Легенда об Любви

Виктор Тренер
Посвящается всем хоть раз испытавшим прекрасное чувство любви.  Испытавшим многократно – особенно.

Во первых строках моей легенды я должен извиниться перед  влюбленными  за то, что посвещаю им  не авторский экслюзивный матерьял, а изложение древней легенды.  Животрепещущей истории о большой и чистой любви.

  Кто-то скажет:

 - А вот была уже история про Ромэо и Джульетту!..
Дорогие мои! Ну что вам дались эти выдуманные герои, когда в народном эпосе кроются такие артефакты верности и преданности, что невольно скупая мужская слеза прошибается и вполне гигроскопичная кожа боксерской перчатки с трудом впитывает её соль.

Предъистория.

Этим летом возил я своих шолопаев на отборочные зональные соревнования детцко-юношеского спорта региона Сибири и Дальнего Востока.  Проходило сие действо в славном городе  (как оказалось), - Красноярске.  Мало того, что организаторы уступили гостям много первых мест, для нас были организованы многие экскурсии в достопримечательности окружающего ландшафта.

Некоторыми достопримечательностями,  окаймляющими город Красноярск являются горы Куйсумского нагорья.  Красивая речка с чистой водой по имени – Базаиха.  Не далеко от её устья возвышается величавая хмурая скала Такмак.  Которая относится к группе скал природного  скального  парка «Столбы».  По столбам лазиют «столбисты»*.   И самым величавим штрихом на это благолепие ложится русло великой и могучей Сибирской реки – Енисея. Так уж совпало, что по этому руслу течет река с таким же названием – Енисей. Как так вышло – старожилы уже не помнят. Но вышло оно красиво.

Сама легенда. 

Это было так давно, когда не было ещё письменности. Когда люди жили в полной гармонии с окружающей действительностью.  И эта действительность отражалась в их наивных и детских взглядах величавой природой, обилием дичи в лесах и большими рыбами в реках**.

 И не знали эти края власти кесарей и  цезарей.  Народец местный был красив и силен. Жили тем что давала земля кормилица, и бог – Ярило. Но чтоб порядок существовал, и не было б анархии  - был в тех местах дядька особый смотрящий за порядком по данному   экономическому региону по имени – Такмак.  Что имя сие означало – легенда умалчивает, а автор ПРОЗы Ру – Владимир  Романов  вряд  ли расшифрует.  Такмак этот славился крутостью нрава и тем, что держал питейные заведения  - Такмакдональсы.  Ещё он известен тем, что единственная дочь среди его сыновей – отличалась красотой  не виданной.  Замолкали соловьи***,    когда она гуляла по лесу. Любопытные птенцы вываливались из гнёзд,  а  совы сворачивали  себе шеи,  глядючи на такую красоту.  А солнце отказывалось появляться на небо, ибо смыслу не было, ибо она, дочка Такмака, а звали её Базаиха, освещала своей приглядностью всю округу. И рукодельница была и плясунья и певунья. Пойдет направо – песню затянет. Пойдет налево – сказы старинные вещает…

Стоит ли говорить об том, что женихи ездили к Такмаку сватать его прекрасную Базаиху со всех краев света. И из дальней Тмутаракани, из  провинциальной  Арийской земли, и из  совсем спальных и престижных Колымских мест  ехали сваты и  везли  золотишко…   Да тока все энто было зазря.  Потому что в сердце у ней уже созрела любовь тайная и любовь – ответная.  Давно уж нравился Базаихе молодец статный по имени Ионесси.  Родом он был из южных мест, тех, что подпирали небо шпилями Саянских гор.  Горы были так высоки, что местные люди любили повторять,  взирая на сие божественное  творение:

- Алтыхир комалдыр учюдил!

Что переводилось  примерно как – Не каждая птица долетит до середины Саян…

  …Матушка родила сына  в период глобального  потепления  и  летнего таяния ледников в Саянских горах. Этот период местные жители называли – Ионесси, что означало на ихнем – Большая вода. Потом случилась в тех южных  местах неожиданная экспансия ещё более южных племен, которые уходили от жары в более пригодные для житья северные регионы тогдашней Сибири.  И вот так, оказавшись вытесненным ещё малолетним  пацаном со своей исторической родины, -  оказался Ионесси в самом центре Сибири в качестве  мигранта. Без прав, без документов и страхового полюса.    Когда вырос да возмужал – то такой красоты и силы набрался, что на праздниках народных самому Такмаку вызов бросал в качестве соперника  в различных потехах и забавах, а уж девки тамошние в ночь на Ивана Купала в кустах уже заранее его голые поджидали….

Но ясен пень,  что папашку такой жених без роду, да племени не очень-то и устраивал, а все ж любил он дочу свою,  и неволить тоже не хотел.  Все надеялся -   может она одумаетса.

Как-то в Сибири случилось очередное народное гуляние по поводу очередного приезда из-за  Каменного пояса очередной группы  уполномоченных  по  тарифам и квотам.  Типа: - Мужики – нехорошо так, делиться нужно…

Они каждый раз приезжали, да вот  тока никто из них от такой жизни вертаться назад не хотел. Ассимилировали   их  тут же на месте.  Тех, кто выживал после недельного загула. 
В такой-то день и задумала дочка Базаиха папаньку своего уговорить – выдать за Ионесси её замуж.  Хранились в её светлой головке детские воспоминания о том, что папка в подпитии становился добрым неимоверно; то дочьке петушка сладкого даст, то камешек самоцветный,  а то и серебряну  денежку….

Вот когда сидел папанька за столом праздничным да слушал здравицы от пришлых людей,  - и стала Базаиха просить его о сокровенном:
- Папенька мой любезный!  Мил мне красавец  Ионесси! Без роду – без племени,  да сердцем чист и душою – светел…
  Папанька завсегда, как доча пред очи являлась – сердцем мягок делался…   И уж совсем было решил гостям  о своем согласии об помолвке объявить.  Да гость  один  дальний, рожу хитру скроил, видать сам глаз положил на девку энту, да и говорит:

 - А не бывало у нас никогды, да чтоб девки сами женихов выбирали!  Воля отцова – превыше всего быть должна!

…И ишшо – князем Такмака обозвал…

От слов этих,   да от лести прежде сказанной - помутился рассудок у Такмака:
-  Да никогда не бывать этому! Такое моё авторитетное княжеское слово!

 Базаиху тоже отчаяние взяло:

- Ах, так, – говорит, – ежели ты против моей любви, то  я сей же час пойду и утоплюсь!

Гости стали зубы скалить и подначивать князя:
- Нету, мол, в твоих владениях реки,  в которой утопнуть  можна!..  Никуды она не денетса!

Рассвирепел князь.  Велел дочку в светлице накрепко запереть…   И тётку стеречь поставил.
Дальше вот чо:  Внимательный читатель помнит, что люди те жили в гармонии с природой. Почти все ведунами были. Слова   заветные  знали. Руды в земле  сокрытые  видели. Вот Такмак  во гневе и наговорил такого, что богатырь тот Ионесси – облик свой поменял  да стал рекой широкой да могучей.  И как родился он в Саянских горах, так понес свою печаль  от тех мест к самому Северному морю…

…Прошло несколько дён…

…Пока длилось веселье – Базаиха томилась в светлице. Долго просила  она  тетку  сжалиться  и  отнесть весточку до  Ионесси...  Расплакалась тетка, да и рассказала про отцово злодеянье…

Очень закручинилась девушка Базаиха.  Пока папанька пил с гостями – она много слез пролила по своему возлюбленному в светлице сидючи.  Так много, что сама стала речкой светлою, трепетною да любви жаждущей.  И потекла она стремительно к тому, кто ждал её в горе и томленьи и счел уж потерянной  навеки…

И соединились они в порыве страсти! И счастью их не  было предела! Ибо влюбленные всегда находят друг – друга!

…А папенька Такмак  после недельного  запою решил таки выдать Базаиху за пришлого инспектора, - страшного,  да на язык лживого, да на помыслы – грязного…

Стал он кликать дочь свою любимую да единственную:

 –  Дочь моя любимая да единственная!  А  явись-ка пред   мои… э…  ясны очи! Счастем тебя одарю!  Коего ты хотела!

Ан   не идет она до папеньки….   Никада такова не было…

…И рассказали тогда люди про его чудачество хмельное, каковое он в силу  абстиненции не помнил, и про то, что доченька к нему придти никак не могёт…

Выбежал Такмак на вершину холма: Видит – река могучая величаво воды свои мимо проносит, и облик её знаком…  И что-то трепетное   к энтой  реке меж  дерев пробивается…  До боли знакомое…  Отцову сердцу – милое…

Понял Такмак всю глубину  своего злодеянья…   Осознал он всю необратимость процесса…
Загрустил, запечалился, затосковал…. 

…Вот уже столетия пронеслись.  Люди другие живут на берегах Енисея.  До сих пор стоит Такмак на том же самом месте в образе серой гранитной скалы, в образе пошибленного мхом да ржавым лишайником -  утеса…   И просит, и просит у них прощения и пытаетса  вернуть  их  назад…. Но ниче не выходит…  Величав и могуч  Енисей, и нет ему дела до каменного истукана.   И так же безоглядно  бежит  от родительскова дома к своему возлюбленному - чистая и непорочная  Базаиха…

…С тех давних пор повелась у влюбленных традиция: приезжают они к устью Базаихи, и в том месте, где сливается она с Енисеем, опускают на воду венки из полевых цветов, как знак того, что для любви нет преград и расстояний…


******

  *- Читай:http://www.proza.ru/2009/04/07/242
 **- Читай: В. Астафьев. "Царь - рыба".
***- Читай: http://www.proza.ru/2010/06/08/813
     Доказано что в ту пору в Сибири жили соловьи и еноты.

******
Фото: Туман на Енисеем. Вид на скалу Такмак.
      Фото любезно предоставлено экскурсоводом Танечкой.