче это модная книжка, интернет пестрит восторженными отзывами, разные деятели культуры наперебой хвалят молодого автора. Некоторые даже записывают его в «новые горькие»,-им кажется что появился наконец человек, пишущий на социальные темы. Я отнесся ко всему этому настороженно-«социальных» писателей у нас отродясь не было, с чего бы это они вдуг появились.
 Роман-о молодых людях, бунтарях, протестующих против несправедливостей общества и против общества вообще.  Сам Прилепин состоит в НБП и пишет, соответственно, про свою партию. Сюжет довольно живой и занимательный, хорошо подошел бы для какого-нибудь боевика.
Главный герой книги-молодой парень Саша Тишин (он же Санькя). Состоит в «Союзе созидающих»(прототипом послужила НБП). Его история-весьма обычная и невеселая: отец спился и рано умер, мать с головой ушла в бытовые проблемы. Саша предоставлен самому себе, слоняется без дела, пьет от безысходности. От своих сверстников отличается разве что большей отвязностью и членством в радикальной партии.
Что касается идей этой партии, то они просты до безобразия: «В наше время идеологичны… инстинкты! Моторика!» - и далее: «…дело в том, что есть только родство, и ничего кроме. Понимание того, что происходит в России основывается не на объеме знаний, и не на интеллектуальной казуистике…, а на чувстве родства, которое прорастает в человеке уже, наверное, в детстве, и потом с ним приходится жить, потому что избавиться от него нельзя». Фактически, вся эта нехитрая иделогия умещается в одной фразе Саши: «Мы победим, потому что мы-русские».
В романе молодые, дерзкие, озлобленные рискуют всем – своим здоровьем, своими жизнями. У них нет шансов, как признается в одном из эпизодов авторитетный партиец Матвей. Но они идут на смерть несмотря ни на что. Группа восставших. Группа маргиналов. Бьющаяся за народ, за Родину, во имя их, но не имеющая почти никакой связи с этим народом. Финал предсказуем: загнаны в угол, кругом войска.
Роман Прилепина заставил задуматься над несколькими вопросами: чего добиваются радикалы в романе прилепина и их реальные прототипы? Во имя чего и какой ценой?Действительно ли это революционеры?
Прежде всего бросается в глаза отсутствие ясных целей у таких людей. Обычно две-три напыщенные высокопарные фразы-вот и весь их позитивный багаж. Создается впечатление, что будущее их и вовсе не интересует. Они озлоблены, главное, что ими движет-ненависть. Вся их борьба-это отчаянная попытка разрушить мир, чтобы не дать ему разрушить себя.
Почему «обыватель» чаще всего равнодушен к протестам? Потому что ему еще есть что терять, во-первых. Потому что он не видит альтернативы. Потому что «революционеры» с цветными флагами ему чаще всего непонятны и он не видит причины идти за ними следом.

Потому что эти ребята с презрением относятся ко всем вокруг, к тем, кто не такой, как они. С болью, но и с презрением все же. Их мало волнует, чего хотят люди, но зато они считают, что знают, что им нужно. Чаще всего… Но если ты называешься «революционером» и действуешь так же, как власть – отделяя себя от общества, стоя над ним, манипулируя им, с брезгливостью относясь к окружающим – ты никакой не революционер, ничем не лучше тех, кого ты так презираешь. Утопить страну в крови не значит сделать ее счастливее. Лучше уж тогда вообще не начинать ничего…
А еще роман Прилепина навевает мысли о человеческой жизни и ее ценности. Если, конечно, вы готовы признать, что жизнь – это главная ценность… И раз уж ребята дошли до определенных жизненных выводов и внутренне сильнее, чем многие окружающие, многие сверстники, соответственно и дорожить этими ребятами надо. Каждым.
Получить срок, отбить почки, исчезнуть вообще – не самое сложное дело, не самое умное. Риск благородное дело, если риск оправдан. Мазохиствовать незачем. Каждый активист нужнее и полезней на воле живым и здоровым, чем в роли очередного мученика.
Если им своих не жалко, то с какой радости они будут жалеть простых людей, меня?! – задумывается «обыватель», который на самом деле ничем не хуже воинственных революционных «сверхчеловеков». Задумывается и абсолютно прав.
Взгляды самого Прилепина недалеко ушли от взглядов героев его романа. Когда началась Перая Мировая война, Александр Блок записал в своем дневнике «война это прежде всего весело». Вот и Прилепин говорит об оранжевых «у них весело». Прилепину далеко до Блока, да и повторяет он не самые удачные его мысли. Весело, грустно-это звучит очень по-детски, почти как у героев книги. Можно сказать словами Лермонтова «мне грустно от того, что весело тебе».
Что же получилось у Прилепина? Хотел воспеть свою партию, создать пропагандистское произведение, зовущее людей протестовать-а получилась книга о том, как не надо протестовать, о том, как бессмысленно и бездарно уничтожить себя. Хотел показать революционеров-а показал просто бунт, бессмысленный и беспощадный.