Шах Исмаил Хатаи

Асим Мамедов
    Во имя Аллаха милостивого и милосердного!

    Родился 17 июня 1487 г. в Ардебиле, умер 23 мая 1524 г. там же.
    Годы правления 1501-1524.
    Первый шах из династии Сефевидов, восьмой сефевидский шейх.
    Третий сын 31-го потомка Имама Али (а.)-шейха Гейдара от жены Алямшах бейим, дочки Акгоюнлинского короля Хасана Длинного и греческой принцессы Феодоры.
    Шах Исмаил Хатаи был великим монархом. Пуская в ход силу и ум, великодушие и благородство, он уже в 14 лет захватив столицу Тебриз, объявил себя шахиншахом Азербайджана. В два года он вместе со своими братьями и матерью оказался в тюрьме, в семь стал править Ардебилем, в 14 объявил себя шахиншахом Азербайджана, а к 23-м годам контролировал Восточную Турцию, часть Грузии, Азербайджан, Ирак, Иран, Афганистан и государство Узбеков-вот этапы его стремительного восхождения к славе. Прекрасное образование и глубокая вера во Всевышнего сформировали из него одного из самых лучших правителей в истории человечества.
    Карл Маркс так сказал о нём: "Основатель династии Сефевидов Шах Исмаил был завоевателем. За четырнадцать лет своего правления, он покорил четырнадцать областей."

    Эпоха предшествующая вступлению на трон шаха

    В конце XV века междоусобицы между акгоюнлинскими принцами привели к ослаблению государства. Мелкие и крупные феодалы, обирали крестьян и это становилось причиной кризиса сельского хозяйства, что ещё более ухудшало положение сельских тружеников. Непомерные налоги, разрушенные дороги, произвол чиновников и прочие обстоятельства привели страну к полному упадку. Умные головы Азербайджана понимали необходимость создания единого, централизованного государства.
    В этот момент на политической арене Азербайджана появилась религиозно-политическая организация Сефевидов. Её основателем был 26-й потомок дочери Пророка Мухаммеда (с.)-Фатимы (а.) и Имама Али (а.)-шейх Сефиаддин Ардебили (1252-1334). Сефевиды призывали людей к социальному равенству и всеобщему братству и поэтому нашли много последователей не только по всему Азербайджану, но и в Сирии, Малой Азии, Гилане и других странах. Сефевидам удалось создать маленькое религиозное государство-Ардебиль (типа Папской области), где официальным вероисповеданием был объявлен шиизм.
    Ближе к концу XV века 6-й сефевидский шейх-Гейдар поставил себе целью объединить раздробленные азербайджанские земли в составе единого государства, но был предательски убит братом своей жены-акгоюнлинским королём Ягубом, видевшим в Гейдаре политического противника. Ягуб заключил детей Гейдара-Султанали, Ибрагима и 2-х летнего Исмаила в темницу Истехр. После смерти короля между его родственниками Байсонгуром и Рустамом началась борьба за трон. Последний, надеясь использовать сефевидов против Байсонгура, освободил братьев из тюрьмы. Сразу после освобождения старший из братьев-Султанали выступил вместе с силами Рустама в походе против Байсонгура. Бой, завершился победой объединённых сил Рустама и Султанали. Байсонгур и его союзники потерпели поражение, а он сам был убит. Султанали с победой возвратился в Ардебиль. Но героизм и умение, которое показали в бою Султанали и его сефевиды, напугало преспешников Рустама. По наушению своего всемогущего визиря Абих Султана, он убивает Султанали. Чтобы спасти Исмаила от той же участи, приближённые увозят его в соседний Гилан. Там, несмотря на все попытки, Рустаму не удаётся убить Исмаила. В Гилане будущий шах получает образование под руководством лучших учёных своего времени. К нему на поклон приезжают знатные сефевиды из Караджадага, Ардебиля, Сирии и выражают свою покорность.

    Начало завоеваний

    В 1499-м году Исмаил покинул Гилан и отправился в дальний путь, чтобы собрать воедину своих сторонников. Пройдя тысячи километров он попадал в разные климаты, разные страны, встречался с племенами с незнакомыми обычаями, но где бы не побывал, сумел найти единомышленников. Тысячи, десятки тысяч людей с Анатолии пошли за этим молодым человеком. Разочаровавшись в суннитских правителях Османской Империи, анатолийцы, и в особенности сивасцы, устаджлу и караманские туркмены пойдя за шахом, встали на правильный путь шиизма. Рассвирепевший от бегства своих подданых, Селим так отреагировал на это: "Жители Анатолии, став ардебильцами, превратильсь в отступников!"
    Первичной целью Исмаила было нанести удар по государству Ширваншахов. В 1500 г. он, вместе со своими сторонниками совершил поход на Ширван. После нескольких дней штурма, он захватил столицу Ширвана-Баку, и прибрал к рукам богатую казну Ширваншахов. После этого Исмаил напал на Гюлистанскую крепость. Но осаждённые уверенно оборонялись, и Исмаил вынужден был отступить. Вскоре он получил тревожную весть, о том, что акгоюнлинцы собрав сильную армию, готовятся напасть. В этот судьбоносный для страны момент, он собрал своих полководцев, которых называл "столпами государства" и спросил: "Что вы желаете-трон Азербайджана, или крепость Гюлистан?" Они единагласно ответили: "Желаем Азербайджан!" Наконец в середине 1501 года состоялась решающая битва с Акгоюнлу. Сефевиды победили, а Исмаил сражаясь в первых рядах, воодушевлял своих воинов. Весной 1501 года Исмаил, захватив Тебриз, объявил себя шахиншахом Азербайджана и основал Сефевидское государство. Название новосозданное государство получило в честь вышеупомянутого предка Исмаила-святого Сефиаддина, основавшего дервишский орден "Сефевийе". Ведущие позиции в управление Сефевидской Империей занимала азербайджанская знать из могущественного рода кызылбашей. Государство было поделено на области, называемые беклярбекствами, а беклярбеки назначались только из числа кызылбашей. Вскоре Исмаил захватил Восточную Турцию, Иран, Ирак, Грузию, Афганистан, государство Узбеков и превратил Сефевидов в могущественную империю.
    Шах Исмаил объявил родной азербайджанский язык государственным на огромной территории от Дербента до Персидского залива. Стихи самого Исмаила, писавшего под псевдонимом Хатаи, заметно обогатили язык, и он считается классиком азербайджанской литературы. Сразу после коронации Исмаил вдвое уменьшил налоги и повинности. Шах покровительствовал науке, литературе и исскуству, был начальником придворных поэтов, а также религиозной главой шиитов. Период правления Исмаила был назван рассцветом Персии.

    Чалдыранская трагедия

    Таким образом к 1510 году шах Исмаил, расширивший границы своей империи от Дербента до Персидского залива, мог считать себя победителем, воплотившим в жизнь великие политические замыслы отца-шейха Гейдара. Мелкие феодалы, раздиравшие страну и обиравшие народ, были усмирены. Но Исмаил, купавшийся в лучах славы, не думал почевать на лаврах, он продолжал служить народу, которому решил посвятить свою жизнь. Какой-то султан, вассал Исмаила, написал ему дружеское письмо и вдобавок отправил группу танцовщиц, чтобы развлечь венценосного адресата, на что шах ответил: "Я муж сражений и не нуждаюсь в таких "собеседницах". Мне надобно не зная покоя, кружить на коне вокруг Отечества моего."
    Но в жизни всё не может быть гладко. И эта идиллия между справедливым монархом и благодарным народом продолжалась недолго.
    Создание сильного Исламского государства встревожило Западные страны. Завистливые европейские глаза, не переносящие успехов молодого государства, давно мечтали столкнуть две мусульманские страны-Азербайджан и Османскую Турцию. Поэтому ещё когда маленький Исмаил жил в Гилане, к нему приезжали европейские послы и натравливали против суннитов-турков. В презренном деле рассоривания двух братских народов активную роль сыграл папа римский Лев X. Как и все папы того времени, этот "святой отец" больше занимался интригами и кознями, чем делами духовными. В письме европейским правителям, обострение азербайджано-османских отношений Лев X назвал "удобным моментом, созданным Богом для христианского мира".
    Надо отметить, что с отцом Селима-Баязитом II у Исмаила, несмотря на все наущения европейцев, сложились вполне добрососедские отношения. В письме отправленном Баязиту II в 1504 году, Исмаил обращался к нему весьма уважительно, называя отцом. Но всё изменилось с захватом власти в Османской Империи отце и братоубийцей Селимом I. В середине 1514 года он созвал диван в Адрианполе и объявил войну с "еретиками" азербайджанцами "священным" долгом всех мусульман. Незадолго до боя Португалия обещала Исмаилу огнестрельное оружие, но обманула. За 10 часов до сражения, полководцы Исмаила, Мухаммед хан Устаджлу и Нурали Хулафа Румлу, знакомые с тактикой османов предложили ему ночную атаку. Но шах ответил: "Я не разбойник, нападающий на караван. Пусть всё будет так, как решит Бог."
    23 августа 1514 года, на Чалдыранской равнине состоялся кровавый бой...
    Битва началась бешеной атакой сефевидской конницы по оба фланга турецкой армии. На левом фланге Исмаил прорвал вражеский строй и зашёл в турецкий тыл (его натиск был настолько стремительным, что артиллерия не успела нанести ему вреда). На правом фланге, возглавляемом предателем Мухаммед хан Зульгадаром, атака завершилась полной неудачей-сефевиды попали под беспощадный огонь пушек и отступили с большими потерями. Селим развернул все свои войска против Исмаила, положение которого сделалось очень тяжёлым, однако он ещё надеялся на победу. Как сам шах, так и его воины проявили в этой битве беспретендентный героизм и отвагу. В разгаре сражения Исмаил оказался лицом к лицу с известным турецким богатырём Али-беком Малгучоглу. Ничуть не смутившись этим, Исмаил нанёс ему по голове удар мечом такой силы, что голова турка вместе со шлемом раскололись на две половинки. В том месте, где находился шах враги отступили, но общий ход битвы оказался неудачным для сефевидов. Главной причиной этого было наличие ста турецких пушек против трёх азербайджанских. В одном из эпизодов битвы Исмаил с мечом в руках бросился на артиллерию врага, но его конь потерял равновесие и упал вместе со всадником. В этот опасный для жизни шаха миг он был спасён кызылбашем по имени Султанали Мирза Афшар, который был внешне очень похож на Исмаила. Он выступил вперёд с криком: "Я шах!" и сумел увлечь за собой вражеских солдат. Эта преданность и отвага стоила ему жизни. Тем временем некий Хызр-ага Устаджлу подвёл Исмаилу другого коня. Вместе с 300 кызылбашами он прорвался сквозь вражеский строй и ускакал в Тебриз.
    В сентябре Селим вступил в Тебриз и начал грабить город. Он приказал своим солдатам истребить всё население города, но турецкие воины, большинство которых исповедовало бекташизм, близкий по духу шиизму, отказались выполнять приказ тирана и убивать братьев по вере и крови азербайджанцев. Обломанный собственными солдатами, Селим поджав хвост, бесславно покинул Тебриз. Но напоследок решил нанести Исмаилу последний удар: похитил любимую жену шаха Таджлы бейим. За её освобождение Селим потребовал территориальные уступки, но получил категорический отказ Исмаила, который не мог предать интересы страны ради личного счастья. Шах Исмаил умер в возрасте 36-ти лет, так и не увидев снова любимую жену.
    Чалдыранская битва стала самой кровавой в истории резнёй когда-либо имевшей место между тюркскими государствами. Как и в Анкаре, как и в Отлуг-бейли христианам вновь удалось стравить братские тюркские племена. Считающаяся большой победой для Турции Чалдыранская битва, на самом деле стала общей трагедией всего тюрко-исламского мира и победой западной дипломатии. После Чалдыранской битвы мощь Сефевидского государства пошла на убыль.

    Дальнейшее правление

    После Чалдыранской битвы и до самой смерти шах Исмаил больше не участвовал в военных операциях. Это было обосновано не страхом перед войной, а нежеланием проливать кровь людей. За эти годы Исмаил значительно укрепил основы государства, народ жил спокойно, в городах и сёлах не было разрушений.
    Одним из первых начинаний, совершённых Исмаилом после прихода к власти, стало восстановление Марагинской абсерватории, пришедшей в упадок после падения государства Хулагидов. На восстановительные работы шах направил знаменитого астронома и математика Гиясаддина, в короткий срок завершившего реставрацию. После этого детище Насираддина Туси заработало как прежде.
    Сразу после установления своей власти Исмаил распорядился открыть в Тебризе библиотеку. В этом уникальном очаге знаний были собраны редчайшие экземпляры старинных книг и древних рукописей. Начальником библиотеки был назначен Камаладдин Бехзад (позже, уже во времена Тахмасиба, он сошьёт жемчужину мирового ковраткачества-ковёр "Шейх Сефи"). При дворе шаха Исмаила творила целая плеяда талантливых художников, среди которых выделялся Султан Мухаммед. Он сделал иллюстрации к таким литературным произведениям, как "Шахнамэ", "Гюлистан", "Хамсэ" Низами Гянджеви. Его миниатюры хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Лондона, Лейпцига, Венеции, Стамбула и Парижа. Сам Исмаил тоже довольно неплохо рисовал и иллюстрировал обложку книги "Тарих-и Алям Арайи".
    Во времена, когда европейцы считались "кафирами", а за ориентацию на Европу можно было угодить за решётку, шах Исмаил старался перенять у европейцев всё самое передовое. В период с 1507-1508 года были установлены дипломатические отношения с Папской Областью, Венецией, Неаполитанским королевством и с островными государствами Кипр и Родос. В то время Ислам не разрешал рисовать людей по европейскому обычаю, но Исмаил заказал венецианскому послу и художнику (его имя не дошло до нас) нарисовать свой портрет. Картина получилась превосходной и прекрасно сохранилась до наших дней, а на данный момент хранится в Уффицийском музее, во Флоренции.
    Налаживание связей с Европой ещё раз доказывает, что шах Исмаил не был религиозным фанатиком, старавшемся огородить Азербайджан от остального мира, как стараются его представить некоторые "учёные".
 
    Хобби

    Помимо того, что Исмаил был шахом и одновременно поэтом, у него было ряд увлечений, среди которых можно выделить четыре главных: 1) борьба, 2) каллиография, 3) музыка, 4) охота.
    С первых дней правления Исмаил распорядился открыть по стране несколько зорхан (говоря современным языком-спортивных комплексов). Исмаил сам в детстве посещал зорхану, а уже будучи шахом регулярно приходил смотреть чемпионат страны. А о физической силе шаха в народе до сих пор ходят легенды. В 13-ти летнем возрасте он убил огромного пещерного медведя, нападавшего на людей. А чего только стоит вышеописанный случай с турком Али-беком! Турецкий султан попросил у Исмаила меч, которым он совершал свои подвиги. Исмаил прислал ему этот меч, но в руках султана он наносил вполне посредственные удары. Тогда султан направил Исмаилу вопросительное письмо: "Шах, кажется, ты меня обманываешь, меч то не тот!", на что тот ответил: "Меч то тот, а вот рука не та!"
    Среди учёных мужей обучавших Исмаила в Гилане, было немало каллиографов, поэтому неудивительно, что он обладал красивым почерком и прекрасно рисовал. Самая известная работа шаха Исмаила, это "Битва против Абульхаир-хана", изображённая на обложке книги "Тарих-и Алям Арайи".
    Также он обладал прекрасным голосом и играл на музыкальном инструменте под названием барбад.
    Ну и конечно же, как и все правители и короли, обожал охоту.

    Смерть

    Шах Исмаил Хатаи умер в 37 лет (возраст гения!), на самом рассцвете своей жизни и творчества. Незадолго до смерти Исмаил вышел на охоту. Сразу по окончании охоты он тяжело заболевает и срочно возвращается в Ардебиль. Там ему тоже не становится лучше. Его решили перевезти в столицу Тебриз. По дороге, в местечке Мангутай, близ Сараба Исмаилу становится так плохо, что его люди решают разбить лагерь. Вмешательство врачей не помогает. Поэт правитель умирает 23 мая 1524 года. Его тело доставляют в Ардебиль, и хоронят в фамильном склепе сефевидов-мавзолее "Шейх Сефи".
    Что же стало причиной смерти шаха Исмаила в самом расцвете сил? Рискну выдвинуть три версии:
    1. За полгода до своей смерти Исмаил женился в третий раз и не на ком нибудь, а на дочери своего вассала ширваншаха Шейхшаха. Можно предположить, что Шейхшах, с целью избавиться от вассальной зависимости, дал дочке указание отравить Исмаила. Но это мало вероятно: если бы правда вскрылась наружу, то сефевиды под видом мести за своего шаха могли бы без труда стереть Ширваншахов с лица земли. А может всё гораздо проще: просто 19-ти летней девушке не хотелось жить со "старым" и она убила мужа, чтобы выйти за молодого и красивого принца? Но и эта версия отпадает: дочь ширваншаха вышла замуж за Исмаила добровольно и к тому же, по утверждению одного венецианского посла, шах и в 36 лет оставался "молодым и красивым и любая девушка влюбилась бы в него".
    2. Во время Чалдыранской битвы Исмаил получил ранение. Могло ли это стать причиной его смерти? Ведь его конь потерял равновесие и Исмаил упал с большого расстояния? Во первых стоит отметить, что по счастливой случайности Исмаил даже не ушибся при падении, а ранение получил совсем в другом эпизоде. Во вторых рана была сквозная и повреждения такого типа дают о себе знать через два, максимум пять, но никак не через десять лет! А из всех остальных битв Исмаил выходил целым и невредимым. Таким образом версия с ранением тоже отпадает.
    Что же тогда всё-таки послужило причиной смерти Исмаила??? 3-я и самая вероятная версия: как было отмечено в самом начале, период с 2-х по 7-ми лет Исмаил провёл в тюрьме. Несомненно 5-ти летнее пробывание в душной, сырой темнице (да ещё в таком возрасте) не пройдёт бесследно, и оставит глубокий след на всю жизнь. Именно там тяжёлую болезнь заработал средний брат Исмаила-Ибрагим, и скончался в молодом возрасте. Несмотря на поразительную физическую силу, в дождьливую погоду Исмаил всегда плохо себя чувствовал и жаловался на боль в костях. Неслучайно, что он умер именно весной, когда обостряются все болезни.
    Несмотря на короткую жизнь, шах Исмаил оставил неизгладимый след в истории Азербайджана и всего человечества. И как закономерность, он стал единственным правителем Азербайджана, которому народ посвятил высшее проявление своей любви-дастан!
    На смертном одре, Исмаил собрав своих детей, сказал следующие слова: "В наследство я оставляю вам три вещи: веру, язык и честь. Где бы вы не были, берегите их как зеницу ока!"

    Творческое наследие

    Несмотря на то, что Исмаил прожил короткую жизнь и большинство своего времени посвятил государственным делам, он оставил большое поэтическое наследие из 400 газелей, 100 касыд, 4-х бейтов и одной мукамы. Он писал под псевдонимом Хатаи, что означает "грешник". Но почему такой набожный человек, как шах Исмаил взял столь странный псевдоним? Дело в том, что на самом деле псевдоним звучал как "Хатайи", (от одноимённого тюркского племени, проживавшего в Ардебиле), и сегодня зная об этом, мы искажаем его имя. Но чтобы не ломать сложившиеся стереотипы, я решил всё же писать в виде "Хатаи". Именно он первым в истории азербайджанской поэзии создал стих на основе слога. Его поэзия превозносит такие качества, как любовь, дружбу, преданность и напрочь отвергает низкие чувства, типа лжи, корысти, предательства, зависти. Глубокой ненавистью проникнуто его стихотворенье к врагу человечества Язиду:
    Я знаю-это слова Бога
    И посему я обьявляю проклятье Язиду
    Проклинать Язида достойно поощрения,
    И поэтому я обьявляю проклятье Язиду.

    Гордость мира-Мухаммед Мустафа,
    Царь мужей-Али, тайна Божья,
    Мой имам, как и Хасан созданье благодати,
    И потому я обьявляю проклятье Язиду.
но Хатаи писал не только про религию: большинство его стихов носят лирический характер. Любовная лирика Хатаи настолько чиста, настолько исходит от души, что пробивает человека до слёз. Вспомним его газель "Душа моя". В этой газели каждая строчка, каждое слово звучит как крик души, которую разединяют с любимой:
    Душа моя, жизнь моя-счастлива будь!
    Простимся,-в далёкий собрался я путь...

    Душа моей плоти умершей,-живи!
    Со мной пришлось тебе горя хлебнуть!

    Немало я пролил и крови и слёз,-
    Прости меня милая, не обессудь...

    Тоска, словно чёрные кудри твои,
    Мешает мне нынче на солнце взглянуть.

    Я видел толпу возле окон твоих,-
    И горько мне стало, и дрогнула грудь...

    Пускай я погибну-ты вечно живи!
    Но мученика Хатаи не забудь!
(Перевод Дм. Голубкова)
    В поэзии Хатаи важное место занимают и эпические произведения. Среди них можно выделить "Дэхнамэ" ("Десять писем"), и "Насихатнамэ" ("Книга наставлений"). "Дэхнамэ"-самое значительное и самое крупное по размеру произведение Исмаила. "Дэхнамэ"-это десять писем-обращений, которые пишут друг-другу Влюблённый (Ашуг) и его Возлюбленная (Мешуге). Содержание поэмы отражает переживания влюблённых: страдания Влюблённого, упрямство Возлюбленной, не желающей отвечать на его чувство, стоны и слёзы, болезнь Влюблённого, жалость и сострадание к нему, встреча с ним и т.п. Несмотря на то, что поэма создана в русле письменной эпической традиции, восходящей к гению азербайджанской поэзии Низами Гянджеви, "Дэхнамэ" вместе с тем отражает влияние народной поэзии и дастана-устного эпического повествования, занимающего всё большее место в литературе этого времени. В предисловии к поэме-"Бахарийе" Исмаил создал выразительную и реалистическую картину пробуждения природы, наступления весны. "Бахарийа" также показывает, что Хатаи обладал глубокими знаниями в области биологии:
    Зима прошла. Пришла пора весенняя.
    Трава взошла. Пришла пора цветения.
    Земля в зелёном. Платье обновила,
    И всё немое вдруг заговорило.
    Залопотало всё, захлопотало,
    Запело, зажурчало, засвистало.
    Ручей с ручьём, сливаясь шаловливо,
    Заполоскал подол поникшей ивы.
    Бутон раскрыл уста от изумленья.
    И смеха взрыв, и сразу взрыв цветенья...
Хатаи написал эту поэму в 1506-м году, в возрасте 19 лет. Любопытно, что он в таком раннем возрасте занимался не только государственными делами, но и создал такую оригинальную поэму, как "Дэхнамэ". Поэт-правитель считал своим долгом писать в форме народной-ашугской поэзии, понятной даже самым безграмотным слоям населения. Большое значение придавал слову:
    Слово есть отсечёт голову,
    Слово есть остановит войну.
Такой великий поэт, как Мухаммед Физули посвятил своё первое крупное произведение "Опиум и вино" именно ему. На основе жизни и борьбы шаха Исмаила Муслим Магомаев-старший создал одноимённую оперу. В связи с усилевшемся в последнее время интересом к личности шаха Исмаила Хатаи, ему посвящают форумы, симпозиумы, книги. В Баку в честь него назван район и станция метро, в Ардебиле установлен величественный памятник.
   P.s. Мне кажется рассказ о шахе Исмаиле будет немного неполным без его очень трогательного на мой взгляд завещания. В переводе на русский оно звучит примерно так:

     "Я очень старался. Возмужав, я приложил много усилий к тому, чтобы не было войны. Но не получилось. В моей написанной для Cултана Селима газели я описал характеры окружающих меня людей, которые за моей спиной плетут интриги, а в лицо — льстиво улыбаются. Я знал, что вокруг меня никого нет, пустота. Мой дядька, Леле Гусейн-бек постарел. Мать и братья давно умерли, большинство приближенных, преданных мне воинов уже состарились, мечи выпали из когда-то могучих рук… В то время, как я к войне совершенно не был готов, те, кто окружали меня, старались стравить меня с соседями, особенно с Султаном Селимом, направляли ему от моего имени оскорбительные письма и «подарки».
    А за день до той роковой Чалдыранской битвы, которую я считаю самой трагической за всю мою жизнь, я видел сон. Снилось мне, что я в горах преследую марала. Но, когда я почти догнал его, марал скрылся в какой-то пещере. Следом за ним сунулся в эту пещеру и я. В страхе остановился. В пещере сидит семиглавый дракон, и из каждой пасти, клянусь моим предком Мухаммедом, исторгается адское пламя. И всякий раз, как чудовище делает выдох — меня опаляет пламенем, а при вдохе затягивает внутрь, прямо в пасть, ей-богу.
    Затянуло меня стотысячное войско Селима. Здорово затянуло! Не успел я проснуться и рассказать свой сон, приближенные тут же начали советовать: «Давайте встретим Селима в пути, нападем на него внезапно, ночью». Но это было неприемлемо для моего достоинства, и я ответил: «Я не разбойник, грабящий караваны. Мужчина должен по-мужски встретить врага на поле боя, один на один». Его войско действительно намного превосходило мое по численности… Почему я не доверился мудрому перу эренов, устами Ибрагима передавшему мне известие и о численности войска Селима, и о его вооружении. Не прислушался я, окружающие не дали прислушаться: это неправда, сказали они, не бывает такого войска, они втравили меня в такую войну, которая навсегда запятнала мое имя.
    Вот это и было моей первой ошибкой. Мы встретились. Снова стали мне советовать: давайте помешаем установить орудия, нападем на врага, пока он еще не успел подготовиться к битве. И снова я не позволил. «Пусть подготовятся, — сказал, — Я вышел воевать в открытую». Я сам дал врагу возможность возвести железную крепость перед моими несчастными кази. Я не струсил, не схитрил, не применил уловок в битве. И вот это было моей второй ошибкой! Хатаи допускал непрерывные ошибки… В той битве, длившейся три дня, я потерял таких храбрецов-кази, каждый из которых сравнится мужеством с молодым львом…
    Самый тяжелый мой грех — то, что я разрешил остаться в Чалдыране Бахрузе-ханым и матери моего наследника Тахмаса Мирзы Таджлы-бейим. Обе они сражались в мужском одеянии. Обеих их, оказывается, позвали битвы во имя славы Родины. Мою Бахрузу взяли в плен, и потом, несмотря на все мои просьбы, Селим так и не вернул ее. Отдал невольницей какому-то придворному поэту. Это было для меня хуже смерти. Моя Таджлы! А моя храбрая Таджлы освободилась, сняв с себя и отдав Месих-беку все свои драгоценности. Ровно три дня, помимо надимов, от меня не отступали три молодых человека. Один из них охранял меня справа, другой — слева, а третий — сзади. Позади меня сражался дервиш Ибрагим! Прекрасным своим голосом он пел то мои нефесы, то свои гошмы, вселял мужество в моих храбрых кази. Когда он, залитый кровью, упал к копытам моего коня, я счел, что обрушилась прикрывавшая меня гора, спина моя осталась открытой. Я не знал, кто это, скрыв лицо под вуалью, сражается справа и слева от меня, считал, что преданные воины. Только когда они упали, пронзенные стрелами, я узнал несчастных. Одной была искусная танцовщица, красавица Айтекин, причину огромной ненависти ко мне которой я так никогда и не узнал, другой была воинственная женщина, бакинка, жена Гази-бека — Султаным-ханым. И их тоже призвала на поле боя Родина. Перед телами этих двух женщин я преклонил колени. Потом я узнал, что даже мой враг Султан Селим велел похоронить их, как подобает хоронить героев. Я был бы счастлив, если бы мои пять дочерей — Ханыш, Перихан-ханым, Мехинбану Султаным, Фирангиз-ханым, Шах Зейнаб-ханым, мои сыновья Невваб Кямьяб, Тахмас Мирза, Сам Мирза, Бахрам Мирза обладали таким же мужеством, как Айтекин и Бибиханым-Султаным, с такой же силой любили бы свой родной край, родной народ.
    Вот уже десять лет минуло после Чалдыранской битвы. И ни разу никто с тех пор не видел улыбки на моем лице, навсегда легла на него тень печали. Потому что это я, я сам, воодушевленный своими победами и завоеваниями, уверовав в свою непобедимость, выступил с меньшим по численности войском и допустил ошибки, обрекшие меня на вечные муки. Я доживаю последние дни моей жизни, дорогие мои потомки! За свою короткую, отпущенную мне Богом жизнь я сделал для вас все, что мог. Я старался силой меча объединить наш истерзанный на куски край — вот к чему были направлены все мои завоевания.
    Горсть родной земли считал я дороже горсти золота, одно коротенькое слово на нашем языке — выше меры драгоценностей. Во имя вечной жизни обоих — Родины и родного языка — я сделал все, что смог. Не поминайте меня проклятьями! Умножьте все то хорошее, что я начинал! Не повторяйте моих ошибок!.. Таково мое завещание. И еще я оставляю вам стихи. Если они доставят вам удовольствие, будет спокоен мой мятежный дух, я обрету в могиле покой. Три залога оставили нам мудрые предки, и я завещаю их вам: наш язык, нашу честь и нашу Родину — берегите же их как зеницу ока!"
 
    ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Асим Мамедов. "1514". Набросок романа.
2. az.wikipedia.org/../Sah_Ismayil_Xatai
3. История Азербайджана. Учебник для 8-го класса. Баку 2005
4. История. Пособие для абитуриентов. Баку 2008
5. Сабир Рустамханлы
6. Константин Рыжов. "Шах Исмаил I"
7. О. Эфендиев. "Азербайджанское государство Сефевидов". Баку 2007
8. az.wikipedia.org/../Caldiran_vurusmasi
9. en.wikipedia.org/wiki/Ismail I
10.Azerbaycan dili. 10-cu sinfi ucun derslik. Baki 2009
11. Отечество. Учебник для 5-го класса. Баку 2005
12. ru.wikipedia.org/wiki/Исмаил I
13. Шах Исмаил Сефеви и шиизм - Disput.Az/ Автор Quote
14. lib.liim.ru
15. Азербайджанская литература. Учебник для 8-го класса. Баку 2008
16. Чтение. Учебник для 4-го класса. Баку 2004
17. Azerbaycan dili. 8-ci sinif ucun derslik. Baki 2008
18. Асим Мамедов "Слово-перевод из шаха Исмаила Хатаи"
19. Шах Исмаил Хатаи - Bakililar.AZ Forum/ Автор: Kappo